Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)
Оценка 4.9

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Оценка 4.9
Презентации учебные +2
docx
математика
6 кл
30.05.2017
Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)
Многие учителя полагают, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на уроках математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредотачивается на ее абстрактной сущности. Абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке, оснащаются, дополняются и иллюстрируются различным конкретным содержанием. Сюда входит содержательный материал текстовых задач, исторические сведения, различного рода приложения и т.д. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография Н.И.Лобачевского, С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.
Дерзайте Отчизну мужеством прославить - копия.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок » Занятие по математике «Дерзайте Отчизну мужеством прославить» Подготовила учитель математики  высшей квалифицированной категории Листопадова Ольга Викторовна Пояснительная записка. Многие учителя полагают, что духовно­нравственное воспитание легко  решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на  уроках естествознания, тем более на  уроках математики. На первый взгляд,  урок математики никак не связан с духовно­нравственным воспитанием.   Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредотачивается  на ее абстрактной сущности.   Абстрактные схемы математики непрестанно,  почти на каждом уроке, оснащаются, дополняются и иллюстрируются  различным конкретным содержанием. Сюда входит содержательный материал текстовых задач, исторические сведения, различного рода приложения и т.д. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего  существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия  мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд  черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать  важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный  предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании  мыслящей личности. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные   своей   творческой   биографией   вызвать   отклик   и   переживания   у школьников.   Жизнь   и   творческая   биография   Н.И.Лобачевского, С.В.Ковалевской,   М.В.   Остроградского,   Л.Л.   Чебышева   и   других   ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.   Об этом в примерной программе по математике говорится: « раздел  «Математика в историческом развитии»      предназначен для  формирования представлений о математике как части человеческой  культуры,  для общего развития школьников, для создания культурно­ исторической среды  обучения. На него не выделяется специальных уроков,  усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично  присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при  рассмотрении проблематики основного содержания математического  образования. Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона  математического образования связана с  формированием способов  деятельности, духовная  ­  с интеллектуальным развитием человека,  формированием характера и общей культуры. Математическое образование вносит свой вклад в  формирование общей  культуры человека. История развития математического знания дает    возможность  пополнить запас историко­научных знаний  школьников,      сформировать у них представления о математике как части  общечеловеческой культуры. 3накомство с основными историческими  вехами возникновения  и  развития математической науки, с историей  великих открытий, именами людей ,творивших науку  должно войти в  интеллектуальный  багаж  каждого культурного человека.» Урок    по математике  «  Дерзайте Отчизну мужеством прославить» Описание. по теме  «Рациональные числа».  Класс: 6.       На уроке повторяется   изученный   учащимися материал  по теме   «Рациональные числа»,  проверяются знания, умения и навыки учащихся; В процессе преподавания математики необходимо обращать внимание  учащихся на большую культурно­историческую ценность математики, на её  роль в системе наук. В связи с этим следует уделять внимание сообщению  сведений по истории математики, разъясняя значение и роль выдающихся  математиков нашей родины  познакомить учащихся с великими открытиями   русских учёных, что способствует выработке у учащихся любви к родине.              Материал урока; расширяет кругозор учащихся;  знакомит с жизнью и деятельностью Л.Ф.Магницкого, Н.И.Лобачевского, показывает   их   вклад в развитие России; показывает патриотизм русских ученых Л.Ф.Магницкого,   Н.И.Лобачевского:   их   глубокие   исследовательские   работы,   большое трудолюбие, величайшую любовь к своему делу; На   уроке   решаются     старинные   задачи   из   учебника   Никольского     С.М. «Математика 6» Тема урока: Дерзайте Отчизну мужеством прославить. Предмет: математика. Класс: 6. Цели урока:  ­ образовательные:  повторение изученного учащимися материала в нетрадиционной форме;  проверить знания, умения и навыки учащихся; ­  развивающие:  развивать интерес и уважение к предмету; расширять кругозор  учащихся; познакомить с жизнью и деятельностью Л.Ф.Магницкого, Н.И.Лобачевского,  показать их  вклад в развитие России; показать патриотизм русских ученых  Л.Ф.Магницкого, Н.И.