Содержание:
1. Отличие между метром и ритмом.
2. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна.
3. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
1. А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ» (слушание);
2. Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание);
3. П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. «Добрая столица» (пение);
4. М. Славкин, стихи Э. Фарджен. «Новый год» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений.
2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов - Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учётом критериев, представленных в учебнике).
3. Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности.
4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.
Диалог метра и ритма
Содержание:
1. Отличие между метром и ритмом.
2. Особенности взаимодействия между метром и
ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А.
Хачатуряна.
3.
Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л.
Бетховена.
Музыкальный материал:
1. А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ»
(слушание);
2. Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент
(слушание);
3. П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. «Добрая
столица» (пение);4. М. Славкин, стихи Э. Фарджен. «Новый год» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические
интонации при прослушивании музыкальных
произведений.
2.
Воспринимать характерные черты творчества
отдельных отечественных и зарубежных композиторов
Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учётом критериев,
представленных в учебнике).
3. Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку
отдельных выдающихся композиторов прошлого и
современности.
4. Понимать характерные особенности музыкального
языка и передавать их в эмоциональном исполнении.
Каждое музыкальное произведение обязательно написано
в какомнибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д.Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком
музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее
простой метрической пульсации.
Метр. В музыке важную роль играет пульсация,
организующая её движение. Метр это равномерная
пульсация и он всегда один и тот же для данного
музыкального размера. Метр задаёт норму отсчёта
ритмического движения. Единица пульсации называется
долей. Доли неравноценны: есть сильные и
группирующиеся вокруг них слабые. Чередование
сильных и слабых долей образует метр произведения.
Ритм. Для того чтобы создать выразительную мелодию,
недостаточно взять один за другим несколько звуков
разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить.
Слово «ритм» и означает «соразмерность». Звуки разной
продолжительности, чередуясь, выстраиваются в
определённый звуковой рисунок. По этому рисунку мыузнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.
Если метр мы изменить никак не можем, то ритм или
ритмический рисунок даёт нам тот самый простор для
деятельности и творчества, ибо рисунков ритмических
можно придумать и сыграть массу.
В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной
изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет
завораживающей власти ритма над человеческим
сердцем.
Во всём многообразии музыки практически не найдёшь
произведения, в котором бы метр и ритм полностью
совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в
которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где
ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу
метра. В таких сочинениях ритм становится
необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает
совпадения с метрическими долями, то перенося их ссильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и
синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из
балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название
«Танец с саблями».
Своей яркой выразительностью эта музыка во многом
обязана именно ритму. Его зажигательность,
изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают
слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.
Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное
и трагичное время эта музыка прозвучала как
жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом
подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по
разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы
людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом
строили свою жизнь, является фактом.
Об этом времени рассказывает и балет «Гаянэ». Герои
балета колхозники и воины Красной Армии. Действиепроисходит на полях армянского колхоза и в становище
курдов. Молодая колхозница Гаянэ разоблачает
диверсантов поджигателей складов с колхозным
хлопком. Среди поджигателей и муж Гаянэ. Но это не
останавливает молодую женщину, которая едва не стала
жертвой мщения. В борьбе с мужемдезертиром она
утвердила своё право на самостоятельную жизнь. Теперь
Гаянэ узнала и новое чувство любви. Заканчивается
балет большим народным праздником.
Действие балета развивается по двум самостоятельным,
но вместе с тем и глубоко связанным линиям: с одной
стороны это драма Гаянэ, с другой картины народной
жизни и в будни, и в праздники. Главной идеей,
объединяющей их, является тема любви к Родине,
радости свободного труда, дружбы.
Музыка балета глубоко связана с музыкальной
культурой народов Закавказья. Мелодии его близкинародным интонациям, в них проявляются ладовые,
ритмические особенности армянской музыки. Тембры
инструментов оркестра как бы подражают звучанию
народных инструментов. Народные сцены, в которых
особенно ярко проявляется эта близость с народным
искусством, занимают в балете большое место. Причём
жизнь народа Хачатурян показывает с разных сторон и
в будни в работе, и в бедствии, и в день праздничного
веселья.
Огромной популярностью среди любителей музыки
пользуются такие фрагменты балета, как «Танец розовых
девушек» и знаменитый «Танец с саблями».
Музыка балета «Гаянэ» сразу же шагнула со сцены
театра и в виде трёх оркестровых сюит сегодня живёт
самостоятельной жизнью, украшая программы концертов
симфонических оркестров в разных странах мира.Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот
может стать основой яркого образа всего музыкального
произведения. Таково, например, начало симфонии № 5
Л. Бетховена, которая является очень известным и
значительным сочинением. При этом вырастает оно из
короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.
Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба
стучится в дверь» слова, ставшие в дальнейшем
крылатыми. «Мотив судьбы» с таким названием эти
четыре ноты навсегда вошли в историю музыки.
Послушайте фрагмент из 1ой части Симфонии № 5 Л.
Бетховена.
Первые такты симфонии образуют главную ритмическую
интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной
энергии, заключённая всего в четырёх нотах,
пронизывает всё развитие произведения – от первых
звуков до финала.