Думающая песня для думающих людей...
(Б. Окуджава)
Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских видах музицирования проявилась потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников. Это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских музыкальных жанров. Наиболее известные создатели авторской песни - В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский.
Авторская песня
Думающая песня для думающих людей...
(Б. Окуджава)
Как и в домашних занятиях музыкой, в любительских
видах музицирования проявилась потребность в
общении, взаимопонимании, поиске
единомышленников. Это особенно обнаружилось в
авторской песне, которая в течение нескольких
десятилетий лидировала среди любительских
музыкальных жанров. Наиболее известные создатели
авторской песни В. Высоцкий, Б. Окуджава, А.
Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Дольский.
Авторскую песню отличали такие качества, как
мелодичность, доверительность интонации, простая
аранжировка: только голос и гитара, сближающая еёсо сферой уютного любительского музицирования
(таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А.
Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её
выразительность заключалась в страстности, порой
даже надрыве, в обращённости к самым больным
темам общественной жизни, к проблемам
человеческой дружбы, надёжности, честности (как у
В. Высоцкого, А. Галича).
Послушайте «Песню о друге» Владимира
Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».
Популярность этой песни была поистине всенародной.
Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой
романтика гор, мужская дружба, испытание на
прочность... И всё же, как ни проста мелодия, обаяние
этого произведения заключалось именно в
музыкальной декламации стихов, к тому же в
неповторимой авторской манере Высоцкого.Альпинисты
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так...
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,Ты его не брани гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Подругому авторскую песню называли бардовской,
самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не
согласны с этими определениями). Однако такое
название как раз и указывает на то, что её авторами и
исполнителями были музыкантынепрофессионалы.
При этом многие барды, непрофессиональныемузыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий
Визбор определяет авторскую песню как «песню
литературную, несмотря на все её музыкальные удачи.
Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие
бардовские песни это и лучшие поэты».
Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об
Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи
профессиональным поэтом, Окуджава поднял
художественную планку авторской песни на
значительную высоту. При этом музыка является
скорее дополнением к словам, чем самостоятельной
линией. Однако сочетание музыки и слов, как и
тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной
песне делает её неповторимым, очень характерным и
узнаваемым произведением.Евгений Куманьков. Арбатская
площадь (1971 г.)
Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё призвание.
Ты и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои люди невеликие,
Каблуками стучат по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.Ах, Арбат, мой Арбат, ты моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.
Поистине всенародное признание творчества бардов,
ставшее феноменом общественной жизни с 60х и
примерно до середины 80х годов, едва ли связано с
особыми музыкальными достоинствами творчества
этих авторов (хотя достижения в этой области,
безусловно, были). Скорее, здесь следует назвать
противопоставленность большей части бардовских
песен торжественной риторике официальной прессы.
В то время как передовицы газет пестрели
заголовками вроде: «Великой дате – достойную
встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку
в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам
молодеть!» и т. д., барды разрабатывали свой
собственный, простой и безыскусный язык. Люди
остро нуждались в таком негромком, простом иискреннем слове, обращённом к каждому человеку, к
его личным интересам. Поэтому и звучала авторская
песня соответственно своей главной установке: её
инструментальным сопровождением был не оркестр
или ансамбль из множества инструментов, а одна
единственная гитара. Человек с гитарой вот всё,
чего было достаточно, чтобы песня состоялась.
Из высказываний об авторской песне
«Авторская песня... это тип песни, который
сформировался в среде интеллигенции в годы так
называемой оттепели и отчётливо противопоставил
себя песням других типов. В этом виде творчества
один человек сочетает в себе (как правило) автора
мелодии, автора стихов, исполнителя и
аккомпаниатора. Доминантой при этом является
стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная
сторона, и манера исполнения. В качестведополнительных значимых характеристик выступают
такие, как личностное начало, собственная
оригинальная традиция, эстетика, стилистика,
поэтика авторской песни» (И. Соколова,
литературовед).
С другой стороны, авторская песня
противопоставлялась и официальной советской
массовой песне, бывшей в своей значительной части
элементом идеологической пропаганды. На советской
эстраде лидировали песни о вождях, о героях
Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о
советских выборах, причём нельзя отрицать того, что
многие такие песни обнаруживали не только высокие
профессиональные достоинства, но и несомненный
талант авторов.Евгений Куманьков. Арбатская
площадь (из серии «Москва, которой больше не
будет», 1996 г.)
Из высказываний о советской массовой песне
«Феномен советской песни удивителен! Разные
бывали времена, и можно повсякому относиться к
разным периодам советской жизни. Но «советская
песня» наша, отечественная, то ли благодаря, то ли
вопреки, уж неважно как, но появилась именно в
самые непростые времена. Такие имена, как
Дунаевский, СоловьёвСедой, Фрадкин, Покрасс,
Мокроусов и т. д. знаменитые композиторы
песенники, это феномен, который мог возникнутьтолько у нас! Какойто своеобразный сплав советских
и ещё более давних корней, мелодики, песенной
лирики» (Ю. Саульский, композитор).
Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего
советского песенного наследия, всё же нельзя не
учитывать тот социальнополитический контекст,
который сделал всенародно популярной именно
авторскую песню. Конечно, совершенно неверно
думать, что такие противопоставления кемто
осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела
никакой войны. Это просто был способ жить, способ
общаться и утверждать ценности, которым в
официальной жизни почти не находилось места.Вопросы и задания:
1.
Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо
тех, что приведены в настоящем разделе? Назови их.
2. Какие авторские песни тебе ближе лирические
или гражданские? Объясни свой ответ, приводя
конкретные примеры.
3. Почему, на твой взгляд, авторская песня
требовала поэзии высокого качества? Кто из
известных тебе создателей авторской песни был
профессиональным поэтом?
4. Прочитай высказывание композитора Ю.
Саульского о советской массовой песне. Как ты
считаешь, возможно ли было появление авторской
песни во времена И. Дунаевского, В. СоловьёваСедого, М. Фрадкина? А в других общественно
политических условиях?
5. Послушай две песни Б. Окуджавы «Песенка об
Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге».
Охарактеризуй манеру авторского исполнения.
Обрати внимание на соотношение поэзии и музыки.
Что, потвоему, является ведущим в этой паре
стихи или музыка?О любительской музыке
Множество музыкальных практик обходятся вовсе
без концертного зала (соответственно без публики
в привычном понимании этого слова)...
(Т. Чередниченко, музыковед)
В доме героев М. Булгакова пели оперные арии, а где
то в других семьях предпочтение отдавалось романсу
или народной песне. Позднее в сферу домашнего
пения вошла советская массовая песня, песня из
кинофильма, авторская песня... Всё это
свидетельствует о том, что сфера личного илисовместного музицирования может существенно
различаться по своему репертуару.
Так было всегда. В каждом кругу общества была своя
музыка. Возник целый ряд различных культур
музицирования, например народная, усадебно
помещичья, культура городского романса (и
различных его видов жестокий, цыганский и т. д.). В
истории музыки есть немало примеров, когда
популярный любительский жанр со временем
перерастал своё значение и становился полноправным
жанром академической музыки. Такова, например,
камерная соната, выросшая из традиции совместной
игры сольного и аккомпанирующего инструментов,
принятой в кругу европейских образованных дворян.
Все эти культуры, также важные для формирования
национальной музыкальной памяти, воспевались вомножестве художественных произведений в самых
различных видах искусства поэзии, живописи, кино.
Жестокий романс, я смеюсь над тобой
За то, что красив ты и светел.
За то, что на всё, что случится с судьбой,
Ты просто и ясно ответил.
(С. Кузнецова)
Любительское музицирование было столь ярким, что
им восхищались даже искушённые в
профессиональном искусстве мастера.
Так, Лев Толстой был частым посетителем
московского ресторана «Яр», славившегося своим
профессиональным хором цыган под управлением
знаменитого дирижёра Петра Соколова. Здесь же пела
солистка, знаменитая Варя Панина, выступления
которой писатель помнил до конца своих дней.
Вспоминал о Варе и писатель А. Куприн: «В томглубоком, почти мужском голосе таилась громадная
сила и красота».
Даже венгерский музыкант Ференц Лист, приехавший
на гастроли в Россию, оказался во власти буйной
стихии цыганской песни. Современники вспоминают,
что великий пианист, словно загипнотизированный,
«снял с груди ордена, сунул их в карман, откинулся
назад, закрыл глаза и полностью отдался очарованию
музыки». А на одном из вечеров Лист так увлёкся
пением, что забыл о собственном концерте, который
начал с большим опозданием.
