Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"
Оценка 4.8

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
20.06.2017
Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"
Урок-экскурсия «Многообразие растений. Сезонность в жизни растений» рекомендован для проведения в курсе биологии 6-го класса программой курса биологии для 5-11классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника и государственного образовательного стандарта. При проведении экскурсии решаются несколько актуальных задач биологического образования и воспитания.
экск. Многообр..docx
МОУ  Бишкильская средняя общеобразовательная школа им. Героя России Г.А.Угрюмова РАЗРАБОТКА Урока­экскурсии по биологии Тема: « Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений». 6 класс. Выполнил: учитель биологии  Красников Александр Иванович п. Бишкиль 2016год. Пояснительная записка.        Урок­экскурсия «Многообразие растений. Сезонность в жизни растений» рекомендован для проведения в курсе биологии 6­го класса программой курса биологии   для   5­11классов   общеобразовательных   учреждений   к   комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника   и государственного образовательного стандарта.  При   проведении   экскурсии   решаются   несколько   актуальных   задач биологического   образования и воспитания. Активизируется познавательная деятельность учащихся, за счет новизны формы и места проведения урока, использования   биологических   объектов   расположенных   на   пришкольной территории   и   применения   знаний   в   практической   работе.   Экскурсия,   как форма   обучения,   позволяет   продемонстрировать   ученикам   ценность   и значимость   теоретических   знаний,   обратить   внимание   на   местные   виды растений.   Используя,   приём   смены   деятельности   учащихся,     я   стараюсь максимально долго поддерживать интерес к предмету изучения, также этому способствует   групповой   метод   организации   самостоятельной   работы учеников. Экскурсия позволяет решать метапредметные задачи, связанные с общими вопросами познания окружающего мира.  В   результате   по   окончании   урока   мы   достигаем   результатов:   ­   учащиеся получают новую информацию о многообразии растений Челябинской области и сезонности в их биологическом цикле; ­ о прикладном значении растений на примере   деревьев,   ­   выполняют   практическую   часть,   самостоятельно определяют виды и жизненные формы растений, применяют статистический метод в исследовании.  Используя   растения,   как   биологические   объекты,   мы   иллюстрируем экологическую   значимость   биоценозов,   их   взаимосвязь   с   окружающей неживой природой. Урок­экскурсия.  Тема: « Многообразие растений.  Сезонные изменения в жизни растений». Цель:1. Изучить многообразие растений Челябинской области на примере  растений, произрастающих на  пришкольной территории.  Задачи: 1.  Познакомится с представленными жизненными формами растений:  травянистые растения, кустарники, деревья. 2.Изучить  многолетние, однолетние. Листопадные, вечнозеленые.  Дикорастущие, культурные.  3. Собрать коллекцию плодов и семян, листьев  растений различных форм и  групп. 4. Выявить сезонные изменения в жизни растений. Оборудование:  1 Технологическая карточка­задание для учащихся. 2 План­схема пришкольной территории с указанием мест старта и  окончания экскурсии, обозначении рабочих участков. 3 Контуры кроны деревьев (из картона) 4 Указка.  5 Клип­борд. Этапы урока: 1. Организационный:                      ­5 мин.  ­инструктаж по технике безопасности на экскурсии. ­сбор на старте экскурсии (около крыльца школы) ­уточнение плана экскурсии ­постановка задач, целеуказание. Выдача технологических карт­заданий. 2.Информационный.    Экскурсия.                      ­20мин. ­рассказ учителя о «Многообразии растений и сезонности в биологическом  цикле» ­видовое разнообразие пришкольного парка (агроценоз) ­значение растений на примере древесных форм: липа, береза, лиственница,  сосна. ­ движение по маршруту с остановками в намеченных пунктах по указанным  ориентирам.  3. Групповая работа.                                                  – 13мин.  Работа в группах по заданиям в карточках на отведенных участках. Смотреть план­схему.  Заполнить таблицу. Сделать вывод  о сезонных изменениях в  жизни растений. № Жизненные формы  Кустарники растений 1. Деревья  2. 3. 4. 5 6. 7. 8. 9. 10 . Травы  Сезонные  изменения  Значение для  человека Виды  растений Липа  береза Сосна  лиственница Шиповник Сирень Малина Клевер Подорожник Костер  4. Заключительный этап.                                               ­    7мин. ­сбор в условленной точке; ­сдача карточек – заданий; ­подведение итогов. Характеристика некоторых видов растений. Сосна обыкновенная. Описание сосны обыкновенной Сосна   обыкновенная,   известная   на   территории   России   еще   как   сосна лесная – вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, длинной парной хвоей и округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров. Шишки сосны обыкновенной имеют удлиненно­яйцевидную форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй­третий год. Также в описании сосны обыкновенной сказано, что почки и хвоя дерева содержат много   полезных   веществ   –   до   0,5%   эфирных   масел,   дубильные   и   горькие вещества, витамин С и смолы. Сосновые почки собирают весной до того, как они распустятся. Они содержат в большом количестве эфирные масла и смолы, а также горькие и дубильные вещества,   крахмал   и   минеральные   соли.   Сушат   собранные   почки   при температуре не выше 20­25°С, лучше всего под навесом или на чердаке. Хвоя сосны обыкновенной богата витамином С и каротином. Ее используют для   получения   эфирного   масла,   широко   применяемого   для   лечения ревматических   заболеваний.   Собирать   хвою   сосны   обыкновенной рекомендуется зимой или поздней осенью, когда в ней наибольшее количество эфирного масла и аскорбиновой кислоты. Смолу или живицу сосны обыкновенной обычно собирают из деревьев, подлежащих рубке. Заготовленное сырье не следует хранить более 2 лет. Применение сосны обыкновенной Сосну обыкновенную как лекарственное растение использовали издавна для компрессов и припарок, а смола дерева, входящая в бальзамирующие составы Древнего   Египта,   сохраняет   свои   бактерицидные   свойства   на   протяжении тысячелетий.   Также   целебные   свойства   сосны   обыкновенной   во   многих странах применяли для лечения простудных заболеваний и для дезинфекции полости рта. В лечебных целях используют хвою, смолу, почки и шишки дерева, которые оказывают   отхаркивающее,   витаминное,   раздражающее,   желчегонное, мочегонное,   противомикробное   и   противовоспалительное   действие.   В народной   медицине   их   применяют   при туберкулезе легких   и   заболеваниях дыхательных   органов,   водянке,   невралгии,   ревматизме,   подагре,   рахите, цинге,   кожных   заболеваниях,   а   также   против   насекомых­паразитов   и   как средство для очистки крови. Помимо этого, из сосны обыкновенной получают деготь, скипидар, древесный уксус и канифоль. Шишки сосны обыкновенной применяют в виде настоя и настоек при болях в сердце и как кровоостанавливающее средство. Для приготовления настоя   для   лечения   сердечных   болей   собранные   весной   зеленые   сосновые шишки засыпают в банку, заливают водкой и настаивают в темном месте в течение недели. Полученный настой лучше всего принимать до еды, трижды в день по одной столовой ложке. Почки сосны обыкновенной используют в виде водных настоев и отваров при бронхитах,   водянке,   ревматизме,   болезнях   печени   и   желудочно­кишечного   антисептическое, тракта   как   отхаркивающее,   дезинфицирующее, противовоспалительное, мочегонное и желчегонное средство. Для приготовления отвара из сосновых почек одну столовую ложку сырья заливают стаканом горячей кипяченой воды и нагревают на кипящей водяной бане   в   течение   получаса.   Принимают   несколько   раз   в   день   после   еды   по четверти  стакана. Приготовленный отвар из почек сосны обыкновенной можно хранить не более 2 суток. Водные   настои   и   отвары   из   хвои   дерева   применяют   при   профилактике   и лечении авитаминоза С. Также их можно использовать для лечебных ванн и лечения ожогов и ран. Лиственница сибирская. Описание: род насчитывает около 20 видов, распространенных в Северном полушарии.   Высокие,   красивые,   быстро   растущие,   однодомные   хвойные деревья  с  опадающей  на зиму  хвоей.  В молодости  с  четкой  конусовидной кроной, в старости — широко распростертой. В разреженных насаждениях и у одиноко стоящих деревьев — кроны раскидистые, в сомкнутых — высоко поднятые, относительно узкие. Ветвление редкое, сквозистое. Хвоя мягкая, узколинейная, на удлиненных побегах одиночная, расположенная спирально, на укороченных — в пучках по  20 и более хвоинок. Весной хвоя светло­ зеленая, осенью — золотисто­желтых тонов. Шишки округлые, яйцевидные или почти цилиндрические. Цветут ежегодно ранней весной, шишки созревают в   год   цветения.   Семена   (по   2)   под   каждой   семенной   чешуей,   почти трехгранные, с большим кожистым крылом (х­12). Семена высыпаются ранней весной   или   летом   следующего   года,  а  пустые   шишки   украшают   деревья   в течение нескольких лет. Семена сохраняют всхожесть в течение 1—2 (3—4) лет. Семена с одиноко стоящих деревьев почти невсхожи.  