Урок биологии "Эмбриональное развитие организма" по технологии развития критического мышления (10 класс)
Оценка 4.8

Урок биологии "Эмбриональное развитие организма" по технологии развития критического мышления (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
10 кл
19.06.2017
Урок биологии  "Эмбриональное развитие организма"  по  технологии развития критического мышления (10 класс)
Урок биологии "Эмбриональное развитие организма" по технологии развития критического мышления (10 класс) демонстрирует возможности технологии развития критического мышления при организации парной и групповой работы и при организации учебных дискуссий. На уроке используется стратерия "Зигзаг". Данная стратегия предполагает высокий темп урока. Достоинством является изучение этого сложного для понимания обучающихся вопроса с различных сторон (работа со схемой, текстом, заполнение таблицы, составление вопросов, ответы на вопросы из других групп). Данное учебное занятие получило хорошую экспертную оценку одного из авторов технологии Загашева И.О.
урок Эмбриональное развитие организма.doc
Бабушкина Ж.В. Название учебной дисциплины: Биология Тема занятия: Эмбриональное развитие организма Цель: формирование знаний об основных этапах эмбрионального развития организмов, сущности  сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития Планируемые результаты: Предметные:  усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,  усвоение сущности сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития. Метапредметные:  навыки   самообразования,   умения   работать   с   текстом,   выделять   главное,   устанавливать причинно­следственные связи,  умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,  учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;  умение работать в группе,  умения   активно   воспринимать   изучаемый   материал,   обобщать,   определять   направление   в дальнейшей деятельности, ставить цели  умение донести до окружающих свои проекты и предложения. Личностные: • навыки сотрудничества со сверстниками Используемая стратегия: Зигзаг Ход урока:  I. Стадия вызова Учитель зачитывает небольшой фрагмент из детской биологической энциклопедии (его можно вывести   на   слайд,   тогда   учитель   предлагает   обучающимся   просто   прочитать   текст):   «В   17­18   веках   среди   натуралистов   бытовали   самые   фантастические   представления   об   этом. Утверждали,   например,   что   в   мужской   половой   клетке   человека   можно   разглядеть   детали строения будущего организма. Ссылались   на мнение самого Гиппократа, который считал, что в только что снесенном яйце курицы уже содержится в готовом виде цыпленок, который только увеличивается в размерах при насиживании».        ли   это Вопросы классу: О чем говориться в этом фрагменте?  Действительно Что же мы будем изучать сегодня на уроке?   Посмотрите на таблицу (на доске висит таблица «Эмбриональное развитие животных» с закрытым названием) (основным)? Как на греческом языке звучит это слово? (Ответ учащихся: Эмбрион) Обучающиеся формулируют тему урока. ключевым   Гиппократ? понятие   Какое     будет Прав так?   у   нас     ли     Далее   учитель   предлагает   изобразить   уже   имеющиеся   знания   у   обучающихся   в   виде кластера.   Обучающиеся,   разделенные   на   группы,   активно   обсуждая   информацию   (прием «мозговая атака») составляют кластеры. Через некоторое время каждая группа представляет свой кластер. Учитель задает вопрос о том, что бы вы еще хотели узнать об этом процессе? И предлагает внести  в кластеры вопросы, вписывая их в виде отдельных «гроздей» схемы.  Каждая группа озвучивает свои вопросы.  Учитель   на   доске   записывает   вопросы,   поставленные   учащимися,   и   ставит   свой   вопрос   (при условии, если его не озвучили ученики):  «Каким образом из одной клетки вырастает целый организм с различными органами?» Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю поработать с терминами. Эту работу   оформляют   в   виде   таблицы.   В   первой   колонке   таблицы   выписаны   называния   стадий развития зародыша. Во второй – вы напишете ваши первоначальные представления (ассоциации, связанные с этим понятием, т.е. попробуйте предположить, что могут означать эти термины).  Третью колонку таблицы мы пока заполнять не будем.  