Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс
Оценка 4.6

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
18.02.2018
Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс
Урок биологии для 8 класса по программе Сонина. Урок изучения нового материала с использованием групповой формы работы. Цель урока - создание фильма по теме урока. Каждая группа создает серию по своей микротеме, которые потом объединяются в один видеоролик. В качестве рефлексии использован метод сенквейна.Урок "Размножение и развитие млекопитающих"
урок Развитие и размножение млекопитающих.doc
Урок. Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. (Слайд 1) Цель урока: изучить особенности развития и размножения млекопитающих, их  происхождение и многообразие Оборудование: мультимедийная презентация «Развитие и размножение млекопитающих.  Годовой жизненный цикл», сообщения учащихся, Приложения 1­3 Тип урока: изучение нового материала План урока:  1. Размножение и развитие млекопитающих 2. Годовой жизненный цикл 3. Происхождение млекопитающих  4. Изменение численности Млекопитающих 5. Классы млекопитающих Ход урока: Актуализация знаний:  Вспомните характерные признаки Млекопитающих? (Слайд 2)  Раздельнополы   Практически все живородящи  Выкармливают детенышей молоком  Обладают высокоразвитой ЦНС  Самцы и самки обычно различаются по величине, окраске и поведению  Как называется такое явление?  Половой диморфизм *Примечание: Ответы и второй вопрос открываются постепенно по щелчку  мыши. Изучение нового материала: 1. Размножение и развитие Млекопитающих (Слайд 3) Половая система у самцов состоит из парных семенников, семяпроводящих протоков, придаточных желез и совокупительного органа. Семенники (в  них образуются и созревают сперматозоиды) у большинства видов расположены  в специальном мешочке ­ мошонке.        У самок половая система состоит из парных яичников, яйцеводов,  матки и влагалища. В яичниках образуются яйцеклетки. По   мере   созревания   они выделяются и попадают вначале в верхние участки яйцеводов, где, как правило, и происходит их оплодотворение. Оплодотворенная   яйцеклетка   перемещается   в   матку,   где   при   дальнейшем   развитии зародыша образуется  детское место – плацента (Слайд 4). Наружный слой ее, губчатый и рыхлый, называется  хорион. На нем хорошо видны  многочисленные  ворсинки,  которые врастают     в   стенки   матки,   через   них   эмбрион   получает   от   матери   все     необходимые вещества. После рождения детенышей плацента также выводится наружу. У всех млекопитающих (за исключением наиболее примитивных – яйцекладущих) яйцо   утратило   скорлупу,   зародышевые   оболочки   преобразовались   в   плаценту.     Это единственный случай у животных, когда орган состоит из клеток, принадлежащих двум организмам   (у   сумчатых   настоящая   плацента   не   образуется).   Плацента   не   только поддерживает обмен веществ между матерью и плодом; она вырабатывает специфические гормоны   (эстроген,   прогестерон,   плацентарный   лактоген),   стимулирующие   развитие молочных желёз и предохраняющие матку от инфекции.  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Звери унаследовали внезародышевые оболочки от рептилий. У  яйцекладущих однопроходных эти оболочки все еще выполняют свои предковые функции, поскольку энергетические потребности эмбриона удовлетворяются богатыми запасами желтка в   крупных   яйцах,   покрытых   скорлупой.   У   зародышей  сумчатых   и   плацентарных, которые получают большую часть необходимой для развития энергии от матери, яйца содержат мало желтка, и эмбрион вскоре прикрепляется к стенке матки с помощью проникающих   в   нее   выростов   хориона.   У   большинства   сумчатых   и   у   некоторых плацентарных   он   сливается   с   желточным   мешком   и   формирует   примитивную плаценту, называемую желточной. Плацента (называемая также детским местом или последом) – это образование, которое обеспечивает двусторонний обмен веществ между   эмбрионом   и   материнским   организмом.   Через   нее   происходит   поступление питательных веществ к зародышу, его дыхание и удаление продуктов обмена.  