Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА
Оценка 4.8

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепления представлений о газообразных веществах; способствовать формированию умения постановки проблемных вопросов. Развивающие: способствовать развитию наблюдательности и познавательного интереса, умения работать в группах. Воспитательные: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, культуры общения. Оборудование: оборудование для проведения опытов; рабочая тетрадь; полиэтиленовые пакеты, шприцы.
Урок 9. Воздух и его охрана.docx
У р о к   9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для  ознакомления   с   составом   и свойствами   воздуха,   с   понятием   «атмосфера»;   закрепления   представлений   о газообразных   веществах;   способствовать   формированию   умения   постановки проблемных вопросов. Развивающие:  способствовать   развитию   наблюдательности   и познавательного интереса, умения работать в группах. Воспитательные: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, культуры общения.  Оборудование:   оборудование   для   проведения   опытов;   рабочая   тетрадь; полиэтиленовые пакеты, шприцы. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Повторение изученного материала. 1. Эмоциональный настрой. Вы проверьте­ка, ребятки, На столе­то, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнём урок, Не теряя время, – в срок! 2. Тестирование. На места все тихо сядем, Не нарушив тишину, Ну а я, совместно с вами, Урок открытия тайн природы начну. Тест «Тела. Вещества. Явления» 1. Изменения, происходящие в природе, называются… а) явлениями природы; б) развитием природы;  в) ритмами природы. 2. Телами называются: а) все предметы, окружающие человека; б) предметы, сделанные руками человека; в) предметы живой природы. 3. Тела, сделанные руками человека, называются… а) природными; б) искусственными; в) рукодельными. 4. Тела природы – это: а) звёзды, камни, деревья; б) здания, воздух, углекислый газ, стекло; в) газ, лёд, солнце, карта. 5. Выбери и отметь вещество: а) ключ;  б) железо;  в) мост. 6. Выбери и отметь тела: а) шерсть;  б) пальто;  в) камень. 7. Найди «лишнее»: Тела могут быть а) твёрдыми;  б) мягкими;  в) жидкими;  г) газообразными. 8. Отметь условия существования жизни на Земле: а) тепло, деньги, жильё; б) свет, солнце, вода; в) воздух, свет, тепло, пища, вода. О т в е т ы : 1­а.  2­а.  3­б.  4­а.  5­б.  6­б, в.  7­б.  8­в. Ответьте на  в о п р о с ы ­ з а г а д к и :  •  Корнеплод, из которого получают сахар. (Свёкла.) •  Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота). •  Разновидность сахара. (Глюкоза.) •  С его помощью можно обнаружить крахмал. (Йод.) •  Кислота, используемая для приготовления консервов. (Уксус.) •  Наука о веществах. (Химия.) II. Сообщение темы урока. – Добрый   день,   мои   любители   природы.   Сегодня   мы   продолжим   с   вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тема урока «Воздух и его охрана». – Что вы знаете о воздухе? – Что вы хотите узнать? III. Изучение нового материала. 1. Что такое воздух. Опыты. Доказательство реальности воздуха. – Обратите внимание, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух – «ничего», пустое место. Это неверный ответ. В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые  опыты (каждый учащийся работает индивидуально):  а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается?  – Сделайте вывод. В ы в о д : в шарике есть воздух.  б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете?  В ы в о д : движение воздуха из шарика.  в) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.  – Что заметили?  – Может ли человек прожить без воздуха? (Ответы учащихся.) – Действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом –  воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух, окружающий нашу Землю, – это ее удивительная  «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную   работу   –   следит   за   климатом   на   нашей   планете.   Чтобы   за   осенью наступала зима, а за зимой – весна и лето. Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если   бы   Земля   не   была   окружена   воздухом,   мы   видели   бы   на   черном   небе огненный диск Солнца. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Как только не называют воздух: «воздушная оболочка», «воздушный океан», «атмосфера»! Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. 2. Состав и свойства воздуха. – Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78 %, кислорода – 21 % и углекислого газа – 1 %. «Газ» в переводе с греческого означает «хаос». Воздух – смесь газов. А история простая. Джозеф Пристли как­то раз, Окись ртути нагревая, Новый газ из колбы вышел, Никому он не знаком. Этим газом дышат мыши Опыт Джозефа Пристли. С целью проверки своего предположения о роли углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак мышь   –   довольно   быстро   животное   погибло,   тогда   он   под   такой   же   колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными Обнаружил странный газ. Газ без цвета, без названья, Ярче в нем горит свеча. Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит? веточками. – О каком газе идет речь?  (О кислороде. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выдыхают углекислый газ.) – Почему воздух полей и лесов чище городского? – Для чего человеку и другим животным нужен кислород? Кислород.  Великий   французский   химик   Антуан   Лавуазье   нашел   газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха,   цвета   и   вкуса.   В   воздухе   содержится   21  %   кислорода.   Газ   кислород поддерживает горение. Всё   живое   давно   бы   задохнулось,   если   бы   не   растения.  И   дуб­великан,   и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают растения в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.  Работа в рабочей тетради. – Откройте рабочую тетрадь (с. 18) и восстановите диаграмму, записав, какие газообразные   вещества   входят   в   состав   воздуха.   Подчеркните   название   газа, который живые существа поглощают при дыхании. – Какими же свойствами обладает воздух?  1. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? – Нет. – Через стену мы видим соседний класс? – Нет. – А предметы, которые находятся в классе, вы видите? – Да. – О каком свойстве воздуха это говорит? Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. 2. Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? – Зелёные. – Какого цвета школьная парта? – Коричневая. – А какого цвета воздух? – Он бесцветен. – Верно, это еще одно физическое свойство воздуха. 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по­разному? – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? – Чистый воздух не пахнет. Воздух не имеет запаха. 4. Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё о свойствах воздуха.  Опыт 1. Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не   входит   в   трубку   –   ее   «не   пускает»   воздух.   Будем   нагревать   колбу.   Что происходит? – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Почему это стало возможным? – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.  – Как же это объяснить? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из­за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.  Опыт 2.  Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим? – Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух как бы уступает воде часть   своего   места.   Это   происходит   потому,   что   воздух   при   охлаждении сжимается. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.  5. У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие   растения,   зимующие   под   снегом,   не   замерзают   потому,   что   между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. – У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом. – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. –  А   еще  зимой   на  лапках   у  рыжей   красавицы   вырастает   густая­прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно. – Мыши­полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно. –   А   некоторые   птицы   –   тетерев,   глухарь   –   в   самые   трескучие   морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:                             Веет стужею январь, Рябчик, тетерев, глухарь Глубоко зарылись в снег. Он их греет, словно мех. – Какое свойство воздуха объясняет эти факты?  (Воздух плохо проводит тепло.) – Послушаем стихотворение и ещё раз повторим свойства воздуха.  Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Воздух Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим. Физкультминутка Приглашая нас в свой дом. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех. Побежим скорее в класс. Там послушаем рассказ. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд. На опушке зайка ждет. Зайка прыгал под кустом, IV. Закрепление изученного материала. 1. Источники загрязнения воздуха. – Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»? – В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании   мы   поглощаем   кислород,   а   выделяем   углекислый   газ.   600   литров кислорода   необходимо   человеку   для   дыхания   только   на   один   день!   А   вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух   в   лесу!   В   нем   много   кислорода   и   полезных   веществ.   Ведь   деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые   запахи   ели   и   сосны,   аромат   дуба,   берёзы   и   лиственницы   очень полезны для человека. А   вот   в   городах   воздух   совсем   другой,   загрязненный.   Послушайте телеграмму,   которая   к   нам   пришла:   «Не   хватает   свежего   воздуха!   Нечем дышать!   Полчища   автомобилей   заполнили   улицы,   обрушили   на   нас   свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города». – Вы можете объяснить, с чем или с кем это связано? Источники загрязнения:  · фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль; · автомобили   выделяют   отработанные   газы,  в  которых   очень   много вредных веществ; · пожары, извержения вулканов; · загрязнение земли не переработанным мусором. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле! Работа по учебнику. – Что  люди должны сделать,  чтобы воздух был  чистым? Используя  текст учебника   (с.   48),   найдите   пути   решения   этой   проблемы.  (Чтобы   очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники.) – Перечислите основные источники загрязнения воздуха.  (Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб.)  Решение экологических задач (работа в группах). – Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.  Карточка № 1 Одно   предприятие   выбрасывает   в   атмосферу   200   т   сажи   в   год.   После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн.)  – Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?  (Установка очистных сооружений)  Карточка № 2 Клён выделяет в год 2 килограмма кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 килограммов.)  – Какой способ охраны воздуха указан в задачах? (Озеленение окружающей среды.)  В ы в о д : воздух надо охранять, заботиться о его чистоте. 2. Использование свойств воздуха. –   Сжатый   воздух   используют   в   пневматических   машинах.   Это,   например, отбойные и заклепочные молотки, которые можно внедрять в грунт или в уголь и откалывать его на куски. Существуют пескоструйные аппараты, которые дают сильную   струю   воздуха,   смешанную   с   песком.   Эти   аппараты   применят   для очистки стен. Сейчас нередко можно видеть работу специальных аппаратов, применяемых для   окраски   стен,   где   краску   распыляет   сжатый   воздух.   Сжатым   воздухом открывают и закрывают двери вагонов поездов метро, троллейбусов и автобусов. Стоп­краны,   имеющиеся   в   каждом   вагоне,   приводятся   в   действие   сжатым воздухом. В некоторых автомобилях в тормозных устройствах и в звуковых сигналах используется   сжатый   воздух.   Используется   он   и   в   двигателях   внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для подводной охоты с применением сжатого воздуха. В целом ряде химических и металлургических процессов применяется сжатый воздух. Тестирование. Тест «Воздух, его охрана» 1. Какие вещества входят в состав воздуха?  а) Водород, медь, цинк; б) кислород, азот, углекислый газ; в) хлор, фтор, йод. 2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?  а) Азот; б) кислород; в) углекислый газ. 3. Какими свойствами обладает воздух? а)   Прозрачен,  бесцветен,  без   запаха,  при   нагревании   расширяется,  а   при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло; б) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха. 4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?  а) При нагревании воздух расширяется; б) при охлаждении воздух сжимается; в) воздух плохо проводит тепло. 5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?  а)   Остановить   все   фабрики   и   заводы,   прекратить   заготовку   древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник; б) фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.  О т в е т ы : 1­б.  2­б.  3­а.  4­в.  5­б. – Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ! V. Итог урока. – Над какой темой работали? Что нового узнали? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 46–50 (читать, отвечать на вопросы); рабочая тетрадь, № 5, с. 20.

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Урок 9. ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017