В наше время огромное внимание уделяется проблемам экологии и способам их решения. Данная презентация показывает роль экологии в системе биологических наук, знакомит ребят с видами экологии. Эти знания помогают ученикам в решении экологических задач, предложенных на уроке. Используется групповая форма работы.Презентация урока "Экология"
Предмет, задачи и
проблемы экологии
как науки.
Экология (от греч. oicos –
дом, жилище и logos - учение)
– наука о взаимоотношениях
живых организмов между
собой и со средой обитания.
Термин «экология » впервые
ввёл немецкий учёный Э.
Геккель (1866 г.).
Под этим термином он
понимал «сумму знаний»,
относящихся к экономике
Экология
«ойкос" – дом, жилище"логос" - учение
Экология –
экологи
это наука,
изучающая
я
взаимоотношения
организмов и
сообществ с
Разделы биологии
Биология
Ботаника Зоология Анатомия Экология
Разделы ботаники
Ботаника
Систематика
растений
Морфология
растений
Анатомия
Эмбриология
растений
Геоботаника
Экология
растений
Ботаника – наука о
растениях
• Что изучает
ботаника?
–Многообразие
растений
–Строение
–Жизнедеятельно
сть растений
Зоология – наука о
животных
• Что изучает
Зоология?
–Многообрази
е животных
–Их строение
–Особенности
поведения
Анатомия – наука о
человеке
• Что изучает
Анатомия?
–Строение
организма человека
–Особенности
жизнедеятельности
человека
–Сохранение и
укрепление
здоровья человека
Экология – наука о среде
обитания
• Что изучает
Экология?
–Взаимоотноше
ния живых
организмов
между собой и
с окружающей
средой.
Геоботаника
• Геоботаника – это наука о
распространении растений на Земле.
Экология растений
Вот экология – модное
слово,
Раньше природа не
знала такого,
Банки, бутылки в
кусты не бросали,
В реку отходы и
нефть не сливали.
• Экология растений – это наука, изучающая
их взаимоотношения с окружающей средой
и с другими организмами.
Экология– одна из биологических наук, изучающая отношения
живых организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и
окружающей средой обитания.
биосфера
биосфера
Экология особей – среда жизни и
экологические факторы.
Среда жизни:
водная, наземно-воздушная, почвенная и
организменная.
Антропогенные – деятельность человека.
Приспособленность растений и животных к
действию факторов среды.
Экологические факторы:
Абиотические (свет, температура, извержение
Биотические – воздействие живых организмов
вулканов и т.д.).
друг на друга.
Экология популяций.
Популяция –
совокупность свободно скрещивающихся особей
одного вида, которая длительно существует в
определённой части ареала относительно
обособленно от других особей того же вида.
Ареал –
область распространения.
Свойства популяции:
плотность, рождаемость, смертность, скорость
роста, выживаемость и т.д.
Структурная организация популяции –
соотношение групп особей по полу, возрасту,
размеру, генотипу, распределение особей по
территории и т.д.
Экология сообществ и экосистем.
Живые организмы находятся между собой и
абиотическими условиями среды обитания в
определённых отношениях, образуя тем самым так
называемые экологические системы.
который подчёркивал, что при таком подходе неорганические и
органические факторы выступают как равноправные компоненты
и мы не можем отделить организмы от конкретной окружающей
среды. Примером экологической системы является биогеоценоз.
Термин был предложен в 1935 году английским экологом А.Тенсли,
абиотическими факторами среды обитания (климат,
почва).
определённой территории.
Биоценоз –
совокупность популяций разных видов, обитающих на
Биогеоценоз –
(от греч. биос – жизнь, гео – земля, ценоз - совместно)
Автором учения о биогеоценозах является академик
Биотоп –
определённая территория со свойственными ей
совокупность биоценоза и биотопа.
В.Н.Сукачёв (1942).
Экосистема –
система живых организмов и окружающих их
неорганических тел, связанных между собой
потоком энергии и круговоротом веществ.
Экосистема и биогеоценоз –
понятия близкие, но не синонимы.
Биогеоценоз – это экосистема в границах
фитоценоза (растительного компонента).
Экосистема – понятие, применимое для
обозначения систем любого ранга,
обеспечивающих круговорот.
Каждый биогеоценоз – это экосистема,
но не каждая экосистема биогеоценоз.
Биосфера – живая оболочка планеты.
Структура биосферы. Компоненты
биосферы.
Биосфера (от греч. bios – жизнь и sphaira - шар)-
состав, структура и свойства которой в той или
иной степени определяются настоящей или
прошлой деятельностью живых организмов.
Первые представления о биосфере как «области
жизни» и наружной оболочке Земли восходят к Ж.-
Б.Ламарку.
Термин «биосфера» применил Э.Зюсс (1875),
понимающий её как тонкую плёнку жизни на
земной поверхности.
Заслуга создания целостного учения о биосфере
принадлежит В.И.Вернадскому.
Биосфера – экосистема
высшего порядка.
Единая экосистема нашей
планеты называется
биосферой.
Работа с терминами:
Дать определение понятиям:
Экология –
Биосфера –
Популяция –
Биоценоз –
Биогеоценоз –
Экосистема –
Ответить на вопросы:
1. Чем характеризуется экология популяций
(структура, свойства)?
2. Перечислить свойства популяции.
3. Назвать среды жизни особей.
4. Перечислить экологические факторы,
оказывающие влияние на особи.
№1
Многие животные, ранее занимавшие ниши
крупных степных травоядных в Северной
Америке и Евразии, вымерли или сохранились
только в заповедниках. Как вы думаете
№2
почему это произошло?
Что из перечня факторов: вода, свет, ионы
NO₃¯,разлагающиеся органические останки,
температура, кислород – являются
ресурсами для ели; одноклеточных
водорослей; дафний; дождевых червей?
№3
Как вы думаете, какие факторы могут
лимитировать:
•Рост численности хлореллы в колбе;
•Численность популяции большой синицы в
лесу;
•Урожай пшеницы в поле;
•Рост численности мышей в клетке при
2. Разделы
экологии.
•Глобальная
экология- изучает
биосферу.
•Экология
человека-
наука
окружающей
среде.
об
Ответьте письменно
Подумайте!
на задания
«Подумай!»
Приведите примеры
положительного и
отрицательного воздействий
деятельности человека на
природную среду в вашем
регионе.
Создан Международный комитет по спасению
Информация для размышления
огромного солёного озера – Аральского моря,
погибающего по вине человека. Из рек Амударья и
Сырдарья люди забирали слишком много воды на
орошение. А воды этих рек в основном и питали
Аральское море. В результате нехватки воды оно
стало усыхать, площадь его сократилось более
чем в два раза. На высохшем дне моря появились
безжизненные равнины, покрытые толстым слоем
соли. С них ежегодно стали уноситься миллионы
тонн соли, которая засолила почву в десятках и
сотнях километров от моря, осела на ледниках
Тянь-Шаня и Памира, ускоряя их таяние.
Изменился климат, погибли сотни видов животных
и растений. Весь уклад жизни местных жителей
так или иначе был связан с морем. Теперь они
остались без средств существования. Весь регион
объявлен зоной экологического бедствия
Подумай!
Почему произошла эта
экологическая катастрофа?
Можно ли было её избежать?
Что нужно сделать, чтобы не
допустить экологических
катастроф в других регионах?