Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"
Оценка 4.8

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
МХК
8 кл
07.04.2017
Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"
На уроке - экскурсии школьники знакомятся с шедеврами мировой художественной культуры - произведениями Леонардо да Винчи, которые хранятся в разных музеях мира: картинами "Мадонна Бенуа", "Мадонна Литта", "Джоконда", автопортретом художника. К этому уроку учитель даёт ученикам задание самостоятельно найти материалы о картинах и подготовить о них сообщения в роли экскурсоводов.
Урок-экскурсия.docx
УРОК – ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЯМ МИРА Шедевры Леонардо да Винчи       Цель: познакомить учащихся с живописными произведениями Леонардо да Винчи,  хранящихся в разных музеях мира.       Задачи:   Обучать умению рассказывать о произведениях живописи;  Воспитывать и развивать чувство прекрасного.       Оборудование:  видеосюжеты о картинах Леонардо да Винчи их цикла «Эрмитаж» «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа»; презентация живописных произведений Леонардо да Винчи:  «Джоконда», «Тайная вечеря», «Автопортрет». ХОД УРОКА Эпиграф                     …что есть красота                                                И почему её обожествляют люди?                                                                               Н. Заболоцкий          I. Повторение изученного на прошлом уроке материала (Тема прошлого урока – «Титаны эпохи Ренессанса. Гений Леонардо да Винчи»). Беседа с классом. 1. На прошлом уроке мы познакомились с биографией Леонардо да Винчи, узнали о его разностороннем таланте. В каких областях проявились гениальные способности Леонардо?  2. Что вас поразило, восхитило в биографии Леонардо да Винчи? 3. Почему его называют титаном эпохи Возрождения? 4. Какие новые факты биографии Леонардо да Винчи вы нашли самостоятельно? /Учащиеся дают полные ответы, которые оцениваются и комментируются./     II. Новая тема.        Сегодня нам  с вами предстоит радостная встреча с великими творениями Леонардо да Винчи. Мы совершим воображаемую экскурсию по музеям мира и тем местам, в которых хранятся   великие   творения   мастера,   и,   познакомившись   с   ними,   попробуем   вместе ответить на вопрос, поставленный в эпиграфе нашего урока: «…что есть красота и почему её   обожествляют   люди?»   /Запись   возникает   на   слайде   презентации./   С   прекрасными полотнами   гениального   живописца   вас   познакомят   наши   «экскурсоводы»   /называются имена и фамилии учащихся, которые заранее получили задания подготовить сообщения о произведениях живописи Леонардо да Винчи/.        1­й экскурсовод.  Сейчас мы перенесёмся в Санкт­Петербург во всемирно известный музей   Эрмитаж,   где   хранятся   две   великих   картины   живописца   –   «Мадонна Бенуа» /»Мадонна с цветком»/ и «Мадонна Литта».  Просмотр   видеосюжета   из   документального   фильма   «Эрмитаж.   Высокое Возрождение. Зал Леонардо да Винчи» о картине «Мадонна Бенуа»         1­й   экскурсовод  продолжает   рассказ  о   картине.   Интересна   судьба   «Мадонны   с цветком», или «Мадонны Бенуа». До конца XVII в. она находилась в Италии. Затем след её теряется. В 1824 г. купец Сапожников приобрёл в Астрахани у бродячего итальянского музыканта   совершенно   почерневшую   и   крайне   записанную   икону.   Затем   она   попала   в в собрание   архитектора   Л.   Бенуа.   Э.   Липгарт, заведовавший   в   начале  XX  века   эрмитажной опознал ней произведение   Леонардо Леонардо теперь никем оспаривается).   Картина куплена   Эрмитажем   в огромную   по   тому сумму в 150 000 рублей.      галереей, (авторство не была 1912   г.   за времени Леонардо да Винчи. Мадонна c цветком                          Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа), 1478 – 1480, 49,5x33                               (Мадонна Литта), 1490 – 1491, 42x33     «Мадонна с цветком» ­ одна из жемчужин Эрмитажа. Когда Леонардо писал её, ему было 26   лет.   К   этому   времени   художник   обрёл   уже   совершенное   мастерство   в   великом искусстве живописи, которое он ставил выше всех прочих.   Учитель.  