ЗАДАНИЕ: назвать функции органов размножения, пользуясь текстом учебника РАБОТА СО СХЕМОЙ: Слайд 5   (*Ответы открываются по щелчку мыши) Первые   стадии   развития   зародыша   млекопитающих   такие   же,   как   и   у   других хордовых животных: (Видеофрагмент «Развитие зародыша млекопитающего» (ЦОР)) сначала   зародыш   одноклеточный,   потом   многоклеточный,   однослойный,   двухслойный, трехслойный.   В   дальнейшем   он   приобретает   черты   позвоночных.   Сначала   становится похожим   на   развивающихся   рыб:   имеется   хвост,   зачатки   жаберных   щелей.   Затем приобретает большое сходство с развивающимися рептилиями. А на последних стадиях развития он покрывается шерстью и приобретает черты млекопитающих. Продолжительность периода от оплодотворения яйцеклетки до рождения детеныша варьирует от 12 дней у некоторых сумчатых до примерно 22 месяцев у африканского слона. Число новорожденных в помете обычно не превышает числа сосков у матери и, как правило,   меньше   14.   Впрочем,   у   некоторых   млекопитающих   пометы   очень   большие, например, самка мадагаскарского тенрека из отряда насекомоядных с 12 парами молочных желез иногда рождает более 25 детенышей.  ЗАДАНИЕ:  Рассмотрите   таблицы   Приложения   1,   2,   3.   Какие   выводы   вы   можете сформулировать на основании анализа предложенных материалов? Предполагаемые ответы: 1. У  животных,   которые   пользуются   надежно  устроенными   норами,   детеныши рождаются   беспомощными,   а   у   животных   открытых   пространств   детеныши рождаются более активными, способными двигаться в первые часы за матерью 2. Продолжительность беременности у небольших животных длится недолго 3. Количество детенышей в помете зависит от размеров животного (чем крупнее – тем меньше детенышей) и условий их рождения 4. Чем дольше живет животное, тем реже период появления потомства 1. Годовой жизненный цикл Млекопитающих Как   и   у   других   животных,   жизнь   млекопитающих   меняется   по   сезонам   года.   Это связано   с   сезонными   изменениями   условий   обитания   и   важнейшими   этапами   годового жизненного цикла животных. Слайд 6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с. 256­257) • Пользуясь текстом учебника, назовите этапы годового жизненного цикла   млекопитающих (с.256­257) • Вспомните этапы жизненного цикла птиц и сравните их с жизненным циклом Млекопитающих Подготовка к размножению (Слайд 7) Спариванию предшествуют турнирные бои между самцами, которые выражаются у одних только позами угрозы и выпадами в сторону конкурента, у других – настоящими побоищами.   Иногда   между   спариванием   и   появлением   детенышей   проходит   довольно длительный период. Хищники   и   грызуны   образуют   в   период   размножения   пары   или   сложные   семьи (парцеллы  грызунов,  прайды  львов);   такие   группы   из   нескольких   самцов   и   самок   с молодыми лучше обеспечивают воспитание молодняка; часто они сохраняются и после периода   размножения.   У   стадных   копытных,   ластоногих,   китообразных   в   период спаривания образуются временные – гаремы ­ из нескольких самок с самцом­доминантом во главе. После спаривания самки с молодыми иногда образуют отдельные группировки. Раздельно держатся вне периода размножения самцы и самки летучих мышей.  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ   МАТЕРИАЛ   ДЛЯ   УЧИТЕЛЯ:  Готовность   к размножению   и   приуроченность   времени   спаривания   к   определенному   периоду обеспечивается   сложным   регуляторным   механизмом,   действующим   по   сигналам внешней среды. В умеренных и высоких широтах таким сигналом служит изменение длины   светового   дня.   Для   видов   с   весенней   течкой   сигнальное   значение   имеет увеличение   длины   дня   (многие   звери),   для   спаривающихся   осенью   копытных   ­   ее сокращение,   а   для   волков   ­   короткий   зимний   день.   Изменение   светового   режима воздействует   на   нейрогипофиз,   стимулирующий   выделение   гонадотропных   гормонов передней долей гипофиза, влияющих на гонады. В низких широтах значение сигнального фактора могут принимать другие периодические явления природы, предшествующие приближению   благоприятного   для   размножения   времени   (в   пустынях   и   саваннах   ­ осадки, в тропических лесах ­ созревание основных кормовых растений или их плодов и т.   