Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
ppt
биология +1
10 кл—11 кл
23.02.2018
В наше время огромное внимание уделяется проблемам экологии и способам их решения. Данная презентация показывает роль экологии в системе биологических наук, знакомит ребят с видами экологии. Эти знания помогают ученикам в решении экологических задач, предложенных на уроке. Используется групповая форма работы.Презентация урока "Экология"
Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.ppt
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Предмет, задачи и
проблемы экологии
как науки.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
1. Экология как
наука.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология (от греч. oicos –
дом, жилище и logos - учение)
– наука о взаимоотношениях
живых организмов между
собой и со средой обитания.
Термин «экология » впервые
ввёл немецкий учёный Э.
Геккель (1866 г.).
Под этим термином он
понимал «сумму знаний»,
относящихся к экономике
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология
«ойкос" – дом, жилище"логос" - учение
Экология –
экологи
это наука,
изучающая
я
взаимоотношения
организмов и
сообществ с
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Разделы биологии
Биология
Ботаника Зоология Анатомия Экология
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Разделы ботаники
Ботаника
Систематика
растений
Морфология
растений
Анатомия
Эмбриология
растений
Геоботаника
Экология
растений
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Ботаника – наука о
растениях
• Что изучает
ботаника?
–Многообразие
растений
–Строение
–Жизнедеятельно
сть растений
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Зоология – наука о
животных
• Что изучает
Зоология?
–Многообрази
е животных
–Их строение
–Особенности
поведения
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Анатомия – наука о
человеке
• Что изучает
Анатомия?
–Строение
организма человека
–Особенности
жизнедеятельности
человека
–Сохранение и
укрепление
здоровья человека
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология – наука о среде
обитания
• Что изучает
Экология?
–Взаимоотноше
ния живых
организмов
между собой и
с окружающей
средой.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Геоботаника
• Геоботаника – это наука о
распространении растений на Земле.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология растений
Вот экология – модное
слово,
Раньше природа не
знала такого,
Банки, бутылки в
кусты не бросали,
В реку отходы и
нефть не сливали.
• Экология растений – это наука, изучающая
их взаимоотношения с окружающей средой
и с другими организмами.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология– одна из биологических наук, изучающая отношения
живых организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и
окружающей средой обитания.
биосфера
биосфера
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология особей – среда жизни и
экологические факторы.
Среда жизни:
водная, наземно-воздушная, почвенная и
организменная.
Антропогенные – деятельность человека.
Приспособленность растений и животных к
действию факторов среды.
Экологические факторы:
Абиотические (свет, температура, извержение
Биотические – воздействие живых организмов
вулканов и т.д.).
друг на друга.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология популяций.
Популяция –
совокупность свободно скрещивающихся особей
одного вида, которая длительно существует в
определённой части ареала относительно
обособленно от других особей того же вида.
Ареал –
область распространения.
Свойства популяции:
плотность, рождаемость, смертность, скорость
роста, выживаемость и т.д.
Структурная организация популяции –
соотношение групп особей по полу, возрасту,
размеру, генотипу, распределение особей по
территории и т.д.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экология сообществ и экосистем.
Живые организмы находятся между собой и
абиотическими условиями среды обитания в
определённых отношениях, образуя тем самым так
называемые экологические системы.
который подчёркивал, что при таком подходе неорганические и
органические факторы выступают как равноправные компоненты
и мы не можем отделить организмы от конкретной окружающей
среды. Примером экологической системы является биогеоценоз.
Термин был предложен в 1935 году английским экологом А.Тенсли,
абиотическими факторами среды обитания (климат,
почва).
определённой территории.
Биоценоз –
совокупность популяций разных видов, обитающих на
Биогеоценоз –
(от греч. биос – жизнь, гео – земля, ценоз - совместно)
Автором учения о биогеоценозах является академик
Биотоп –
определённая территория со свойственными ей
совокупность биоценоза и биотопа.
В.Н.Сукачёв (1942).
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Экосистема –
система живых организмов и окружающих их
неорганических тел, связанных между собой
потоком энергии и круговоротом веществ.
Экосистема и биогеоценоз –
понятия близкие, но не синонимы.
Биогеоценоз – это экосистема в границах
фитоценоза (растительного компонента).
Экосистема – понятие, применимое для
обозначения систем любого ранга,
обеспечивающих круговорот.
Каждый биогеоценоз – это экосистема,
но не каждая экосистема биогеоценоз.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Биосфера – живая оболочка планеты.
Структура биосферы. Компоненты
биосферы.
Биосфера (от греч. bios – жизнь и sphaira - шар)-
состав, структура и свойства которой в той или
иной степени определяются настоящей или
прошлой деятельностью живых организмов.
Первые представления о биосфере как «области
жизни» и наружной оболочке Земли восходят к Ж.-
Б.Ламарку.
Термин «биосфера» применил Э.Зюсс (1875),
понимающий её как тонкую плёнку жизни на
земной поверхности.
Заслуга создания целостного учения о биосфере
принадлежит В.И.Вернадскому.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Биосфера – экосистема
высшего порядка.
Единая экосистема нашей
планеты называется
биосферой.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Работа с терминами:
Дать определение понятиям:
Экология –
Биосфера –
Популяция –
Биоценоз –
Биогеоценоз –
Экосистема –
Ответить на вопросы:
1. Чем характеризуется экология популяций
(структура, свойства)?
2. Перечислить свойства популяции.
3. Назвать среды жизни особей.
4. Перечислить экологические факторы,
оказывающие влияние на особи.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
№1
Многие животные, ранее занимавшие ниши
крупных степных травоядных в Северной
Америке и Евразии, вымерли или сохранились
только в заповедниках. Как вы думаете
№2
почему это произошло?
Что из перечня факторов: вода, свет, ионы
NO₃¯,разлагающиеся органические останки,
температура, кислород – являются
ресурсами для ели; одноклеточных
водорослей; дафний; дождевых червей?
№3
Как вы думаете, какие факторы могут
лимитировать:
•Рост численности хлореллы в колбе;
•Численность популяции большой синицы в
лесу;
•Урожай пшеницы в поле;
•Рост численности мышей в клетке при
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
2. Разделы
экологии.
•Глобальная
экология- изучает
биосферу.
•Экология
человека-
наука
окружающей
среде.
об
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Ответьте письменно
Подумайте!
на задания
«Подумай!»
Приведите примеры
положительного и
отрицательного воздействий
деятельности человека на
природную среду в вашем
регионе.
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Создан Международный комитет по спасению
Информация для размышления
огромного солёного озера – Аральского моря,
погибающего по вине человека. Из рек Амударья и
Сырдарья люди забирали слишком много воды на
орошение. А воды этих рек в основном и питали
Аральское море. В результате нехватки воды оно
стало усыхать, площадь его сократилось более
чем в два раза. На высохшем дне моря появились
безжизненные равнины, покрытые толстым слоем
соли. С них ежегодно стали уноситься миллионы
тонн соли, которая засолила почву в десятках и
сотнях километров от моря, осела на ледниках
Тянь-Шаня и Памира, ускоряя их таяние.
Изменился климат, погибли сотни видов животных
и растений. Весь уклад жизни местных жителей
так или иначе был связан с морем. Теперь они
остались без средств существования. Весь регион
объявлен зоной экологического бедствия
Урок биологии "Предмет, задачи и проблемы экологии как науки" (10-11 класс)
Подумай!
Почему произошла эта
экологическая катастрофа?
Можно ли было её избежать?
Что нужно сделать, чтобы не
допустить экологических
катастроф в других регионах?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.