Лобачевского ,  их глубокие исследовательские работы, большое трудолюбие, величайшую любовь к своему делу; ­ воспитательные:  формировать такие качества личности, как трудолюбие,  организованность, активность и самостоятельность в выборе способа  решения;   привить интерес к истории нашей Родины ;   патриотическое воспитание обучающихся. Задачи. ­ Воспитывать интерес к урокам математики. ­ Развивать умение решать задачи на смекалку, развивать  математическую зоркость, мышление, внимание. Оборудование: проектор, экран, компьютер. 1.Организационный момент. Ход урока. 2. Беседа с учащимися.  ­ Ребята, кого из великих русских ученых вы знаете? Сегодня я познакомлю вас  с великими русскими учеными Л.Ф.Магнитским и  Н.И.Лобачевским. 18 веке в России очень снизилось развитие науки из­за нашествия монголов,  а потом ордынского ига. После свержения ига оказалось, что Россия  значительно отстала от других европейских стран. Энергичные меры для  преодоления отставания предпринял царь Пётр Первый. В его  царствование были построены заводы, создан военный флот.   Но  для  нужд промышленности и армии, строительства и флота понадобилось  много людей, знакомых с техникой, поэтому в стране начались  открываться многочисленные учебные заведения. Царь Пётр в молодости изучал математику и свободно обращался с  чертежами и математическими приборами. Он хорошо понимал  практическое значение математики, и она стала одним из главных  предметов изучения в школе и училищах. Но для успешного преподавания  во всех этих училищах, школах было одно существенное препятствие:  учебники писали по­латыни, печатных русских учебников по математике  в то время не существовало. Первый напечатанный русский учебник математики создал  Леонтий  Филиппович Магницкий (1669 – 1739). Он происходил из тверских  крестьян и, по­видимому, обучался в Славяно­греко­латинской академии.  Надгробная надпись на могиле Магницкого, сделанная его сыном,  рассказывает, что « Пётр Первый многократно беседовал с ним о  математических науках и был так восхищён его глубокими познаниями,  что назвал его магнитом и приказал писаться Магницким». Где и как Магницкий изучал математику, не известно. «Он научился  наукам дивным и неудобовероятным способом». Он был самоучкой и  изучал науки по книгам. Во всяком случае, в конце 17 века он был уже  известен в Москве своей учёностью. В 1703 году Магницкий опубликовал громадную книгу под длинным  названием:   «Арифметика, сиречь наука   числительная, с разных диалектов на  славянский язык переведённая и во едино собрана на две книги разделена…  Сочинися сия книга через труды Леонтия Магницкого. Чтобы подчеркнуть самостоятельность при составлении учебника   Магницкий пишет: «Разум весь собрал и чин Природно   русский, а не немчин». Книга эта содержит начала математических знаний того времени:  арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии. В конце книги  имеется снабжённый большим числом таблиц отдел, посвящённый  морскому делу. Великий русский учёный М. В. Ломоносов назвал  «Арифметику» Магницкого «вратами своей учёности», «Арифметику» он  выучил наизусть. Магницкий разделил свою «Арифметику» на 2 книги: «арифметика – политика» «арифметика – логистика» ­ Как вы понимаете «арифметика – политика», «арифметика –  логистика»? "арифметика ­ политика"   назначается для тех, кто желает только  научиться решать практические вопросы «исчисляти всякое исчисление в  продаже и куплях». Эта часть изложена без доказательств, рассказом и  показом – решением примеров. "арифметика ­ логистика"  решает общие вопросы «токмо  уму нашему  подлежащие» Давайте сейчас решим задачу из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого: « Некто купил зерна 2359 четвертей. За четверть платил по 65 коп .  и  отдал всех денег 153335 коп. Проверьте вычисления»  Все убедились, что вычисления верные. Величайший гений русского народа М.В.Ломоносов пишет, что он охоту  к  учению получил у Магницкого, «Арифметику» которого он знал наизусть, и  называл её «вратами учености». Задача  из «  Арифметики» Л.Ф.Магницкого,       которую решал  М.В.Ломоносов. Отец привёл сына в училище и спросил учителя: ­Скажи мне, сколько у тебя учеников? Учитель ответил: ­ Если учеников придёт столько, сколько я уже имею, да ещё  полстолько, да  ещё четвертая часть, да ещё твой сын, тогда учеников будет сто. Сколько же  учеников было в училище? Ответ: 36. Гениальный русский учёный М. В. Ломоносов о значении математики пишет  так: «А математику уже за тем учить следует, что она ум в порядок  приводит». 3. Решаем задачи  из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого ( смотри  презентацию). 4.  ­Посмотрите . пожалуйста на портрет великого  русского математика  Н.И.Лобачевского. 2 декабря 2012 года отмечалась важная дата  ­ 320лет со дня рождения  Н.И.Лобачевского. Николай Иванович Лобачевский является примером яркого  математического дарования. Это дарование было обнаружено его  учителями. Как часто бывает, сам Лобачевский и не подозревал о своем  могучем таланте математика. Будучи студентом 1­го курса Казанского  университета, он мечтал о профессии врача и изучал медицину Но вот из­за границы приезжает профессор Бартельс — ученый с  мировым именем, который в молодости учил самого Гаусса, вошедшего в  историю математических наук под титулом «короля математиков».  