Профессионалы классической вокальной школы
отмечали, что Панина пела неправильно не там брала
дыхание, неверно расставляла ударения, однако
воздействие её голоса было необыкновенным. На её
концертах у слушателей даже случались обмороки.Послушайте романс «Когда на него ты глядишь» в
исполнении Варвары Паниной (музыка М. Губкина,
слова Ф. Плевако). Можно ли понять, отчего эта
исполнительница имела такой успех у публики?
В 20е годы ХХ века возникли новые, весьма
колоритные разновидности жестокого романса. Среди
них, в частности, «блатная» песня, одним из наиболее
популярных образцов которой стала всем известная
«Мурка». Примечательно, что эта жанровая
разновидность любительской музыки оказалась на
редкость жизнеспособной: до сих пор она
востребована на теле и радиоканалах, звучит на
улице, в транспорте и даже в концертных залах.
ХХ век вообще стал временем подлинного расцвета
любительства: возникли массовые любительские
движения, такие как спорт, туризм, альпинизм,
студенческая самодеятельность, например КВН.Каждое из этих движений породило особую
любительскую музыкальную культуру,
предполагающую свой собственный репертуар,
тематику, обстановку исполнения и т. д.
Появились специальные группы песенных жанров
туристические, альпинистские, спортивные, а также
песни о различных профессиях: нефтяника,
металлурга, связиста, монтажникавысотника,
лётчика, геолога и т. д. Часть этих песен попрежнему
создавалась композиторамипрофессионалами
(воспевание романтики профессий было частью
идеологии советского общества), а часть возникала
самодеятельно для пения у костров, в турпоходах и
т. д.
Соответственно рождалась и особая интонация,
характерная для самодеятельного музицирования,
простая, искренняя, дружеская. Она была направленак каждому человеку, отражала его интересы, была
ему близка и понятна. В ней был привкус русской
бытовой романсовости, однако, без преувеличенных
чувств и сентиментальной душевности.
Один из примеров такой песни – «Исполнение
желаний» Александра Дольского. Послушайте эту
песню. Обратите внимание на негромкий тон
повествования, разговорные интонации в манере
пения, придающие звучанию характер доверительного
рассказа.
Мне звезда упала на ладошку.
Я её спросил: «Откуда ты?»
Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел: Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Александр Мицник. Степь в
лунную ночь
Вам необходимо только вспомнить,
Что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим.
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать,
Чтоб на нашей горестной планетеТолько звёзды падали с небес,
Были все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.
Николай Рерих. Звезда героя
(1936 г.)
Чтоб траву, как встарь, косой косили,
Каждый день летали до луны,
Чтобы женщин на руках носили,
Не было болезней и войны.
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была,
Чтобы старость не тяжёлым грузом
Мудростью бы на сердце легла,Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать.
А ещё хочу я быть любимым
И хочу, чтоб не болела мать.
Говорил я долго, но напрасно,
Долго, слишком долго говорил.
Не ответив мне, звезда погасла
Было у неё немного сил.
Любительское музицирование стало одной из главных
сфер музыкальной деятельности; оно породило
множество стилевых направлений и жанровых
особенностей. В каждом из них отразился
определённый срез жизни, круг интересов, система
взглядов. О наиболее заметных разновидностях
любительской музыки мы поговорим в следующих
параграфах.Вопросы и задания:
1.
В чём, потвоему, заключается секрет
популярности любительской музыки? Почему её
ценят многие профессионалы?
2. Какие жанры любительской музыки прошлого ты
мог бы назвать? А какие отличают нашу
современность?
3. С чем, на твой взгляд, связано небывалое
разнообразие любительской музыки во второй
половине ХХ века?
4. Может ли любительская музыка звучать со сцены?
Приведи известные тебе примеры.
5. Послушай песню Р. Щедрина «Весёлый марш
монтажниковвысотников» (стихи В. Котова, из
кинофильма «Высота»). В чём, потвоему, состоитразница между профессиональной песней и песней
любительской?
Музыка и музицирование
Музицирование – не дело состязания, а дело любви...
(Г. Гульд, пианист)
Музицирование во все времена было основой любви к
музыке. Существует бесконечное множество
свидетельств того, какую роль играло в жизни людей
пение сольное и хоровое, а также игра на различных
музыкальных инструментах. На некоторых
итальянских клавирных инструментах эпохи
Возрождения можно было прочесть надпись: «Musica
animae levamen» («Музыка лечит душу»).Якоб ван Лоо. Концерт (1650
1652 гг.)Музыка была желанной гостьей всех
праздников семейных, церковных, календарных; она
неизменно оказывалась помощницей и утешением в
дни тяжёлых испытаний.
