Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"
Оценка 5

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
24.01.2018
Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"
методическая разработка урока биологии для 9 класса "Вид. Критерии вида" соответствует календарно-тематическому планированию по биологии, и соответствует стандартам ФГОС и ГОСО. В методической разработке урока подробно расписаны все этапы урока, описана деятельность учителя и учащихся. Кроме этого, в разработке имеется лабораторная работа.
урок №38 - вид. критерии.docx
Урок: №38. Предмет: биология. Класс: 9. Дата проведения: _________________ Тема: Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа № 7. Морфологические особенности растений различных видов. Тип урока: урок открытия новых знаний  Цели: Образовательные: научить учащихся самостоятельно добывать знания; формировать у учащихся знаний и умений о структуре   и   критериях   вида;   изучить   особенности   строения,   жизнедеятельности   организмов   согласно   критериям   вида; показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.  Развивающие: развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать, развивать умение учащихся работать самостоятельно в группах, прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным   материалом,   повысить   восприимчивость   учащихся   к   проблемам,   связанным   с   проблемами   окружающей среды, развивать творческие способности учащихся при выполнении творческих заданий. Воспитательные:  повысить   восприимчивость   учащихся   к   проблемам,   связанным   с   проблемами   окружающей   среды, воспитание культуры общения при работе в паре. Планируемые результаты:   Личностные:  готовность   к   саморазвитию   и   самообразованию;   ответственное   отношение   к   выполнению   учебных   задач; формирование   научного   мировоззрения   при   ознакомлении   с   основными   критериями   вида;   оценка   вклада   биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира. Предметные:  систематизация   и   углубление   знаний   о   виде,   его   критериях   и   структуре;   формирование   современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции. Методы   обучения:  словесные   методы:   рассказ,   объяснительная   беседа;   проблемные,   частично­поисковый;   наглядно­ образный; самостоятельная работа, работа в парах. Средства:  предметные   средства:   презентация   учителя;   практические   средства:   выполнение   самостоятельной   работы; интеллектуальные средства: анализ, сравнение, сопоставление; эмоциональные средства: интерес. Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, карточки­задания для индивидуальной работы в 2 вариантах.  Тип урока: урок усвоения новых знаний Ход урока: 1. Организационный. Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку, мотивирует к учебной деятельности, сообщает план работы на уроке. 2. Актуализация знаний.  Вспомните: Какую роль в теории эволюции играет популяция?  3. Изучение нового материала. 3.1. Постановка проблемного вопроса. Что такое вид и каковы его критерии?  3.2. Формулировка темы, постановка целей и задач урока, определение способов действия для решения задач к достижению цели.  3.3. Понятие о виде как реально существующей генетически неделимой единице. Рассказ учителя. (Понятие «вид» ввел ботаник Д. Рей (XVII в.), обозначил вид (бинарная номенклатура) К. Линней). Ч. Дарвин признал реальное существование видов в природе, их возникновение, исчезновение, развитие, изменяемость и способность давать начало другим видам.  3.4.  Критерии   вида  как   отображение   определенных   признаков   вида,   позволяющих   выделить   его   среди   других   видов. Основные   критерии   вида:   морфологический,   физиологический,   биохимический,   географический,   экологический, репродуктивный. 3.4.1. Самостоятельная работа учащихся по выполнению предложенного учителем задания 1. Задание 1. Прочитайте текст, статьи «Критерии вида» на стр. 158­159, рассмотрите рис. 68. на стр.158. и заполните таблицу «Критерии вида».  Таблица. «Критерии вида». № п./п. Название критерия Характеристика Правильный ответ.  № п./п. Название критерия 1. 2. 3. 4. 5. 6. Морфологический Физиологический Репродуктивный Географический Биохимический Экологический Характеристика сходство строения организмов одного вида сходство жизненных процессов и возможности размножения репродуктивная изоляция вид занимает определенный ареал сходство  по   биохимическим  параметрам  (состав  и   структура  белков  и  нуклеиновых кислот) вид   занимает   свою   экологическую   нишу,   т.