Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».
Оценка 4.7

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
06.02.2017
Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».
Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений» составлен на основе УМК Н. Сонина. Цель урока: углубить понятия «рост» и «развитие» организма, изучить особенности индивидуального развития цветкового растения. В ходе урока учащиеся знакомятся с условиями прорастания семян, основными этапами прорастания семян, надземным и подземным видами прорастания семян. Основополагающие термины: "рост", "развитие", "проросток", "онтогенез".
Открытый урок Рост и развитие растений..doc
Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений» Эпиграфы:   Наиболее выдающаяся черта в жизни растений заключается в том, что оно  растет.    А.К. Тимирязев  И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.                                                                                                                              Пословица     урока: углубить понятия «рост» и «развитие» организма, изучить  Цель    особенности индивидуального развития цветкового растения.  Задачи: ­ обучающие: раскрыть понятия «рост» и «развитие» организма, выяснить  особенности индивидуального развития цветкового растения, роль семян в  индивидуальном развитии; познакомить с условиями прорастания семян, а также  с условиями  роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения; дать  представления учащимся о зависимости глубины заделки семян, от их размеров и  свойств почвы. ­ развивающие: используя имеющиеся знания, работать в заданном темпе,  способствовать развитию умения учащимися работать в заданном темпе, давать  четкие краткие ответы, внимательно слушать, выделять главное, обобщать,  делать выводы, сравнивать, наблюдать,  привлекать личный опыт. ­ воспитательные: прививать  навыки  коммуникативного общения,   воспитывать бережное отношение  и любовь к природе, заботу о растениях.  Тип урока: комбинированный. Формы работы учащихся:  индивидуальная, парная, фронтальная. Оборудование:  проектор, компьютер, презентация; шкатулка, семена фасоли, инструктивные карточки, стаканы с почвой, вода.                                                              Ход урока Организационный момент. Учитель: Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши добрые и счастливые лица.  Садитесь.  Прозвенел и смолк звонок, Значит снова на урок. Все друг к другу повернулись Все друг другу улыбнулись. Повернувшись и ко мне, Улыбнитесь­ка и мне. Начинаем наш урок, Запасаем знаний впрок! I. Актуализация  знаний.  Учитель: Истина гласит, что без повторения нет глубины.   Давайте и мы  вспомним материал прошлых  уроков.  Четыре человека  (называет фамилии)   выйдут к доске и поработают с дидактическим материалом, а остальные сыграем  в  игру «Биологический верификатор». Напоминаю правила игры: Если вы  согласны с моим утверждением, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Свое  несогласие вы должны аргументировать.  1. Размножение ­ это  воспроизведение  себе подобных. (Да) 2. Различают два способа размножения   цветковых   растений  ­  ветром и  животными. (Нет, вегетативное и семенное.) 3. При  бесполом  размножении у потомства появляются новые наследственные  признаки. ( Нет, новых наследственных признаков у потомства не появляется.  Дочерний организм идентичен материнскому.) 4. Цветок  является  органом генеративного (полового)  размножения. (Да) 5. Семена  развиваются  из  семязачатков  которые находятся в  завязи пестика.  (Да) 6. Мужские гаметы цветкового растения называют сперматозоидами. (Нет,  спермиями, т.к. они неподвижны. ) 7. Оплодотворение – это попадание пыльцы на рыльце пестика. (Нет, слияние  мужской и женской гамет.) 8. Оплодотворенная яйцеклетка  называется  зиготой. (Да) 9. Красивые, яркие  цветки  характерны для растений  опыляемых   ветром. (Нет, насекомыми.) 10. Растения, цветки которых имеют одновременно и пестики, и тычинки  называют обоеполыми. (Да) ­ Молодцы! III. Изучение нового материала. Учитель: Изучение нового материала мне хотелось бы начать с загадки, отгадка  на которую находится в этой таинственной шкатулке (демонстрирует  шкатулку).       