Без описания музыки не обходится ни один великий
писатель. Обратите внимание: музыка каждый раз по
своему звучит в прозе Н. Гоголя, Л. Толстого, И.
Тургенева, И. Бунина, М. Булгакова, В. Астафьева и
многих других. Её роль нигде не описывается каквспомогательная, музыка не просто фон
происходящих событий, она сама событие, нередко
весьма важное и значительное.
Так, например, у М. Булгакова одного из самых
музыкальных русских писателей музыка «звучит» в
каждом романе, являясь и необходимым
лейтмотивом повествования, и средоточием
важнейших художественных смыслов. (Лейтмотив
здесь: повторяющаяся в произведении основная
мысль, идея). В романе «Белая гвардия» домашнее
музицирование представлено как один из ключевых
«персонажей», как своего рода член семьи Турбиных,
главных героев произведения.Себастиано Цезарини. Аллегория
пяти чувств (1748 г.)Вот лишь краткий отрывок из
этого замечательного произведения.
«В бронзовой лампе вспыхнул розовый свет и залил
весь угол. Пианино показало уютные белые зубы и
партитуру «Фауста» там, где чёрные нотные
закорючки идут густым чёрным строем и
разноцветный рыжебородый Валентин поёт:Я за сестру тебя молю,
Сжалься, о, сжалься ты над ней!
Ты охрани её.
Даже Тальбергу, которому не были свойственны
никакие сентиментальные чувства, запомнились в этот
миг и чёрные аккорды, и истрёпанные страницы
вечного «Фауста». Эх, эх... Не придётся больше
услышать Тальбергу каватины про Бога всесильного,
не услышать, как Елена играет Шервинскому
аккомпанемент! Всё же, когда Турбиных и Тальберга
не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к
рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть
духами, и дома будут играть аккомпанемент
женщины, окрашенные светом, потому что «Фауст»,
как «Саардамский Плотник», совершенно
бессмертен». (Детская книжка о Саардамском
Плотнике была написана П. Фурманом.Саардамский Плотник Пётр I, учившийся в 1697
году в голландском городе Саардаме корабельному
делу и выполнявший плотницкие работы. В начале
романа М. Булгакова даётся первое упоминание об
этой книжке: «Как часто читался у пышущей
жаром изразцовой площади «Саардамский
Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце
декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел
на зелёных ветвях»).
В этом отрывке привычное в семейном кругу
Турбиных домашнее музицирование предстаёт как
воплощение утраченного счастья и гармонии,
унесённых вихрями грозной и страшной Гражданской
войны. Всё, что связано с милыми сердцу домашними
воспоминаниями, передаётся писателем через тёплые
образы старых клавиш, страниц истрёпанного клавираоперы Ш. Гуно «Фауст», уютного света комнатной
лампы.
С этим описанием гармонирует и торжественный
характер звучания упоминаемого фрагмента
каватины Валентина. Герой оперы Гуно, отправляясь
на войну, тревожится о судьбе сестры. Юноша
взволнованно обращается к Богу, моля оградить её от
искушений и опасностей.
Два мира в этом романе это не только мир искусства
и мир реальности; это тепло родного очага и страшная
слепая стихия за окном, ломающая и крушащая всё,
что было мило и дорого сердцу. Опера «Фауст»
становится частью родного и уютного мира, его
союзником.
При этом ссылка на оперу в контексте романа совсем
не кажется случайной. В описываемых эпизодах
романа и оперы в центре внимания авторов женщина,любимая сестра, которой грозит неведомая опасность.
В обоих случаях происходит вторжение страшной
стихии: у Булгакова воплощением злой силы
становится война, у Гуно образ Мефистофеля.
Владимир Плекунов. Храм. Эскиз
декорации к опере Шарля Гуно «Фауст»В своих
знаменитых куплетах Мефистофель поёт о вечных,
неискоренимых людских пороках преклонении перед
золотом, ради которого совершаются неисчислимые
бедствия и кровопролития. Он предсказывает
несчастье героям оперы...
