Урок "Два лада. Природа и музыка."

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Формирование музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с музыкальными произведениями. Задачи: 1.Обучающие: подготовка детей к усвоению материала и введение посредством осознанно-выразительного отношения к музыке; закрепление понятий “лад”, “мажор”, “минор” в процессе слушания музыки; учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства. 2. Развивающая: развитие музыкального и ладового слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений, развитие коммуникативных навыков. 3. Воспитательная: воспитание интереса к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности; воспитание любви к родной природе. Методы: деятельностный, объяснительно – иллюстративный, опережения и возвращения к пройденному, нравственно-эстетического познания музыки, побуждение к сопереживанию.
Иконка файла материала 3.doc
План ­ конспект урока Тема урок _Два лада. Природа и музыка._______________________________________________________________ Цель: Формирование музыкальных понятий “лад”, “мажор”, “минор” на основе работы с музыкальными произведениями. Задачи: 1.Обучающие: подготовка детей к усвоению материала и введение посредством осознанно­выразительного отношения к  музыке; закрепление понятий “лад”, “мажор”, “минор” в процессе слушания музыки; учить видеть взаимосвязи между  музыкой и другими видами искусства. 2. Развивающая:  развитие музыкального и ладового слуха через чувственно­образное восприятие музыкальных  произведений,  развитие коммуникативных навыков. 3. Воспитательная:  воспитание интереса к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально­ творческой деятельности; воспитание любви к родной природе. Методы: деятельностный, объяснительно – иллюстративный,  опережения и возвращения к пройденному, нравственно­ эстетического познания музыки, побуждение к сопереживанию.Этапы работы Содержание этапа Цели Деятельность учителя 1. 2. Организационный  момент Подготовка к усвоению  нового учебного  материала.  Психологи­ ческий настрой на работу. Создание проблемной ситуации. Музыкальное приветствие: ­Здравствуйте ребята! ­ Прозвенел звонок! ­ Сегодня на уроке музыки мы  попробуем провести очень интересное  исследование. Скажите, как мы должны  работать, чтобы у нас все получилось?    ­ Значит,  мы будем не только  внимательно слушать, думать, но и,  конечно же, рассуждать. Согласны?    ­ Послушайте, что я вам сейчас  прочитаю. (Чтение припева песни с  переставленными словами) ­ Вижу, вы удивлены? Почему? ­ А как называется эта песня?   Правильно!   Посмотрите, ­   что случилось с одним из персонажей этой песни.   (на   доске   разрезанная   и неправильно собранная картинка) ­   Действительно   части   картинки   в Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом) Деятельность  учащихся Приветствие детей: ­Здравствуйте учитель! ­ Начался урок! ­   Поднимать   руку, активно отвечать. ­ Да! ­ Переставлены слова в знакомой песне. ­ Песня – спор Маши и Вити о сказках. ­ Картинка  неправильно собрана.Усвоение нового  учебного материала.  3. Введение новых музыкальных понятий беспорядке, между ними, как и между словами   песни   разлад,   что  означает отсутствие порядка, раздор, разногласие (написать слово на доске) ­ Давайте наведём порядок в словах и в изображении, чтобы понять смысл песни и увидеть, что изображено на картинке. (правильно   складываем   картинку   и читаем слова песни) ­ Можем мы сказать, что сейчас в словах песни и в изображении персонажа лад? - Скажите, кому­нибудь из вас уже  знакомо слово Лад? ­ Как вы думаете, что мы можем о нем  сегодня ещё узнать?  ­ Сейчас я вам дам разные определения  слова “ЛАД”  Ваша задача ­  прочитать все значения  этого слова и выбрать те, которые   имеют непосредственное отношение к  теме нашего урока. Работать будем по  группам. (делятся на 6 групп, работают  с карточками 1­2 минуты) ­ Работа завершена. Какие значения  слова “лад”, на ваш взгляд,  соответствуют теме нашего урока?  ­ Хочется обобщить ваши ответы. Лад в  переводе со славянского означает мир,  порядок, согласие, дружбу, любовь.  ­ Давайте! ­ Да! ­ Что такое Лад, какой  он, для чего нужен… Выступления  представителей групп.. ­ В музыку это слово попало из русского обихода. Значит, Лад – это порядок в  музыке, согласованность музыкальных  звуков между собой.  И сейчас давайте споём Песню Маши и  Вити красиво и ладно. А чтобы у нас  получилось, сделаем несколько  упражнений на дыхание и  распоёмся. ­ Давайте разыграем песню по ролям. ( добиваться чёткой дикции,  протяжности и округлости звучания) ­ У нас в учебнике на стр. 118­119 есть  легенда о двух ладах. Давайте её  прочитаем и рассмотрим картину. ( Обсуждение картины. Кто нарисован  на картине?  Какая природа изображена? Какой художник нарисовал русский или  зарубежный? ) ­ В музыке  тоже существует  два лада: мажор   и   минор.   Они   выражают   разное настроение музыкальных произведений. Художник   выражает   своё   настроение красками, а композитор ладами.  ­ На следующем развороте учебника две картины   Борисова   –   Мусатова.   Какое время   года   на   них   изображено?   Какие краски   использовал   художник   для изображения весны? Исполнение песни по  ролям. Желающие на  оценку у доски. Слушают легенду,  рассматривают  рисунок и отвечают на  вопросы. ­ Весна и осень. ­ Яркие: голубую,  зелёную, жёлтую,  белую. 4. Первичная проверка  понимания учащимися  нового материала.­ А для изображения осени? ­   Сейчас   мы   услышим   какими «музыкальными   красками»   передаёт образ весны и осени русский композитор Г.Свиридов. (Слушаем «осень» ) ­ Какое время года в этой пьесе? ­ Какая музыка по характеру? ­ Какой музыкальный лад передаёт этот характер? ­   Какие   инструменты   использовал композитор для передачи этого образа? ­ Правильно, а сейчас давайте сравним музыку   осени   с   музыкой   весны. (слушаем пьесу «весна») ­ Какая по характеру музыка передаёт весеннее настроение? ­ Какой музыкальный лад в этой пьесе? ­   Какие   инструменты   в   этой   пьесе   вы услышали? А   есть   что­то   общее   в   мелодиях   этих пьес?  ­ Посмотрите на нотные примеры этих пьес     в   рабочей   тетради   (стр.28)   они одинаковые,   но   звучат   по     разному. Сейчас я вам их сыграю на фортепиано, а вы обведите красным карандашом те ноты, которые меняют окраску. ­ Сколько нот вы обвели? Всего   одна   нота   в   этом   музыкальном фрагменте меняет настроение.  ­   А   сейчас   каждый   из   вас     подберет ­ Бледные: серый,  жёлтый, коричневый. ­ Осень. ­ Спокойная,  протяжная, грустная,  тихая, и т.д. ­ Минор. ­ Скрипку. ­ Светлая, радостная,  мелодичная, ласковая и т.д. ­ Мажор. ­ Духовые. ­ Они одинаковые. ­ Одну.Закрепление новых  знаний.  5. 6. Рефлексия. Подведение итогов цвета   соответствующие   настроению Весны   и   Осени   Г.   Свиридова,   и раскрасит картинки в рабочих тетрадях. ( Обсуждение и оценка рисунков весны и осени, показ наиболее удачных.) ­   У   нас   есть   карточки   со   словами, характеризующими   мажор   и   минор, только   они   все   перемешались.   Давайте разберём их и правильно  разместим на доске. (   На   карточках   написаны   слова   ­ характеристики:   задорный,   светлый, грустный, радостный,   ласковый, солнечный, спокойный, задумчивый, печальный.) весёлый, нежный,       Слушают музыку и  раскрашивают  картинки. Два человека выходят  к доске и выбирают  подходящие слова. ­   А   какие   ребята   вы   знаете   песни   о красоте русской природы? ­ А в каком ладу написана эта песня? ( сыграть мелодию) ­   С   какими   чувствами   мы   будем исполнять эту песню? (   Исполнение   песни   с   пластическими движениями. Игра «Зеркало») ­   Давайте   подведём   итог   урока.   Мы сегодня узнали много нового. Что такое лад? Какой он бывает? Для чего нужен в музыке? Пусть ваше настроение чаще будет  мажорным!  ­ Моя Россия. ­ В миноре. ­ С любовью, с  нежностью. Исполняют песню. Отвечают на вопросы. ­ Прозвенел звонок. ­ Закончился урок(Дети выходят из класса под  фонограмму «Песни­спора Маши и  Вити»)