Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Оценка 4.7

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
17.12.2018
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Публикация является частью публикации:
Урок – игра «Грамматические секреты причастия».docx
воспитывать   собранность,   дисциплинированность,              Урок   –   игра   «Грамматические   секреты Тема   урока  причастия» Ф.И.О. учители Филюшина Олеся Анатольевна Класс 7 «А» Цель   урока:  повторение   и   обобщение   изученного   материала   по   теме «Причастие»,   продолжить работу по воспитанию у учащихся культуры родного языка и патриотизма. Задачи:  Обучающая: формировать умения отличать причастия от других частей речи, находить их в тексте, образовывать от существительных и глаголов; уметь употреблять в речи; Развивающая:  развивать внимание, память, формировать исследовательские умения, развивать логическое мышление, речь; умение анализировать, делать выводы; Воспитательная:  вдумчивое отношение к русскому языку. Планируемые результаты: Предметные: ­   уметь   находить   причастия,   определять   его   грамматические   признаки, правильно   писать   и   объяснять   орфограммы,   связанные   с   написанием причастий; ­ выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; ­ уметь определять роль причастий в художественном тексте. Личностные:  ­   формирование   ответственного   отношения   к   учению,     готовности   и способности   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к обучению   и   познанию,   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве со сверстниками; ­ уметь проводить самооценку учебной деятельности. Метапредметные: ­ уметь планировать свои действия в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивать результаты своей работы (регулятивные УУД); ­   уметь   слушать   собеседника,   выражать   и   отстаивать   своё   мнение (коммуникативные УУД); ­   уметь   систематизировать   изученный   материал,   работать   с   различными источниками информации (познавательные УУД). Тип урока: урок систематизации знаний. Форма проведения:  дидактическая   мотивирующая   игра «Грамматический марафон». Компьютер,   мультимедийный   проектор,   учебник,   карточки, Ресурсы: маршрутный лист. УМК: Ладыженская Т.А. и др. учебник русского языка для 7 класса. Формы   организации   деятельности:  индивидуальная   работа,   фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа. Ход урока I. Орг. Момент слайд №1 Начинаем наш урок.  Очень хочется, чтоб впрок  Он пошел нам, и тогда  Будем грамотны всегда II. Сообщение темы урока. Слайд №2  Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова Вот свойство мое обязательное:  Склоняюсь я, как прилагательное.  На все вопросы его отвечаю.  Глагол по значению напоминаю. Создание мотивации: Слайд №3,   Обсуждение эпиграфов: Проблемный вопрос. О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему? Часть речи, причастная глаголу,  в образе прилагательного. В.И.Даль Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов ­ О Какой части речи идет речь? Тема сегодняшнего урока? Слайд №4 «Грамматические секреты причастия» ­   Сегодня   мы   будем   обобщать   знания,   полученные   в   ходе   изучения   темы «Причастие», а пройдет наш урок в форме игры « Грамматический марафон». На дистанции, состоящей из 6 этапов, мы:  закрепим   навыки   правописания   причастий   и   постановки   знаков препинания при причастном обороте;  активизируем   вашу   самостоятельную   деятельность   по   обобщению сведений о причастии; проведем тестирование с самооценкой знаний по теме с использованием «Маршрутных листов».  продолжим работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку. Победит   тот,   кто   наберет   максимально   возможное   количество   баллов (max47),   на   разных   этапах   нашей   грамматической   дистанции,   заполняя   « Маршрутный лист» III. Обобщение и систематизация знаний 1. Этап марафонской дистанции экспресс­опрос «Кто быстрее?» (За каждый правильный ответ 1 балл­ max 7баллов) Слайд №5, Поднимаем руку и отвечаем Ответьте на вопросы: 1. Каково грамматическое значение причастия? o Обозначает признак предмета по действию 2. Каковы постоянные признаки причастия? o Вид, действительное или страдательное, возвратность, время 3. Какие времена есть у причастия? o Настоящее и прошедшее 4. Какого времени нет? o Будущего 5. Каковы непостоянные признаки причастия? o Род, падеж, число 6. Какие признаки глагола есть у причастия? o Вид,   время,   возвратность,   бывает   сказуемым,   образуется   от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом 7. Какие признаки прилагательного есть у причастия? o Род, число, падеж, обозначает временный признак. 