Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Оценка 4.8

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
МХК
8 кл
05.03.2018
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
К учебнику: Мировая художественная культура, 7-9 класс, Данилова Г.И., 2013.,урок 14.2. "Дом — жилище человека". В течение своей эволюции люди использовали разные виды жилищ. Они служили для защиты человека от внешних погодных условий и живого природного мира, который угрожал человеку в течение всего его существования. Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. Об этом и многом другом можно узнать на данном уроке.
Конспект урока.docx
Конспект урока МХК Урок – игра «Дом, в котором мы живем» (8­9 класс) Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Учитель: Земленухина Ольга Викторовна Форма урока: урок­ игра. Метод: комбинированный, игровой. Модель обучения: базовая  Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Архитектура  народов мира». Задачи урока: образовательная     – расширение и закрепление знаний о художественной  культуре народов мира; развивающая     – развитие творческих и исследовательских способностей,  воображения; расширение кругозора; воспитательная – прививать интерес к самобытной культуре народов мира,  воспитание нравственности, патриотизма, чувства  прекрасного. Оформление урока:  рисунки, макеты домов,  кроссворды, стихи, музыка,  пословицы, поговорки, загадки, мультимедиа оборудование для просмотра  презентаций, компьютер,  Структура урока: Организационный этап. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Закрепление  опорных знаний       Физкультминутка. Закрепление изученного. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 1 Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за  урок. Ход работы: I. Организационный момент. Введение в тему урока. Приложение 1. Учитель: ­ Добрый день! Я рада приветствовать вас на занятии мировой  художественной культуры.   «… Посреди деревни виднелся деревянный……..     с мезонином, красной  крышей и темными или, лучше, дикими стенами, — ………     вроде тех,  как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов» Какое слово вы вставили в это  описание? (Дом)  О чем пойдет речь на уроке?  Подберите синоним к слову «дом». (Изба, сруб, иглу, юрта, жилье, квартира,  апартаменты и т.д.) Запишите тему урока «Дом, в котором мы живем» Эпиграфом к уроку я взяла слова великого русского писателя Николая  Васильевича гоголя: «Архитектура – это летопись мира, она говорит тогда,  когда уже молчат и песни, и предания». Исходя из темы урока,  давайте сформулируем его главную цель.    Поставьте в «Информационном листе»   на мишени 1 точку­выстрел, которая  отражала бы сейчас  ваши знания по этой теме. II. Основная часть занятия. (звучит музыка, на ее фоне ученик читает стихотворение Петра Давыдова) Как много в жизни значит Дом!  Как много жизненности в нём!  Начало, цель, причал и завершенье,  2 Он ­ точка А и точка В,  И в каждой бьющейся судьбе ­  Тропинок и путей соединенье.  Его покой, его уют,  Его защита и приют  Волнений внешних волны усмиряют,  Восстановленья ритуал,  И к Блага Дателю канал  Огнями созиданья наполняют.  В нём наши тело и душа  Дух переводят не спеша,  К непопранным готовясь покореньям,  В нём наша быль и наша суть,  В нём отразился весь наш путь  Для новых поколенье ­ воплощений.  Души любимый уголок!!!  Кораблик Духа дал гудок,  Внимание! Готовьтесь к отправленью!  От точки Я до точки ВСЕ  На осознанья колесе  Вселенной Дом ­ дорога Единенья!!! Учитель:                                                                                                                      ­ Дома, как и люди, имеют свою историю. Дом – начало начал, в нем мы  рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство  уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной  мере раскрывается характер народа, его культура и традиции.         И сегодня мы познакомимся с домами  народов мира, их разнообразием.  Мы совершим с вами путешествие в историю жилища, увидим, какой путь был 3 пройден от обиталищ первобытного человека до грандиозных построек XXI  века.      Наш урок необычен. Мы отправимся в путешествие,  для этого вы были  распределены на три группы: « Юные историки», «Отгадай­ка» и  «Этимологическая», и каждая группа получила свое домашнее задание. Итак, мы начинаем, в путь… Выступление творческой группы «Юные историки». Ученик: ­Жилище человека – это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа,  которому оно принадлежит.     С древних времен «человечество» и «дом» являются неразрывными  понятиями. Уже в глубине веков первобытный человек начинает  задумываться: где пережить холода, защититься от хищников.     Все это привело к началу «эры жилищ». Само обиталище первых людей не  отличалось особой затейливостью и комфортом – обычно это были темные,  малопригодны для жизни, пещеры.    ­ Свое развитие жилища получили в Древней Греции и Риме, где сочетания  инженерной мысли и греческой изящности привели к появлению совершенно  новых элементов в строительстве и декорировании зданий. Это были колонны, пилястры, прародители водопровода и канализационной системы и многое  другое. Но не везде все шло равномерно и одинаково. Существенные различия в менталитете и  культуре, традициях и устоях, климатических условиях вели к тому, что жители разных частей света строили совершенно разные типы  зданий.              К примеру, в суровых условиях севера, где свирепствовали морозы,  широкое распространение получили иглу, которые возводились из снега и  льда.              В  более теплом климате Древнего Рима это были инсулы – прообразы  современных многоэтажных зданий. 4 Богатая растительность Индонезии и близость моря позволяли строить  легкие жилые дома, однако в давние времена здесь существовала опасность  нападения врагов или диких животных, что заставляло индонезийцев  возводить дома на деревянных столбах (сваях)             Постоянные войны и битвы привели к появлению нового вида жилища.  Это были укрепленные и массивные дома­крепости.             Уникальным было и строительство в сельской местности, где  доминирующее положение занимали избы. А Восточной Европе это были  хаты, мазанки.             В архитектуре появляется понятие «традиционного жилища», которые  были построены в соответствии с традициями конкретной нации или  культуры. Например, это дома Японии и Китая.            Необходимость в компактности и легкой транспортабельности жилищ  привели к созданию разных видов шалашей.  Аборигены Америки строили  вигвам, типии, хоган.  Кочевые народы создавали быстро разбираемые дома:  монгольскую юрту, ненецкий  чум, чукотскую ярангу. Тяга человека, а точнее сильных мира сего, к роскоши, выразилась в  появлении помпезных и роскошных дворцов. Учитель: ­ Какое разнообразие жилищ вы сейчас увидели. Но человек всегда, еще с  глубокой древности, пытался не просто оберегать свой кров, но и уберечь его  от «нечистой силы», скрыть свои мысли и желания. И как один из приемов  тайного языка использовал загадку. И мы приглашаем сюда следующую творческую группу «Отгадай­ка»  Ученик: ­ Указывая на различные предметы дома, загадка не называла их однозначно.   Представления о жилище «одевались» в художественную, образную форму. ­ Давайте, ребята, и мы сейчас попробуем окунуться в глубокую древность,  познать силу устного народного творчества. 5 ­ Четыре брата годами равные, один главный. (Углы дома). ­ Кум с кумом видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок). ­ Много соседей  рядом живут, а никогда не видятся. (Окна). ­ Что в избе мерзнет, а на улице нет. (Оконные стекла). ­ Маленький Захарчик всем под ноги заглядчик. (Порог). ­ По сеням так и сяк, а в избу никак. (Дверь). ­ Без рук, без ног, а в избу не пускает. (Замок). ­ Белая старуха на одном месте сидит. (Печь). ­ В лесу родился, в лесу рос, в дом пришел всех вокруг себя собрал. (Стол). ­ С ногами – без рук, ­ С боками – без ребер, ­ Со спиной – без головы. (Стул). ­ Книга  раздвига о четыре листа, а середка пуста. (Изба). III   .Физкультминутка. IV. Закрепление изученного. Учитель: Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». Если бы эту поговорку  услышал наш далекий предок, он бы, наверное, сказал: «Мой дом – мой мир».  В северной русской избе можно было жить, не выходя из нее неделями, но при этом иметь доступ и к домашним животным, и к сеннику (сараю для сена), и к  кладовым. ­ Как вы думаете: какие и данных жилищ могли быть на Руси? 1.  Изба 2.  Землянка 3. Хоромы 4. Палаты 5. Терем 6 6. Особняк 7. Квартира 8. Вилла. ­ Отметьте правильные ответы в ваших информационных листах. Ответы учащихся. ­ А чтобы узнать, как вы справились с заданием, я приглашаю группу  «Этимологи». Ученики группы: ­ Итак, изба – очень древний вид жилища. Рубили ее, т.е. строили, из бревен,  используя чаще всего деревья хвойных пород 7­9 метров. Изба делилась на  теплую, жилую часть и холодную (клеть) – место, где хранили домашний  инвентарь и крестьянскую утварь. Особенность русского двора – дом строили  не рядом с воротами, а посередине двора. Землянка – углубленное в землю жилище прямоугольной или треугольной  формы. Хоромы – богатый жилой деревянный дом, часто из отдельных строений,  соединенный сенями и переходами. Палаты ­ русские средневековые, преимущественно жилые каменные или  кирпичные сооружения. Строились, как правило, в два­три или более этажей. Терем – верхний жилой ярус хором, а также были отдельные терема над  воротами. Особняк – респектабельный загородный дом богатых людей. Квартира – один из видов жилого помещения, состоящий из одной или  нескольких комнат с отдельным наружным выходом. Вилла ­ загородный или деревенский дом — в прошлом большинстве случаев  загородный дом в классическом римском и итальянском стиле,  предназначенный для сезонного проживания. ­ Значит правильный ответ: изба, землянка, хоромы, терем, палаты. Учитель: 7 ­ История строительства и декорирования богата и разнообразна, включая  разнообразные стили и направления. Она знавала и совершенно удивительные  типы жилищ, такие, как например, бочка Диогена или сказочная избушка на  курьих ножках. ­ А сейчас попробуйте по описанию определить названия жилищ: ­ Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (Хата) ­ Дворец или крепость феодала. (Замок) ­ Жилище из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (Вигвам) ­ Загородный дом с парком или садом (Вилла) ­ Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш) ­ Временное жилище в походных условиях (Палатка) Кочевой шалаш у некоторых народов Азии и Южной Сибири (Юрта) ­Сказочный дом Василисы Прекрасной (Терем) ­ Жилище Бабы ­Яги   (Избушка на курьих ножках) Ученик: Проходит время, за веком век, Рожден счастливым быть человек. Менялись люди и ритмы , Но мы без дома прожить не можем, Проходит время, за веком век, Всегда в заботах жил человек. Но в каждый праздник и в час досуга Уютный дом был лучшим другом Пускай мне хорошо в гостях, Но лучше дом родной. В каких бы ни был я местах, Всегда вернусь домой. Меня родные стены ждут – Помогут, защитят 8 Ведь дома нас всегда поймут Утешат и простят. V. Рефлексия деятельности  (подведение итогов занятия). Учитель: Обратимся к эпиграфу занятия, записанному на доске. Архитектура – летопись мира,  которая говорит тогда, когда  уже молчат и песни, и предания. Н. В. Гоголь ­ Согласны ли вы с мнением Н. В. Гоголя? Почему архитектура является  летописью мира?  (Ответы учащихся) ­ Действительно, из чего бы ни строилось жилище и как бы оно ни выглядело,  у всех народов оно считается центром, вокруг которого располагается весь  мир. Для каждого из нас это – маленькая планета, подобная большому  общему дому. ­ Давайте подведем итог нашему путешествию, но не совсем обычно. Мы  составим с вами синквейн. В переводе с французского это слово означает  «пять эмоций» или «пять впечатлений». Учащиеся по парам составляют синквейн. Учитель:  ­ Американский фантаст Теодор Старджон так описывает жилой дом на  порожденной его воображением планете Ксанаду, где создано идеальное, с его точки зрения, общество: «… Они уже наполовину прошли парк, когда Брил наконец понял, что это и  есть жилище Уонайна. Никаких стен и границ не заметно. В одном месте дом  поднимается высоко, в другом это просто площадка между двумя цветочными клумбами; там комната становится террасой, здесь лужайка служит ковром;  над ней, оказывается, крыша. Дом разделен не столько на комнаты, сколько на 9 открытые пространства – то подобием сквозной садовой решетки, то просто  иной цветовой гаммой. И нигде ни одной стены. Негде спрятаться, укрыться,  запереться. Вся округа, всё небо без помехи заглядывают в дом, видят его  насквозь, и весь этот дом – одно огромное окно в мир. VI. Рефлексия. А теперь поставьте точку­выстрел на мишени, которая отражала ваши знания  по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущей мишенью. Кто  улучшил свои знания? VI. Домашнее задание ­ Каким же будет «завтра нашего жилища». Ответить на этот вопрос вы  попытаетесь дома. Попробуйте слегка приоткрыть дверь в грядущее,  подготовив творческий проект «Дом будущего» или «Дом моей мечты» Можете использовать следующий план: 1.Внешний вид жилища. 2. Материалы и особенности архитектуры. 3. Интерьер. Учитель:  ­ Издревле люди на Руси жили в защищенном мире. Чтобы добрая сила всегда окружала и берегла их, они стали украшать свой дом символами и узорами.  Мы с вами тоже частица нашей истории, поэтому я хочу подарить вам на  память небольшие сувениры. Пусть они оберегают ваш дом и принесут в него  счастье и удачу. 10 Используемые литература и ресурсы: 1. Львова Е.Л., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая  художественная культура. (Очерки истории). – СПб.:Питер, 2006. 2. Мировая художественная культура. 7 – 8 классы. Под ред. Даниловой  Г.И. – М.:Дрофа, 2006. 3. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура:  Интегрированные задания. 7­9 классы. – М.: ООО 2ТИД «Русское  слово­РС», 2006 4. 2.Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам  «Мировая художественная культура» 7­9 класс. М.: Дрофа,2008 . 5. 3. Львова Е.Л., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая  художественная культура. (Очерки истории). – СПБ.: Питер, 2006.   http://www.nashe.ru/kartaev/4595/?branch=93847&pg=3  http://www.lomonosov.org/friend­esses/friend­esses588.html  http://www.photohost.ru/showpicture.php?pictugalleryid=10027&days=&sti=  http://dictionary­of­art.narod.ru/txt/09/0376.htm   http://www.stingtur.ru/mountains.shtml?lagonaki_07  http://www.radiorus.ru/news.html?rid=4342&date=25­03­2009&id=341510  http://fotki.yandex.ru/users/SH­HeL2008/viewed/   http://hellwolf.beon.ru/11636­388­peschera­drevnih.zhtml      http://www.snowbd.ru/news/show/V­Grandvalire­otkroetsya­otel­iglu/81617  http://lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=1932  http://g2.travel.ru/g2/main.php?g2_itemId=8108  http://www.good­cook.ru/i/big/d/d/dd3b97f2bd4db17f7b32a9d13c88e8df.jpg  http   ://   ru   .  wikipedia  D   0%98%  D   0%   D   0%   B   7%   D   0%   B   1%   B   0    .  org   /  wiki    /%    11

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»

Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018