Задачи урока:
Образовательные:
• совершенствовать навыки решения разнообразных задач по использованию формулы суммы бесконечной геометрической прогрессии; применять полученные знания в практических ситуациях; расширять знания путём решения нестандартных задач;
Развивающие:
• развивать математический кругозор, мышление, математическую речь;
Воспитательные:
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе.
Сумма бесконечной геометрической прогрессии.docx
Тема: «Сумма бесконечной геометрической прогрессии»
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала путём решения
практических задач; развитие познавательного интереса к математике.
Задачи урока:
Образовательные:
совершенствовать навыки решения разнообразных задач по
использованию формулы суммы бесконечной геометрической прогрессии;
применять полученные знания в практических ситуациях; расширять знания
путём решения нестандартных задач;
Развивающие:
развивать математический кругозор, мышление, математическую речь;
Воспитательные:
воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию;
формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе.
1. Вступительная часть. Определение темы, цели, задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Закончился двадцатый век
Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строение звезд и Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперед!»
(Фото со слайда).
Что вы сможете разглядеть в этой будничной сцене?
На ней изображена одна из закономерностей алгебры.
2. Тестопрос. 3. Самоконтроль (ответы к тесту по ключу)
4. Примеры практического применения темы.
Учитель: Формулу суммы членов бесконечной геометрической
прогрессии мы используем только в том случае, если в условии в явном
виде указано, что нужно найти сумму бесконечного числа членов.
a) Обращение периодической десятичной дроби в обыкновенную.
Предположим, мы хотим обратить периодическую десятичную дробь 0,(7) в
обыкновенную.
Рассмотрим эту десятичную дробь в следующем виде: 0 (7) = 0 777 =
7/10+7/100+7/1000+7/10000+ .
Это бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, первый член которой
равен b1= 7/10, а знаменатель q = 1/10.
В соответствии с выше приведенной формулой эта сумма равна:
S = 7/10/(1−1/10) = 7/9. Таким образом, 0,(7) = 7/9.
0,(23) = 0,23232323…= 0,23+0,0023+0,000023+… Это бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, первый член которой
равен b1= 0,23, а знаменатель q = 0,01.
S = 0,23/(1−1/100) = 0,23/0,99 = 23/99. Таким образом, 0,(23) = 23/99.
б)
Постройте график функции:
у =
Решение: Область определения функции: х ≠ 0.
1 + sin 30 + sin2 30 + sin3 30 + … = 1 + 1/2 + 1/4 + 1/8 +…
сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии,
у которой q = 1/2.
Тогда S = 1 : (1 – 1/2 ) = 2.
Функция приобретает вид: 1) у = х + 2, если х > 0;
2) у = х – 2, если х < 0.
y
4
2
-2
x
2
0
-2
-4
в)
Решение уравнений, используя сумму бесконечно убывающей
геометрической прогрессии.
1. Решить уравнение:
х2 – 6 | х | = 3 + 2 + 1 + ½ +1/4 + …
Решение: 2 + 1 + ½ +1/4 + …
Это сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
S = 2 : ( 1 – 1/2 ) = 4. Уравнение приобретает вид: х2 – 6 | х | = 3 + 4,
х2 – 6 | х | 7 = 0.
1) Если х ≥ 0, то имеем х – 6 х 7 = 0, a + c = b
Корни : 7 и 1; причём х = 1 не удовлетворяет условию х ≥ 0.
2) Ели х < 0, то имеем х2 + 6 х 7 = 0, a + c + b = 0
Корни: 7 и 1, причём х = 1 не удовлетворяет условию х < 0.
Ответ: 7; 7
5. Самостоятельная работа c правом выбора задания.
Представьте периодическую дробь в виде обыкновенной дроби:
0,(6); 0,(17); 0,1(8)
Постройте график функции: y = (x (3
3
2 +
3
4
3
8 + …))2 + 1;
y = (x + (1+
1
2 +
1
4 +
1
8 + …))2 1
Решите уравнение: x 2 −2x
3 +4x
4 −8x
5 + = 2x+1 x 1
Решение: Упростим левую часть уравнения, применяя формулу S = b1 /1−q суммы
бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
x2−2x3+4x4−8x5+ = x2 1−2x+4x2−8x3+ = x2 b1 = 1, q = −2x = x2( 1/(1− −2x ) = x2 /1+2x .
Тогда уравнение принимает вид x2 /1+2x = 2x+1 x 1.
Решим его: x2 /1+2x = 2x+1 x2 = 2x+1 2 3x2+4x+1= 0 x1 = −1 x2 = −1/3 .
Так как x 1 , то корень уравнения будет x = −1/3.
6. Итог урока
1) Чему научились на уроке?
2) Что нового узнали с урока?
3) Актуальна ли для вас эта тема?
7. Домашнее задание: §25, №13(а, б), 14(а), 15(а, б)
8. Развивающее задание
Условие задания: В квадрат, сторона которого
равна 48 см, вписан другой квадрат,
вершины которого являются
серединами сторон первого
квадрата, в этот квадрат вписан
таким же образом другой квадрат, и
т.д. (см. рис.).
