Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».
Оценка 4.7

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
26.04.2018
Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».
Разработка данного урока носит практическую направленность в использовании полученных знаний учащимися в жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний об алфавите, т.к. в современном мире без них не обойтись. В ходе урока ребята окунуться в мир прошлого, к истокам возникновения славянской письменности, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию. На уроке используются проблемный, поисковый методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии. В занимательной форме, решая разноуровневые лингвистические задачи, дети формируют прочные знания о лексике и умение применять их на практике. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость. Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России. Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе.
Урок русского языка в 5 классе по теме Алфавит.doc
Аннотация          Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного урока носит практическую  направленность в использовании полученных знаний учащимися в жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики  приходят к выводу о необходимости знаний об алфавите, т.к. в современном мире без них не обойтись. В ходе урока ребята окунуться в мир прошлого, к истокам возникновения славянской письменности, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.      На уроке используются проблемный, поисковый методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка),  информационно­коммуникативн6ые технологии. В занимательной форме, решая разноуровневые лингвистические задачи, дети  формируют прочные знания о лексике и умение применять их на практике. Активная деятельность учащихся не дает им возможности  почувствовать усталость.       Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных  социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.     Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги  используют элементы методики в своей работе.  Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 1 Методический  конструктор учебного занятия  Ладыженская   Т.А.,   Баранов   М.Т.,Тростенцова   Л.А.   и   др.   «Русский   язык   5   класс»/Научный Название   УМК  редактор акад.РАО Н.М. Шанский  Предмет  русский язык  Класс  5 Тема урока: «Алфавит» Место и роль урока в изучаемой теме первый урок в разделе «Фонетика» Тип урока:  изучение новой темы Цель урока: закрепить имеющиеся знания учащихся об алфавите Задачи урока:  ­обучающие:  учить   сравнивать   данные,   анализировать,   систематизировать   имеющиеся   знания   об   алфавите; устанавливать аналогии, соотносить полученные знания об истории славянской письменности с уже имеющимися; ­развивать  познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность; ­   воспитательные:   формировать   нравственно­эмоциональную   отзывчивость   и   способность   к   организации   своей деятельности; умение планировать свою деятельность. Методы и приемы работы Формирование универсальных учебных действий учебного материала Врем я, мин. Деятельность Деятельнос Содержание Этап урока Формы организаци и учебной деятельнос учителя обучающих ть ся 1.Организационн ый момент 1 мин ­ ­ ти ­ Приветству ют учителя Проверка  готовности к  уроку, создание благоприятного психологическ ого климата.  Приветствует  учащихся,  Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 2 Прием  «Знаю – не  знаю­ хочу  узнать» Индивидуал ьная работа  на  отпечатанн ых листах с  заданиями  проверяет  готовность к   совместной  деятельности Учитель  объясняет  задание и дает  возможность  учащимся  сделать  осознанный  самостоятельн ый выбор  ответа Пишут  около  каждого  вопроса в  соответстви и со своими  знаниями  «Знаю­ не  знаю – хочу  узнать» Логические УУД:  анализ, синтез,  причинно­ следственные связи 2. Стадия вызова 3 мин. ­ Чего больше: зубов  у взрослого человека  или букв в алфавите? Гласных букв или  согласных? ­ Правда ли, что в  русском алфавите  есть буквы, которые  нельзя назвать ни  гласными, ни  согласными? ­ Как правильно  называются буквы  Л,Р, С, Ф, Ч, М, Щ? ­ Сколько лет  славянской азбуке? ­ С какой буквы – А  или Б – начинаются  только  заимствованные  слова? Слайд № 1 3. Сравнение  своих выводов с  эталоном  1 1.