Первая же лекция профессора  Бартельса  пo  истории математики   покорила Лобачевского. Затаив дыхание, он слушал прославленного  немецкого профессора. В своей лекции Бартельс, по­видимому, подробно  остановился на решенных и нерешенных проблемах математики и  нарисовал в воображении студентов величественную картину ее развития. Впечатление было настолько сильным, что от былого увлечения  медициной у студента Лобачевского не осталось и следа. «Так вот она какая математика, — думал Лобачевский. — Да, есть чему поучиться у  нового профессора!» Николай Лобачевский стал с увлечением заниматься математикой. Скоро профессор Бартельс заметил его прилежание и любовь к этой науке.  Девятнадцати лет от роду Лобачевский получил степень магистра, а в 24 года стал экстраординарным, а затем и ординарным профессором  математики Казанского университета  В 1827 году был избран ректором  Казанского университета и в этой должности находился непрерывно в  течение 19 лет (переизбирался 6 раз сряду). Деятельность Лобачевского вызывает изумление. Наряду с большой  административной и педагогической работой он не покладая рук  занимался и наукой. Лобачевскому было всего 34 года когда он решил  «многовековую» проблему V постулата из «Начал» Евклида и построил  свою, неевклидову геометрию. Многие ученые, математики, начиная с древних времен, предпринимали  попытки  доказать V постулат Евклида, т.е. вывести его из других аксиом.  Однако эти попытки каждый раз оказывались  неудачными. И лишь в прошлом веке было окончательно выяснено, что утверждение о единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, не может быть  доказано на основе остальных аксиом Евклида, а само является аксиомой.   Огромную роль в решении этого вопроса сыграл великий русский математик  Николай Иванович Лобачевский (1792­1856 г.г.). Основополагающая  роль  неевклидовой геометрии в теории относительности, астрономии и в других  отраслях науки. Имя Лобачевского известно всему миру Он вошел в историю математики, как революционер в науке и «Коперник геометрии». Лобачевский решил  проблему, над которой человечество бесплодно билось более двух тысяч  лет Эту неевклидову геометрию Лобачевский открыл и развил в 1826 году. Где применяется геометрия Лобачевского? Вот вопрос, который часто  приходится слышать от учащихся. Сам Лобачевский старался применить свою геометрию к «решению»  треугольника, у которого одна вершина ­ Звезда, а две другие ­ концы диаметра земной орбиты. Творец неевклидовой геометрии не ошибся: его  геометрия находит применение при изучении сверх ­ больших (космических) пространств. Недаром он назвал ее «пангеометрией», т. е всеобщей  геометрией. Идеи Лобачевского широко используются современными  физиками при построении общей геометрической картины «физического  мира». Официальные русские ученые круги, представленные Петербургской академией наук, отвернулись от Лобачевского и зло высмеяли его как  человека, сумасбродного в науке, который написал сатиру на геометрию,  пытаясь доказать, что белое ­ это черное, круглое ­ четырехугольное, что  сумма всех углов в прямолинейном треугольнике меньше двух прямых и  ряд других нелепых фантазий. Не поддержала Лобачевского публично и ученая Европа.  Как невыносимо было тяжело Николаю  Лобачевскому, ибо его открытие  было признано ложным Приходится удивляться мужеству Лобачевского, который без моральной  поддержки со стороны, окруженный непроницаемой стеной равнодушия, а порой и издевательства, не пал духом и пронес свои убеждения через всю  свою многотрудную жизнь. Лобачевский остался верен своей науке 24 февраля 1856 года Лобачевского не стало. Какого­нибудь десятка лет не дожил Лобачевский до всеобщего  признания своих революционных геометрических идей. Лобачевский был настоящим гражданином своего отечества, очень любил Россию,  свой народ. Лобачевский боролся против темноты и невежества, за организацию  народного образования и просвещения в стране. Ученый требовал от  каждого молодого человека, чтобы он был гражданином, «который  высокими познаниями своими составляет честь и  славу своего  отечества». Рассматривая историческое прошлое и настоящее своего  отечества, Лобачевский верил в его светлое будущее . Задача. Жизнь Н.И.Лобачевского. Великий русский математик Н.И.Лобачевский половину своей жизни  3 7  своей  находился в Нижегородской губернии. После того как он прожил жизни в Казани,  в «Казанском вестнике» появился первый его труд по  геометрии( дата рождения геометрии Н.И.Лобачевского).    Последние 27 лет своей жизни великий учёный упорно трудился и создал  неевклидову геометрию.  Определить дату (год) рождения геометрии  Н.И.Лобачевского, если он родился в 1793 году. Ответ:1826 год. Итог урока. . С какими великими математиками  вы сегодня познакомились?  ­ Почему тема урока называется: «Дерзайте Отчизну мужеством  прославить.» Домашнее задание.  Найти в учебниках С.М. Никольского «Арифметика 6», « Математика 6»  задачи из учебника Л.Ф.Магницкого и решить их. Список литературы: 1. А. П. Юшкевич.  История математики в трёх томах, М.: Наука.  2. Том 1 С древнейших времен до начала Нового времени. (1970) 3. Глейзер Г. И. «История математики в школе»: М., 1969 4.http://100top.ru/encyclopedia/ 5.Чистяков В.Д.Старинные задачи по элементарной математике. Минск, «Вышейшая школа»,1979 6.Ресурсы интернет  «Википедия» 7.С.М.Никольский «Математика 6»,М., «Просвещение»,2011год 8.Сборник «Внеклассная работа по математике в 6­8 классах»,М.,  «Просвещение»,1978

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)

Урок "Дерзайте Отчизну мужеством прославить" (урок математики в 6 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017