В малой хатке, в спаленке,  Спит ребенок маленький;  В кладовой еда лежит,  Как проснется ­ будет сыт. ­ Что находится в шкатулке? Ответ:  В шкатулке лежат семена. Учитель: Ребята, вы правы. В шкатулке, действительно, находятся семена  пшеницы. (Достает из шкатулке зерна пшеницы.) - А что такое семя? Примерные ответы учащихся: ­ Семя представляет собой зачаточный растительный организм. – Орган растения с запасом питательных веществ; – Это зародыш растения с запасом питательных веществ; .– Орган полового размножения и др.                                       Учитель: Верно, ребята! О семенах вы уже многое знаете, но не все. Поэтому  наша задача сегодня – разгадать тайну семени до конца. Но надо определится с  темой урока. Послушайте отрывок из баллады о золотом зерне Александра Плотникова. И было золотое зернышко… Оно в не паханной земле, Как будто маленькое солнышко, Дремало до поры во мгле. Прошла зимы пора капризная, И в степи хлынуло тепло. Зерно лучом зеленым брызнуло И в рост пошло, и а рост пошло… Тема урока: «Рост и развитие растений.» (Формулируют тему урока и   записывают  ее  в рабочих тетрадях.) Учитель: С семени начинается жизнь любого цветкового растения – и такого  маленького, как болотная ряска, и такого гиганта наших лесов, как дуб.     План урока: 1. Условия прорастания семян.  2. Этапы прорастания семян. Надземное и подземное прорастание.  3. Индивидуальное развитие растений. Ребята, опираясь на план урока, сформулируйте основные задачи нашего  сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют задачи урока:  Выяснить  условия,  необходимые для прорастания семян;  Ознакомиться с основными этапами прорастания семян;  Ознакомиться с типами прорастания семян – надземным и подземным;  Выяснить, что называется индивидуальным развитием. 1. Условия прорастания семян. Учитель: Познавательная задача: Семена пшеницы, кукурузы, гороха, проса и  других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в  зернохранилищах. Известны случаи сохранения   всхожести  семян  через десятки  лет. Были случаи, когда семена, найденные в толще льда, в гробницах  не   теряли  жизнеспособность  даже сотни лет. Какое  главное условие сохранение  такой длительной жизнеспособности семян? Ответ учащихся: Наличие полноценного  семени с  живым  зародышем  и  необходимым запасом питательных веществ. Работа с рис. учебника на стр. 143 «Опыт с удалением эндосперма.» Учитель:  О чем свидетельствует этот опыт?    Ответ учащихся:  При  удалении  эндосперма  из семени,  растение  развивается очень слабо,  т. к. ему  для  развития  не хватает питательных веществ. Учитель:  А сейчас послушайте внимательно еще одно  стихотворение. В мешках ли, в закромах – все равно. Лежит и дышит малое зерно! Придет зима, в полях замерзнет грязь. Оно заснет, до срока   притаясь. Но тотчас же очнется ото сна, Едва в поля воротится весна. И будет все…  И из глубин борозд Оно поднимет всходы в полный рост! ­ Ребята, почему семена прорастают и растения трогаются в рост с наступление  весны? Ответ учащихся: Весной много воды, тепла и света. Учитель: Действительно,  весной имеются все  необходимые условия для  прорастания семян. Выясним роль каждого фактора окружающей среды для  прорастания семян.   О роли воды  поговорим более подробно. Найдите ответ в учебнике на стр. 142 и зачитайте, в чем заключается роль воды в прорастании семян.  (Работа учащихся с текстом учебника). Ответы  учащихся:  Вода необходима для набухания и проклевывания семян.  Вода   переводит запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, в растворимое состояние и они становятся доступными для   питания  зародыша. Учитель: На прорастание семян влияют также температурные условия. Одним  растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим — мало.  Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры,  называют теплолюбивыми (помидоры, огурцы, баклажаны, перец), а растения,  прорастающие при более низких температурах, называют холодостойкими  (капуста, лук, морковь). Эти особенности семян учитываются при определении  сроков посева. Способность семян прорастать при определенных температурах  связано у многих растений с их географической родиной. Выходцы из северных  районов Земли прорастают при более низких температурах, чем выходцы из  южных, особенно тропических, районов.  ­ Давайте определим, на сколько градусов должна прогреться почва для того,  чтобы проросли те или иные семена. (Работа с рисунком учебника на стр. 141).  Ответы учащихся: Семена  огурца  прорастают при температуре +12 0 С ,   семена томата — при +10 0 С, семена кукурузы  прорастают при  температуре +8 0 С, семена капусты и  моркови — при +50 С  и т.д.  Учитель: Подумайте, а чем  является  солнце для семян: источником света или  тепла? Ответ учащихся: тепла. Учитель: Действительно, преобладающему числу видов растений для  прорастания семян свет не требуется. Но есть растения, семена которых  прорастают только на свету (петуния, табак, подсолнечник, череда и др.). Учитель: Послушайте внимательно отрывок из произведения А. Некрасова.  Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно… ­ А зачем рыхлят почву, прежде чем сеять в нее семена? Ответ учащихся: В рыхлую почву лучше проникает вода и воздух. Учитель:  Как  вы думаете, для чего  зародышу семени  необходим кислород?  Ответ учащихся: для дыхания. Учитель:   На прорастание семян влияет также и глубина их заделки. Семена  нужно садить на глубину, равную 2­3 их диаметрам.   ­ Почему нельзя сажать семена слишком глубоко?  Ответ учащихся: Если мы посадим семена слишком глубоко, ростки могут не пробиться на поверхность. Учитель: Почему нельзя сажать семена поверхностно?  Ответ учащихся: Если  мы  посадим семена  на слишком маленькую глубину,  растения плохо укоренятся, им не хватит влаги. Учитель: Глубина заделки семян зависит также от структуры почвы. Тяжелая,  глинистая почва плохо пропускает  воду и воздух, поэтому в нее семена  закладывают неглубоко. В рыхлую, песчаную почву семена закладывают глубже,  так как из нее быстрее испаряется вода. 2. Этапы прорастания семян. Надземное и подземное прорастание. Работа с рис. учебника на стр. 144  «Прорастание семени гороха». Учитель: Давайте проследим основные этапы прорастания семени. ­ С чего начинается прорастание семени? ( C набухания семени.) ­ Какая часть зародыша прорастает первой? (Корешок.) ­ Почему? (Корень закрепляет  семя  в  почве  и  обеспечивает его дальнейшее  питание. ) ­ Что  развивается после  появления корешка? (После появления корешка    развивается маленький побег.) Этапы  прорастания  семян. (Записывают в тетрадях) 1 этап – Поглощение воды. 2 этап – Набухание семян. 3 этап – Деление клеток. Увеличение размеров. 4 этап – Появление корешка. 5 этап – Появление зародышевого побега. Учитель: Появившийся побег становится через некоторое время похожим на  молодое растение – проросток.  Проросток растения начинает расти и  превращается во взрослое растение  Учитель: В зависимости от того, остаются ли семядоли под землей или  выносятся на поверхность, различают два типа прорастания – подземное и  наземное.  Типы прорастания подземное                                           надземное                              семядоли остаются                                семядоли  выносятся                               под землей                                             на поверхность                       ____________________                            ______________________                         (пшеница, бобы, дуб)                               (томаты, редис, тыква) 3. Индивидуальное развитие растений. Работа с рис. учебника на стр. 143  «Развитие фасоли от  семени до взрослого растения».  Учитель:  Давайте  еще раз проследим этапы развития цветкового растения и  обозначим их на горизонтальной линии. 1. С чего начинается жизнь растения?  ( С момента оплодотворения и  образования зиготы.) 2. Как называется следующий этап жизни растения? (Зародыш.) 3. Как называется следующий этап после прорастания зародыша? ( Проросток.) 4. Последний этап  называется  (Взрослое растение.) Индивидуальное развитие растения (онтогенез) зигота     зародыш         проросток             взрослое растение                                       конец жизни   ­    Вы видите, что с организмом в течение жизни происходят различные  изменения –индивидуальное развитие или онтогенез.     Ученики в тексте на стр. 141 учебника находят предложение, на основе  которого составляют определение онтогенеза. Определение и схему  записывают в тетрадь. Онтогенез – процесс преобразования организма от зарождения до конца жизни. Заключение.  