Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания .Дыхательные пути

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок первый в теме. Тип урока - открытие новых знаний. При изучении учебного материала учащимся предлагаются разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают развитие логического мышления, умения выявлять причинно - следственные связи, работать индивидуально и в парах, высказывать собственное мнение во проблемному вопросу и слушать других.
Иконка файла материала урок биологии 8 класс.docx
План ­  конспект урока биологии (8 класс)  Значение дыхания.  Органы дыхания, дыхательные пути 8 класс Подготовила и провела Чернова О.М., учитель биологии  МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень»Тема урока:  Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути,  голосообразование. Цель  урока:      формирование   у   учащихся   УУД   при     изучении   строения   дыхательной системы и её функций. Задачи урока:   Создать условия для расширения и систематизации  знаний о значении  дыхания; раскрыть вопрос об особенностях строения и функциях   воздухоносных путей; продолжить развитие понятия о связи строения и  функций  органов;   Способствовать развитию  мышления через решение проблемных задач.  Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего  организма, анализировать материал, делать выводы.  Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию  всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных.  Формировать у учащихся  гигиенические навыки. Планируемые результаты: личностные:  ­развитие сотрудничества при работе в паре; ­значение   знаний в  предметные: ­развитие умения  решать проблемные вопросы; ­расширить знания о   целесообразности строения и выполняемых функций  дыхательной системы. метапредметные: ­умение анализировать, выделять и обобщать, находить нужную информацию. Тип урока:  открытие новых знаний и их первичное закрепление. Формы активизации деятельности: индивидуальная и групповая. Методы: проблемно ­ диалогический,  частично – поисковый Оборудование:  мультимедийный проектор,  учебник биологии Д.В. Колесов, Р.Д. Маш,  И.Н. Беляев «Биология. Человек», Дрофа­2014год. таблица Организационный этап: Доброе утро, земляне! Я рада , что у вас хорошее настроение и интерес в глазах. Вы не  просто ученики, вы жители уникальной планеты ­  Земля. А в чем уникальность нашей планеты   по вашему мнению? ( жизнь, фотосинтез, атмосфера, растения, кислород) ­Что такое дыхание? ­Все ли жители  планеты  Земля дышат? ­Для чего большинству организмов  нужен кислород? ­Где происходит процесс окисления и образования энергии? Какой органоид  называют  «энергетической станцией» клетки?Действительно уникальность Земли заключается в возможности жизни, которая для  большинства ее  жителей  зависит от  процесса дыхания. Утренняя зарядка  для памяти   выполнена   успешна.  И вероятно  вы можете  предположить   тему нашего дальнейшего общения. Действительно мы продолжаем путешествовать  по организму человека, формировать  представление о целесообразности строения и  выполняемых функций  систем органов. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Тема урока. Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути. ­ Какова цель  нашего урока.( записать в тетрадь) (Выяснить значение дыхания в жизни человека, расширить представление о строение и  функциях дыхательных путей) Актуализация знаний Существует научный факт: человек может прожить без пищи 30 суток, без воды – около  недели, без воздуха 10­20 минут. Как вы объясните эти данные? ( пища и вода – запас, кислород  – не запасается) Используя личные наблюдения, знания из курса «Биология. Животные», схему строения  дыхательной системы человека  выполните виртуальное мини исследование ( инструктивная  карта № 1). Работаете в парах, информацию обсуждаете, схему заносите в тетрадь. Инструктивная   карта №1 ( время работы – 3 минуты) Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникшую при вдохе в  легкие. Проследите путь, который пройдет эта молекула по дыхательной системе. Перечислите   органы дыхательной