е.   существует   только   в   определенных условиях 3.4.2. Демонстрация учителем презентации критериев вида.   3.4.3. Самостоятельная работа в парах по выполнению предложенного учителем задания 2. Задание 2.  Обсудите в парах предложенные вопросы и запишите ответы в рабочие тетради. 1.Какой критерий, по вашему мнению, является самым главным? Почему? Дайте пояснение.  2.Можно ли для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий? Аргументируйте свой ответ. Правильный ответ.  Главным является – репродуктивный критерий Он считается главным потому, что он обуславливает репродуктивную   (генетическую)   изоляцию   одного   вида   от   других,   даже   близкородственных.   Это   достигается   главным образом особенностями генотипа у особей каждого вида – количеством и строением хромосом.  2.Можно ли для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий? Аргументируйте свой ответ.  Для определения видовой принадлежности организма использовать только один критерий нельзя, потому что ни один из критериев не является абсолютным. Только учет всех критериев позволяет очертить границы каждого конкретного вида.  3.2.  Структура   вида.  (Совместная   деятельность   учителя   и   ученика:   пояснение   структуры   вида   учителем   с использованием   презентации   учителя   и   составлением   на   доске   схемы   «Структура   вида»   и   записью   учащимися   ­ тетрадях).  4.Закрепление знаний. Задание 3. Решите биологическую задачку.  Лабораторная работа № 7. Морфологические особенности растений различных видов. Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять  описательную характеристику растений. Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов. 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений  каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов). 2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений? Ход работы:     овёс          картофель Методические рекомендации: 1. Строение стебля. Тип стебля: травянистый, деревянистый. По направлению роста стебля: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. 2. Строение листа. Листья простые или сложные. Тип строения листа: черешковый, сидячий. Жилкование листовой пластинки: параллельное, дуговое, сетчатое. Форма края листовой пластинки: цельный, зубчатый, пильчатый, городчатый. 3. Строение цветка. Околоцветник: двойной (имеется чашечка и венчик), простой (нет чашелистиков). Цветки:   правильные  (лепестки  околоцветника  располагаются  так,  что  через  него  можно  провести несколько  плоскостей симметрии), неправильные (цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии) Цветки обоеполые  (имеется в цветке  и тычинка и пестик) или раздельнополые ( одни цветки имеют только пестик, а другие только тычинки) 4. Соцветия. 5. Плоды. Кисть, зонтик, початок, головка, колос, завиток, метелка, сложный зонтик, корзинка, сложный колос, щиток) Простой (н­р пшеница)  или сборный (н­р малина). По количеству семян: многосемянные, односемянные. По  количеству воды в составе околоплодника: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина, померанец); костянковидные (костянка, многокостянка); ореховидные (орех, желудь, семянка, зерновка); коробочковидные ( боб,стручок, коробочки). 6. Корень. У  двудольных   –  стержневая   корневая   система   (хорошо   развит  главный  корень),   у  однодольных  –   мочковатая   корневая система (все корни одинаковы). 5.Подведение итогов.   5.1. Подсчет суммы баллов за выполнение заданий в рабочей тетради и предложенное учителем. 5.2. Соотношение полученных результатов самостоятельной работы с критериями оценки и выставление оценки по 5­бальной системе.  Максимальное количество баллов – 8. Критерии оценки: 7­8 баллов – «5»;        5 ­6 баллов – «4»;         4 баллов – «3»;         Менее 4­х баллов – «2». 6. Рефлексия.  Не удалось разобраться в теме.            Остались вопросы.            Тема раскрыта, все понятно. 7. Задание на дом.. 1. Изучить текст и рисунок параграфа 37 учебника, ответить на вопросы 1­2 в конце пр. 2.Учащимся, имеющим особые способности, ответить на вопросы 3­4 в конце пр. 3.Творческое задание (по выбору), используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию или сообщение о редких видах растений или животных родного края.

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018