К учебнику: Мировая художественная культура, 7-9 класс, Данилова Г.И., 2013.,урок 14.2. "Дом — жилище человека".
В течение своей эволюции люди использовали разные виды жилищ. Они служили для защиты человека от внешних погодных условий и живого природного мира, который угрожал человеку в течение всего его существования. Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. Об этом и многом другом можно узнать на данном уроке.
Конспект урока.docx
Конспект урока МХК
Урок – игра «Дом, в котором мы живем» (89 класс)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Земленухина Ольга Викторовна
Форма урока: урок игра.
Метод: комбинированный, игровой.
Модель обучения: базовая
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Архитектура
народов мира».
Задачи урока:
образовательная
– расширение и закрепление знаний о художественной
культуре народов мира;
развивающая
– развитие творческих и исследовательских способностей,
воображения; расширение кругозора;
воспитательная – прививать интерес к самобытной культуре народов мира,
воспитание нравственности, патриотизма, чувства прекрасного.
Оформление урока: рисунки, макеты домов, кроссворды, стихи, музыка,
пословицы, поговорки, загадки, мультимедиа оборудование для просмотра
презентаций, компьютер,
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Закрепление опорных знаний
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
1 Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за
урок.
Ход работы:
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
Приложение 1.
Учитель:
Добрый день! Я рада приветствовать вас на занятии мировой
художественной культуры.
«… Посреди деревни виднелся деревянный…….. с мезонином, красной
крышей и темными или, лучше, дикими стенами, — ……… вроде тех,
как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»
Какое слово вы вставили в это описание? (Дом) О чем пойдет речь на уроке?
Подберите синоним к слову «дом». (Изба, сруб, иглу, юрта, жилье, квартира,
апартаменты и т.д.)
Запишите тему урока «Дом, в котором мы живем»
Эпиграфом к уроку я взяла слова великого русского писателя Николая
Васильевича гоголя: «Архитектура – это летопись мира, она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания».
Исходя из темы урока, давайте сформулируем его главную цель.
Поставьте в «Информационном листе» на мишени 1 точкувыстрел, которая
отражала бы сейчас ваши знания по этой теме.
II. Основная часть занятия.
(звучит музыка, на ее фоне ученик читает стихотворение Петра Давыдова)
Как много в жизни значит Дом!
Как много жизненности в нём!
Начало, цель, причал и завершенье,
2 Он точка А и точка В,
И в каждой бьющейся судьбе
Тропинок и путей соединенье.
Его покой, его уют,
Его защита и приют
Волнений внешних волны усмиряют,
Восстановленья ритуал,
И к Блага Дателю канал
Огнями созиданья наполняют.
В нём наши тело и душа
Дух переводят не спеша,
К непопранным готовясь покореньям,
В нём наша быль и наша суть,
В нём отразился весь наш путь
Для новых поколенье воплощений.
Души любимый уголок!!!
Кораблик Духа дал гудок,
Внимание! Готовьтесь к отправленью!
От точки Я до точки ВСЕ
На осознанья колесе
Вселенной Дом дорога Единенья!!!
Учитель:
Дома, как и люди, имеют свою историю. Дом – начало начал, в нем мы
рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство
уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной
мере раскрывается характер народа, его культура и традиции.
И сегодня мы познакомимся с домами народов мира, их разнообразием.
Мы совершим с вами путешествие в историю жилища, увидим, какой путь был
3 пройден от обиталищ первобытного человека до грандиозных построек XXI
века.
Наш урок необычен. Мы отправимся в путешествие, для этого вы были
распределены на три группы: « Юные историки», «Отгадайка» и
«Этимологическая», и каждая группа получила свое домашнее задание.
Итак, мы начинаем, в путь…
Выступление творческой группы «Юные историки».
Ученик:
Жилище человека – это своего рода зеркало, отражающее жизнь народа,
которому оно принадлежит.
С древних времен «человечество» и «дом» являются неразрывными
понятиями. Уже в глубине веков первобытный человек начинает
задумываться: где пережить холода, защититься от хищников.
Все это привело к началу «эры жилищ». Само обиталище первых людей не
отличалось особой затейливостью и комфортом – обычно это были темные,
малопригодны для жизни, пещеры.
Свое развитие жилища получили в Древней Греции и Риме, где сочетания
инженерной мысли и греческой изящности привели к появлению совершенно
новых элементов в строительстве и декорировании зданий. Это были колонны,
пилястры, прародители водопровода и канализационной системы и многое
другое. Но не везде все шло равномерно и одинаково. Существенные различия
в менталитете и культуре, традициях и устоях, климатических условиях вели
к тому, что жители разных частей света строили совершенно разные типы
зданий.
К примеру, в суровых условиях севера, где свирепствовали морозы,
широкое распространение получили иглу, которые возводились из снега и
льда.
В более теплом климате Древнего Рима это были инсулы – прообразы
современных многоэтажных зданий.