системы. Назовите  часть транспортной системы человека и ее структуры,  которые обеспечивают  доставку кислорода в клетку. (носовая полость –носоглотка­гортань­ трахея­бронхи­ легкие Кровеносная система­кровь­эритроцит­ тканевая жидкость – клетка) ­Какие системы органов  участвуют в газообмене? А вы знаете , что одновременно с  газообменом эти системы выполняют и другие важные функции, например теплорегуляция  организма и голосообразование. ­ Дыхание сложный процесс Он включает  4 этапа Стр.132 абз 3. Какой этап проходит в дыхательной системе? Первичное усвоение новых знаний Давайте более подробно рассмотрим особенности строения и функций дыхательных путей. Для этого начнем заполнение схемы, помощников в работе будет информация учебника. Дыхательные пути   (работа с таблицей) Верхние                                                                              нижние  ­ Почему органы  называют дыхательными путями?  ­ Происходит ли в них газообмен?                                       Работа с текстом, рисунками, учебника. Функции Проведение                                                              проведение Согревание                                                       очищение Увлажнение                                               обезвреживание Очищение                                             защита от попадания  пищевых частиц Обезвреживание                                        голосообразование Определение запахов                                                     Выполнение столь важных и разнообразных функций возможно за счет особенностей  строения  дыхательных путей. ( учитель обращает внимание на особенности строения  в ходе  беседы с использованием таблицы, видеоматериала, учебника) Физминутка. Пришло время активно отдохнуть и насытить организм кислородом, ведь  впереди  нашего путешествия много интересной и полезной информации.Сделайте глубокий вдох, выдох.  На вдохе поверните  голову влево, выдох исходное  положение. Вдох с поворотом влево – выдох. На вдохе поднимите руки , напрягите мышцы  спины и потяните стопы вперед. Выдох.  Повторите упражнение еще раз. Расслабьтесь. Сядьте  удобно и правильно.  Первичная проверка понимания ­ Итак, строение  верхних и нижних дыхательных путей обеспечивает подготовку воздуха   к  поступлению в легкие: согревание, очищение, увлажнение, определение  запахов  происходит  на вдохе. А какова роль выдоха? (предположения записать на  доске) ­ удаление углекислого газа, удаление лишнего тепла, голосообразование,   время глотания  пищевого комка, удаление частиц при кашле.  Или            Решение биологических задач: ­ Работа с заданием 2 стр 139 ­С раннего детства родители требуют от детей выполнение правила: во время приема пищи  нельзя разговаривать. Почему? ­ Кашель – резкий рефлекторный  выдох при раздражении гортани. Какова роль кашля? Какой вывод  можно сделать  по сказанному? Первичное закрепление Вернитесь  к теме урока и вспомните поставленные вами цели.  Первичное закрепление знаний  ( время выполнения  3 минуты) «Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути,  голосообразование» А. Закончите предложение: 1.Процесс обмена газами между клетками и окружающей средой называется … 2. В организме дыхание обеспечивает возможность   окисления,……,……. Б. Установите  соответствие между органом  дыхательной системы и особенностью  строения или функцией. 1.Носовая полость  2.Гортань   3.Трахея      4. Бронхи А. Извилистые ходы Б. Хрящевые кольца  В. Надгортанник Г. Хрящевые полукольца  Д.  Согревание и увлажнение воздуха  Е. Голосообразование  Ж. Несут воздух в легкие. Самопроверка с анализом ошибок Ответы:  А. 1­дыхание, 2­ голосообразования, теплорегуляции Б. 1­ А,Д.  2­В,Е.     3­Г.    4­ Б,Ж Домашнее   задание  с инструкцией по выполнению Параграф  26 до  п инфекционные заболевания, схемы в тетради,  Вопрос: Почему при   утомлении  человек зевает? Рефлексия.  