п.).   Даже   в   тропических   лесах   с   их   устойчиво   теплым   и   влажным   климатом размножение   млекопитающих   обычно   сезонно,   хотя   у   разных   видов   может приходиться на разные периоды года.  Появление детенышей (Слайд 8)  *По мере объяснения учителем открываются основные положения темы  Ритмично, упорядочено во времени   Определяется длительностью полового цикла   Связано с величиной смертности и продолжительностью жизни   Как правило, в определенное, благоприятное  время года   Детеныши появляются беспомощными или активными   Количество детенышей в помете и частота их рождения различны  ЗАДАНИЕ: Сравнить стадии развития птицы и лошади (Слайд 9) • Как проявляется забота о потомстве? Приведите примеры. Какое значение она имеет? (Слайд 10) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:  Млекопитающие   отличаются   высокой   степенью   заботы   о   потомстве   на   всех этапах его развития.  Им свойственно внутриутробное развитие, в течение которого зародыш   растет   за   счет   веществ   тела   матери,   получаемых   через   особый   орган   ­ плаценту   .   Лишь   однопроходные   млекопитающие   откладывают   крупные,   богатые желтком   яйца.   У   всех   млекопитающих   после   рождения   молодого   животного "вещественная"   связь   с   матерью   не   прекращается,   так   как   детеныш   питается молоком. Однако и после завершения молочного кормления связи между родителями и   потомством,   как   правило,   какое­то   время   сохраняются.   Это   обеспечивает возможность   обучения   молодняка   ­   передачи   накопленного   родителями индивидуального опыта потомству. Такая связь поколений, позволяющая накапливать и   суммировать   популяционно­видовой   опыт,   получила   название   сигнальной наследственности,   или   сигнальной   передачи   информации.   Она   получает   широкое развитие у птиц и особенно характерна для млекопитающих. Подготовка к зиме (Слайд 11) РАБОТА   С   УЧЕБНИКОМ:  Пользуясь   текстом   учебника,   назовите   формы подготовки млекопитающих к зиме (с. 257) *По мере ответов учащихся по щелчку мыши на слайде открываются ответы: Подготовка Млекопитающих к зиме проявляется в следующих формах: Заготовка сухих кормов   Накопление жира    Линька   Объединение в группы   Миграции К зиме или засушливому лету в организме накапливаются резервные энергетические вещества, помогающие пережить тяжелый сезон. Помимо накопления гликогена в печени, многие виды в той или иной мере жиреют. У некоторых особей до 25% общей массы тела составляет жир Зимовка (Слайд 12) *По   мере   рассказа   учителя   по   щелчку   мыши   на   слайде   открываются   основные положения темы Это   заключительный   этап   годового   жизненного   цикла.   При   уменьшении   запасов корма и ухудшения условий его добывания некоторые млекопитающие впадают в спячку. Спячка   свойственная   многим   зверям   из   отрядов   однопроходных,   сумчатых, насекомоядных, рукокрылых, неполнозубых, хищных, грызунов. Нет зверей, впадающих в спячку, в тех отрядах, которым в наибольшей мере свойственны сезонные миграции. По степени глубины спячки различают два основных варианта. 1. 2. Настоящая   непрерывная   сезонная   спячка.  Она   характеризуется потерей   способности   к   терморегуляции,   резким   сокращением   числа дыхательных   движений   и   сокращений   сердечной   мышцы,   падением общего уровня обмена веществ.  Сезонный сон, или факультативная спячка. В этом случае температура тела,   частота   дыхания   в   минуту   и   общий   уровень   обменных   явлений снижаются мало. При изменении обстановки или беспокойстве сон легко может быть прерван. Характерен он для медведей, енотов, енотовидных собак, отчасти для барсуков. У белого медведя в берлогу залегают только беременные самки и неполовозрелые. Бурые медведи и барсуки в южных частях ареала в спячку не ложатся. Сроки залегания в зимний сон и его длительность изменчивы не только географически, но и по годам. Наряду   с   зимней   может   быть   и   летняя   спячка,   вызванная   также   сезонным ухудшением кормовой базы. Чаще всего она наблюдается у грызунов, лишенных летом полноценного и богатого водой корма. У сусликов летняя спячка обычно без перерыва переходит   в   зимнюю.   