Тема
урока:
Методы научного
познания природы.
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных
инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
Развивающие:
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
между организмами и окружающей природой; развивать умения сравнивать,
обосновывать свою точку зрения; развивать в детях способность к
логическому мышлению;
формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;
развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные:
воспитывать умения работать в группах; прививать практические навыки
коммуникативного общения; научить применять теоретические знания на
практике;
совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до
конечного результата; содействовать формированию представления о
причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию
учащихся; познакомить учащихся с методами изучения природы, их
использование в практической деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы: частично-поисковый, индивидуальная
работа, групповая работа, практическая работа.
Оборудование: измерительная лента, спиртовой термометр, микроскопы,
весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, магнит, пипетка,
раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка,
поваренная соль.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности
учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.
Раскрытие общей цели урока.
2. Организация групповой работы учащихся
а) разминка (сбор яблок в саду)
б) деление класса на группы (4 группы по 5-6 учеников)
3. Изучение нового материала урока.
А) Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения
природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и
умение.
Вопрос:
Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами,
неживыми телами природы, явлениями природы.
Выполняется
практическая работа по группам.
Задание
1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих
наблюдениях.
Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи
кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых.
Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 4-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение
инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.
Выводы под руководством учителя. Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как
одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в
практической деятельности человека.
Б)
Эксперимент как способ изучения природы, при котором в
лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в
практической деятельности человека.
Выполняется практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он
притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок
в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой
- кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего
эксперимента.
Задание 4-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните
раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего
эксперимента.
Выводы под руководством учителя. Беседа, в ходе
которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как
методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и
инструментах, с помощью которых проводится измерение.
В) Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек,
определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.
Вопрос:
- Какие измерения проводятся при изучении природы?
- Какие измерительные приборы вам известны?
Ответы учащихся.
Выполняется практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный
цилиндр.
Задание 2-й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной
ленты.
Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового
термометра.
Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью
весов.
Выводы под руководством учителя.
4.
Закрепление полученных знаний на уроке.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
5. Подведение итогов урока.
Выставление отметок за урок.
Запись домашнего задания в дневниках. Стр 11
|