Урок "Джаз – искусство 20 века"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Формирование новых знаний. Форма работы: индивидуальная, коллективно - групповая. Цель: Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации. Задачи: 1. Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза. 2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни А. Минкова «Старый рояль». 3. Развивать навыки инструментальной импровизации. 4 . Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус. Ход урока. Организационный момент. Основная часть. Рефлексия. Инструментальная импровизация учащихся проводилась в основной части урока. Задачи данного этапа урока: - развить логику музыкального мышления посредством инструментальной импровизации; - возбудить у учащихся интерес к самостоятельной музыкально-творческой деятельности посредством инструментальной импровизации; - обучить умению группового мыслительного взаимодействия в решении художественного замысла. Планируемые результаты: - знать истоки джаза; - уметь передавать свои музыкальные впечатления, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки в инструментальной импровизации; - меть анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в инструментальной импровизации. Используемое оборудование: комьютер, CD – диски, детские музыкальные инструменты – маракасы, бубны. Музыкальный материал: С. Джоплин «Регтайм», блюз «Город Нью-Йорк». Данный этап урока способствует организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся, дает возможность возбудить интерес к осознанному поиску музыкальных интонаций характеризующих жанровые особенности посредством инструментальной импровизации, через коллективно - групповую форму работы.
Иконка файла материала 4.doc

Инструментальная  импровизация на заданную интонацию на уроке  музыки в основной школе.

6 класс                                                                                                                                                           Урок № 17.                                                                                                                                                                                                               Раздел:   Мир образов вокальной и инструментальной музыки                                                                                                                             

Тема: Джаз – искусство 20 века

Тип урока: Формирование новых знаний.                                                                                                   Форма работы: индивидуальная,  коллективно - групповая.

Цель: Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.

Задачи: 

1. Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.                                                                   2. Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни  А. Минкова «Старый рояль».                                                                                       3.   Развивать навыки инструментальной импровизации.                                                                                                                                                                                                                                       4 . Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Основная часть.

3.      Рефлексия.

Инструментальная импровизация учащихся проводилась в основной части урока.

Задачи данного этапа урока:                                                                                                                  - развить логику музыкального мышления  посредством инструментальной импровизации;                                                                                                                                              - возбудить у учащихся интерес к самостоятельной музыкально-творческой деятельности посредством инструментальной импровизации;                                                                                          - обучить умению группового мыслительного взаимодействия в решении художественного замысла.

Планируемые результаты:                                                                                                                         - знать истоки джаза;                                                                                                                                                               - уметь передавать свои музыкальные впечатления, размышлять о музыкальном     произведении, проявлять навыки в инструментальной импровизации;                                                                                  - меть анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в инструментальной импровизации.

Используемое оборудование: комьютер, CD – диски,  детские музыкальные инструменты – маракасы, бубны.                                                                                                                                Музыкальный материал: С. Джоплин «Регтайм», блюз «Город Нью-Йорк».

Данный этап урока  способствует организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся, дает возможность возбудить интерес к осознанному поиску музыкальных интонаций характеризующих жанровые особенности посредством инструментальной импровизации, через коллективно - групповую форму работы.

«Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».  Луи Армстронг.                                                                                                            Учитель.  Джаз – род профессионального музыкального искусства, увеселительного, танцевального характера, в основе которого лежит импровизация. Но можно ли назвать джаз легкой музыкой?                                                                                                                                                      Дети: Нет. В джазе, как и в классической музыке  затрагиваются такие серьезные темы, как человеческое достоинство, вера справедливость, религиозные темы, темы любви.              Учитель:  Правильно. Это роднит джаз с различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе носит импровизационную природу.  И мы сегодня в этом убедимся.                                                                                             Негры удивительно музыкальны и ритмичны. А ритм в джазе – это главное.   В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.                                                                    И  чтобы лучше почувствовать ритм и красоту джазовой музыки, давайте просто попробуем простучать ритм пальцами, щелчком или простучать ногой (хлопок и удар ногой  – на раз (сильная доля), щелчок –  на 2 (слабая доля).  (Звучит музыкальный фрагмент блюза «Город Нью-Йорк», под музыку которого дети делают движения руками и ногами).                                                                                                                     Учитель: Итак, в каком стиле прозвучала музыка?                                                                                                             Дети: Джазовом.                                                                                                                                                Учитель: При помощи   каких  средств музыкальной выразительности Вы так быстро определили музыкальный стиль?                                                                                                                                     Дети: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, преобладание духовых, ударных музыкальных  инструментов.                                                                                                             Учитель:   Ребята, сейчас мы еще раз прослушаем музыкальный отрывок. (Слушание: Скотт  Джоплин «Регтайм».)                                                                                                      Учитель:  Прозвучало  произведение С. Джоплина в стиле регтайм. Регтайм – танцевальная музыка особого, ритмического склада, веселый нрав, жизнерадостность, живость характера.                                                                                                                                                   Регтайм — фортепианная музыка, основанная на "биении" двух несовпадающих ритмических линий:
1. как бы разорванной (остро синкопированной) мелодии;
2. четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага.                                  Учитель: Ребята, сейчас мы с вами будем в роли небольшого джазового оркестра. Одна группа получает МАРАКАСЫ, другая – БУБНЫ, а оставшиеся – будут аккомпанировать при помощи хлопков и щелчков.                                                                                                                Бубны: 1 2 3 4                                                                                                                                                       Маракасы:  на  И – 1И 2И 3И 4И                                                                                                                              Хлопки: 1 2 3 4                                                                                                                                                    Щелчки: на  И – 1И 2И 3И 4И                                                                                                                          Игра на простейших ударных инструментах.                                                                                                                  

Корректировка исполнения фрагмента, с учетом исправления ритмических ошибок

Учитель: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился.