Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Цели: познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку.
Задачи
1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.
2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи.
3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком.
Предметные
Уметь: определять тему, ос¬новную мысль текста; анали¬зировать структуру и языко¬вые особенности текста; оце¬нивать свою речь с точки зре¬ния ее правильности; нахо¬дить грамматические и рече¬вые ошибки, недочеты и ис¬правлять их; совершенство¬вать и редактировать собст¬венные тексты
Метапредметные
Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия
по реализации плана
Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и
представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта
Коммуникативные: владеть устной и письменной
речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности
Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка
Основные понятия
Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность.
Ресурсы
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, отрывок из к/ф «12 стульев»
Язык и речь.doc
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Цели: познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к
русскому языку.
Задачи
1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.
2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи.
3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком.
Предметные
Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зре
ния ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты
Метапредметные
Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия
по реализации плана
Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и
представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта
Коммуникативные: владеть устной и письменной
речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности
Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка
Основные понятия
Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность.
Ресурсы
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, отрывок из к/ф «12 стульев» Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Мотивация к
деятельности
Цель этапа:
включение учащихся
в деятельность.
3 мин
Постановка учебной
задачи
Цель этапа:
обсуждение
затруднений (почему
возникли затруднения,
чего мы ещё не знаем).
2 мин
Послушайте легенду.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить
«самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык.
«Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая
вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может
быть в мире чтонибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на
базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф.
Эзоп ушел и принес...
– Что принес Эзоп? Прав ли он?
( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой
лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность
понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои
прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе.
Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и
ненависти.)
Слайд 1. «Самое удивительное и мудрое творение человечества
– это язык, и по отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно точно судить
не только о его культурном уровне, но
и о его гражданской ценности»
(К.Г.Паустовский).
Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают
своё мнение)
Слайд 2. Составьте предложение. Запишите в тетрадь.
Слайд 3. Культура речи неотъемлемая часть общей культуры, так
как речь человека это его визитная карточка.
Слайд 4. Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в
случае необходимости)
Деятельность
учащихся
Подготовка класса к
работе.
Высказывают
предположения
Планируемые
результаты УУД
Личностные
результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные
результаты
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
(К)
Ответы
Метапредметные
результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные
результваты
Самостоятельное
формулирование цели (П
– общеуч.)
Формулирование
проблемы (П – лог.
Формулируют тему,
Планирование, Построение проекта
выхода из
затруднения
Цель этапа:
составить план
достижения целей
5 мин
Запишите тему урока.
Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение
имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только
условия, но и общественное самосознание народа, национальный
характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет
народа.
цель и задачи урока
Оценивают себя.
прогнозирование (Р),
Моделирование,
выдвижение гипотез (П),
инициативное
сотрудничество в
поисках информации (К)
Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек
не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь
своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали
словапаразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая,
богатая, красивая речь.
Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут
сделать вывод, какую речь можно считать культурной.
Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно
будем заполнять.
Качества правильной речи
1. Правильность
2. Чистота
3. Богатство
4. Точность
5. Выразительность
6. Уместность
7. Логичность
Ознакомьтесь с критериями оценки деятельности учащихся на уроке
Слайд 5. 1) У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в
них ударения в соответствии с нормами орфоэпии (задание 4 ЕГЭ)
баловать
апостроф
средства
феномен
заняла
занята
жалюзи
Актуализация знаний
Цель этапа:
подготовка мышления
учащихся
10 мин
Знакомятся с картой
результативности
Индивидуальная
работа
Метапредметные
результаты
Планирование учебного
сотрудничества, умение
выражать свои мысли
(К)
Предметные
результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П
– логические)
Проверка
Оценивают себя.
сформированный
бледна
обеспечение
осведомиться
подростковый
перенявший
жестка
убывший
принудить
благовест
гражданство
завидно
исчерпать
нефтепровод
Слайд 6 самопроверка (на доске появляется слайд с правильными
ответами)
баловАть
апострОф
срЕдства
фенОмен
занялА
занятА
жалюзИ
жесткА
убЫвший
принУдить
блАговест
сформирОванный
бледнА
обеспЕчение
освЕдомиться
подрОстковый
перенЯвший
граждАнство
завИдно
исчЕрпать
нефтепровОд
Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.
Какую норму речи мы должны были соблюсти?