В   помощь   предлагаю   воспользоваться   переводом   некоторых   терминов   на   русский   язык, которые слайде: Лат.   differentia   —   разность,   различие,   разделение   целого   на   различные   части,   формы   и ступени. Лат. Греч. Греч. Genesis – происхождение, возникновение. побуждаю   навожу, желудок inductor,     —       от gaster представлены     induco —     на       Стадии развития зародыша Первоначальное представление Определения после чтения     1. Дробление 2. Гаструляция 3. Дифференцировка 4. Органогенез 5. Эмбриональная индукция Учащиеся заполняют вторую колонку в группах, и высказывают свои предположения. Ни одно из предположений учащихся, даже если оно не соответствует истине, не критикуется и не обсуждается. Все предположения принимаются.  II. Стадия осмысления. 1.   Сейчас   вы   будете   работать   с   текстом   параграфа.   Ваша   задача:   познакомиться   с   тем,   как происходит развитие зародыша.  Для ее решения, вам необходимо сделать следующее:  Каждая группа читает об одной из стадий развития зародыша ( каждый учащийся в  группе читает индивидуально)  I группа ­ Дробление II группа ­ Гаструляция III группа ­ Дифференцировка IV группа – Органогенез V группа – Эмбриональная индукция   Группа составляет план этого отрывка. План составляется совместно всей группой, принимая во внимание высказывания каждого члена группы и приходя к единому мнению. Каждый член группы записывает этот план к себе на лист, составляют устно небольшой текст, согласно плану, при необходимости задает уточняющие вопросы по плану или тексту.  Затем происходит переформирование групп (каждый учащийся попадает в группу, где он является единственным представителем из предыдущей группы). В новой группе каждый учащийся рассказывает   по плану свою часть текста параграфа. Отвечает на вопросы членов группы (если им что­то непонятно) 2.  Теперь   вы   приобрели   определенные   знания   по   нашей   теме,   давайте   вернемся   к   таблице   и заполним   третью   колонку.  Учащиеся   заполняют   третью  колонку   таблицы,   опираясь   на полученные знания, и если это необходимо, текст учебника.   Таблица может выглядеть следующим образом: Стадии развития зародыша Первоначальное Определения после чтения 1. Дробление представление Процесс   митотического   деления   зиготы,   в результате   которого   образующиеся   клетки (бластомеры)   не   растут,   а   с   каждым 2. Гаструляция 3. Дифференцировка 4. Органогенез 5.  Эмбриональная индукция   делением уменьшаются в размере. Процесс   перемещение   клеток   одного   из полюсов   бластулы   внутрь   шарообразного зародыша Процесс   возникновения   и   нарастания структурных   и   функциональных   различий между   отдельными   клетками   и   частями зародыша. Процесс образования осевых органов. Влияние   одних   частей   зародыша   на формирование других   Заполнив колонку таблицы, учащиеся возвращаются в свои группы  3. Работа с кластерами, составленными вначале урока. Учитель просит обучающихся внесите в схему ту информацию, которую они узнали. Учащиеся могут укрупнить, дополнить «гроздья». Возможно, у них появятся новые веточки.  4.  Представление   классу   кластеров   и   обоснование   появления   новых   блоков   и   связей   между «гроздьями».   5. Группам предлагается следующая работа: составить по 3 вопроса (1 вопрос на воспроизведение материала, 2 – на понимание, 3 – на сравнение) по своей части параграфа (по определенной стадии развития).  6. Группы задают друг другу вопросы. В таблицу ставятся знаки  «+» или «­» в колонку каждой  группе, в зависимости от того отвечает группа на вопросы других групп или нет.  Тип вопроса 1.Воспроизведение 2.Понимание 3.Сравнение    Гаструляция Дифференцировка   Органогенез    Дробление       III. Стадия Рефлексии. Группы возвращаются к своим кластерам. Те блоки информации, которые были разобраны и те вопросы, на которые даны ответы, обводят  красным фломастером. Если остались вопросы, на которые не были даны на уроке ответы, их предлагается разобрать  дома с использованием дополнительной литературы и подготовить доклады к следующему уроку.

Урок биологии "Эмбриональное развитие организма" по технологии развития критического мышления (10 класс)

Урок биологии  "Эмбриональное развитие организма"  по  технологии развития критического мышления (10 класс)

Урок биологии "Эмбриональное развитие организма" по технологии развития критического мышления (10 класс)

Урок биологии  "Эмбриональное развитие организма"  по  технологии развития критического мышления (10 класс)

Урок биологии "Эмбриональное развитие организма" по технологии развития критического мышления (10 класс)

Урок биологии  "Эмбриональное развитие организма"  по  технологии развития критического мышления (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017