Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык +1
1 кл
04.10.2017
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д" Программа "Перспективная начальная школа". Учебник по обучению грамоте и чтению "Азбука", 1 класс/Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Под редакцией М.Л.Каленчук. Стр.46-47. В конспекте отражен оригинальный авторский подход учебника в изучении данной темы.
открытый урок 1 класс.docx
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте.
Тема: «Звуки [д][
дд
]. Буквы Д, д»
Программа «Перспективная начальная школа»
Учебник по обучению грамоте и чтению «Азбука», 1 класс / Н.Г.Агаркова,
Ю.А.Агарков. Под ред. М.Л.Каленчук. Стр.4647
Ход урока
Ι
. Определение темы и целей урока.
Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки. Догадайтесь, какое
слово я задумала, и определите, с какого звука оно начинается. ( ҆ )
1)Почитаемое чувашами дерево, могучее и долговечное, стойкое в природных
ненастьях. Силуэт этого дерева под названием «Древо жизни» находится в центре
флага Чувашской Республики. (Дуб)
●
●
С какого звука начинается слово «дуб»? Произнесите его.
Что вы можете сказать об этом звуке? (Он согласный, звонкий, твёрдый)
Какой моделью мы обозначим звук [д]? ( )
●
2)Я по дереву стучу, червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой – всё равно он будет мой. (Дятел)
Какое слово я задумала? Каким звуком начинается слово? ([д?])
Какой моделью мы обозначим звук [д?]? ( ҆ )
Подведём итог: Какие звуки мы слышим в начале этих слов? ([д], [дд])
Что вы можете сказать об этих звуках?
В чем сходство этих звуков? (У этих звуков есть общий признак – они
согласные звонкие.)
Чем отличаются эти звуки? (Они разные – один твёрдый, а другой мягкий.)
дд
●
Предположите, как это задание связано с темой сегодняшнего урока.
(Наверное, мы познакомимся с новыми звуками [д], [д?] и будем определять место
этих звуков в словах. Узнаем, какой буквой обозначим их на письме.)
Определите, какой сегодня урок: урок повторения уже изученного или
открытия нового знания. Что для этого нужно сделать?
Нужно внимательно рассмотреть в «Азбуке» страницу сегодняшнего урока.
Узнаем ли мы чтото новое? Есть ли новые значки, модели на странице «Азбуки»?
Есть новая буква Д, д.
Эта буква обозначает 2 разных звука.
Значит, сегодня урок открытия нового знания.
Определим цели нашего урока. Чему научимся?
1)Познакомимся с новыми звуками [д],[
дд
] и буквой, которая их обозначает на письме.
2)Узнаем, какую работу выполняет буква Д.
3)Будем читать звуковые модели, слоги, слова, предложения с новой буквой.
ΙΙ
Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
Что изображено слева? (дыня)
. Выделение новых звуков и работа со звукобуквенными моделями.
●
[ы]
[нд
]
[а
]
1)Прочитайте слово «дыня» по слогам. (дыня)
2)Сколько в слове слогов? Какой слог ударный?
3)Произнесите первый звук в слове «дыня» ([д])
●
4)Дайте полную характеристику звуку [д]. (Звук согласный, звонкий, твёрдый )
5)Почему звук [д] произносится твёрдо?
(Следующий гласный звук [ы] говорит: «Со мной, согласный, читайся твёрдо!»
6)На что указывает звук [ы]? (Звук [ы] показывает, что предыдущий,
предшествующий согласный твёрдый.)
Согласный звук [д] на письме можно записать, обозначить буквой, которая
называется так: «Буква Д д, буква согласного»
Кто изображён справа? (девочка)
1)Проанализируйте звуковую модель слова и определите, как зовут девочку.
(Дина)
●
҆
[и]
[н]
[а]
2)Прочитаем слово по слогам. (Дина)
3)С какого звука начинается слово? Произнесите первый звук в слове «Дина». ([д?])
5)Дайте характеристику звуку [д?]. Какой это звук?
6)Объясните, почему звук [д?] произносится мягко?