Летняя   спячка   наблюдается   и   у   обитателей   тропической   зоны. Сенегальские ежи спят летом 3 месяца, а примитивные мадагаскарские насекомоядные ­ тенреки ­ 4 месяца. 3.  Изменение численности Млекопитающих Численность видов млекопитающих по годам меняется в широких пределах.  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ   МАТЕРИАЛА   ДЛЯ   УЧИТЕЛЯ:  Особенно значительные изменения наблюдаются у массовых, быстро размножающихся видов. Таковы многие грызуны, зайцеобразные, некоторые хищники. Кроме того, в больших пределах   изменчива   численность   некоторых   копытных:   кабана,   косули,   северного оленя,   сайгака   и   некоторых   других.   У   сравнительно   редких   и   медленно размножающихся видов, как, например, у крупных хищников (медведи, крупные кошки), резких изменений численности по годам нет или они менее очевидны.             В основе непостоянства численности зверей лежат многообразные и не всегда ясные причины. Можно утверждать, что различие в обилии особей по годам возникает в результате изменения интенсивности размножения и скорости отмирания особей видов. Одной   из   наиболее   распространенных   причин   колебаний   численности млекопитающих   служит   изменчивость   обилия   кормов   и   его   доступности. Периодически повторяющиеся неурожаи семян хвойных ставят белку в очень трудные условия, в результате которых сокращается размножение и повышается смертность. Подобного   рода   зависимость   численности   от   изменчивости   обилия   кормов установлена   для   песца,   лисицы,   горностая   и   других   зверей.   Хорошо   известно,   что численность мышевидных грызунов, служащих основным кормом для упомянутых и других хищников, по годам меняется в больших пределах, что в свою очередь связано с разнообразными изменчивыми условиями среды.                Второй важной причиной непостоянства численности служат заболевания, принимающие в определенных условиях эпизоотический характер сибирская язва, чума, заражение паразитами и пр.).                 Известны  случаи, когда заболевание распространяется  одновременно среди поголовья   нескольких   видов   млекопитающих.   Так   бывает   при   туляремии, псевдотуберкулезе, чуме плотоядных. Например, к туляремии восприимчивы 50 видов млекопитающих нашей страны, но в острой форме болезнь протекает примерно у 40 видов,   в   том   числе   и   у   промысловых:   зайцев,   ондатры,   водяной   полевки,   хомяков, кротов и некоторых других. Суслики, белка, бурундук, речной бобр, нутрия, выхухоль болеют менее остро, и болезнь обычно не приводит к смерти.                 Следует   учитывать,   что   массовые   заболевания   не   только   приводят   к непосредственной гибели зверей, но они снижают плодовитость, а также облегчают преследование жертвы хищниками и делают животных менее стойкими к пагубному воздействию неблагоприятных условий погоды.                Немаловажное значение для многих видов имеют отклонения условий погоды. Весенние заморозки с дождями и снегопадами губят ранние выводки зайцев, главным образом   зайца­русака.   Глубокие   снега   ставят   в   тяжелое   положение   многих копытных: кабанов, сайгаков, джейранов, маралов. Из хищников от глубокоснежья и гололеда   особенно   страдают   корсаки,   лисицы,   енотовидные   собаки   и   ряд   других. Выпадающие иногда зимой дожди вызывают массовую гибель мышевидных грызунов, погибающих от затопления нор и невозможности достать корм из­под ледяной корки.                При отсутствии снегового покрова или недостаточной его мощности сильные морозы приводят к гибели в промерзшей почве кротов и землероек.         Значение хищников в изменениях численности «жертв» различно для разных видов. Зайцы­беляки,   бурундуки,   водяные   полевки   хотя   и   страдают   вполне   ощутимо   от хищников, все же хищники обычно лишь усиливают скорость отмирания, которая в основе   вызвана   другими   причинами.   Однако   в   отдельных   случаях   могут   возникать такие  ситуации,  в  которых  высокая   численность   хищников  при низкой  численности «жертв»   может   надолго   задержать   восстановление   последних.   Для   медленно размножающихся   копытных   урон,   наносимый   хищниками,   как   правило,   бывает большим, чем для многоплодных грызунов.          Динамика численности млекопитающих проявляется во времени и пространстве с известной закономерностью. У ряда видов она имеет некоторую, хотя и не строго выдержанную, периодичность. У песца цикл изменения численности обычно равен 3—4 годам, у таежного зайца­беляка— 10—12 годам. В южных частях ареала последнего вида подъемы и спады бывают чаще, а интервалы между ними менее определенны («Мир животных»).  ВЫВОД: (с. 258 учебника) – учащиеся могут его зачитать или сформулировать сами   4. Происхождение млекопитающих (Слайд 13) Предками млекопитающих, несомненно, были древние палеозойские рептилии, еще не   утратившие   некоторых   черт   строения   амфибий:   кожные   железы,   слабое   ороговение эпидермиса   кожи,   отсутствие   или   слабое   развитие   роговых   чешуй,   малые   размеры полушарий   переднего   отдела   головного   мозга   и   некоторые   другие,   более   специальные особенности.   Такой   предковой   группой   считают   териодонтов,   или   зверозубых (Theriodontia),  ­  подотряд  терапсидных   рептилий,   существовавший   со  второй половины пермского   до   середины   юрского   периода,   т.е.   с   конца   палеозойской   до   середины мезозойской эры. Древнейшие млекопитающие известны из позднего триаса Европы, Китая и Южной Африки. Несмотря на фрагментарность их ископаемых находок, очевидно, что в то время, т. е. около 200 млн. лет назад, уже существовали группы, принадлежавшие к трем различным эволюционным ветвям млекопитающих.  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Хотя крупные динозавры заняли всю сушу, воду и небо, выжить они не сумели. Их   мозг   был   слишком   мал   и   неразвит,   а   тела   чересчур   велики.   Когда   ящеры откладывали яйца в теплый песок, часто их гнезда погибали.  Динозавры оказались не готовы к борьбе с природой, а потому вымерли около 140 млн. лет назад, задолго до появления людей.  Правда, небольшие черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи уцелели и живут на Земле до сих пор. Теперешние птицы ­ потомки некоторых мелких ящеров. Намного   выносливее   ящеров   оказались   небольшие   зверьки,   питавшиеся насекомыми.   Постепенно   у   них   появилась   шерсть,   они   стали   вскармливать   своих детенышей молоком. Поэтому ученые дали этим зверькам название млекопитающих. Шерсть на теле позволяла млекопитающим жить не только в теплых джунглях и степях юга, но даже расселяться в прохладных областях. Млекопитающие оказались ловкими и сильными. Среди них были такие, которые научились спасться от врагов на деревьях, быстро лазать по ветвям и искать там пищу ­ насекомых. Все четыре лапы у них развились, окрепли, образовались цепкие и ловкие пальцы, вместо коготков появились ногти. Прыжки с ветки на ветку требовали хорошего зрения и крупного мозга. Эти звери все лучше приспосабливались к переменам в природе. Ныне живущих млекопитающих подразделяют на два подкласса Первозвери  (Однопроходные) и Настоящие (Живородящие, Звери). РАБОТА СО СЛАЙДОМ И УЧЕБНИКОМ: (Слайд 14). *По мере ответов учащихся по щелчку мыши на слайде открываются ответы и  очередные вопросы:  В чем особенности развития зародышей каждой группы  млекопитающих?  