Уникальность планеты Земля заключается еще и в том , что на ней  живет, а значит дышит  Человек разумный, который не только стремится получать знания, но применять  их в своей   жизни, делая ее легче и качественнее. Предлагаю вам  блиц – опрос «Почемучка». На  Инструктивных листах №2 написаны задания. Выберите наиболее интересный и значимый для  вас вопрос и поделитесь  полученным ответом с одноклассниками. Определите сложные вопросы и задайте учителю. Инструктивный лист №2 1.Почему  при быстром шаге, беге не рекомендуется производить вдох через ротовую  полость, а выдох делать желательно? 2.Почему народная мудрость гласит «Когда я ем – я глух и нем» 3.Почему при простудных заболеваниях увеличивается количество слизи в носовой  полости? 4.Почему после окончания урока рекомендуется проветривать классную комнату? Инструктивный лист №21.Почему у мальчиков в подростковом возрасте происходит «ломка голоса»? 2.Почему  человек может проглатывать пищевые комки относительно крупных размеров? 3.Почему  относительно хорошо ребенок начинает  говорить с 4­5 летнего возраста, ведь  голосовые связки  у него есть с рождения? 4.Почему при повышении артериального давления часто бывает носовое  кровотечение? Инструктивная   карта №1 ( время работы – 3 минуты) Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникшую при вдохе в  легкие. Проследите путь, который пройдет эта молекула по дыхательной системе. Перечислите   органы дыхательной системы. Назовите  часть транспортной системы человека и ее структуры,  которые обеспечивают  доставку кислорода в клетку. № Этап урока Организационный. Самоопределение  к деятельности. Время реализа­ ции этапа 2мин. 3мин. Актуализация  знаний и  определение темы урока. 10мин. Мотивация к  применению  знаний и  постановка  учебной задачи                      Краткое содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Уважаемые коллеги! Я не  оговорилась. Сегодня вы не учащиеся  8 класса, а мои коллеги ­ биологи,  экспериментаторы, исследователи.  Наши исследования будут посвящены  очень важной системе. А вот какой? ­Без пищи человек может прожить  несколько недель, без воды ­  несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут?  1.  Вызов интереса через проблему. ­Возможность дышать ­ одно из чудес  природы. Дышат люди, дышат звери, Дышат все, кто хочет жить, Кто под солнцем иль луною, Может жизнью дорожить. Разберёмся, кто как может Будем знать, а кто какой. Мы же дышим, дышим тоже, Если  дышишь ­ ты живой. ­ Какая же тема нашего урока? Запись темы урока на доске  ­А что мы знаем о дыхании?          Выполните тест 1. Цель: определить ваш исходный  уровень знаний о дыхании живых  организмов. ­Есть вопросы, на которые вы не  смогли ответить? Ответы учащихся (без воздуха,  дыхания)  Целеполагание. Определение  темы урока.     Дыхание ­ жизненно важная  функция организма.  Дыхательная система. (запись темы в тетради)  Работа с тестом1 (см.приложение) (взаимопроверка и оценивание  исходных знаний) Учащиеся определяют цели  урока:Фаза реализации,  открытие новых  знаний 20мин. ­Прислушаемся  к совету Аристотеля: « Сперва собирай факты и только  после этого связывай их с мыслью». ­ Где и как мы можем получить  ответы на интересующую нас  информацию? ­ Эпиграфом к нашему уроку будут  слова: «Без сомнения, все наши  знания начинаются с опыта» ­ И так, уважаемые коллеги, тема  нашей работы определена, задачи  поставлены. Приступим к  исследованиям! Опыт 1: Делаем глубокий вдох и  задерживаем дыхание. ­ Что вы ощущаете? Почему, когда  нам что ­ то очень важно или очень  дорого, мы говорим: «Это нужно нам  как воздух» Опыт 2: А какова частота вашего  дыхания? ­ А что такое дыхание? Откроем  учебник на стр. 167 и прочитаем.  Выделим основные этапы  дыхательного процесса: ­ Действительно ли в процессе  дыхания идет газообмен между  внешней средой и лёгкими? Опыт 3: газообмен в лёгких  (демонстрация опыта с помощью  прибора для сравнения содержания  углекислого газа при дыхании) ­ Какие функции  выполняют органы   дыхания? Опыт 4: предлагается несколько раз  подышать на зеркальце. ­ Какие ещё функции  выполняют  органы  дыхания? ­Расширить знания о значении дыхания в обмене веществ  ­Выяснить особенности  строения органов дыхания и  функции  Ответы уч­ся: чтение текста учебника, проведение опытов, экспериментов.      