Однако трагическое содержание этого произведения
отступает на второй план перед реальной трагедией,внезапно вторгшейся в мирную жизнь и окутавшей её
своей бесконечной вьюгой. Поэтому «Фауст» в
«Белой гвардии» совсем не трагичен, он, напротив,
представлен как бесконечно дорогая история
семейных вечеров с друзьями дома, красивой музыкой
и тёплым розовым светом.
Родной дом, семья, друзья всё это не просто
объединялось совместным музицированием, а
становилось подлинным его содержанием. В нём
находили своё воплощение самые главные
потребности души задушевность, искренность,
доверительность всё то, что наиболее близко
человеку, что составляет область его самых личных,
самых глубоких переживаний.
Оттого у Булгакова Фауст вечен (в данном случае,
как представляется, он вечен не только благодаря
высокохудожественным качествам произведенияГуно, но благодаря вечности и непреодолимости
таких понятий, как «дом», «дружба», «любовь»).
Как бы ни менялось музыкальное окружение
человека, к какой бы музыке ни влекли его жизненные
обстоятельства и вкусы, тяготение к музицированию
оставалось неизменным. Примечательно, что люди
пели и играли на музыкальных инструментах
независимо от наличия голоса или профессионального
мастерства. Музицирование было своего рода
отдушиной, оно не требовало напряжения сил, не
вовлекало в состязательность, не отнимало веры в
свои силы и возможности. Это было пространство
полной личной свободы. Оно несло только успокоение
и радость.Пьер Огюст Ренуар. Ивонна и
Кристина за фортепиано (18971898 гг.)О том, что
сфера домашнего музицирования остаётся одной из
самых привлекательных форм приобщения к музыке,
существуют и современные свидетельства. Например,
в некоторых филармониях стали проходить
необычные концерты, организуемые для небольшого
количества публики (например, цикл «За чашкой чая»
в филармонии г. Кемерово). Такие концерты посещает
публика, не любящая больших шумных залов, те, кто
хочет послушать музыку почти в домашней
обстановке.Аналогичным образом организуются небольшие
«Комнатные» концерты в музеяхквартирах,
связанных с жизнью крупных музыкантов. Домашний
интерьер (как правило, уютностаромодный) особенно
настраивает на доверительноэмоциональное
восприятие, мало достижимое в пространных
концертных помещениях.
Значит, для восприятия музыки важно всё. И первое
приобщение к искусству нередко начинается именно
так: с той музыки, которая звучала в доме, с первых,
пусть самых маленьких концертных залов. Не
случайно многие великие музыканты признавались в
том, что своей великой любовью к музыке они
обязаны тем скромным домашним концертам, в
которых принимала участие вся семья самые
близкие, дорогие и незабываемые люди.Вопросы и задания:
1.
В чём, потвоему, причина того, что
музицирование привлекает людей независимо от
наличия у них музыкального образования?
2. Почему, на твой взгляд, домашнее музицирование
врачует душу?
3. Согласен ли ты, что звучание музыки в домашней,
бытовой среде ещё одна, весьма важная форма её
интерпретации? Объясни это, исходя из
приведённого текста М. Булгакова или другого
источника.
4. Подумай, почему М. Булгаков избирает именно
каватину Валентина в качестве примера
музыкального музицирования.5. Как воспринимаются куплеты Мефистофеля в
контексте произведения Булгакова только ли
зловеще и трагически?
6. Известны ли тебе произведения литературы и
живописи, в которых бы подчёркивалась роль музыки
в жизни семьи?
«Искусство это твой собственный голос»Мне так нужно сейчас петь!
Но я не умею, братцы...
(Е. Гришковец, писатель)
О чём может идти речь в разделе, который имеет
название «Человек в музыке»? Здесь необходимо
сделать некоторые пояснения.
С детских лет мы привыкли считать, что музыка
может полноценно существовать только при помощи
трёх главных фигур композитора, исполнителя и
слушателя.
Для музыки профессиональной, композиторской это
действительно верно, и к рассмотрению этого явления
современной музыкальной жизни мы ещё обратимся.Борис Кустодиев. Деревенский
праздник (фрагмент)Однако при этом нам важно
понять также и другое. 3а пределами музыки,
существующей при помощи трёх указанных
действующих лиц, остаётся большое количество
музыкальных явлений, которые так же полноценно
живут, прекрасно обходясь без их участия. Это,
например, народная музыка, в которой «композитор»,
«исполнитель» и «слушатель» нередко совмещаются в
одном лице. Это и музыка богослужебной традиции,
которая вообще не предполагает участия трёх
обозначенных фигур в традиционном понимании. В
наше время также возникло множество видов музыки(включая и те, о которых шла речь в предыдущем
разделе), позволяющих говорить об отсутствии
привычной триады участников музыкального
процесса.