(За согласным звуком следует гласный звук [и], который командует: «Со мной,
согласный, произносись мягко!» Звук [и] показывает, что предыдущий согласный
мягкий. Звук [и] указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)
Согласный звук [д?] на письме можно записать, обозначить буквой, которая
называется так: «Буква Д д, буква согласного»
Вывод: Два разных звука [д] и [д?] на письме, в письменной речи обозначены одной и
той же буквой, буквой «дэ»
Что изображено на третьем рисунке? (дом)
[д
]
д
[о
]
о
[м
]
м 1)Прочитайте это слово по слогам. (дом)
2)Как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и
слогов.)
3)На каком месте в слове «дом» в письменной речи стоит буква д? (В начале слова)
4)Какой звук обозначает буква д? ([д])
5)Дайте характеристику звуку [д]. Какой он?
6)Почему звук [д] произносится твёрдо? (Следующий гласный звук [о] говорит:
«Со мной, согласный, читайся твёрдо!»
[д
]
д
[ы]
ы
[м
]
м
1)Сколько слогов в слове дым?
2)Произнесите первый звук. ([д])
3)Дайте характеристику звуку [д]. Какой он?
[дд
]
Д
[и]
и
[м
]
м
[а]
а
Покажите модель, которая соответствует этому словуназванию предмета.( )
Что вы знаете об этом слове? (Это имя собственное, будем писать с заглавной
буквы.
1)Прочитайте слово «Дима» по слогам.
2)На каком месте стоит буква Д в слове Дима? (В начале слова)
3)Какой звук обозначает буква Д? ([д?])
дд
] произносится мягко?
4)Почему звук [
5)Вспомните имена людей, в которых первая буква Д.(Даша, Денис, Даниил,
Дементий, Давид, Демьян.)
Работа в группах: Буква Д выполняет 2 работы. Назовите их, глядя на модели.
д
Д д
]дд
[д] [
Первая работа буквы Д : обозначает ....
Вторая работа буквы Д : обозначает ....
●
●
Для чего нам необходимы 2 буквы Д: одна строчная, а другая заглавная?
(Заглавная буква необходима для написания первых слов в предложении и имён
собственных.) Определите место буквы Дд в алфавите. Перед какой изученной нами
буквой находится, стоит буква Дд?
ΙΙΙ
. Чтение слогов с новыми звуками под моделями.
[д
]
[д
]
[҆д ҆] ад эд да дя Почему звук [д?]
од ыд до ду де ди произносится
уд ид ды дэ дю дё мягко? …………….
ΙΙ
ΙΙΙ
и
столбиках?
Чем похожи слоги во
1)Во всех слогах первый звук – согласный звонкий.
3)В каждом слоге сначала стоит буква согласного «д»,
а потом буква гласного звука.
3)Во всех слогах есть буква д, а буквы гласных звуков разные.
Что их объединяет?
ΙΙ
ΙΙ
и
ΙΙΙ
столбиках?
ΙΙΙ
столбике слоги
столбике слоги
начинаются со звука [дд],
дд
начинаются со звука [д], слоги с согласным твёрдым
Чем отличаются слоги во
1)Во
звуком. Следующий за звуком [д] гласный звук говорит: «Со мной согласный
читайся твёрдо!»
В
слоги с согласным мягким звуком.
Буквы гласных е, ё, ю, я, и обозначают мягкость предшествующего согласного
Что нужно сделать, чтобы узнать, какой согласный произнести, прочитать в
слоге: твёрдый или мягкий? (Нужно сначала посмотреть, буква какого
гласного стоит после буквы согласного.)
Продолжите высказывание:
согласный звук).
показывать, что согласный звук, который стоит перед ними, ... (мягкий).
показывать, что согласный звук, который стоит перед ним, ... (твёрдый).
При чтении слога с буквами я, ё, ю, е, и нужно произносить ...( мягкий
У букв гласных е, ё, ю, я, и одинаковая работа:
У букв гласных а, о, у ,э, ы одинаковая работа:
Ι
V. Чтение слов в слоговом столбике: чередование слогового чтения и чтения
со звательной интонацией.