(Правильность)
Внесите в таблицу.
2) Слайд 7 А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок
одно подходящее слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)
МА
НИ
ТАР
НАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в
(ГУ
ДНР.
Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем
более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну
восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена
благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН
СТВЕН
своём роде.
Слайд 8
Как называются такие слова? (паронимы)
Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Точность, понятность)
Слайд 9 Короче, гуляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему,
прикинь, по волнам царевналебедь как бы плывёт.
Что вы заметили? Запиши правильно
Какую речь можно назвать чистой?
Слайд 10 Познакомьтесь со списком словпаразитов, постарайтесь избегать их
употребления в своей речи. Словапаразиты не несут никакой информации и
никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова.
Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в
речевой мусор.
НЫЙ) в
Читают, отвечают на
вопросы
Реализация проекта
выхода из
затруднения Отрывок из к/ф «12
стульев» Речь Эллочки
Читают текст
В схему слово Чистота
Словарный запас А.Пушкина составлял примерно 21 тыс.слов, у
современного взрослого образованного человека – примерно 1012
тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.
О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь?
Богатство
Слайд 11 Работа с текстом.
На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к
статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно
считать эталоном современного разговорного языка.
Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал
сокровища русской словесности, это древнерусская литература.
Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском
языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и
высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство
русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или
собеседнику.
В статье «О языке устном и письменном, старом и новом»,
напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском
языке так:
«Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на
котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять
досконально, во всей многозначности и многозначительности этого
факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека
проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только
окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком
то отношении, но мысли наши все формулируются языком.»
Как красиво сказано…
Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группе. На
парте у вас лежит карточка. На месте пропусков вы должны вставить
изобразительновыразительные средства. Посмотрим, что получится.
Слайд 12 Работа в группе
Проверка
Оценивание
Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом,
над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе
стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над
рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и
больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские
наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её
против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье
личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так … в это …
утро.
Выберете одного выступающего от группы.
А хотите услышать оригинал? Сравним?
Слайд 13 Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой
трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились
туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном
перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней
в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели
праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая
хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной
воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и
тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро.
Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
(Выразительность)
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того
чтобы достичь логичности речи,
необходимо добиться смысловой
непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же
непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Какую речь называют уместной?
Слайд 14
Первичное
закрепление
Цель этапа: усвоение
учащимися новых
знаний
8 мин
Слайд 15 Работа со словарями.
Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры
речи.
« Культура речи
ного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспе
чивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком
»
степень соответствия речи нормам современ
— это
Читает пара
Метапредметные
результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием
«норма литературного языка».
Что же такое нормы литературного языка?
(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в
речевой практике на определенном этапе развития языка правила
употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и
справочниках и охватывают все уровни языка)
Оценивание
Самостоятельная
работа
Цель этапа:
самооценка
учащимися
результатов своей
учебной деятельности
Слайд 16 Творческая работа.
Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы
увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.
«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое
потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и
уважением, как к чемуто священному, неоценимому и недоступному
для оскорбления». ( Ф.Ницше)
Работа
индивидуально
Проверка, оценивание
5 мин
Рефлексия
деятельности
Цель этапа: осознание
учащимися своей
учебной деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса.
10 мин
Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие
включает в себя культура речи.
Вы проделали большую работу,
имеющую несомненное значение. Берегите свой язык! Пусть ваша речь
будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим
эстетическое удовольствие.
Осуществляют
оценку урока и
самооценку,
соотносят цель и
результаты, степень
их соответствия
партнера (К)
Выражение своих мыслей
с достаточной полнотой
и точностью(К)
Предметные
результаты
Действие по аналогии
(П)
Умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач (П –
общеуч.)
Метапредметные
результаты
Контроль, коррекция,
выделение и осознание
усвоенного (Р)
Волевая регуляция в
ситуации затруднения
(Р)
Личностные
результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные
результаты
Умение выражать свои
мысли (К)
Предметные
результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности (П)
Личностные
результаты Домашнее задание
2 мин
Тест ЕГЭ (120), написать эссе на тему «Правильная речь»
Самооценка на основе
успешности (Л)
Адекватное понимание
причин успехе/неуспеха
в учебной деятельности
(Л)
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.