Урок открытия новых знаний с использованием цифровых лабораторий "L-микро" и "Архимед" проводится в 11 классе (углубленное изучение химии).
Рассчитан на 2 урока (80 минут). Интеграция с информатикой, математикой, биологией, экологией. Используется групповая форма работы, исследовательский метод, ИКТ, метод проектов, технология обучения в сотрудничестве.
конспект ур ЭД.doc
Урок химии в 11 классе (углубленное изучение» по теме
«Электролитическая диссоциация»
Е.А. Золотавина, учитель химии и биологии муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Методическая записка.
Использование ИКТ на уроках химии позволяет стимулировать познавательную активность школьников и участвовать в освоении новых знаний
через поиск необходимой информации, развитие умений находить несколько способов решения проблемной задачи
На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом
разных предметов компьютер, с помощью которого они решают задачи, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это
возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения
более интересным, разнообразным, интенсивным. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за
короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При
этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный
результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Такие науки как физика, биология и химия не могут изучаться только теоретически, им обязательно нужна практическая деятельность.
Цифровая лаборатория “Архимед” — это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по
физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Важнейшими педагогическими задачами, которые я решаю при выполнении учебного практикума или демонстрационного эксперимента с
использованием лаборатории, являются:
повышение мотивации к обучению;
максимальное использование наглядности в эксперименте;
усиление поддерживающей функции компьютера при проведении эксперимента;
работа учащихся на стыке нескольких учебных дисциплин: физикахимия, химиябиология.
Цифровая лаборатория «Архимед» позволяет проводить эксперимент с высокой точностью и наглядностью, отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц и показаний приборов, а также представляет большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
На изучение темы «Электролитическая диссоциация» при углубленном изучении химии в 11 классе согласно рабочей программе отводится 2 часа.
При проведении уроков используются:
цифровая лаборатория «Архимед» и лаборатория Lмикро (датчик электропроводности),
электронный модуль из базы ФЦИОР «Механизм электролитической диссоциации» http://fcior.edu.ru/card/14097/mehanizmelektroliticheskoy
видеофильмы:
dissociacii.html,
«Электричество в лимонах» https://www.youtube.com/watch?v=n5Gh9XXe6Oo,
«Светящиеся огурцы» https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=k2ytPe96aBE,
«Диссоциация поваренной соли»,
«Диссоциация хлороводорода»;
диск «Химия. 9 класс», «Просвещение»:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
«Механизм электролитической диссоциации» http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af69bd11dbbd130800200c9c08/75677/.
электронный учебник О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11 класс» (углубленный уровень». – М.: Дрофа, 2015.
В целях повышение качества образования, совершенствования научнометодического обеспечения образовательного процесса используются
групповая форма работы, исследовательский метод, которые повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие
задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностноориентированный характер образования,
который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов второго поколения.
Актуальность и оригинальность:
возможность каждому школьнику проявить свои возможности, развитие его познавательной самостоятельности и творчества, умений
анализировать информацию, выбирать главное и обрабатывать ее на компьютере, развитие коммуникативных УУД, чувства ответственности и
причастности к созданию «своего» урока (при этом учитель выступает в роли координатора).
Материалы уроков могут быть использованы на уроках химии, информатики, математики, биологии.
Приемы, методы, формы обучения соответствуют возрастным психологическим и педагогическим особенностям старшеклассников.
В прошлом учебном году урок был проведен в 11б классе (химикобиологическом). Уровень усвоения темы: общая успеваемость – 100%,
качественная 44%.
Урок «Электролитическая диссоциация» (2 урока, 80 минут).
Цель урока: создать условия для выявления обучающимися класса причин электропроводности веществ или её отсутствия, выявить условия
электролитической диссоциации веществ.
Задачи урока:
воспитывающая: воспитание взаимовыручки и взаимодействия через групповую форму работы;
развивающие: развитие познавательного интереса к предмету и навыков самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать
аргументированные выводы, обучающая: формирование понятий об электролитической диссоциации, степени электролитической диссоциации, электролитах и не электролитах,
ионных реакциях, гидролизе солей.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач,
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;
метапредметные: формировать умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение; сотрудничество в команде (планирование, распределение
функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
предметные: давать определение «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», объяснять причины диссоциации водных
растворов солей, кислот и щелочей.
Ожидаемые результаты.
Ученики знают понятия:
на базовом уровне: понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «анионы», «катионы;
на повышенном уровне: понятия «водородный показатель», «произведение растворимости», «константа диссоциации».
