Урок – игра «Грамматические секреты причастия».docx
воспитывать собранность,
дисциплинированность,
Урок – игра «Грамматические секреты
Тема урока
причастия»
Ф.И.О. учители Филюшина Олеся Анатольевна
Класс 7 «А»
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме
«Причастие»,
продолжить работу по воспитанию у учащихся культуры родного языка и
патриотизма.
Задачи:
Обучающая: формировать умения отличать причастия от других частей речи,
находить их в тексте, образовывать от существительных и глаголов; уметь
употреблять в речи;
Развивающая: развивать внимание, память, формировать исследовательские
умения, развивать логическое мышление, речь; умение анализировать, делать
выводы;
Воспитательная:
вдумчивое отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
уметь находить причастия, определять его грамматические признаки,
правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием
причастий;
выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с
причастными оборотами;
уметь определять роль причастий в художественном тексте.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
уметь проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленными целями и
задачами, оценивать результаты своей работы (регулятивные УУД);
уметь слушать собеседника, выражать и отстаивать своё мнение
(коммуникативные УУД);
уметь систематизировать изученный материал, работать с различными
источниками информации (познавательные УУД).
Тип урока: урок систематизации знаний.
Форма проведения: дидактическая мотивирующая игра «Грамматический
марафон». Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки,
Ресурсы:
маршрутный лист.
УМК: Ладыженская Т.А. и др. учебник русского языка для 7 класса.
Формы организации деятельности: индивидуальная работа, фронтальная
работа, работа в группах, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Орг. Момент слайд №1
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда
II. Сообщение темы урока. Слайд №2
Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в
стихотворении П. Чеснокова
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Создание мотивации: Слайд №3,
Обсуждение эпиграфов:
Проблемный вопрос.
О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?
Часть речи, причастная глаголу,
в образе прилагательного.
В.И.Даль
Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
О Какой части речи идет речь? Тема сегодняшнего урока?
Слайд №4 «Грамматические секреты причастия»
Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы
«Причастие», а пройдет наш урок в форме игры « Грамматический марафон».
На дистанции, состоящей из 6 этапов, мы:
закрепим навыки правописания причастий и постановки знаков
препинания при причастном обороте; активизируем вашу самостоятельную деятельность по обобщению
сведений о причастии; проведем тестирование с самооценкой знаний по
теме с использованием «Маршрутных листов».
продолжим работу по воспитанию бережного, внимательного отношения
к русскому языку.
Победит тот, кто наберет максимально возможное количество баллов
(max47), на разных этапах нашей грамматической дистанции, заполняя «
Маршрутный лист»
III. Обобщение и систематизация знаний
1. Этап марафонской дистанции экспрессопрос «Кто быстрее?»
(За каждый правильный ответ 1 балл max 7баллов) Слайд №5, Поднимаем
руку и отвечаем
Ответьте на вопросы:
1. Каково грамматическое значение причастия?
o Обозначает признак предмета по действию
2. Каковы постоянные признаки причастия?
o Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
3. Какие времена есть у причастия?
o Настоящее и прошедшее
4. Какого времени нет?
o Будущего
5. Каковы непостоянные признаки причастия?
o Род, падеж, число
6. Какие признаки глагола есть у причастия?
o Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от
глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом
7. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
o Род, число, падеж, обозначает временный признак. 2. –Слайд №6 Второе задание, перед вами листки с текстом и заданием к
тему. Прочитайте текст, определите тему текста, тип и стиль речи, выпишите
из текста причастия, выделите суффиксы, определите вид и время. (15
баллов)
Фронт еще не улегся многоверстной неподатливой гадюкой. На границе
вспыхивали кавалерийские стычки и бои. В первые дни после объявления
войны германское командование выпустило щупальцы — сильные
кавалерийские разъезды, которые тревожили наши части, скользя мимо
постов, выведывая расположение и численность войсковых частей. Перед
фронтом 8й армии Брусилова шла 12я кавалерийская дивизия под командой
генерала Каледина. Левее, перевалив австрийскую границу, продвигалась 11я
кавалерийская дивизия. Части ее, с боем забрав Лешнюв и Броды, топтались
на месте, — к австрийцам подвалило подкрепление, и венгерская кавалерия с
наскоку шла на нашу конницу, тревожа ее и тесня к Бродам.
Романэпопея
Григорий Мелехов после боя под городом Лешнювом тяжело
переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе,
часто в походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему австриец, тот,
которого срубил у решетки. Необычно часто переживал он во сне ту первую
схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию
своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от
себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза. (М. Шолохов «Тихий
Дон»)
томах),
первая книга которого написанная
двадцатитрехлетним Михаилом
Шолоховым в 1928 году, центральное произведение всей литературной
деятельности советского автора. Писался роман о судьбе донского казачества
в непростое время как для всей Европы (период Первой мировой войны) так и
для России (Гражданская война) на протяжении 15 лет, издавался с 1928 по
1940 год. ... После написания серии рассказов о казаках,
Шолохов
решает написать более развернутое литературное произведение на эту тему и
в 1925 году приступает к выполнению задуманного.
«Тихий Дон»
четырех
(в
(Актуализация грамматических знаний. Назовите виды причастий?
(Действительные, страдательные) С помощью чего образуются
действительные причастия настоящего времени?
Итак, (С помощью суффиксоващ, ящ, (от глаголов 2спр.);ущ, ющ(от
глаголов 1 спр.) С помощью чего образуются действительные причастия
прошедшего времени? (С помощью суффиксов ш, вш).С помощью чего
образуются страдательные причастия настоящего времени? (С помощью
суффиксов – ом, ем (от глаголов 1 спр.); им (от глаголов 2 спр.).С помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего
времени? (С помощью суффиксов – н, нн, вш).
пойманная рыба,
3. – Слайд №7 Этап марафонской дистанции «Цифровой диктант»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл max 8баллов ).
Цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 –
страдательное причастие:
Умывающийся мальчик,
разобранный забор,
пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые
костром, увиденные нами.
_ Поменяйтесь тетрадями и Маршрутными листами . Код: 1,2,2,1,2,1,2,2
Актуализация орфографических знаний.
4. Слайд №8 Повторим правила правописания причастий. Отвечают
ученики
Рассмотрите таблицу, вспомните правила правописания н и нн в
причастиях.
Слайд №9 Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл max 4балла).
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н НН ? Слайды №11,12
Отточенный карандаш, выструганные половицы, беленные мелом стены,
купленный товар.
Самопроверка. Слайд № 10
Оздоровительная минутка для глаз. Слайд № 11
6. Актуализация знаний о причастном обороте. Слайд №12
Вопросы:
Что называют причастным оборотом?
Как обозначается причастный оборот на письме?
7. Слайд № 13 Этап марафонской дистанции «Основной этап марафона»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл max 13баллов).
От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия.
Расставьте знаки препинания.
Самопроверка. Слайд №14
IV. Итог. «Грамматический марафон» завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете
баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.
Самооценка Слайд №15
44 35 баллов – оптимально(5)
3520 баллов – высоко (4)
2015 баллов – достаточно (3)
Меньше 15 низко (2)
В маршрутном листе проставьте балл и оценку. Листы сдадите на проверку.
Рефлексия
Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания,
нарисуйте веселого смайлика.
Кто испытывал затруднения грустного.
Слайд №16Домашнее задание
Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.
На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где
встречаются причастия:
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Урок – игра «Грамматические секреты причастия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.