Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика +1
10 кл—11 кл
19.09.2017
Условия конкурса: конкурс состоит из 5 туров, каждый из которых представлен серией заданий. За каждое правильно выполненное задание, каждый участник получает вознаграждение в СКВ. Стартовый капитал складывается из суммы индивидуальных вкладов. В итоге, та банковская группа, которая заработает больше, получает право дальнейшего финансирования нашей школы.
Статья.doc
Учитель информатики МОБУ «СОШ №4» г. Минусинска Шарапова Елена Васильевна.
Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Учебные цели урока: фронтальное повторение учебного материала, закрепление полученных
знаний, развитие навыка создания программ с применением подпрограмм.
Воспитательная цель урока: формирование творческого отношения к выполнению учебной
задачи, воспитание чувства товарищества, коллективизма.
Развивающая цель урока: формирование навыков интеллектуального труда, умение излагать свои
мысли и развить у детей способности к самостоятельному логическому мышлению.
Учащиеся должны знать:
структуру Паскаль программы, типы языка Паскаль, как описываются переменные, правила
записи команд, составной оператор, оператор присваивания, операции над целыми и
вещественными типами, стандартные процедуры и функции языка, команды ввода и вывода
данных;
виды циклов, формат их записи, правила выполнения и отличия одного циклического
оператора от другого;
как объявляются и как используются массивы при решении задач;
формат записи процедур и функций и как они вызываются из основной программы;
отличия локальных переменных от глобальных;
что такое формальные и фактические параметры, как записываются параметры, как они
передаются между процедурой и основной программой;
Учащиеся должны уметь:
выделять цифры из числа;
применять при решении задач функции div и mod;
составлять алгоритмы, в которых используются как условия, так и циклы;
решать задачи с использованием алгоритмов поиска элементов массива, удовлетворяющих
заданным условиям; заполнения массива по различным правилам; изменения элементов
массива;
составлять программы с применением подпрограмм.
Оборудование: 12 компьютеров, проектор, экран, доска.
План урока (на экране)
1. Вступление учителя. Приветствие банковских групп. 5 мин.
2. 1ый тур – вопросы командам. Каждая команда отвечает по очереди. 10 мин.
3. 2ой тур – «Исправь ошибки». По два человека от команды. 15мин
4. 3ий тур – «Гонка за лидером». По четыре человека от команды.15 мин
5. 4ый тур – «Зарисовки на тему…». Каждый участник банковской группы садится за ПК и
составляет программу. 20 мин
6. 5ый тур – проверка домашнего задания команд. Учащиеся групп задают друг другу вопросы
по языкам программирования, их назначению, особенностям .10 мин.
7. Подведение итогов и выставление оценок. 5 мин.
Примечание: Урок проводится для учащихся 10 или11класса. Группа из 14 человек делится на две
команды по 6 человек и 2 человека – президента банковских групп входят в состав жюри. Названия команд и приветствие ученики придумывают сами.
Задания для групп показаны на экране.
Вступление:
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас поставили перед фактом, что наша школа нуждается в
финансировании. За право финансирования борются 2е банковские группы: представьтесь,
пожалуйста, президенты и ваши группы.
Условия конкурса: конкурс состоит из 5 туров, каждый из которых представлен серией заданий.
За каждое правильно выполненное задание, каждый участник получает вознаграждение в СКВ.
Стартовый капитал складывается из суммы индивидуальных вкладов. В итоге, та банковская
группа, которая заработает больше, получает право дальнейшего финансирования нашей школы.
« Что мы помним, что мы знаем из прошедших школьных лет…»
1 тур
Учителем по очереди задаются вопросы сначала первой команде, а затем второй.
Правильный ответ оценивается в 50$
1 группа
2 группа
1. Для чего служат стандартные процедуры
write и writeln и в чём их различие?
2. Для чего служат стандартные процедуры
read или readln и в чём их различие?
3.Выберите среди перечисленных ниже слов
те, которые могут использоваться в языке
Pascal в качестве идентификаторов:
my_name, for, with, proba, cos, 10_klass,
ключ.
5. Определите тип выражения(integer или
real):
2+0.1 sqrt(25) frac(pi) 22/2
round(pi)
7. Что такое ветвление?
9. Что такое цикл?
11. Что такое массив?
13. Что такое подпрограмма?
15. Дать понятие функции в Паскале, её
описание и вызов.
4.Из каких основных частей состоит
программа на языке Pascal?
6.Правильно ли записаны значения
переменных?
5; 2; 3,7; 56.8; 2E2; 8.7E3; .123E5; 345.
8. Как выполняется полный условный
оператор?
10. Как работают вложенные циклы?
12. В чём отличие двумерных массивов от
линейных?
14. Что входит в понятие процедуры? Как
она описывается и вызывается в Паскале?
16.Какие параметры используются в
подпрограммах? Как они обозначаются при
описании?
2 тур
«Исправь ошибки»(1100$, 2300$)
1 группа
2 группа
1.Найдите в исходном тексте ошибки, не
позволяющие произвести компиляцию
программы:
Program Контроль_1;
var x,y,p: integer;
1.Найдите в исходном тексте ошибки, не
позволяющие произвести компиляцию
программы:
programm control1;
var x,y,z: integer; begin
x:=5; y:=7.2; z:=x+y;
write(‘z=x+y=’);
write(z);
end
begin
x:=3; y:=6; z:=x+y;
writeln(z=x+y=,z);
end;
2.Требовалось написать программу
нахождения количества цифр в записи
натурального числа А. Программист
торопился и написал программу
неправильно.
var a,s: longint;
begin
writeln(‘введите число’);
readln(A);
s:=0;
while a>=10 do
a:=a div 10;
s:=s+1;
writeln(s);
end.
a)При каких исходных данных программа
работает неправильно.
