Урок "Древняя Спарта"
Хазипова Наталья Никоноровна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Нижнеуратьминская средняя общеобразовательная школа» НМР РТ
Цели урока:
Познакомить учащихся с местоположением Спарты, составом населения,
управлением, образом жизни.
Продолжать формирование умений делать выводы, причинноследственные
связи, умение сравнивать.
Воспитать любовь уважение к своей Родине
С помощью ИКТтехнологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные
Спарты
историей
Древней
с
План:
1. Актуализация
2. Местоположение Спарты
3. Состав населения
4. Спарта как военный лагерь.
5. Управление
6. Спартанское воспитание
7. Закрепление
ребята.
Здравствуйте,
Актуализация
исследовательскую работу по восстановлению исторических документов .
Вашим научным руководителем буду я, учитель Нижнеуратьминской средней школы
Хазипова Наталья Никоноровна.
Для работы на уроке мы разделимся на две исследовательские группы.
На сегодняшнем уроке мы проведем
В мои руки попал уникальный документ – “древний свиток”, к сожалению, он находился в
очень плохом состоянии. Наша задача: восстановить и прочитать свиток и установить на
территории, какой страны нашли этот документ и о ком идет речь.
( восстановление документа собирание из пазлов картинки воина спартанца)
Правильно и как вы уже поняли тема сегодняшнего урока это история Древней Спарты.
(слайд №2)
Запись в тетради темы урока. Местоположение Спарты
(слайды №3, №4)
Найдём на карте Южную Грециюполуостров причудливой формы со звучным
названием Пелопоннес. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и
обосновали своё поселение в долине реки Еврот, назвали его Спартой. Подчинив себе
Мессению и Лаконию. Всю землю спартанцы поделили на равные участки, но работать на
этой земле заставили местных греков, обращённых в рабов .
Жители Мессении несколько раз восставали против поработителей. Спартанцы понимали,
что только сильная армия сможет удержать в повиновении покоренных и защитит Спарту
от врагов.
Население Спарты
Благодаря активности нашей исследовательской группы наше независимое исследование
проходит достаточно успешно.
Перед вами вещественные доказательства (слайд №5) найденные археологами на
территории Древней Спарты. Ваша задача определить, кому принадлежали эти вещи.
(ребята смотрят и делают выводы)(меч – воинам, орудия земледелия – крестьянам,
гончарные предметы гончарам)
Занятиями жителей древней Спарты было военное дело, земледелие, ремесло. Но, основное
занятие спартанцев было военное дело, к остальным видам деятельности они относились с
пренебрежением
На экран выводится соответствующий (слайд №6)
1. Собственно спартанцы или спартиаты составляли около 910 тыс. человек. Это
самые полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только
они имели право на участие в управлении государством. Спарта напоминала
военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось
только одно занятие военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой,
искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители
утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а
храбрые воины.
2. Илоты закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. Они
должны были заниматься только земледелием,
обрабатывать землю
спартанцев(земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки
которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев).Некоторые
историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других
полисов.
o Они были греки(в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они
закабаляли греков)
o Жили на земле своих предков o Жили семьями
o Продавать их было нельзя
o Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству
.Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам
выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались,
а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства
илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.
3. История описывает что Спартанцы лишь воины , но нужно было
обеспечить их самым необходимым? Кто мог торговать ? какие люди. Лично
свободные
4. Периэки свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когдато
они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и
только, чемто другим им заниматься было запрещено. В управлении государством
они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.
5. Давайте сравним в чем разница и сходство между илотами и периэками а для этого
заполним таблицу используя слова для справки( слайд №7)
Проверяем в какой группе больше ошибок
Управление (слайд №8)
Община равных, так называли спартанцы свой полис. Среди них не было ни богатых ни
Кто же управлял
бедных ни знатных. Каждый считал себя равным каждому.
государством?
Вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев, и
они должны были быть не моложе 60 лет. Кроме этого у них было 2 царя, они были лишь
символами государства
и командующими на войне. Как же называлось такое
государственное устройство. Давайте вспомним если народом управляют богатые
люди аристократы как будет называться такая форма управления ?(Аристократия)
А если народ –демос – демократия. В Спарте не было ни демократии ни аристократии
здесь был совет старейшин Народное собрание созывалось только по необходимости.
Например для выбора старейшин .Голосовали криком за кого громче кричали тот и
считался избранным. Этот способ голосования афиняне считали детским.
Значит это была власть избранных, немногих. Такое государственное устройство
называлось Олигархическим.
Спартанское воспитание
Единственное достойное занятие для спартанца это было военное дело. Подготовка
сильных воинов –главная цель спартанского воспитания.
В Спарте существовал обычай.(слайд №9)
Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если
младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё
родят здоровых и крепких детей.