4 Богатая растительность Индонезии и близость моря позволяли строить
легкие жилые дома, однако в давние времена здесь существовала опасность
нападения врагов или диких животных, что заставляло индонезийцев
возводить дома на деревянных столбах (сваях)
Постоянные войны и битвы привели к появлению нового вида жилища.
Это были укрепленные и массивные домакрепости.
Уникальным было и строительство в сельской местности, где
доминирующее положение занимали избы. А Восточной Европе это были
хаты, мазанки.
В архитектуре появляется понятие «традиционного жилища», которые
были построены в соответствии с традициями конкретной нации или
культуры. Например, это дома Японии и Китая.
Необходимость в компактности и легкой транспортабельности жилищ
привели к созданию разных видов шалашей. Аборигены Америки строили
вигвам, типии, хоган. Кочевые народы создавали быстро разбираемые дома:
монгольскую юрту, ненецкий чум, чукотскую ярангу.
Тяга человека, а точнее сильных мира сего, к роскоши, выразилась в
появлении помпезных и роскошных дворцов.
Учитель:
Какое разнообразие жилищ вы сейчас увидели. Но человек всегда, еще с
глубокой древности, пытался не просто оберегать свой кров, но и уберечь его
от «нечистой силы», скрыть свои мысли и желания. И как один из приемов
тайного языка использовал загадку.
И мы приглашаем сюда следующую творческую группу «Отгадайка»
Ученик:
Указывая на различные предметы дома, загадка не называла их однозначно.
Представления о жилище «одевались» в художественную, образную форму.
Давайте, ребята, и мы сейчас попробуем окунуться в глубокую древность,
познать силу устного народного творчества.
5 Четыре брата годами равные, один главный. (Углы дома).
Кум с кумом видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок).
Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна).
Что в избе мерзнет, а на улице нет. (Оконные стекла).
Маленький Захарчик всем под ноги заглядчик. (Порог).
По сеням так и сяк, а в избу никак. (Дверь).
Без рук, без ног, а в избу не пускает. (Замок).
Белая старуха на одном месте сидит. (Печь).
В лесу родился, в лесу рос, в дом пришел всех вокруг себя собрал. (Стол).
С ногами – без рук,
С боками – без ребер,
Со спиной – без головы. (Стул).
Книга раздвига о четыре листа, а середка пуста. (Изба).
III
.Физкультминутка.
IV. Закрепление изученного.
Учитель:
Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». Если бы эту поговорку
услышал наш далекий предок, он бы, наверное, сказал: «Мой дом – мой мир».
В северной русской избе можно было жить, не выходя из нее неделями, но при
этом иметь доступ и к домашним животным, и к сеннику (сараю для сена), и к
кладовым.
Как вы думаете: какие и данных жилищ могли быть на Руси?
1. Изба
2. Землянка
3. Хоромы
4. Палаты
5. Терем
6 6. Особняк
7. Квартира
8. Вилла.
Отметьте правильные ответы в ваших информационных листах.
Ответы учащихся.
А чтобы узнать, как вы справились с заданием, я приглашаю группу
«Этимологи».
Ученики группы:
Итак, изба – очень древний вид жилища. Рубили ее, т.е. строили, из бревен,
используя чаще всего деревья хвойных пород 79 метров. Изба делилась на
теплую, жилую часть и холодную (клеть) – место, где хранили домашний
инвентарь и крестьянскую утварь. Особенность русского двора – дом строили
не рядом с воротами, а посередине двора.
Землянка – углубленное в землю жилище прямоугольной или треугольной
формы.
Хоромы – богатый жилой деревянный дом, часто из отдельных строений,
соединенный сенями и переходами.
Палаты русские средневековые, преимущественно жилые каменные или
кирпичные сооружения. Строились, как правило, в дватри или более этажей.
Терем – верхний жилой ярус хором, а также были отдельные терема над
воротами.
Особняк – респектабельный загородный дом богатых людей.
Квартира – один из видов жилого помещения, состоящий из одной или
нескольких комнат с отдельным наружным выходом.
Вилла загородный или деревенский дом — в прошлом большинстве случаев
загородный дом в классическом римском и итальянском стиле,
предназначенный для сезонного проживания.
Значит правильный ответ: изба, землянка, хоромы, терем, палаты.
Учитель:
7 История строительства и декорирования богата и разнообразна, включая
разнообразные стили и направления. Она знавала и совершенно удивительные
типы жилищ, такие, как например, бочка Диогена или сказочная избушка на
курьих ножках.
А сейчас попробуйте по описанию определить названия жилищ:
Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (Хата)
Дворец или крепость феодала. (Замок)
Жилище из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (Вигвам)
Загородный дом с парком или садом (Вилла)
Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш)
Временное жилище в походных условиях (Палатка)
Кочевой шалаш у некоторых народов Азии и Южной Сибири (Юрта)
Сказочный дом Василисы Прекрасной (Терем)
Жилище Бабы Яги (Избушка на курьих ножках)
Ученик:
Проходит время, за веком век,
Рожден счастливым быть человек.