Определи сумму площадей всех
квадратов.
Сумма площадей всех квадратов равна
см2.
4608
Дополнительные вопросы:
1. Сторона третьего по порядку квадрата равна
2. Площадь наибольшего квадрата равна
2304
3. Знаменатель равен
0,5
.
см.
24
см2.
4. Выбери, какую из формул надо использовать в решении задачи:
(b1+b2)/q2
b1/(1−q2)
b1(1−qn)/(1−q)
b1/ ( 1−
q )
Учитель.
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Наш урок хотелось бы закончить мудрыми словами Цицерона:
«Недостаточно владеть премудростью, нужно также уметь пользоваться
ею».
Надеюсь, ребята, мы нашли вместе с вами подтверждение этим словам.
Учитель: Как вы считаете, прав ли был Цицерон? (Ответ: Да, недостаточно
просто знать, нужно уметь использовать информацию).
Вывод: Сделав анализ задач на прогрессии с практическим содержанием, мы
увидели, что прогрессии встречаются при решении задач во многих реальных
ситуациях. Следовательно, нам необходим навык применения знаний,
связанных с прогрессиями.
Спасибо за урок!
Приложение к уроку
1. В жизненной практике геометрическая прогрессия появляется в первую
очередь в задаче об исчислении так называемых “сложных процентов”.
Если положить деньги на срочный вклад в сберегательный банк, то через год
вклад увеличится на 3% от исходной суммы, т.е. новая сумма будет равна вкладу, умноженному на 1,03. Ещё через год уже эта сумма увеличится на 3%,
т.е. вновь умножится на 1,03. За 20 лет сумма на сберкнижке увеличится в
(1,03)20 1,8 раза.
Если процент будет больше, то и результат будет резко расти. Так при 50%
годовом увеличении за 10 лет сумма увеличится в (1,5)10 55,7 раза. Под такой
процент давали деньги ростовщики в Англии в XIII веке. Это вызывало
страшное недовольство. Издавались законы, ограничивающие процент. Король
Генрих VII даже совсем отменил взимание процентов, что привело в упадок,
как банковское дело, так и промышленность, лишившуюся возможности
получения кредитов. В конце концов, взимание процентов было разрешено, но
не должно было быть большим 10%.
2. Еще один пример геометрической прогрессии – изменение массы
радиоактивного вещества со временем. Известно, что за единицу времени
такое вещество теряет определенную часть своей массы (она переходит в
другое вещество и энергию). Для каждого радиоактивного вещества
определяется величина T – время периода полураспада. Массы не
распавшегося вещества в моменты 0, T, 2T, 3T,… будут образовывать
бесконечно убывающую геометрическую прогрессию.
3. Прирост древесины в лесном массиве происходит по законам
геометрической прогрессии. При этом у каждой породы дерева свой
коэффициент годового роста объема. Учет этих изменений позволяет
планировать вырубку части лесных массивов и одновременную работу по
восстановлению лесов.
4. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на
протяжении одной минуты одна из них делится на две.
5. Английский экономист епископ Мальтус использовал геометрическую
и арифметическую прогрессии для оправдания войн: средства потребления
(пища, одежда) растут по законам арифметической прогрессии, а люди
размножаются по законам геометрической прогрессии. Чтоб избавиться от
лишнего населения необходимы войны.
Решите уравнение, если известно, что
<1:
x )
xa
2
x
3
x
4
x
...
n
x
2)
xá
2
4
x
3
8
x
4
16
x
...
;4
...
3
8
...
x
;
n
7
2
;
)
â
1
x
x
2
x
3
x
4
x
...
2)
xã
1
2
x
3
x
4
x
5
x
...
13
6
.
№ 4
)
xà
2
x
3
x
4
x
...
nx
4
...
b
1
;
bx
2
2
bx
;
3
3
x
....
,левая часть геометрическая прогрессия
<1, можно применить формулу для суммы геометрической прогрессии
т.к
x
x
,
.
q
2
x
x
S
b
1
q
1
x
1
x
5
x
x
x
,4
x
14
,0
x
1
4
1
4
5
0
x
Ответ:
4
5
б) х=0,3;
в) геометрическая прогрессия b1=x;q=x;
<1
x
1
x
x
2
x
3
x
4
x
...
nx
...
7
2
; 1
x
9
x
1
2
x
1
9
x
12
x
2
3
,
x
2
,
x
1
3
1
,0
x
,
,0
x
x
7
2
2
x
г)
Ответ:
2
3
,
1
3
.
1
,
2
7
9
.
Постройте график функции
1) y = (x ( 3
3
2 +
3
4
3
8 + …))2 + 1
2) y = (x + (1+
1
2 +
1
4 +
1
8 + …))2 1
Ответы: 1)у = (x – 2)2 + 1; 2)у = (x + 2)2 1
Обратите периодическую десятичную дробь в обыкновенную.
b) 0,(6)
c) 0,(17)
d) 0,1(8)
Ответы: 2/3; 17/99; 17/90.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.