Ученики умеют:
на базовом уровне: объяснять причину диссоциации веществ, записывать уравнения реакций в ионном виде;
на повышенном уровне: объяснять влияние температуры на степень электролитической диссоциации, поясняют понятия «константа диссоциации»,
«произведение растворимости», «водородный показатель».
Межпредметные связи: математика, информатика, биология, экология.
электронный модуль из базы ФЦИОР «Механизм электролитической диссоциации» http://fcior.edu.ru/card/14097/mehanizmelektroliticheskoy
Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве, проектная технология.
Информационнолабораторное обеспечение (оборудование и реактивы): цифровая лаборатория «Архимед» и лаборатория Lмикро (датчик
электропроводности и температуры), дистиллированная вода, набор реактивов, модель кристаллической решётки хлорида натрия, таблица «Типы
химических связей», учебник Габриелян О.С. Химия. 11 класс (углубленный уровень), компьютер, мультимедиапроектор.
Ресурсы:
dissociacii.html (дата обращения 27.11.2016),
«Электричество в лимонах» https://www.youtube.com/watch?v=n5Gh9XXe6Oo (дата обращения 27.11.2016),
«Светящиеся огурцы» https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=k2ytPe96aBE (дата обращения 27.11.2016),
«Диссоциация поваренной соли»,
«Диссоциация хлороводорода»;
диск «Химия. 9 класс» «Просвещение»:
видеофильмы: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
«Механизм электролитической диссоциации». http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af69bd11dbbd130800200c9c08/75677/
электронный учебник О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11 класс» (углубленный уровень». – М.: Дрофа, 2015.
Виды учебной деятельности: измеряют величину электропроводности веществ, работают с реактивами, соблюдая технику безопасности,
оформляют отчет о работе; используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, понимают возможность
различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Характер деятельности: частичнопоисковый, с элементами исследования.
Методы и формы обучения: объяснительноиллюстративный с элементами проблемнопоискового изложения; групповая работа.
Технологическая карта урока «Электролитическая диссоциация».
Деятельность учителя
Приветствует.
На прошлом уроке мы
говорили с вами о
металлах.
Какие физические
свойства металлов
обуславливают их
широкое применение в
народном хозяйстве?
Что может служить
источником
электрического тока?
Как вы можете
объяснить данный опыт?
Технологические
этапы урока
Организационный
момент. 1 мин.
Воспроизведение
и коррекция
опорных знаний
темы.
Актуализация
знаний. 7 мин
Деятельность
учащихся
Приветствуют.
Отвечают на вопросы.
Объясняют опыт: в
лимонном соке
содержатся растворы
веществ (аналогично
в огуречном
маринаде). Могут
ввести понятия
«электролит» и
«неэлектролит».
Задания для учащихся, выполнение которого приведет к достижению
запланированных результатов.
Демонстрация фрагментов видеофильмов «Электричество в лимонах»
https://www.youtube.com/watch?v=n5Gh9XXe6Oo и «Светящиеся огурцы»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=k2ytPe96aBE или, используя
датчик электропроводности, определить электропроводность, например,
огуречного сока или маринада. Формулируют тему
урока.
Записывают в
тетрадь.
Какое отношение
имеют данные опыты к
теме урока?
Сформулируйте ее.
В природе многое возможно,
Химических реакций огромное множество,
Но, чтобы разобраться в этих реакциях,
Введём понятие: “Электролитическая диссоциация”.
На доске записаны понятия: электролитическая диссоциация, электролит,
неэлектролит, электрический ток, катионы, анионы, ионы, степень
электролитической диссоциации, температура, вода, растворение, концентрация,
рН, водородный показатель, гидролиз, щелочная, кислая, нейтральная, индикатор,
ионные реакции, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус,
электропроводность, оксиды, кислоты, соли, основания, гидроксидионы, сильные
электролиты, слабые электролиты, константа диссоциации, диссоциация воды,
среда водного раствора электролита, ионное произведение воды, произведение
растворимости, Сванте Аррениус, В.А. Кистяковсий, И.А.
Каблуков, Д.И. Менделеев.
Учащиеся пытаются составить рассказ с использованием данных понятий (по
возможности, использовать все)
Постановка цели и
задач урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся. 12 мин
Организует
индивидуальную и
парную работу, работу
групп, при
необходимости
оказывает помощь.
Вызвало ли выполнение
задания у вас
затруднения?