Каждый   раз   перед   этой   картиной   испытываешь   чувство   трепетного   восхищения: всё здесь так просто, так ясно и в то же время бесконечно сложно, как сама природа, как жизнь. В поисках законов бытия автор её был первым художником, который научился творить в совершенной свободе. Мягкими переливами света и тени он выявляет объёмность изображённых фигур. Человек – увенчание природы. Роль, ему подобающая, как хозяину жизни, завоёвывается в полном раскрепощении его энергии и воли, как у этой юной шаловливой матери, почти ребёнка,  которая с полной непринуждённостью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас счастливой улыбкой, а затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким, но уже властным. В сравнении с этой мадонной все мадонны кватроченто покажутся скованными и неподвижными.         2­й экскурсовод.    В нашем зале Леонардо да Винчи я приглашаю вас пройти к ещё одной картине великого художника – «Мадонна Литта». Мы просмотрим видеосюжет о картине, и я вам расскажу о ней более подробно. Просмотр видеосюжета о картине «Мадонна Литта»    2­й экскурсовод /продолжает рассказ о картине/. Картина «Мадонна Литта» небольшая по размеру. Мы видим на ней традиционный излюбленный сюжет многих художников: дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Но как она обворожительна! Этот полный нежности взгляд, направленный на маленького, но довольно упитанного сына, эта обворожительная поза, в которой сосредоточены вся материнская любовь и ласка, сам чудесный кудрявый младенец, недетский взгляд которого направлен на того, кто его потревожил за самым важным для младенца занятием в жизни ­ питанием материнским молоком,– как всё это гармонично и естественно! Картина не может не пленять нас, зрителей. На неё хочется смотреть   и   смотреть,   не   отрываясь,   так   потрясающе   пленительно   создал   образы   своих героев Леонардо! Если бы художник больше ничего не создал, то и тогда его можно было бы назвать гением живописи.           3­й экскурсовод.   Перенесёмся в нашей  воображаемой экскурсии во Францию, в национальный французский музей Лувр, находящийся в Париже. В этом музее хранится знаменитая на весь мир картина Леонардо да Винчи «Джоконда» /«Мона Лиза»/.  На экране слайд с изображением «Джоконды»         Картина   «Джоконда»   считается   увенчанием   творчества   Леонардо   да   Винчи.   «Мне удалось создать картину действительно божественную», ­ так писал сам Леонардо о своей картине. Вот что писал Джорджо Вазари о «Джоконде»: «Взялся Леонардо выполнять для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его… Так как Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приёму: во время писания портрета он приглашал   музыкантов,   которые   играли   на   лире   и   пели,   и   шутов,   которые   постоянно поддерживали в ней весёлое настроение». Всё это для того, чтобы меланхолия не исказила её черты».      В начале XX века полоумный итальянец похитил из знаменитого Квадратного зала Лувра это сокровище, чтобы вернуть его в Италию и там каждый день одному любоваться им, и эта пропажа была воспринята всем миром как подлинная трагедия для искусства. А какое ликование вызвало затем возвращение «Джоконды» в Лувр!      Глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, которые постоянно наблюдаются у живого   человека…   Нос   со   своими   прекрасными   отверстиями,   розовыми   и   нежными, кажется   живым.   Рот…   представляется   не   сочетанием   различных   красок,   а   настоящей плотью…   Улыбка   столь   приятная,   что,   глядя   на   этот   портрет,   испытываешь   более божественное, чем человеческое , удовольствие… Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной.     Учитель. Не представить себе композиции более простой и ясной, более   завершённой   и   гармоничной.   Сложенные   руки   Моны   Лизы служат   как   бы   пьедесталом   образу,   а   волнующая   пристальность взгляда   заостряется   общим   спокойствием   всей   фигуры. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы средь высоких   скал   перекликаются  с   пальцами   Джоконды   в   их   мерном музыкальном аккорде, и со складками одеяния, и с лёгкой накидкой на   плече   Моны   Лизы.   Всё   живёт   и   трепещет   в   её   фигуре,   она подлинна, как сама жизнь. А улыбка Моны Лизы? Это не радостная улыбка,   зовущая   к   счастью.   Это   та   загадочная   улыбка,   которая сквозит во всём мироощущении Леонардо. Джоконда не кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной. Но, взглянув на неё, мы попадаем под её власть.                    Чтец. Н. Озеров. Улыбка Джоконды.                                                                                                                                                   Ещё не видно лица на портрете.                                                  Ни рук на нём, ни одежды нет                                                  Как воплощается замысел в цвете?                                                  