Деятельность учащихся через  вопросы: ­побуждающие (выполнение  опыта и ответы на вопросы) (измерение частоты дыхания по  секундомеру) ­ориентирующие (чтение  текста учебника  на стр. 167 и    выделение основных этапов  дыхательного процесса) 1) обмен газов между внешней  средой и лёгкими; 2) обмен газов между   лёгкими  и кровью; 3) транспортировка газов  кровью; 4) газообмен в тканях. (запись в тетради) ­ прогнозирующие  (предсказание результатов  опыта). (ответы учащихся) 1) газообмен; 2) обеспечение организма  энергией (по запотевшемуРефлексия 10мин. зеркальцу):  Углеводы, жиры, белки +  О2 =  СО2  + Н2О + энергия 3) выделительная; 4) теплорегуляция; (выполнение задания 3 на  стр.175) 5) голосообразование.  Органы дыхания Дыхательные           лёгкие           пути:    Верхние:                    Нижние:      носовая полость       ­гортань  носоглотка                ­трахея  глотка                        ­бронхи ­ предваряющие (ответы ребят и запись главных особенностей  на доске)                              Выполнение теста 2. (см.приложение) ­ Контроль усвоения знаний  (тестирование и  взаимопроверка в паре). ­ предваряющие (учащиеся выполняют задание) Ответы учащихся Опыт 5: демонстрация резонаторных  способностей ­ Какую ещё функцию  выполняют  органы  дыхания? ­ Как же устроена дыхательная  система, что ей удаётся выполнять  такое количество разнообразных  функций? (работа с учебником на стр.167 и  составление схемы) ­ Попробуйте высказать  предположение: как должны быть  устроены органы дыхания, чтобы  выполнять возложенные на них  функции?             ­ Выполните тест 2. Цель: определить ваш   уровень  знаний о дыхании живых организмов  на конец урока. ­ А умеете ли вы правильно дышать? ­ Хотите, чтобы я вас этому научила? *положите одну руку на грудную  клетку, а другую на живот; *на счёт 1,2 вы должны сделать вдох  носом, губы сомкнуть; *на счёт 1, 2,3, 4 ­ плавный выдох, при этом грудная клетка должна  находиться в меньшем движении; *повторить 2 ­3 раза. Такое упражнение делается для того,  чтобы успокоить сердце, заставить  работать все лёгкие, предотвратить  многие заболевания. ­ закончите предложения: Сегодня на уроке я впервые узнал  (сделал открытие для себя)… Я думаю, что…(над чем вы  задумались?) Для меня этот учебный материал  важен, потому что…­Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но главное, дано дышать. Любить, найти и не сдаваться! Домашнее задание     4. Домашнее задание: §26, составить  гигиенические правила и задание на  выбор (стр.175 ­ 1,2,4)                Запись д/з в дневниках  Приложение: Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. 1. Процесс дыхания характерен для: а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений. 2. Кислород необходим для жизнедеятельности: а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке. 3.Органы дыхания млекопитающих: а) жабры; б) лёгкие; в) сердце. 4. Человек вдыхает: а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ. 5. В результате процесса дыхания: а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия. 6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы: а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит. 7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют: а) кровь, сердце, лёгкие;  б) воздухоносные пути, лёгкие;  в) почки, печень, желудок. 8. Артериальной называется кровь, которая: а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого  газа; в)  течёт только по артериям. (ответы: 1­а,2­б, 3­ б, 4­б, 5­в, 6­а, 7­б, 8­а)Тест 2. Цель: определить ваш   уровень знаний о дыхании живых организмов на конец  урока. 1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие? а) по большему кругу,  б) по малому кругу. 2. Каково значение дыхания для организма человека? а) обеспечивает питательными веществами;  б) охлаждение организма; в) поглощение кислорода;  г)  выделение паров воды;  д) выделение углекислого газа; е) освобождение энергии. 3. Куда поступает воздух из бронхов? а) в трахею;  б) в носоглотку;  в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.