Букв в алфавите  больше, чем зубов; 2.Согласных букв  Самопрове рка Индивидуал ьно сверяют свои ответы Раздает ответы Сверяют  свои ответы  с  Логические УУД:  сравнение Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 3 ответов 3. Целеполагание 1 7 4 .Знакомство с  теоретическим  материалом  «История  современного  русского  алфавита» с эталоном правильным и больше; 3.Да; 4.«Эль», «Эр»,»Эс»,  «Фэ», «Чэ», «Эм»,  «Ща» 5.Более 11 веков 6.С буквы «А»  начинаются  заимствованные  слова. ­ проблемны й фронтальны й опрос Формулиру ют тему,  ставят цели, записывают  в тетрадях  число и  тему урока. Изучают  теоретическ ий  материал,  соотнося  свои знания  с  предлагаем ыми. Как вы думаете о чем сегодня  пойдет речь на  уроке? Чего бы вы  хотели достичь на  сегодняшнем  уроке? В ходе своей  работы  отмечайте  известные  условные  обозначения  около каждого  абзаца.  Работа  будет идти по  абзацам с  перерывами на  слайдовый  Регулятивные УУД:  целеполагание Общеучебные УУД:  на основе  прочитанного   структурирование  собственных знаний. Логические УУД:  умение  анализировать,  строить причинно­ следственные  отношения. Индивидуал ьная  самостоятел ьная работа Слово учителя: В ходе моего  рассказа записывайте опорные слова.   История  современного  русского алфавита  чрезвычайно  интересна.  Слайд 2. На основе греческой  была создана  Прием   маркирован ия: ۷ («галочка») –  отмечаются известные  сведения; + («плюс») –  новые  знания; ­  («минус») – Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 4 просмотр. неизвестны е ранее  знания; ?  («вопрос»)  – то, что  осталось  непонятны м. старославянская  азбука выходцами из  Болгарии Кириллом  и Мефодием в 9 веке. И получила  распространение на  Руси после принятия  христианства в 988г.  Эта азбука получила  название –  кириллица. ­ Кем была создана  русская азбука? На тот момент в ней  было 44 буквы  Слайд №3 ­Напишите свое имя  по старославянской  азбуке. Азбука претерпела   изменения  посредством 2­х  крупных реформ. В 18 веке (слайд №4)  Петр 1 и  Н.М.Карамзин  произвели 1 крупную  реформу: убрали  надстрочные знаки  (что «отменило»  букву Й)  и  Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 5 упразднены  многие   дуплетные буквы и  буквы  использовавшиеся  для записи чисел (что стало неактуальным  после перехода на  арабские цифры). К  последней реформе  алфавит пришел в 37  буквенном составе.   Реформа 1917­18гг.  (слайд № 5) отменила буквы  i, ь, ъ(ер), ь  (ерь),  в результате  появился нынешний  русский алфавит,  состоящий из 33  букв. 1. А теперь закончите фразу : « В 9 веке …» (слад №6) 2. ­ Кто может  рассказать  современный русский алфавит? 3. Оформите свои  выводы, полученные  знания в виде  таблицы, схемы,  5. Первая стадия  рефлексии 7 Проблемны й  Корректирует  высказывания  учащихся Практическ ая работа:  составление письменног о ответа Познавательные  УУД: осмысленное  использование  полученных знаний; Логические УУД:  обобщение ,  моделирование,  творческое действие Заканчивают фразу,  вспоминают  и  рассказываю т алфавит,  проверяют  себя с  учебником  стр.119, упр. 284. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 6 Здоровьесб ережение Физические  упражнения Эмоциональны й настрой и  выполнение  вместе с  учениками Составляют  удобное для запоминания оформление . Под  руководство м физорга  выполняют  упражнения Личностные УУД:  установка на  здоровый и  безопасный образ  жизни 6. Физминутка 1 синквейна, научного  высказывания.  Отдых наш –  физкультминутка, Занимай свои места: Раз – присели, два –  привстали. Руки кверху все  подняли. Сели, встали, сели,  встали. Ванькой­встанькой  словно стали. А потом пустились  вскачь Будто упругий мяч. 7.  