Урок: Диалог метра и ритма

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Отличие между метром и ритмом. 2. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. 3. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Музыкальный материал: 1. А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ» (слушание); 2. Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание); 3. П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. «Добрая столица» (пение); 4. М. Славкин, стихи Э. Фарджен. «Новый год» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. 2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов - Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учётом критериев, представленных в учебнике). 3. Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.
Иконка файла материала 3.docx
Диалог метра и ритма Содержание: 1. Отличие между метром и ритмом. 2. Особенности взаимодействия между метром и  ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаянэ» А.  Хачатуряна. 3. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л.  Бетховена. Музыкальный материал: 1. А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ»  (слушание); 2. Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент  (слушание); 3. П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. «Добрая  столица» (пение);4. М. Славкин, стихи Э. Фарджен. «Новый год» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных  произведений. 2. Воспринимать характерные черты творчества  отдельных отечественных и зарубежных композиторов ­  Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 3. Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку  отдельных выдающихся композиторов прошлого и  современности. 4. Понимать характерные особенности музыкального  языка и передавать их в эмоциональном исполнении. Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком­нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д.Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее  простой метрической пульсации. Метр. В музыке важную роль играет пульсация,  организующая её движение. Метр ­ это равномерная  пульсация и он всегда один и тот же для данного  музыкального размера. Метр задаёт норму отсчёта  ритмического движения. Единица пульсации называется  долей. Доли неравноценны: есть сильные и  группирующиеся вокруг них слабые. Чередование  сильных и слабых долей образует метр произведения. Ритм. Для того чтобы создать выразительную мелодию,  недостаточно взять один за другим несколько звуков  разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить.  Слово «ритм» и означает «соразмерность». Звуки разной  продолжительности, чередуясь, выстраиваются в  определённый звуковой рисунок. По этому рисунку мыузнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш. Если метр мы изменить никак не можем, то ритм или  ритмический рисунок даёт нам тот самый простор для  деятельности и творчества, ибо рисунков ритмических  можно придумать и сыграть массу. В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной  изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет  завораживающей власти ритма над человеческим  сердцем. Во всём многообразии музыки практически не найдёшь  произведения, в котором бы метр и ритм полностью  совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в  которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где  ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В таких сочинениях ритм становится  необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает  совпадения с метрическими долями, то перенося их ссильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и  синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из  балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название  «Танец с саблями». Своей яркой выразительностью эта музыка во многом  обязана именно ритму. Его зажигательность,  изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают  слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие. Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное  и трагичное время эта музыка прозвучала как  жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом  подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по­ разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы  людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом  строили свою жизнь, является фактом. Об этом времени рассказывает и балет «Гаянэ». Герои  балета ­ колхозники и воины Красной Армии. Действиепроисходит на полях армянского колхоза и в становище  курдов. Молодая колхозница Гаянэ разоблачает  диверсантов ­ поджигателей складов с колхозным  хлопком. Среди поджигателей и муж Гаянэ. Но это не  останавливает молодую женщину, которая едва не стала  жертвой мщения. В борьбе с мужем­дезертиром она  утвердила своё право на самостоятельную жизнь. Теперь  Гаянэ узнала и новое чувство любви. Заканчивается  балет большим народным праздником. Действие балета развивается по двум самостоятельным,  но вместе с тем и глубоко связанным линиям: с одной  стороны ­ это драма Гаянэ, с другой ­ картины народной  жизни и в будни, и в праздники. Главной идеей,  объединяющей их, является тема любви к Родине,  радости свободного труда, дружбы. Музыка балета глубоко связана с музыкальной  культурой народов Закавказья. Мелодии его близкинародным интонациям, в них проявляются ладовые,  ритмические особенности армянской музыки. Тембры  инструментов оркестра как бы подражают звучанию  народных инструментов. Народные сцены, в которых  особенно ярко проявляется эта близость с народным  искусством, занимают в балете большое место. Причём  жизнь народа Хачатурян показывает с разных сторон ­ и  в будни ­ в работе, и в бедствии, и в день праздничного  веселья. Огромной популярностью среди любителей музыки  пользуются такие фрагменты балета, как «Танец розовых девушек» и знаменитый «Танец с саблями». Музыка балета «Гаянэ» сразу же шагнула со сцены  театра и в виде трёх оркестровых сюит сегодня живёт  самостоятельной жизнью, украшая программы концертов симфонических оркестров в разных странах мира.Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот  может стать основой яркого образа всего музыкального  произведения. Таково, например, начало симфонии № 5  Л. Бетховена, которая является очень известным и  значительным сочинением. При этом вырастает оно из  короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.  Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба  стучится в дверь» ­ слова, ставшие в дальнейшем  крылатыми. «Мотив судьбы» ­ с таким названием эти  четыре ноты навсегда вошли в историю музыки. Послушайте фрагмент из 1­ой части Симфонии № 5 Л.  Бетховена. Первые такты симфонии образуют главную ритмическую интонацию.  Удивительная сила мощной музыкальной  энергии, заключённая всего в четырёх нотах,  пронизывает всё развитие произведения – от первых  звуков до финала.