Сформулируйте тему и
цели урока.
Работают в парах.
Организуется работа
одной группы
«Теоретики» (ребята,
сдающие ЕГЭ),
которая для
составления рассказа
используют
электронный учебник
О.С. Габриеляна
«Химия. 11 класс»
(углубленный
уровень).
Анализируют
результат выполнения
задания. Выявляют
место и причину
затруднения –
недостаточно
сформированы знания
и умения по теме.
Формулируют цель
урока.
Определяют, какие действия, в какой
последовательности и
с помощью чего надо
осуществить.
Физкультминутка
3 мин.
Выполняют
физкультминутку
Организует проведение
физкультминутки.
Первичное
закрепление
Учащиеся из группы
«Теоретики»
Организует группы (по
росту, цвету волос, дате
А теперь все отдохнем
И глаза свои сожмем.
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок.
Крепко глазки мы зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот! 15 мин
Итог урока
2 мин
проверяют
составленные
рассказы, проводят
корректировку
знаний. Анализируют
выполнение задания.
Проводят
самооценку.
Подводят итог работы
на первом уроке
Первичное
закрепление:
б) в измененной
ситуации
(конструктивные)
25 мин.
Объясняют эпиграф,
значение
эксперимента в
химии.
Знакомятся с
инструктивными
карточками. Читают
ее. Выполняют
задание. Проводят
необходимые
измерения. Подводят
итог своей работе.
Оценивают работу
товарищей.
рождения, количеству
пользуемых понятий и
т.п.).
По желанию для работы
на втором уроке
реорганизуют группы.
Напоминает тему урока и
знакомит с эпиграфом.
Как вы его понимаете?
Организуется работа 4
групп.
На каждом столе вы
видите Инструкционную
карту. Внимательно
прочитайте ее, проведите
необходимые измерения,
оформите отчет в
тетради. Сделайте вывод.
Проводит инструктаж по
ТБ.
На столах групп имеется
необходимое: датчики
электропроводности
(лаборатория «Архимед»
и лаборатория L –
микро), нетбуки,
2 урок
«Знания, не проверенные опытом,
Матерью великой достоверности,
Бесплодны и полны ошибок.»
Леонардо да Винчи
В каждой группе выбирают:
организатора работы (руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа
не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов
группы) – из числа группы «Теоретики»;
оратора (докладчика) – рассказывает о результатах работы группы;
протоколиста – записывает идеи и результаты работы, оформляет опорный
конспект;
поисковиков – работают с предложенной информацией.
План действий каждого члена группы
1. Выберите себе одну из предложенных ролей.
2. Перейдите к досье по вашей роли и изучите его.
3. Изучите список информационных ресурсов.
4. Исследуйте информационные ресурсы по своей роли).
6. Оформите отчет в виде опорного конспекта.
Почему одни вещества проводят электрический ток, а другие нет?
Заключение Лаборатория 1.
Задания для групп.
Цель. Выяснить, есть ли разница между дистиллированной, природной,
минеральной и водопроводной водой.
Оборудование. Стакан емкостью 100200 мл, датчик электропроводности.
Выполнение. В стакан налить 50 мл исследуемой воды, погрузить датчик
электропроводности, зарегистрировать полученные данные.
Оформить отчет. Сделать вывод.
Лаборатория 2.
Цель. Выяснить, необходима ли вода для электролитической диссоциации
Реактивы. Уксусная кислота ледяная; вода дистиллированная; фильтровальная
бумага, хлорид натрия, дистиллированная вода.
Оборудование. 2 мерных цилиндра на 25 мл (один — обязательно сухой!), датчик
электропроводности.
Ход работы. Определить электропроводность хлорида натрия, дистиллированной
воды и ледяной уксусной кислоты.
Затем в цилиндр с водой налить 25 мл ледяной уксусной кислоты,
перемешать и погрузить датчик; растворить поваренную соль в воде и измерить
значение электропроводности.
Оформить отчет. Сделать вывод.
регистратор USBLink,
который предназначен
для работы с
программным
обеспечением MultiLab
оборудование.
Организует работу
групп. При
необходимости
оказывает помощь.
Организует защиту
отчетов групп.
Доказать, что некоторые вещества при растворении в воде дают
Лаборатория 3.
Электролиты и неэлектролиты.
Цель.
электропроводные растворы, а некоторые — неэлектропроводные.
Реактивы. Поваренная соль NaCl (100200 мг), сахар C12H22O11(столько же),
дистиллированная вода; фильтровальная бумага.