б) Укажите, как нужно доработать
программу, чтобы не было случаев её
неправильной работы.
2. Окружность на плоскости задана
координатами центра и радиусом. Даны две
окружности. Требовалось определить,
имеют ли они точку касания. Программист
торопился и написал программу
неправильно.
var x1,y1,x2,y2,r1,r2:real;
begin
writeln(‘ введите координаты и радиус 1й
окружности’);
readln(x1,y1,r1);
writeln(‘ введите координаты и радиус 2й
окружности’);
readln(x2,y2,r2);
if sqrt(sqr(x2x1)+sqr(y2y1))=r1+r2
then write(‘ да’)
else write(‘ нет’);
end.
a)При каких исходных данных программа
работает неправильно.
б) Укажите, как нужно доработать
программу, чтобы не было случаев её
неправильной работы
3 тур
«Гонка за лидером» (200$)
1 группа
2 группа
1.Чему равно значение переменной y после
выполнения фрагмента программы:
x:=0;
y:=x+2;
if x=0 then z:=7 else y:=5;
1)7 2)5 3) 4)2
2.Запишите по правилам языка Паскаль
следующие выражения:
x
2xx
33
x
;
2sin3
x
4
3. Переменная a и b описаны в программе
как целочисленные. Определите значение
переменной a после выполнения
следующего фрагмента программы:
a: = 281;
b: = a mod 10;
a: = a div 10;
1. Чему равно значение переменной a после
выполнения фрагмента программы:
a:=0;
for b:=1 to 10 do
a:=a+2;
1)25 2)24 3)21 4)20
2.Запишите по правилам языка Паскаль
следующие выражения:
; tgx +1
3
x
2
1
x
3
2
3. Переменная a и b описаны в программе
как целочисленные. Определите значение
переменной a после выполнения
следующего фрагмента программы:
a: = 117;
b: = a mod 100;
a: = a div 2; a: = a + 100*b;
a: = a + b mod 2;
4.Все элементы двумерного массива A
размером 10 на 10 равны 3. Сколько
элементов массива после фрагмента
программы будут равны 6?
for i:=1 to 4 do
for j:=1 to 4 do
begin
A[I,j]:=A[I,j]+3;
A[j,i]:= A[j,i]:+3;
end;
4.Все элементы двумерного массива A
размером 10 на 10 равны 0. Сколько
элементов массива после фрагмента
программы будут равны 4?
for i:=1 to 3 do
for j:=1 to 3 do
begin
A[I,j]:=A[I,j]+2;
A[j,i]:= A[j,i]:+2;
end;
4 тур
«Зарисовки на тему…»(1000$)
1 группа
2 группа
Составьте программу на языке Паскаль
Вычислить значение выражения:
а=(3n! + 2m!)/(m+n)!
Вычисление факториала числа
организовать в виде подпрограммы
процедуры.
program znach;
var m,n,x,y,z:integer; a:real;
{ описание подпрограммы – процедуры для
вычисления факториала числа}
procedure fakt(d:integer; var q:integer);
var i:integer;
begin
q:=1;
for i:= 1 to d do
q:=q*i;
end;
{исполняемая часть}
begin
writeln(‘введите значения m и n’);
readln(m,n);
{Вызов процедуры}
fakt(m,x);
fakt(n,y);
fakt(m+n,z);
a:=(3*x+2*y)/z;
writeln(‘значение выражения при m=’,m:4,’и
n=’,n:4,’равно’,a:8:3);
readln;
end.
Найти сумму цифр введённого с
клавиатуры целого числа. Подсчёт суммы
организовать с помощью подпрограммы
функции.
program summa;
var n: longint; s:integer;
{ описание подпрограммы – функции для
нахождения суммы цифр}
function summ1(x:longint):integer;
var y:integer;
begin
y:=0;
while x<>0 do
begin
y:=y+x mod 10;{ нахождение цифры и
суммирование}
x:=x div 10; { нахождение оставшейся
части для поиска последующих цифр}
end;
if y<0 then summ1:=y else summ1:=y;
end;
{исполняемая часть}
begin
writeln(‘введите число. Окончание ввода по
eof ’ );
while not eof do
begin
readln(n);
write(‘ сумма цифр’,n:10,’равна’);
writeln(summ1(n):4); { функция
вызывается в выражении}
end; end.
5 тур
«Ты – мне , я тебе» (30$)
(Домашнее задание)
Учащиеся сами подыскивают вопросы по языкам программирования, их назначению,
особенностям и задают их друг другу по очереди.
Подведение итогов и выставление оценок
А теперь пусть жюри с президентами наших финансовых групп подсчитают, какую сумму
заработал каждый участник их группы и общую сумму заработанного капитала. И выставят оценки
по следующим критериям:
S>=1250$ оценка 5
1000$ S<1250$ оценка 4
750$ S <1000$ оценка 3
S<750 оценка 3
(критерии написаны на доске)
В итоге нашего соревнования право на финансирование нашей школы получила…………………….
финансовая группа, набравшая начальный капитал………..
по индивидуальным вкладам оценку 5 получили………………
(ФИО)
оценку 4 получили………………
оценку 3 получили………………
Спасибо за урок!
Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Урок – КВН по темам: «Операторы Паскаля. Массивы. Процедуры и функции».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.