Составь из
предложенных слов
девиз урока
С МАЛЕНЬКОЙ
УДАЧИ
НАЧИНАЮТСЯ
БОЛЬШИЕ УСПЕХИ
В каждой цепочке найдите
лишнее число
1) 2, 56, 17, 10,
38
2) 13, 12, 75, 49, 81
3) 66, 33, 77, 14,
88
ПРОВЕРЯЕМ
14
28
42
56
70
84
98
17
34
51
68
85
12
24
36
48
60
72
84
96
Задача 1
В классе было
24 ученика. На уроке
их
физкультуры
попросили
на
разделиться
команды по 6 человек.
Сколько
команд
образовалось?
24:6
=4
ЗАДАЧА 2
14:2=7
Можно ли 14
конфет разделить
поровну между
двумя братьями.
По сколько конфет
достанется
каждому?
ЗАДАЧА 3
12:3
=4
Можно ли
разложить 12
тетрадей в 3
стопки, чтобы
тетрадей в них
было поровну?
ЗАДАЧА 4
29:3=9
(ост.2)
Можно ли 29
конфет
разделить
поровну
между тремя
девочками?
По сколько
конфет
достанется
каждой?
ЗАДАЧА 5
200: 15=13
(ост.5)
Сколько роз
можно
купить на
200 руб.,
если одна
роза стоит
15 руб.
ЗАДАЧА 6
260:21=12
(ост. 8)
Сколько
блокнотов
можно купить
на 260 рублей,
один
если
блокнот стоит
21 рубль?
ДЕЛЕНИЕ
НАЦЕЛО
(остаток 0,
без остатка)
• 24:6=
• 14:2=
• 12:3=
С
ОСТАТКО
М
• 29:3=
• 200:15=
• 260:21=
Деление с остатком
— это деление
одного натурального
числа на другое, при
котором остаток не
равен нулю.
Задача.
В гости к бабушке пришли 4
внуков. Бабушка решила
угостить внуков конфетами. В
вазочке было 23 конфеты.
Сколько конфет достанется
каждому внуку, если бабушка
предложит поделить конфеты
поровну?
23
конфеты
5 конфет 5 конфет
конфет
5 конфет 5
3 конфеты
Порядок решения примеров на
деление с остатком
1. Находим наибольшее число до
23, которое делится на 4 без остатка.
Это 20.
2. 20 : 4 = 5
Вычитаем из делимого найденное число
из пункта 1.
23 - 20 = 3
3. Сравниваем остаток с делителем. (3 < 4)
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
ДЕЛИМОЕ
ДЕЛИТЕЛЬ
ОСТАТОК
4
23
5
20
.
3
3<
4
НЕПОЛНОЕ
ЧАСТНОЕ
Как проверить, правильно ли
выполнено деление с остатком?
23:4=5(ост.3)
1. Умножить делитель на неполное
частное
2. Прибавить к полученному
результату остаток
3. Сравнить полученный результат с
делимым
Проверим ответ нашего примера.
1) 4 • 5 = 20
2) 20 + 3 = 23
3) 23 = 23 Деление выполнено
верно
а : b = q ( ост. r)
a = b ∙ q + r
a - делимое
b - делитель
q - неполное частное
r - остаток
Назовите делимое, делитель,
неполное частное и остаток
27=6∙4+3
29=9∙3+2
46=5∙8+4
Задача
12
∙8+4=100
100:12=8
руб.
(ост.4 руб)
Сколько денег
было у
мальчика, если
он купил 12
карандашей по
8 рублей, а 4
руб. у него
осталось?
Задача
15 ∙10+3=153
153:15=10 кг
(ост.3кг)
Сколько кг
яблок было
на складе,
если их
разложили по
10 кг в 15
ящиков, а 3
кг осталось?
Найдите неполное частное и
остаток
1) 64 : 6 = (ост )
.
4
1
0
1
5
2)77 : 5 = (ост. )
2
Порешаем?
• Выберите число, при
делении которого на 5
получится остаток 3.
68
12
39
26
44
Порешаем?
• Выберите делитель для
числа 14, чтобы в результате
получился остаток 4.
2
1
5
3
4
Повторим?
Какой знак поставить?
ОСТАТОК (<, >, =) ДЕЛИТЕЛЬ
Как найти делимое, если деление
выполнено нацело?
Как найти делимое, зная делитель,
неполное частное и остаток?
Чему может быть равен остаток при
делении на 6 ?
Контроль знаний
• 1. Укажите в выражении 37=9 ∙ 4+1
Делимое ________
Делитель_________
Неполное частное_____
Остаток________
• 2. Найдите делитель, если неполное
частное равно 6, остаток – 3, делитель - 7.
Запишите соответствующее равенство.
• 3.Выполните деление с остатком 112:6
ПРОВЕРКА!
• Укажите в выражении 37=9•4+1
• Делимое __37______
• Делитель___9______
• Неполное частное__4___
• Остаток____1____
• 2. 7∙6+3=42+3=45; 45:7=6 (ост.3)_____
• 3.Выполните деление 112:6 =18 (ост.4)
• 112│6
•
6 18
52
•
СТАРИННАЯ ВОСТОЧНАЯ
ПРИТЧА
Давным-давно был старик, который, умирая,
оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов.
Он завещал старшему сыну половину, среднему
— четвёртую часть, а младшему— пятую.
Не сумев найти решения самостоятельно (ведь
задача в «целых верблюдах» решения не
имеет), братья обратились к мудрецу.
— О мудрейший! — сказал старший брат.
—Отец оставил нам 19 верблюдов и велел
разделить между собой: старшему — половину,
среднему — четверть, младшему — пятую часть.
Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5.
Можешь ли ты помочь нашему
горю, ибо мы хотим выполнить
волю отца?
— Нет ничего проще, — ответил
им мудрец. — Возьмите моего
верблюда и идите домой.
Братья дома легко поделили 20
верблюдов пополам, на 4 и на 5.
Старший брат получил 10
верблюдов, средний 5, а младший 4
верблюда. При этом один верблюд
(10 + 4 + 5 = 19) остался лишним.
Братья вернулись к мудрецу и
пожаловались:
-О, мудрец, опять мы не выполнили
волю отца! Вот этот верблюд
лишний. -Не лишний, - ответил
мудрец, - это мой верблюд. Верните
его и идите домой.
Синквейн – короткое
нерифмованное
стихотворение из пяти строк.
1 строчка – тема
2 строчка – два слова, прилагательные
(описание признаков предмета)
3 строчка – три глагола
4 строчка – словосочетание или
предложение ( отношение автора к теме)
5 строчка – одно существительное
(выражение своих чувств)