Менялись люди и ритмы ,
Но мы без дома прожить не можем,
Проходит время, за веком век,
Всегда в заботах жил человек.
Но в каждый праздник и в час досуга
Уютный дом был лучшим другом
Пускай мне хорошо в гостях,
Но лучше дом родной.
В каких бы ни был я местах,
Всегда вернусь домой.
Меня родные стены ждут –
Помогут, защитят
8 Ведь дома нас всегда поймут
Утешат и простят.
V. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учитель:
Обратимся к эпиграфу занятия, записанному на доске.
Архитектура – летопись мира,
которая говорит тогда, когда
уже молчат и песни, и предания.
Н. В. Гоголь
Согласны ли вы с мнением Н. В. Гоголя? Почему архитектура является
летописью мира? (Ответы учащихся)
Действительно, из чего бы ни строилось жилище и как бы оно ни выглядело,
у всех народов оно считается центром, вокруг которого располагается весь
мир. Для каждого из нас это – маленькая планета, подобная большому
общему дому.
Давайте подведем итог нашему путешествию, но не совсем обычно. Мы
составим с вами синквейн. В переводе с французского это слово означает
«пять эмоций» или «пять впечатлений».
Учащиеся по парам составляют синквейн.
Учитель:
Американский фантаст Теодор Старджон так описывает жилой дом на
порожденной его воображением планете Ксанаду, где создано идеальное, с его
точки зрения, общество:
«… Они уже наполовину прошли парк, когда Брил наконец понял, что это и
есть жилище Уонайна. Никаких стен и границ не заметно. В одном месте дом
поднимается высоко, в другом это просто площадка между двумя цветочными
клумбами; там комната становится террасой, здесь лужайка служит ковром;
над ней, оказывается, крыша. Дом разделен не столько на комнаты, сколько на
9 открытые пространства – то подобием сквозной садовой решетки, то просто
иной цветовой гаммой. И нигде ни одной стены. Негде спрятаться, укрыться,
запереться. Вся округа, всё небо без помехи заглядывают в дом, видят его
насквозь, и весь этот дом – одно огромное окно в мир.
VI. Рефлексия.
А теперь поставьте точкувыстрел на мишени, которая отражала ваши знания
по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущей мишенью. Кто
улучшил свои знания?
VI. Домашнее задание
Каким же будет «завтра нашего жилища». Ответить на этот вопрос вы
попытаетесь дома. Попробуйте слегка приоткрыть дверь в грядущее,
подготовив творческий проект «Дом будущего» или «Дом моей мечты»
Можете использовать следующий план:
1.Внешний вид жилища.
2. Материалы и особенности архитектуры.
3. Интерьер.
Учитель:
Издревле люди на Руси жили в защищенном мире. Чтобы добрая сила всегда
окружала и берегла их, они стали украшать свой дом символами и узорами.
Мы с вами тоже частица нашей истории, поэтому я хочу подарить вам на
память небольшие сувениры. Пусть они оберегают ваш дом и принесут в него
счастье и удачу.
10 Используемые литература и ресурсы:
1. Львова Е.Л., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая
художественная культура. (Очерки истории). – СПб.:Питер, 2006.
2. Мировая художественная культура. 7 – 8 классы. Под ред. Даниловой
Г.И. – М.:Дрофа, 2006.
3. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура:
Интегрированные задания. 79 классы. – М.: ООО 2ТИД «Русское
словоРС», 2006
4. 2.Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам
«Мировая художественная культура» 79 класс. М.: Дрофа,2008 .
5. 3. Львова Е.Л., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая
художественная культура. (Очерки истории). – СПБ.: Питер, 2006.
http://www.nashe.ru/kartaev/4595/?branch=93847&pg=3
http://www.lomonosov.org/friendesses/friendesses588.html
http://www.photohost.ru/showpicture.php?pictugalleryid=10027&days=&sti=
http://dictionaryofart.narod.ru/txt/09/0376.htm
http://www.stingtur.ru/mountains.shtml?lagonaki_07
http://www.radiorus.ru/news.html?rid=4342&date=25032009&id=341510
http://fotki.yandex.ru/users/SHHeL2008/viewed/
http://hellwolf.beon.ru/11636388pescheradrevnih.zhtml
http://www.snowbd.ru/news/show/VGrandvalireotkroetsyaoteliglu/81617
http://lifecity.com.ua/?l=knowledge&mod=view&id=1932
http://g2.travel.ru/g2/main.php?g2_itemId=8108
http://www.goodcook.ru/i/big/d/d/dd3b97f2bd4db17f7b32a9d13c88e8df.jpg
http
:// ru . wikipedia
D 0%98%
D 0%
D 0%
B 7%
D 0%
B 1%
B 0
. org
/ wiki
/%
11
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Урок – игра «Дом, в котором мы живем»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.