Учитель: Вернемся к названию темы урока «Рост и развитие растений.» ­  Что такое рост?  Ответ учащихся: Рост – необратимое увеличение размеров и массы  организма или его отдельных органов. Учитель: Какая ткань участвует в росте растения?  Ответ учащихся: В росте растения участвует образовательная ткань. Учитель: Где находится образовательная ткань в растении?  Ответ учащихся: В верхушке корня и стебля, у однодольных злаковых в  междоузлии. Учитель: Как долго растут растения?  Ответ учащихся: На протяжении всей жизни. Учитель: Что такое развитие? Ответ учащихся: Развитие ­ процесс качественного преобразования  организма от зарождения до конца жизни. Учитель:  А в чем же заключалась тайна семени? Ответы учащихся: 1) В одном семени заложена жизнь всего растения, но эта жизнь зависит от множества различных факторов: воды, тепла, света,  воздуха, питания зародыша. 2) На протяжении всей своей жизни растение растет и развивается. IY. Закрепление.  Учитель: Добро пожаловать в мир народной мудрости! Ознакомьтесь с  поговорками и попробуйте их обосновать с научной точки зрения. 1. Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. (Ответ: Для прорастания  семян необходима влага, весной в почве накапливается много талой и  дождевой воды. Если посеять семена в разгар лета, то семена попадут в  сухую почву и будут прорастать медленнее, что снизит урожай, кроме того у каждого растения свой вегетационный период.) 2. До поры до времени не сеют семени. ((Ответ: Чтобы семена проросли, почва должна прогреться.) 3. От худого семени не жди доброго племени. ((Ответ: В поврежденном семени может быть поврежден зародыш. Кроме того  в крупных семенах больше  питательных веществ.) Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Почему не прорастают жареные семечки (семена подсолнечника)?  ((Ответ:  Для прорастания семян необходим живой зародыш.) 2. Для прорастания семян необходима вода, определенная температура и  здоровый, сформированный зародыш. Почему перед посевом семена необходимо  поместить в стакан с водой, подкрашенный  раствором марганцовки? (Ответ:  Семена с неразвитым зародышем всплывут на поверхность, так как они легче, марганцем обеззараживают семена.) 3.  Учительница биологии попросила учащихся собрать семена календулы и  принести их в школу. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет,  плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они решили  отдать семена учителю. И каково же было их удивление, когда они увидели  почерневшие влажные семена. Что же произошло с семенами? Объясните, какую  ошибку допустили ученики? Пригодны  ли  такие  семена  для посева?  (Ответ:Ссемена календулы интенсивно дышали, выделяя тепло и пары воды.  Под их воздействием семена «сгорели» в пакете. Их нужно было просушить и  поместить в бумажный пакет. Такие семена для посева не годятся.) IY. Домашнее задание: П. 21, стр. 140­145. Приготовить сообщение на темы  «Способы распространения семян», «Сроки хранения семян различных  растений». По желанию можно составить кроссворд по теме урока. П/Р: Дома  посадить  семена  цветочных  или овощных культур, правильно,  соблюдая все условия, вести дневник наблюдений за  ростом и развитием  растения.  Y. Выставление оценок, полученных учащимися на уроке.   Учитель:  Ребята, сегодня вы узнали много нового, интересного из жизни  растений. Мы всегда должны помнить о том, что мы должны любить живую  природу и бережно к ней относиться. Помните: «И стебелек травы достоин  великого мира, в котором он растет». (Пословица) YI. Рефлексия.  Учитель: Ребята, я думаю, что наш урок был плодотворным, и надеюсь, что он  вам понравился. Сейчас мы это узнаем. Если вам понравился урок, поднимите обе руки вверх над головой и похлопайте в ладоши. Спасибо, эти аплодисменты вам!  Вы сегодня молодцы! Приложение Физкультминутка Мы растенья изучали. И немножко подустали. Ручки наши вверх поднимем. И помашем дружно ими. А сейчас мы их опустим,  Ножки наши мы запустим. И попрыгаем на месте. Улыбнёмся дружно вместе! Мы размялись от души,  Вновь за парты сесть спешим.

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе на тему: «Рост и развитие растений».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017