Как вы думаете почему так поступали?
Далее идет рассказ учителя о воспитании мальчиков.
Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на
подстилках из колючего тростника, ходили босиком.Раз в год выдавался плащ, который
одевали на голое тело. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо,
поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Прочитаем отрывок из учебника на
стр.147, который подтверждает это. Узнав о проделках сыновей, отец радовался:
«Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не
испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не пожалуются, тот
тоже изобьёт.
За что? (Как ответят дети?) Добавить: не за воровство, а за то, что попались.
Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Говорить мальчики
могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить
кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.
Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась
область где жили спартанцы.
Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на
щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою,
приносили на щите – Что хотела сказать этими словами женщина?*
Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их
сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой
стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали поразному. В одних случаях
женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим
достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других
случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя
хоронить мертвых воинов в общей могиле.
Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких
случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?
Ответ если воин ранен в грудь, преисполнены гордости, а если в спину значит убегал с
поля битвы.
Закрепление пройденного на уроке
Продолжаем наше расследование. Работая с архивными документами, был найдено
описание Спарты современником. (Текст дается на обожженном по края бумаге )
«Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее
крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями. Дети учились в
гимназиях, где им преподавали музыку, астрономию, литературу».
Подтвердите или опровергните данное описание, используя материал учебника
Ребята говорят, что крепостных стен Спарта не имела. Спартанцы считали, что надежной
защитой города являются не стены, а храбрые воины. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали, и нечем было любоваться: в городе не строили красивых
зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты не разрешалось ездить за границу из
боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни
Самый умный (тест)
1.На каком полуострове расположена Спарта
Пелопонес
2.Как называли рабов в Спарте?
Ответ :Илоты.
3.Как назывались лично свободные люди занимавшиеся торговлей и ремеслом в
Спарте?
Периэки
4.Достойное занятие Спартанца?
Военное дело.
5.Как голосовали спартанцы 7
Криком.
6.Как называлась краткая речь спартанца?
Лаконичной.
7.Как называлась государственное устройство в Спарте?
Олигархия
8.Что означает слово олигархия?
Власть немногих
9Как называли спартанцы свой полис
Община равных
10 .Единственным полисом Греции, не имевшим крепостных стен, т.к. жители
считали лучшими стенами могучие тела своих воинов, была: Спарта
Спарта
Спартанцы были прекрасными воинами сильными, умелыми, храбрыми.
Но было одно вкладывая всю душу в демонстрацию своей силы они забывали об одном что
сила мощь могут служить и в мирных целях послом доброй воли .Давайте вернемся в
наше время . В нашей республике летом прошли уникальные , студенческие спортивные
соревнования . Как называются эти игры доброй воли ? Универсиада. (слайд)
Здесь студенты многих стран показали свои спортивные силы, общались на многих языках
мира. Они послы молодежного мира, послы дружбы и мира. А скоро наша страна вновь
примет гостей спортсменов из разных стан.
Это знаменательное событие состоится в Сочи. ( Олимпиада слайд ).
Но после окончания Олимпийских игр, продолжаться следующие игры, а это
параолимпийские игры. Что это за игры. Правильно в этих соревнованиях будут
участвовать спортсмены инвалиды.
Рассказ учителя: Однажды в параолимпийских играх в Спокане 9 спортсменов стояли
на старте, прозвучал выстрел. Спортсмены побежали, но в конце у финишной черты один
из них упал и заплакал от отчаяния и бессилья. Тогда случилось чудо, 8 бегунов
повернулись у самой финишной черты подошли, подняли своего товарища и пошли к
финишу плечом к плечу. Стадион аплодировал им стоя, людям, которые смогли
справиться со своей бедой и не зачерстветь душой. А теперь вспомните и проанализируйте смог ли выступить инвалиды в спортивных
соревнованиях в Спарте. Почему?
Значит сила, мощь, может служить не только для войн и битв, она может служить и для
добрых волеизлияний, ведь общаясь на многих языках, поддерживая друг друга в трудную
минуту, мы не будем решать проблемы с помощью мечей и ракет. Мы люди и мы может
уладить проблемы добрым словом сев за стол переговоров. Но стоять горой за Родину,
Отчизну мы должны брать пример со Спартанцев.
оценки
1.§ 27 в учебнике
Ответить на вопросы после параграфа (устно)
2.Написать исследовательскую работу из 10 предложений по теме «Древняя Спарта»
3.Сделать презентацию из 10 слайдов на тему «Древняя Спарта»
Урок "Древняя Спарта"
Урок "Древняя Спарта"
Урок "Древняя Спарта"
Урок "Древняя Спарта"
Урок "Древняя Спарта"
Урок "Древняя Спарта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.