Корректировка  целей 1 мин проблемны й фронтальна я Корректиру ющая Познавательные  УУД:  моделирование,  структурирование  учебной цели. Направляющая: ребята,  анализируя  проделанную  работу, не  хотели бы вы   внести  коррективы в  ранее  поставленные  цели? Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 7 Поисковый  (ученики  ищут  ответы на  поставленн ые задачи) Групповая  работа  (класс  делится на  четыре  группы) Учитель  раздает каждой группе задачи Находят  совместное  решение,  выдвигают  лидера  группы,  который  будет  защищать их интересы. 8 мин. 8. Работа над  нестандартными  заданиями,  применение их в  анализе других  явлений. 1.Где еж? (слайд №8) (Ответ: в алфавите  слайд №8) 2.Задача №2 История телефона (слайд №9) Первые телефонные  номера в России  состояли из цифр и  букв: К­5­12­36; Б­1­ 34­05. Поэтому на дисковых аппаратах вместе  с  цифрами были  буквы . Почему не  было буквы З? Ответ (слайд №10) 3.Задача №3.   «Переведи верблюда  через пустыню (слайд №11) Представим, что  библиотека Абдулы  Касыма Измаила  состояла из книг,  написанных на  русском языке, ­ каждый верблюд вез только одну книгу, ­ у каждого верблюда было имя – первая  буква из названия  Логические УУД:  анализ полученной  информации;  построение  алгоритма  рассуждения;  выявление  практической  значимости.  Коммуникативные  УУД: умение  произвольно и  выразительно  строить  монологическую и  диалогическую  контекстную речь в  соответствии с  грамматическими и  синтаксическими  нормами языка,  целями  коммуникации и  особенностями  слушателями. Знаково­ символические  УУД: ­ преобразование  учебного материала; ­ выделение  Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 8 существенного; ­ отрыв от  конкретных  ситуативных  значений; ­ формирование  обобщенных знаний. книги. Спрашивается: ­ Сколько всего  верблюдов в  караване? ­ Как зовут верблюда, который идет в  караване первым?  Последним?  Шестым?  Предпоследним? ­ Как зовут верблюда, который идет между  верблюдами по  кличке Т и Ф? Х и Ч? ­ Как зовут  верблюдов , которые  стоят слева и справа  от верблюда Ы? Л?  Б? ­ Как зовут трех  верблюдов, которые  шагают за верблюдом Н? Е?Ч? Сверьте свои ответы  с правильными  (слайд №12) Задача 4  (слайд  №13) Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 9 Прочитайте текст.  Закончите фразу. Алеф –  первоначально  финикийский  иероглиф со  значением «бык».  Тогда альфабет  (алфавит) в  дословном переводе  – быкодом. А  русское слово азбука  приходится понимать как ___________ Ответ (слайд №14) 1. Расскажите  алфавит друг другу 2. упр.285.  Различение звука и  буквы. 3. упр. 286.  Формирование  навыка правильного  произношения букв  алфавита. 9. Вторая стадия  рефлексии 12  мин. Работа в  парах Выполнени е  практическ их заданий Учитель  наблюдает за  работой в  парах Выполняют  задания,  корректно  оценивая  друг друга Логические УУД: ­ умение  анализировать. Коммуникативные  УУД: ­планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками Регулятивные УУД: ­контроль –  сличение способа  действия и его  Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 10 10. Подведение  итогов 2 мин. 11. Домашнее  задание 1 ­ Что нового для себя вы открыли на этом  уроке? Что  понравилось (не  понравилось)? ­ Как вы оцениваете  свою  работу на  уроке? 1. упр. 289, §58 2. Напишите это  упражнение по­ старославянски. 3. Найдите  интересные сведения  о русском алфавите,  о которых не было  сказано на уроке из  любого источника. (на выбор) Учебный  диалог Фронтальна я Спрашивает,  задает вопросы объяснение Объясняет Обоснованн о  высказывает свое мнение, доказывают  свою роль в  уроке Записывают  выбранное  домашнее  задание результата с  заданным эталоном Коммуникативные  УУД: умение четко  выражать  свои  мысли,  аргументировать  свои высказывания,  учитывать мнения  других людей,  умения вступать в  диалог. Регулятивные УУД:  умение учиться и  способствовать  организации своей  деятельности,  действовать по  плану. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район 11

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».

Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018