Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Оценка 4.6

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
18.04.2018
Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств Цели: познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку. Задачи 1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека. 2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи. 3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком. Предметные Уметь: определять тему, ос¬новную мысль текста; анали¬зировать структуру и языко¬вые особенности текста; оце¬нивать свою речь с точки зре¬ния ее правильности; нахо¬дить грамматические и рече¬вые ошибки, недочеты и ис¬правлять их; совершенство¬вать и редактировать собст¬венные тексты Метапредметные Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия по реализации плана Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта Коммуникативные: владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка Основные понятия Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность. Ресурсы Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, отрывок из к/ф «12 стульев»
Язык и речь.doc
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств Цели: познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять знания на практике; воспитывать уважение к  русскому языку.   Задачи  1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.  2. Содействовать осмыслению личной ответственности за состояние собственной речи.  3. Формирование грамотной, лингвистически развитой личности, умеющей владеть языком.  Предметные Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зре­ ния ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные  тексты Метапредметные Регулятивные: планировать индивидуальную образовательную траекторию; осуществлять действия по реализации плана Познавательные: выбирать наиболее удобную для себя форму фиксации и представления информации; перерабатывать информацию с целью получения необходимого продукта Коммуникативные: владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой деятельности Личностные: осознавать роль языка в формировании мышления; осознавать эстетическую ценность русского языка Основные понятия Речь. Качества хорошей речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность. Ресурсы  Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, отрывок из к/ф «12 стульев» Ход урока: Этап Деятельность учителя  Мотивация к  деятельности Цель этапа:  включение учащихся  в деятельность.    3 мин Постановка учебной  задачи  Цель этапа:  обсуждение  затруднений (почему  возникли затруднения,  чего мы ещё не знаем). 2 мин ­ Послушайте легенду.          Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить  «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык.  «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая  вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что­нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на  базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф.  Эзоп ушел и принес...      – Что принес Эзоп? Прав ли он? ( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.) Слайд 1. «Самое удивительное и мудрое творение человечества  – это язык, и по отношению каждого человека  к своему языку можно совершенно точно судить  не только о его культурном уровне, но  и о его гражданской ценности»  (К.Г.Паустовский). ­ Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают  своё мнение) Слайд 2.­ Составьте предложение. Запишите в тетрадь.  Слайд 3.­ Культура речи ­ неотъемлемая часть общей культуры, так как речь человека ­ это его визитная карточка. Слайд 4. ­ Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в  случае необходимости) Деятельность  учащихся  Подготовка  класса  к  работе. Высказывают  предположения Планируемые  результаты УУД  Личностные  результаты Самоопределение (Л) Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К)  Ответы  Метапредметные  результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные  результваты Самостоятельное  формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование  проблемы (П – лог. Формулируют тему,  Планирование, Построение проекта  выхода из  затруднения Цель этапа:  составить план  достижения целей 5 мин ­ Запишите тему урока. ­ Попробуйте сформулировать цель нашего урока. ­ Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение  имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только  условия, но и общественное самосознание народа, национальный  характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет  народа. цель и задачи  урока Оценивают себя. прогнозирование (Р),  Моделирование,  выдвижение гипотез (П),  инициативное  сотрудничество в  поисках информации (К) ­ Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек  не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь  своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали  слова­паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая,  богатая, красивая речь.  ­ Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут  сделать вывод, какую речь можно считать культурной.  ­ Итогом нашего урока станет схема, которую мы с вами постепенно  будем заполнять.  Качества правильной речи 1. Правильность 2. Чистота 3. Богатство 4. Точность 5. Выразительность 6. Уместность  7. Логичность Ознакомьтесь с критериями оценки деятельности учащихся на уроке Слайд 5. 1)­  У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в  них ударения в соответствии с нормами орфоэпии  (задание 4 ЕГЭ) баловать апостроф средства феномен заняла занята жалюзи Актуализация знаний Цель этапа:  подготовка мышления  учащихся 10 мин  Знакомятся   с   картой результативности Индивидуальная  работа Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества, умение  выражать свои  мысли  (К) Предметные  результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П  – логические)  Проверка Оценивают себя. сформированный бледна обеспечение осведомиться подростковый перенявший жестка убывший принудить благовест гражданство завидно исчерпать нефтепровод ­ Слайд 6 самопроверка (на доске появляется слайд с правильными  ответами) баловАть  апострОф  срЕдства   фенОмен занялА   занятА   жалюзИ        жесткА    убЫвший принУдить блАговест сформирОванный бледнА обеспЕчение освЕдомиться подрОстковый перенЯвший     граждАнство завИдно исчЕрпать нефтепровОд ­ Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.  ­ Какую норму речи мы должны были соблюсти? (Правильность) ­ Внесите в таблицу. 2) Слайд 7 ­ А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок  одно подходящее  слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)  МА   НИ   ТАР     НАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в  (ГУ  ДНР. ­ Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем  более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну  восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским. (ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена  благодаря сплочённости всех народов. Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ,  ЕДИН  СТВЕН   своём роде. Слайд 8 ­ Как называются такие слова? (паронимы) ­ Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?  (Точность, понятность) Слайд   9  Короче,   гуляет   князь   Гвидон   по   берегу   моря,   а   навстречу   ему, прикинь, по волнам царевна­лебедь как бы плывёт. Что вы заметили? Запиши правильно Какую речь можно назвать чистой?  Слайд 10 Познакомьтесь со списком слов­паразитов, постарайтесь избегать их употребления в своей речи.  Слова­паразиты не несут никакой информации и никак   не   влияют   на   содержательность   речи.   Это   бессмысленные   слова. Употребление в речи слов, лишённых смысловой нагрузки, превращает их в речевой мусор.   НЫЙ) в Читают, отвечают на  вопросы Реализация проекта  выхода из  затруднения Отрывок   из   к/ф   «12 стульев» Речь Эллочки Читают текст В схему слово ­ Чистота  Словарный   запас   А.Пушкина   составлял   примерно   21   тыс.слов,   у современного   взрослого   образованного   человека   –   примерно   10­12 тыс.слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже. О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь?  Богатство  Слайд 11 Работа с текстом.         ­ На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к  статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно  считать эталоном современного разговорного языка.         Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал  сокровища русской словесности, ­ это древнерусская литература.  Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском  языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и  высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство  русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или  собеседнику.         В статье «О языке устном и письменном, старом и новом»,  напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском  языке так:         «Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на  котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять  досконально, во всей многозначности и многозначительности этого  факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека  проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только  окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком­ то отношении, но мысли наши все формулируются языком.» ­ Как красиво сказано… ­ Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группе. На парте у вас лежит карточка. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно­выразительные   средства.   Посмотрим,   что   получится. Слайд 12 Работа в группе Проверка  Оценивание      Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над   зелеными   горами   колокола,   уносились   туда,   где   в   …   воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой,   а   на   баркасе   прибывало   по   ней   в   монастырь   всё   больше   и больше   народу,   всё   …   пестрели   праздничные   малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так …  в это … утро. ­ Выберете одного выступающего от группы.  ­ А хотите услышать оригинал? Сравним?      Слайд 13  Утро было праздничное, жаркое;  радостно, наперебой трезвонили   над   Донцом,   над   зелеными   горами   колокола,   уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в   монастырь   всё   больше   и   больше   народу,   всё  гуще  пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка  легко и быстро  погнала её против течения по  прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно  в это милое утро. ­ Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?  (Выразительность)  Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы   достичь   логичности   речи,   необходимо   добиться   смысловой непротиворечивости   частей   в   одном   высказывании   и   такой   же непротиворечивости высказываний в целом тексте. Какую речь называют уместной? Слайд 14 Первичное  закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых  знаний 8 мин Слайд 15 Работа со словарями. ­ Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры  речи. «  Культура речи   ного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспе    ­ чивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком    »     степень соответствия речи нормам современ    ­     — это   Читает пара Метапредметные  результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция  (Р) Управление поведением ­   Как   мы   видим,   понятие   «культура   речи»   тесно   связано   с   понятием «норма литературного языка».  ­ Что же такое нормы литературного языка? (Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой   практике   на   определенном   этапе   развития   языка   правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка) Оценивание Самостоятельная  работа  Цель этапа:  самооценка  учащимися  результатов своей учебной деятельности Слайд 16 Творческая работа.  ­ Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы  увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.  «Язык   —   это   наследие,   получаемое   от   предков   и   оставляемое потомкам   наследие,   к   которому   нужно   относиться   со   страхом   и уважением, как к чему­то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше)  Работа  индивидуально Проверка, оценивание 5 мин Рефлексия  деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей  учебной деятельности, самооценка  результатов  деятельности своей и  всего класса. 10 мин ­   Наш   урок   подошёл   к   концу.   Мы   выяснили,   какие   составляющие включает   в   себя   культура   речи.    Вы   проделали   большую   работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык!   Пусть ваша речь будет   яркой,   образной   и   эмоциональной,   доставляющей   окружающим эстетическое удовольствие. Осуществляют   оценку  урока  и   самооценку,  соотносят цель и  результаты, степень  их соответствия  партнера (К)  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой  и точностью(К) Предметные  результаты Действие по аналогии  (П)    Умение структурировать знания, выбор наиболее  эффективных способов  решения задач (П –  общеуч.) Метапредметные  результаты Контроль, коррекция,  выделение и осознание  усвоенного (Р) Волевая регуляция в  ситуации затруднения  (Р) Личностные  результаты Самоопределение (Л)  Метапредметные  результаты Умение выражать свои  мысли (К) Предметные  результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Личностные  результаты Домашнее задание 2 мин Тест ЕГЭ (1­20), написать эссе на тему «Правильная речь» Самооценка на основе  успешности  (Л)  Адекватное понимание  причин успехе/неуспеха  в учебной деятельности  (Л)

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"

Урок для 10 класса по теме "Язык и речь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018