Каковы особенности строения млечных желез каждой группы  млекопитающих? Подкласс Первозвери (Однопроходные) (Слайд 15) – наиболее примитивные из  современных млекопитающих. У них много черт, сходных с пресмыкающимися:  Коракоиды – кости в плечевом поясе  Есть клоака, в который открываются мочеточники и протоки половых желез  Откладывают яйца  Млечные железы не имеют сосков К этому подклассу относится два семейства – Семейство ехидн и Семейство  утконосов. Распространены первозвери в Австралии. ЭТО ИНТЕРЕСНО (Слайд 16) Название «ехидна» пришло из древней мифологии. Ехидна ­  полуженщина  полузмея, дочь Тартара и Реи, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру,   Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса). Подкласс Настоящие (Живородящие, Звери) Низшие (Сумчатые) животные (Слайд 17) Сумчатые – древняя группа млекопитающих, распространенных в Австралии,  Южной, Центральной и на юге Северной Америки. ВЫВОД:  Млекопитающие — это самые крупные животные на земле, которые достигли господствующего   положения   с   тех   пор,   как   вымерли   динозавры,   и   являются   одной   из самых успешных групп в царстве животных. От несколькограммовых землероек до 100­ тонных китов, 4500 видов млекопитающих приспособились и заселили большую часть мест обитания на планете, развив в ходе этого процесса широкое разнообразие форм, размеров и образа жизни. Они обязаны своим успехом двум основным факторам — теплокровности (гомойотермности),   которая   позволяет   им,   в   отличие   от   рептилий,   функционировать независимо от температуры окружающей среды, и их умению вскармливать детенышей и ухаживать за ними. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §53, 54 Сообщения:     о   представителях   отрядов   (или   отрядах)   Насекомодяных,   Рукокрылых, Грызунов, Зайцеообразных, Хищных Название животного Серый хомячок Рыжая полевка Серая полевка Крыса­пасюк Хомяк  Сурок байбак Лисица  Горный баран Олень лось Зебра  Слон  Условия деторождения Надежно устроенные норы Длительность беременности у разных млекопитающих Длительность беременности 11­13 дней 18 дней 20 дней 22 дня 30 дней 40 дней 52 дня 150 дней 240­250 дней 340­365 дней 500 дней Не устраивают гнезд и нор Приложение 1 Характеристика детенышей Голые, беспомощные   слепые,   покрытые Зрячие, шерстью,   в   первые дни   после   рождения могут   следовать   за матерью Величина выводка у разных видов млекопитающих Приложение 2 Название животных Слоны, лошади, зебры, ослы, ламы,   верблюды,   жирафы, олени, тюлени, киты Количество детенышей в помете, их характеристика 1 Зрячие,   покрытые   шерстью, способные передвигаться Львы,   тигры,   рыси,   бурые медведи 2­3 беспомощные Зайцы  Кролики, кабаны, лисицы Песец, горностай До 12, хорошо развитые До 12, голые, беспомощные, слепые До 18, голые, беспомощные, слепые Условия деторождения   длительные Постоянные перемещения   в   поисках пищи, воды; отсутствие даже примитивных жилищ Не строят надежных жилищ; трудно   добыть   корм   для молодняка Не устраивают нор или гнезд Надежность   жилищ,   в которых укрываются новорожденные,   обилие   и доступность пищи   Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни Приложение 3 Название животного Продолжительность жизни Частота повторяемости Слон Зубр Кит синий Медведь бурый Волк Лисица Зайцы Обыкновенная полевка 70­80 лет До 50 лет 35­40 лет 30­35 лет Около 15 лет 10­12 лет 5­7 лет 14­18 месяцев рождений 1 раз в 4 года 1 раз в 2­3 года 1 раз в 2­3 года 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год до 3 пометов в год 6­8 пометов в год СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся   общеобразовательных   учреждений/   В.М.Константинов,   В.Г.   Бабенко, В.С.Кучменко:   под   ред.   Проф.   В.М.Константинова.   –   3­е   изд.,   перерба.   –   М.: Вентана­Граф, 2008. §§ 53, 54 2. Резанов А.Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7­8 класс. – М.: Издат­ школа 2000, 1999. – с. 237­243 3. http://www.medbiol.ru/medbiol/mlekopit/0002d868.htm ­ Биология и медицина 4. http://infoart.iip.net/nature/animals/info/zveri.htm    Мир   животных. ­   Млекопитающие, или Звери. 5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1/Биология  ­ Словари и энциклопедии на Академике 6. http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru/0.htm ­ Археология России 7. http://www.krugosvet.ru/articles/02/1000247/1000247a4.htm  ­   Энциклопедия Кругосвет. 8. Лит.:     Жизнь   животных,    /1/001/009/001/222659347.  jpg     .  ru   /  fulltext  .  cultinfo     1971.   т.6,   М.,   http   ://   www    В.   Г.   Гептнер. 9. Мифологическая энциклопедия. myfhology.narod.ru/ monsters/ehidna.html 10. Пепеляева   О.