Как возникает женский портрет?                                                  Художник не отрывает взора                                                  От натурщицы, от полотна.                                                  ­ Можете шевелиться, синьора,                                                   Ваша скованность мне вредна. Смуглая женщина в свете зыбком,                                                   Прост и чудесен её наряд.                                                   Неуловима её улыбка,                                                                                                                                                                                                                                          То ли намёк, то ли укор.                   Бежит пробор посерёдке гладко                   И пропадает тропой среди гор.       …Ещё кантилена, ещё два аккорда.        Послеобеденный ровный свет        Музыку слушает Джоконда.        Леонардо пишет портрет.    Необъясним её чистый взгляд.    То ли улыбка, то ли догадка,      3­й экскурсовод. Наше желание познакомиться с шедеврами Леонардо переносит нас в Милан, в трапезную монастыря Санта Мария делле Грацие, где на одной из стен находится знаменитая   фреска   Леонардо   да   Винчи   «Тайная   вечеря»,   написанная   на   сюжет   из Евангелия.  . На экране – слайд с изображением фрески «Тайная вечеря»     Чтец. /читает строки из «Нового завета» Евангелия от Матфея, гл. 26, стихи 17 – 23 или пересказывает близко к тексту/        17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить тебе пасху?        18  Он сказал: пойдите в город к   такому­то и скажите ему: «Учитель говорит: время     моё близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими».     19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.        20  Когда возлёг с   учениками;       21 И когда истинно из   начали каждый   из Господи?     /Пунктуация  3­й   «экскурсовод» /продолжает рассказ о фреске и её судьбе, взятый в книге Л. Любимова «Искусство Западной Европы». – М.: «Просвещение», 1982/.    сказал: они   ели, говорю вам, что один предаст меня. весьма опечалились и говорить Ему,   не   я   ли, них: же настал вечер, Он двенадцатью Евангелия сохранена/.   вас  23  Они Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.          Учитель.  Как вы узнали от наших «экскурсоводов», Леонардо рисовал прекрасных женщин, умел передать тончайшие оттенки чувств на лице человека. Каким же был сам гениальный мастер? Как он выглядел? На экране ­ слайд с изображением «Автопортрета» Леонардо да Винчи     4­й экскурсовод. А сейчас мы перенесёмся с вами в итальянский город Турин. Спустя пять   веков   до   нынешнего   времени   до   нас   дошло   единственное   изображение   великого художника – «Автопортрет». Он хранится в Туринской библиотеке Италии. Художник изобразил себя в образе старца с длинной пышной седой бородой. У него морщинистое лицо, густые брови. Во взоре гения пронизывающая мощь, хотя сами сжатые губы и какое­ то   общее   выражение   лица     выдают   не   то   горечь,   не   то   пресыщенность.   Это   лицо умудрённого   жизненным   опытом   человека.   Можем   ли   мы   сказать,   что   оно   красиво? Почему? /Следуют ответы учащихся/. Вглядитесь в него и навсегда запомните, потому что это лицо великого человека – гения эпохи Ренессанса! Леонардо да Винчи. Автопортрет     Звучит торжественная музыка  /учитель подбирает её сам по своему усмотрению/     Учитель. Мы заканчиваем экскурсию по местам, где хранятся знаменитые на весь мир живописные произведения Леонардо да Винчи. Может быть, когда вы станете взрослыми, вам посчастливится воочию увидеть великие творения великого мастера, о которых шла сегодня   речь,   и   тогда   вы   испытаете   чувство   радостного   узнавания.   А   сейчас   давайте вернёмся к вопросу, который мы записали в качестве эпиграфа нашего урока – экскурсии. Наверное, после знакомства с творениями Леонардо вы сможете дать на него ответ: «…что есть красота и почему её обожествляют люди?» Следуют ответы учащихся      III. Домашнее задание. Учащимся предлагается более полно ответить на вопрос дома. Как вариант задания предлагается выполнить творческую работу по описанию одной из картин   художника,   о   которых   шла   речь   на   уроке,   воспользовавшись   планом   описания произведения искусства.

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"

Урок-экскурсия "Шедевры Леонардо да Винчи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017