Оборудование. Стаканчики на 50100 мл —2 шт., датчик электропроводности.
Ход работы.
1. В стакан налить дистиллированную воду и погрузить датчик
электропроводности. Отметить электропроводность дистиллированной воды.
После чего в воду высыпать поваренную соль и перемешать датчиком до тех
пор, пока соль не растворится. Отметить электропроводность раствора.
2.
3. В другой стакан налить дистиллированную воду, засыпать в воду сахар и перемешать его датчиком по полные растворения.
электропроводность раствора.
Отметить
4. Аналогичным образом проверить электропроводность растворов серной,
соляной, кислот, гидроксидов натрия и калия, нитрата и сульфата натрия;
этилового спирта, гидроксида меди (II), сульфата бария.
Оформить отчет. Сделать вывод.
Поваренная соль NaCl; уксусная кислота ледяная; вода
Лаборатория 4.
Зависимость электропроводности сильного и слабого электролита от
концентрации
Цель. Проверить, отличаются ли сильные и слабые электролиты по величине
электропроводности их растворов различной концентрации.
Реактивы.
дистиллированная; фильтровальная бумага.
Оборудование. Мерные цилиндры или мерные колбы на 50 мл — 2 шт, датчик
электропроводности, весы ВЛЭ250, два стаканчика для взвешивания, два
химических стакана на 150200 мл, два шприца на 13 мл; палочка стеклянная —2
шт.
Ход работы.
1. Рассчитать, какова должна быть навеска NaCl и CH3COOH, чтобы получить 50
мл раствора с концентрацией вещества 0,5 моль/л. Перенести в мерные цилиндры,
после чего объем раствора в цилиндре довести до 50 мл.
2. В стакан налить 100 мл дистиллированной воды и погрузить датчик
электропроводности. Отметить изменение электропроводности.
Постепенном добавить по 0,1 мл раствора хлорида натрия (до 1 мл),
зафиксировать результаты.
3. Аналогичным образом повторить опыт с уксусной кислотой.
Оформить отчет. Сделать вывод.
Отчеты групп.
.
Лаборатория 1
Электропроводность дистиллированной воды равна 0,006 мСм/см,
водопроводной – от 0, 29 до 0, 59 мСм/см (в зависимости от разных источников).
Вывод. В водопроводной, природной и минеральной воде всегда присутствуют
растворенные соли, большинство из которых являются электролитами, а в
а дистиллированной содержание солей минимальное,
поэтому ее
электропроводность близка нулю. Водопроводная вода может содержать
значительное количество растворенных солей, от концентрации которых и зависит
значение электропроводности.
Электропроводность водопроводной воды
Лаборатория 2.
Электропроводность хлорида натрия равна нулю. При растворении
поваренной соли в воде значение электропроводности увеличивается до 10.
Электропроводность дистиллированной воды и ледяной уксусной кислоты
оказалась соответственно равными 0,1 и 0,2 мСм/см. При смешивании воды и
ледяной уксусной кислоты электропроводность возрастает и, чем больше воды
добавляем, тем электропроводность раствора увеличивается. Результаты
представлены на графике.
С (мСм/см) V(мл) CH3COOH
Вывод.
Сами по себе вода и уксусная кислота диссоциируют крайне
незначительно. Однако если смешать воду с уксусной кислотой, полярные
молекулы воды окружают своими атомами кислорода (на которых находится
частично отрицательный заряд) атом водорода уксусной кислоты, связанный с
кислородом (как наиболее «обделенный» электронами). В результате
положительный заряд на атоме водорода стабилизируется, связь OH
поляризуется вплоть до отрыва нона Н+, который уходит в раствор, окруженный
молекулами воды — гидратной оболочкой;
CH3COOH + H2O
→ CH3COO + H3O+.
Таким образом, молекулы воды усиливают диссоциацию уксусной кислоты.
.
Лаборатория 3
Электропроводность исследуемых раствора хлорида натрия практически
максимальна, а раствора сахара и этилового спирта электропроводность
практически не изменяется. При увеличении концентрации сахара
электропроводность все равно не изменяется.
Поваренная соль, растворяясь в воде, распадается на ионы
Вывод.
↔ Na+ + Cl, сахар и этиловый спирт таким свойством не
(диссоциирует): NaCl
обладает. Что связано с разным видом химической связи в веществах: хлорид
натрия – ионная связь, сахар и этиловый спирт – ковалентная слабо полярная
связь).