А.,   Сунцова   И.В.   Биология.   7­8   класс:   Поурочные   разработки   к учебникам   Никишова   А.И.,   Шаровой   И.Х.:   Латюшина   В.В.,   Шапкина   В.А.; Константинова В.М. и др. – М.:ВАКО, 2004. – с. 279­280 (Таблицы 1, 2, 3) 11. http://dic.academic.ru – Словари и энциклопедии на Академике 12. http://www.krugosvet.ru/articles/02/1000247/1000247a4.htm  ­   Энциклопедия Кругосвет. 13.  www.floranimal.ru/ gallery_his.php?flid=2405      ­ Flor Animal 14. http  15. http  16. http  17. http   .  floranimal    ://   www   .  localzona    ://   www   .  localzona  ://   www     .  wikimedia  ://   upload    jpg ­ проехидна   jpg   ехидна   jpg ­ утконос  /  big   /937.    /3710/004.    ­  foto   /3710/007.  ­  foto     .  ru   /  gallery  .  ru   /  image  .  ru   /  image  /3/31/  Opossum      /  wikipedia    /  commons    .  org           _  with  _  young  .  png      опоссум   18. http  19. http  20. http   .  ru   /  images  ://   oboi  .  kards    ://   dic   .  academic    ://   upload    .  wikimedia    /  wallpaper      .  ru   /  pictures  /  wikipedia      jpg ­ развитие зародыша птицы  /  ntes  /10188­1.      _  joey   03.    /4   a  /9   b  /105290_  d  /  Kangaroo  jpg ­ орангутанг  /  commons    prev  _425.      _  and   .  org   /0/0       jpg  ­ ­ кенгуру    ://   upload  .  wikimedia   21. http  22. ru.wikipedia.org/wiki/ ­ Википедия  23. http   ://   img   /  wikipedia    .  org   .  ru   /  images  1.   liveinternet  /  attach    .  jpg ­ ехидна с фотоаппаратом   т.6, _  Ehidna   24.   Лит.:      /  commons    /4/49/  Koala      _  climbing  _  tree   .  jpg ­ коала    /  b  /3/20/813/20813442_1206004939_10858685   1971.   Жизнь   животных,  /1/001/009/001/222659347.    ://   www   .  cultinfo    .  ru   /  fulltext  a  8  f  7  f  4  f  01   b  74.    radikal    ://   i  038.  .  ru   /0807/93/  .  ru   /  monsters  /  ehidna  .  narod  ://   myfhology      May  /99/99_13954.    .  ru   /  gallery  .  hchp      ://   ruwww  /2008/        jpg   jpg ­ проехидна  .  jpg ­ мифологическая Ехидна  jpg ­ сахарный  поссум          28.Мифологическая энциклопедия. myfhology.narod.ru/ monsters/ehidna.html  http  25. http  26. http  27. http    М.,   В.   Г.                 Гептнер.    .  ru   /  fon   /  clipart    /  o  /  obez  ://   www   /  obez  24.      .  lenagold   28. http  29. http://pics.livejournal.com/priroda_su/pic/000gft26 ­ 10­дневный зародыш лошади 30. http   ://pics.livejournal.com/priroda_su/pic/000ghe3p ­ 30­дневный зародыш лошади 31. http://pics.livejournal.com/priroda_su/pic/000gkbzp ­ 65­дневный зародыш лошади  32. http://pics.livejournal.com/priroda_su/pic/000gpqd9 ­ 180­дневный зародыш лошади 33. http   jpg  ­  Обезьянка рисованная   sh   1  bk   ­ эмбрион кенгуренка в сумке  _  su   /  pic   /000    .  livejournal    /  priroda    ://   pics  .  com    матери 34. http   ://   www  гон у оленя  ://   www   .  kp   .  ru   /  upimg  /5   a  3  e  8  f  353   c  90697  f  8  fa   8  aa   939   d  18   ebfb  3  dd   46   ab   0/323287.  jpg          ­          ://   dic   /  shop    /  good    .  ru   /  files  .  academic    .  la   ­  posters  _  full  _321.    .  ru   /  pictures  jpg ­ ночной табун 35. http  36. www.priroda.su/ category/13/page/5     – Человек и окружающая среда.  37. http  38. http://www.medbiol.ru/medbiol/mlekopit/0002d868.htm ­ Биология и медицина 39. http  40. http  41. http  42. http   .  ru   /  fon   /  clipart    ://   www   .  lenagold    /39/  ://   online  ­  courses  images    .  ru   /  files      .  archeologia  .  prehistoryforkids  ://   www       /  posted    ://   www   .  free   _  files  /105.  gif ­ зверозубая рептилия      gif ­ древнее млекопитающее  B   7  C   .  jpg   .  ru   /10/96.  /  C   11209159  /  ntes  /10003­1.      jpg ­ волчица  jpg ­ олень  /  olen   10.    ­  lancers    /  o  /  olen   .  net   ­         древнего млекопитающего (Древняя крыска.  Карташова Мария.)   реконструкция

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс

Урок биологии "Размножение и развитие млекопитающих" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018