В данном столбике найдите слово со значением:
1)Настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки, а также 28 пластинок
для этой игры. (Домино.)
2)Напустил много дыма. (Надымил)
3)Наловили много рыбы. (Наудили.)
4)Подберите слово, которое может сочетаться со словом «ударный». (Ударный
инструмент звук извлекается посредством ударов; ударный труд передовой,
отличающийся высокой производительностью; ударный гласный.)
5)Подберите слово, которое может сочетаться со словом «народный». (Народный
хор, народный артист, народный художник, народный суд.)
Обсудите в парах: «На какие 3 группы можно разделить все прочитанные нами
слова?» (по количеству слогов, по тому, что называют слова: слова названия предметов, слова – названия действий, слова – названия признаков.) Приготовьте
модели слов.
При чтении предложенных слов ученики поднимают карточки модели слов:
1 ряд: слова названия предметов (кто это? что это?)
2 ряд: слова – названия действий,
3 ряд : слова – названия признаков
Глядя на звуковую модель, предположите, какое задание вы будете выполнять?
(Например, рассказать всё об этом слове: в слове 2 слога, так как 2 гласных звука,
первый слог ударный, в составе первого слога 2 звука, во втором слоге 3 звука,
всего 5 звуков, все согласные звуки звонкие, слово начинается с согласного
звонкого мягкого звука, последний звук звонкий твёрдый согласный звук и т.д.
҆
●
●
●
●
●
●
Нужно найти в столбиках слов и слогов слово по звуковой модели.)
҆
?
Как вы думаете, на месте гласного звука
какую букву гласного я могу написать?
(Перед гласным звуком стоит запятая, такая модель показывает, что стоящий
впереди, предшествующий согласный мягкий. Буквы е, ё, ю, я, и указывают на
мягкость предшествующего согласного и говорят «Со мной, согласный,
произносись, читайся мягко».)
Так какими буквами гласных я обозначу гласный звук? (Е, ё, ю, я, и)
Учитывая наши наблюдения, найдите в столбиках слов и слогов это слово. (Делал)
Каким цветом нужно закрасить модель слова? ( Прямоугольник голубого цвета)
V. Работа с текстом «Данила».
В тексте найдите слово по его смысловому значению.
Это травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из
семени – масло. (Лён.) Нигде лён так не прижился, как в России. Льняные ткани
русских мастериц славились своей тонкостью и красотой, их звали «северным
шёлком».
Лентяй, бездельник. (Лодырь)
Что есть у Данилы? (Лён)
Чему радуется Данила? (Богатому урожаю льна.)
Какой человек Данила? (Трудолюбивый, не лодырь, не лентяй).
Какое слово в этом тексте всегда будет писаться с заглавной буквы?
Ι
Обсудите в группах, что нового вы узнали и каких
обменяемся мнениями.
целей достигли? Затем
V . Итог урока.
҆
д Возможные ответы:
Мы узнали, что буква Д буква согласного звука.
Буква Д выполняет 2 работы:
1)Буква Д обозначает согласный звонкий твёрдый звук [д];
].дд
2)Буква Д обозначает согласный звонкий мягкий звук [
?] на письме
дд
]. Эти два разных звука [д],[д
Буква Д обозначает 2 разных звука: [д],[
мы запишем одной и той же буквой согласного «дэ».
Сходство звуков [д] и [д?] в том, что они оба звонкие согласные звуки. На звуковых
моделях это сходство обозначено точкой (кнопкой звонка).
Звуки [д] и [д?] отличаются друг от друга только одним признаком. Значит, они
парные. Парные по твёрдости мягкости.
это твёрдый согласный звук, ҆ мягкий согласный звук.
●
●
[д] [д?]
Буква Д обозначает парные по твёрдости мягкости звуки.
Постройте оценочную шкалу, выполните самооценку личного вклада в общий
результат деятельности.
Какая была цель? Справился? Правильно? Сам?
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Урок чтения в 1 классе в период обучения грамоте. Тема: "Звуки [д][д"]. Буквы Д,д"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.