Электропроводность соляной и серной кислот, растворов гидроксидов
натрия и калия, нитрата и сульфата натрия равно 10 мСм/см, а, возможно и
больше, (предел измерения датчика 10 С (мСм/см). Для этих веществ характерна
сильнополярная ковалентная и ионная связь, поэтому в растворах они полностью
диссоциируют на ионы. Гидроксид меди (II) и сульфат бария нерастворимы в воде,
являются слабыми электролитами, поэтому электропроводность близка к 0.
Лаборатория 4.
Рассчитали, что необходимо взять навеску 1,45 г NaCl и 1,5 г СН3COOH.
Взвесили вещества и перенесли их в мерные цилиндры, после чего объем раствора
довели до 50 мл.
2. Отмечаем, что при постепенном добавлении 0,1 мл раствора хлорида натрия (до 1 мл) электропроводность линейно возрастает. Результаты представлены на
графике.
С(мСм/см)
1.0
0.8
0.6
0.4
0.2
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
V(мл) NaCl
3. Аналогичным образом повторяю опыт с уксусной кислотой. Отмечаем, что
при увеличении концентрации уксусной кислоты электропроводность раствора
возрастает незначительно. Результаты приведены на графике.
C (мС м/см)
V(мл) CH3COOH После ответа групп
отвечают на
проблемный вопрос:
Почему одни
вещества проводят
электрический ток, а
другие нет?
Творческое
применение и
Выполняют
творческие заданий
Корректирует ответ. При
ответе на вопрос
организует просмотр
видеофильмов
«Диссоциация
поваренной соли» и
«Диссоциация
хлороводорода» (или
ЭОР «Механизм
электролитической
диссоциации»
http://fcior.edu.ru/card/140
97/mehanizm
elektroliticheskoy
dissociacii.html) или
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов:
«Механизм
электролитической
диссоциации».
http://school
collection.edu.ru/catalog/r
ubr/d05469af69bd11db
bd13
0800200c9c08/75677/
Организует выполнение
заданий.
1. 26 июля 1885 г. Французский химик Анри Муассан впервые получил
газообразный фтор, пропуская электрический ток через жидкий добывание знаний
в новой ситуации
(проблемные
задания) 5 мин
(по уровням
сложности).
Знакомят товарищей
с результатом
работы.
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению. 3 мин
Записывают
домашнее задание,
выбирают уровень и
одно задание из
предложенных
Знакомит с домашним
заданием.
фтороводород, содержащий примесь фторида натрия. При демонстрации
этого опыта на заседании Академии наук его ассистенты использовали
фтороводород, тщательно очищенный от всех примесей, и опыт
провалился: жидкий фтороводород не проводил электрический ток. Как вы
можете объяснить несоответствие опытов?
2. Заведомо ложное умозаключение, построенное на неправильных
положениях, называют софизмом. Попробуйте опровергнуть предложенные
софизмы.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы –
электролиты.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся
под напряжением,
можно получить смертельный удар током.
Следовательно, любая вода, в том числе и дистиллированная, проводит
электрический ток.
3. Если близко друг к другу поднести два электрода и подать на них
высокое напряжение, между электродами вспыхнет вольтова дуга.
Следовательно, все газы, образующие воздух, проводят электрический ток.
Уровень А.
1. Составить опорный конспект по теме «Электролитическая диссоциация» с
учетом проведенных исследований.
2. Выполнить упражнения в электронном учебнике с. 158159 № 1,2.
Уровень В.
1. Составить опорный конспект по теме «Электролитическая диссоциация» с
учетом проведенных исследований.
2. Выполнить упражнения в электронном учебнике с. 158159 № 2, 4, 5.
Уровень С.
1. Составить опорный конспект по теме «Электролитическая диссоциация» с
учетом проведенных исследований.
2. Выполнить упражнения в электронном учебнике с. 158159 № 4, 5, 8.
Творческое задание (по желанию). Используя информационные ресурсы
Интернета, подготовьте материал и его презентацию на темы:
«Применение электролитов в быту и хозяйственной деятельности человека»,
«Электролиты в живых организмах»,
«Значение рН биологических жидкостей. Почему оно должно быть постоянным?»,
«Электричество в овощах и фруктах» (исследовательский проект). Рефлексия.
Подводят итоги
работы (анализируют,
выполнили цель и
задачи урока).
может
Чему мы научились на
этом уроке?
Где
это
пригодиться?
Подвести учащихся к
выводу, что проследили
взаимосвязь
«строение свойства
веществ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.