Однако при этом очевидно, что музыка не может
существовать вне человека. Кто же этот человек, если
обратиться к современной музыкальной реальности?
Почему музыки звучит так много, а о её авторах
порой ничего не известно? Почему мы иногда с
искренним удовольствием слушаем любительское
исполнение музыки, предпочитая его исполнению «по
всем правилам» в концертном зале, на оперной сцене
и т. д.? Почему, наконец, мы сами так любим петь,
порой не особенно смущаясь отсутствием слуха или
голоса?
В Интернете опубликован любопытный материал с
оригинальным названием «Про петь». По своемухарактеру он напоминает социологический опрос и
представляет высказывания людей, разделившихся на
две группы: тех, кто петь любит, и тех, кто ненавидит.
В первой группе обозначилось 87 человек, а во второй
5. Обратите внимание на характер высказываний
любителей петь:
пения«Я петь не умею вообще. Но люблю».
Федерико Дзандоменеги. Урок«Когда настроение хорошее, так и тянет запеть...
Причём при всех, чтобы было видно, как мне
хорошо!»
«Люблю петь... но только когда я одна дома... не
знаю... при всех стесняюсь, наверное».
«Порой это единственный способ выразить свои
чувства. Когда простые слова теряют смысл
окончательно».
«Да, я люблю петь! Пусть у меня нет голоса и слуха,
но я люблю это делать».
«Вчера на пару с юным гитаристом, который почему
то проникся любовью к моим песням, пели в пустой
квартире, пугая соседей. Красиво. Переплетаются
голоса низкий и высокий, волны и ручьи ...Особенно
когда распоёшься, когда голос звучит ярко и чисто.
Не могу представить себя без пения. Не знаю,получится ли чтото из нашей затеи, но это, по
большому счёту, неважно. Важно, что мне нравится с
ним петь...»
«Если бы у меня отняли голос, не знаю, как я смогла
бы жить. Не умерла бы, но было бы, конечно, тяжело.
Есть такие эмоции, которые могут быть выражены
только в песне».
Удивительно, но даже те, кто принадлежит к
малочисленной группе ненавидящих петь, оставили
следующие признания:
«У меня нет ни слуха, ни голоса. И я с этим
смирилась, а времени на развитие этого таланта нет –
развиваю то, что умею».
«Да, пою, конечно, только потом тумаков получаю.
Вот пою, вы поймите, и знаю, что сейчас скажут:замолчи или милицию вызовем... я не люблю проблем,
так что молчу...»
«Я не люблю петь, потому что, говоря объективно, у
меня не особо выдающиеся вокальные данные... нет,
слух есть, голос многим нравится... по мне не
нравится, как звучит мой голос, поэтому петь не
люблю».
«Не люблю, потому что не умею, а учить никто не
хочет. Или хочет, но берёт огромнейшие деньги. Так
что мне приходится не петь, даже когда я одна дома, а
так хочется...»
Странной в этих отзывах предстаёт ненависть. Не так
уж она отличается от любви: просто одни любят петь
и поют, несмотря ни на что, а другие и хотели бы, но
не могут себе позволить. Главное, что объединяет эти
высказывания: музыка необходима человеку для
самовыражения, для эмоциональной разрядки, дляобщения с другими, столь же жаждущими музыки
людьми. Такая музыка это личное пространство
человека, выражение его самых непосредственных и
близких интересов.
Поэтому тема «человек в музыке» это разговор о
том, что объединено понятием «любительское
музицирование», т. е. именно та форма существования
музыки, в которой каждый человек может найти своё
собственное место. Нам также будет важно
разобраться, для чего необходимо любительское
музицирование, какова его историческая традиция, в
каких формах оно может выражаться и какие виды
музыки обязаны ему своим происхождением.Вопросы и задания:
1. Как ты думаешь, почему человеку необходимо
пение?
2. Продумай музыкальное сопровождение к этому
уроку. Какую форму ты считаешь наиболее
подходящей для него концерт, совместное пение
(хором или поодиночке), урок вокала или чтото
другое?
3. Проведи социологический опрос на тему «Любите
ли вы петь?» в любой группе (в классе, во дворе и т.