Урок " Накануне отмены крепостного права" 8 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приложение к разработке урока

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала накануне отмены крепостного права.doc
Тема: « Накануне отмены крепостного права» 1 1.Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока. Ход урока. Цель: Сформировать представление о том, что отмена крепостного права  была неизбежна Задачи: Образовательные: ­ продолжить формирование комплекса умений по работе  с текстом  документов для установления  причин и предпосылок  отмены  крепостного права Развивающие: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и  оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о  событиях и явлениях прошлого , способностей определять  и  аргументировать  своё  отношение к ней; Воспитательные: гражданственности и  уважения к истории России;  содействовать   воспитанию   нравственности - На прошлом уроке мы с вами подвели итог первой половины XIX века. Сегодня мы начнём говорить о второй половине XIX века, которая включает в себя очень много событий, повлиявших на дальнейшее развитие России. Прежде чем перейти к изучению новой темы, вы должны сами сформулировать тему сегодняшнего урока. Для этого у вас на столах лежит текст, сейчас вы его прочтете, и расскажите о чем идет речь в тексте? Так же на экране вы видите картину, которая называется «Торг», автор картины Николай Неврев. Вопрос ( Что вы видите на этой картине?, опишите ее.) Учитель: На картине изображен процесс продажи крепостных крестьян. Два надменных барина торгуют живым товаром. Сам вид этих мужчин говорит о бесчеловечности их натуры. Для них это обычный процесс, один барин свободно откинулся на спинку стула, а другой покуривает трубку. Такое ощущение, что сделка проходит , между прочим, они не придают значение этому событию. Крестьяне столпились у двери, от них веет тревогой и отчаяньем. Отчаянье людей, от которых ничего не зависит.К какой проблеме привлекает внимание художник? Художник своим произведением привлек внимание к проблеме  крепостничества.  Художник очень точно отобразил весь ужас крепостного права. 2 Вопрос - Так о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся)…. Конечно, сегодня на уроке речь пойдет о крепостном праве, но не именно об отмене крепостного права, а о предпосылках отмены крепостного права. Учитель формулирует тему урока. Тема: Накануне отмены крепостного права 1. Предпосылки отмены крепостного права. План урока: ( сл. 3) 2. Император Александр II. 3. Причины отмены крепостного права. 4. Российская «оттепель». - Задание на урок: ( сл. 4) Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век решит его только Александр II? Для начала мы с вами дадим определение, что такое крепостное право? Крепостное право – это форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти помещика 2. Изучение нового материала 1) рассказ учителя:3 Учитель: Понимание необходимости отмены крепостного права  зародилось у передовой части русского общества еще в 18 веке.  Поток обличий ужасов крепостничества открыл А. Н. Радищев своим  знаменитым «Путешествием из Петербурга в Москву». Начиная  с  А.  Радищева  эту тему поднимали все крупнейшие русские писатели.  Они сформировали в обществе отношение к крепостничеству как к  аморальному явлению.  Проблему освобождения крестьян поднимали некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767­1768 гг.,  просветители Н.И.Новиков, С.Е, Десницкий.  Борьба с «мерзостью  крепостного права» была лозунгом тайных обществ декабристов и  основных течений общественной мысли первой половины 19 века  ( западники и славянофилы). Многие государственные и общественные деятели понимали, что  крепостное право позорит Россию и ставит  ее в разряд отсталых  государств (М.М.Сперанский, Н.Н.Новосильцев). По мере развития  капиталистического уклада в экономике назревало убеждение, что  крепостной труд тормозит развитие хозяйства страны. Верховная  власть была вынуждена идти по пути решения назревших  общественных и государственных проблем. И решать эту проблему  предстояло новому императору Александру 2. Далее сообщение ученика: Александр 2. 1) начало положил Павел Первый своим указом в - Вспомним, когда и кто из предшественников пытался решить вопрос отмены крепостного права? ( сл. 9) 1797 году о трёхдневной барщине; вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивал их владельческие права. 2) в 1803 году указ Александра 1 « о вольных хлебопашцах» разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю с земельными наделами за выкуп, что создавало категорию лично свободных крестьян. 3) в 1842 г. – указ Николая Первого об « обязанных крестьянах» Указ об обязанных крестьянах разрешал помещикам отпускать  крестьян на свободу, подписав с ними предварительно договор.4 В нем указывалось количество земли, которое передается в  пользование крестьянину, а также количество дней барщины и  размер оброка, которые должен бывший крепостной хозяину  земли, ­  - Как к этому вопросу относился сам Николай I ? ( говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена была бы ещё большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие) Как вы понимаете эти слова императора? Что он имел в виду? - Россия имела опыт отмены крепостного права в трёх прибалтийских губерниях и ведения в западных губерниях инвентарных правил. Эти законы, хотя и не имели практических последствий для всей страны, все же оказывали значительное воздействие на общество. При Александре Первом и Николае Первом работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными крестьянами. - Каковы же были причины отмены крепостного права. 2) работа по учебнику и с документами - Прочитайте пункт на стр. 134-136 и пытайтесь выделить причины отмены крепостного права. ( сл. 10) , также у вас на столах лежат листы с документами. Ваша задача: определить причины отмены крепостного права. (5 мин.) 1) Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. 2) Массовые выступления крестьян. 3)Изменение атмосферы в обществе. 4) Социально-экономическая отсталость России. ( сл. 11) Таким образом, крепостное право • препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны,5 • грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества - В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств. Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко. За отмену крепостного права активно выступали многие высшие чиновники, и даже ближайшие родственники царя – тетка Елена Павловна и младший брат Константин. - ( сл. 14) 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В своей речи Александр II произнес следующее: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,— и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу” Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить свыше, нежели снизу? - Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права? ( По мнению Александра 2, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже к революции). Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. Сейчас вы должны ответить на вопрос: Почему первые годы правления Александра 2 были названы современниками « оттепелью» ? Работа с учебником: стр 136-137 ( сл. 15 ) - Российская « оттепель»4) работа с документами: Стр. 137-138 6 А сейчас давайте подведем итог и вернемся к вопросу который мы ставили в начале урока: Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро весь XIX век, решит его только Александр II? Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Потому что к этому времени уже сложились все предпосылки для отмены крепостного права, этот вопрос был у всех на устах. Но это было очень непростым делом, т.к. затрагивало интересы всех слоев общества. Прежде российские императоры не решались на отмену крепостного права, опасаясь дворянской аппозиции. Александру 2 отступать было некуда. Он понимал, один неверный шаг и России грозит либо военный переворот, либо новая пугачевщина. И закончить урок хотелось бы словами известного писателя и публициста Э. Радзинского “Надо помнить: когда реформы назрели, общество…. Для них не созрело. Беда России в том, что реформы в ней всегда опаздывали. Мы прославляем Александра 2 за отмену крепостного права в 1861 году, но на самом деле это должно было произойти даже не при Николае 1, а при Александре Павловиче. Чтобы идти в ногу с прогрессом, надо быть по меньшей мере на полшага впереди него….” Что хотел сказать известный писатель и публицист: Отмени Александр 1 крепостное право, то возможно Россия и не проиграла Крымскую войну, и в экономическом отношении не отставала бы от европейских государств. 5) работа с историческими терминами: 5. Подведение итога урока. Стр. 138Вопросы на стр. 138 6. Домашнее задание: тетради. Параграф 19, записи, вопросы, задания в рабочей 7