2. –Слайд №6   Второе задание, перед вами листки с текстом и заданием к тему. Прочитайте текст, определите тему текста, тип и стиль речи, выпишите из   текста   причастия,   выделите   суффиксы,   определите   вид   и   время.  (15 баллов) Фронт еще не улегся многоверстной неподатливой гадюкой. На границе вспыхивали   кавалерийские   стычки   и   бои.  В   первые   дни  после   объявления войны   германское   командование   выпустило   щупальцы   —   сильные кавалерийские   разъезды,   которые   тревожили   наши   части,   скользя   мимо постов,   выведывая   расположение   и   численность   войсковых   частей.   Перед фронтом 8­й армии Брусилова шла 12­я кавалерийская дивизия под командой генерала Каледина. Левее, перевалив австрийскую границу, продвигалась 11­я кавалерийская дивизия. Части ее, с боем забрав Лешнюв и Броды, топтались на месте, — к австрийцам подвалило подкрепление, и венгерская кавалерия с наскоку шла на нашу конницу, тревожа ее и тесня к Бродам.  Роман­эпопея Григорий   Мелехов   после   боя   под   городом   Лешнювом   тяжело переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решетки. Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза. (М. Шолохов «Тихий Дон») томах), первая книга которого написанная  двадцатитрехлетним   Михаилом Шолоховым   в   1928 году,   центральное   произведение   всей   литературной деятельности советского автора. Писался роман о судьбе донского казачества в непростое время как для всей Европы (период Первой мировой войны) так и для России (Гражданская война) на протяжении 15 лет, издавался с 1928 по 1940 год. ... После написания серии   рассказов   о   казаках,   Шолохов решает написать более развернутое литературное произведение на эту тему и в 1925 году приступает к выполнению задуманного.  «Тихий Дон» четырех     (в     ­   (Актуализация   грамматических   знаний.   Назовите   виды   причастий? (Действительные,   страдательные)   С   помощью   чего   образуются действительные причастия настоящего времени?  ­ Итак, (С помощью суффиксов­ащ, ­ящ, (от глаголов 2спр.);­ущ, ­ющ(от глаголов 1 спр.) С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов ­ ш, ­вш).С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов   –   ом,   ­   ем   (от   глаголов   1   спр.);   ­им   (от   глаголов   2   спр.).С помощью   чего   образуются   страдательные   причастия   прошедшего времени? (С помощью суффиксов – н,­ нн, ­вш).   пойманная   рыба, 3. – Слайд №7 Этап марафонской дистанции «Цифровой диктант» (За   каждое   правильно   выполненное   задание   1   балл­   max   8баллов   ). Цифрой   1   обозначь   действительное   причастие,   цифрой   2   – страдательное причастие: Умывающийся   мальчик,   разобранный   забор, пролиставший   книгу,   оберегаемая   от   росы,   лечащий   врач,   согретые костром, увиденные нами. _ Поменяйтесь тетрадями и Маршрутными листами  . Код: 1,2,2,1,2,1,2,2 Актуализация орфографических знаний. 4. ­  Слайд №8 Повторим правила правописания причастий. Отвечают ученики Рассмотрите таблицу, вспомните правила правописания н­ и ­нн­ в причастиях.  ­  Слайд №9 Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл­ max 4балла). Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н ­ НН ? Слайды №11,12 Отточенный карандаш, выструганные половицы, беленные мелом стены, купленный товар. Самопроверка. Слайд № 10 Оздоровительная минутка для глаз. Слайд № 11 6. Актуализация знаний о причастном обороте. Слайд №12  Вопросы:  Что называют причастным оборотом?  Как обозначается причастный оборот на письме? 7. ­  Слайд № 13 Этап марафонской дистанции «Основной этап марафона» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл­ max 13баллов). От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. ­ Расставьте знаки препинания.  Самопроверка. Слайд №14 IV. Итог. «Грамматический марафон» завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность. Самооценка Слайд №15  44 ­35 баллов – оптимально(5)  35­20 баллов – высоко (4)  20­15 баллов – достаточно (3) Меньше 15 низко (2) В маршрутном листе проставьте балл и оценку. Листы сдадите на проверку. Рефлексия Кому   на   уроке   было   интересно,   он   обобщил   и   систематизировал   знания, нарисуйте веселого смайлика. Кто испытывал затруднения ­ грустного. Слайд №16Домашнее задание Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет. На   образовательных   порталах   найти   крылатые   слова   и   выражения,   где встречаются причастия:

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»

Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018