Долговечны. Имеют хорошо развитую корневую систему, глубоко уходящую в почву.   Растут   быстро.   Живет   до   500—600   лет.   Дымо­   и   газоустойчивы. Зимостойки.   Выдерживает   резко   континентальный   климат,   очень   низкие температуры   воздуха   и   может   расти   на   вечной   мерзлоте.   Благодаря ежегодному   сбросу   хвои   наиболее   устойчивы   в   озеленении   крупных промышленных центров.  Чаще   всего   у   нас   культивируют даурскую и сибирскую (L.   sibirica) лиственницы. Они относятся к разным группам видов, отличающимся главным образом  размером  шишек  и  числом  чешуй  в них. У  сибирской  шишки, по меркам лиственниц, крупные (до 4–5 см), у даурской – гораздо мельче, до 2– 2,5 см. Отличаются эти лиственницы и по внешнему виду – у сибирской кора темнее, а само дерево коренастее, мощнее. Даурские лиственницы немного ниже   и   одновременно   стройнее,   а   их   кора   светлее.   Хвоинки   крупнее   у сибирской лиственницы, но это различие не так бросается в глаза. Сибирская лиственница распространена от востока Архангельской области через Урал до Алтая и Енисея, а почти вся Сибирь к востоку от Енисея занята лесами из даурской лиственницы. Ель обыкновенная. Ель обыкновенная – хвойное вечнозеленое дерево 20­50 м высоты. Крона ели пирамидальная,   низко   опущена.   Кора   красная   или   серая,   слущивается тонкими полосками. Хвоя   ели   четырехгранная,   остроконечная,   темно­зеленая,   густо   покрывает ветки. Женские цилиндрические шишки ели висячие, длинноцилиндрические, сначала   красные,   потом   зеленые,   затем   бурые,   10­16   см   длины   и   3­4   см ширины. Семена ели обыкновенной – темно­бурые с крылом, которое втрое длиннее его. Цветет ель в мае. Лекарственное сырье ели обыкновенной Лекарственным  сырьем ели  является  ее  хвоя, богатая  эфирными маслами, витамином   С,   минеральными   солями   и   дубильными   веществами, фитонцидами; зеленые побеги и молодые шишки, которые нужно собирать весной;   молодые   верхушки   веток   с  почками;   незрелые   семенные   шишки   и живица – смолистый сок, выступающий в местах ранения дерева. В шишках ели содержится смола и дубильные вещества. Свойства ели обыкновенной Хвоя ели обладает противовоспалительным, противомикробным, потогонным, обезболивающим, противоцинготным действием. Настой шишек ели В научной медицине применяют шишки ели. Настой из них используют в виде ингаляций и полосканий при ангине и хронических тонзиллитах, ларингите, фарингите, гайморите, вазомоторном рините, хроническом бронхите и т.д. Настой готовится из измельченных шишек ели из расчета 1:5, их заливают кипяченой водой, кипятят в течение 30 мин, помешивая, настаивают 15 мин, процеживают   через   3   слоя   марли.   Получают   жидкость   коричневого   цвета, вяжущего вкуса, с запахом хвои ели. Для ингаляций используют 20­30 мл настоя, подогретого до 60­80 С, на одну процедуру для взрослых. В   народной   медицине   отвар   почек   и   молодых   шишек   ели   применяют   для лечения туберкулеза легких, цинги, бронхита. Смолистые   почки   ели,   собираемые   ранней   весной,   используют   для приготовления настойки, которая применяется в качестве дезинфицирующего средства при рините, ангине, бронхиальной астме и др. Почки ели входят в состав некоторых отхаркивающих растительных сборов. Из них готовят отвар. Бригада №  Карточка – задание. Работа в группах по заданиям в карточках на отведенных участках. 1 Согласно схеме движения, бригаде пройти на отведенный для  исследований участок. Смотреть план­схему.   2  Заполнить таблицу. Сделать вывод  о сезонных изменениях в жизни       растений. № Жизненные  Виды растений формы растений Сезонные  изменения  Значение для  человека 1. Деревья  2. 3. 4. 5 6. 7. 8. Кустарники Травы  Липа мелколистная Береза повислая Сосна  обыкновенная Лиственница  сибирская  Шиповник   обыкновенный  Сирень Малина Клевер луговой 9. 10 . Подорожник малый Костер посевной 3 Используя контуры кроны определить вид растения и подписать его на  трафарете контура. 4 Подсчитать общее количество деревьев на вашем участке.  5 Соберите природный материал для осеннего букета. Подойдут  красивые листья, плоды, ветки деревьев и трав. Составьте осенний  букет. 6 Разместите таблички  с названиями на деревьях. 7 Дома оформить отчет по экскурсии в виде таблицы. (ответственные  бригадиры).

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"

Урок-экскурсия по биологии 6 класс тема: " Многообразие растений. Сезонные изменения в жизни растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017