Шопен – величайший пианист и композитор, родившийся в Варшаве и покоривший Париж своими великолепными сочинениями – мазурками, полонезами, фортепианными концертами и этюдами, искрящимися виртуозным блеском...
Колоссальное влияние на Фредерика Шопенаоказала его любимая Польша. Именно в родной стране он черпал силы и вдохновение, выражая в музыке голос своих соотечественников.
Несмотря на то, что большую часть сознательной жизни Шопен провёл в Париже, любовь к музыке зародилась в юноше на его родной земле. В его произведениях неизменно слышится танцевальные ритмы мазурки, разнообразные интонации фольклорной музыки.
Фредерик Шопен. Повороты судьбы…
Шопен – величайший пианист и композитор,
родившийся в Варшаве и покоривший Париж
своими великолепными сочинениями –
мазурками, полонезами, фортепианными
концертами и этюдами, искрящимися
виртуозным блеском...
Колоссальное влияние на Фредерика
Шопенаоказала его любимая Польша. Именно в
родной стране он черпал силы и вдохновение,
выражая в музыке голос своих соотечественников.
Несмотря на то, что большую часть сознательной
жизни Шопен провёл в Париже, любовь к музыке
зародилась в юноше на его родной земле. В его
произведениях неизменно слышится танцевальные
ритмы мазурки, разнообразные интонациифольклорной музыки. В балладах и полонезах
композитор рассказывает о своей стране, о
красотах ее пейзажей и ее трагическом прошлом.
Шопен был известен как блестящий пианист
виртуоз, он имел грандиозный успех в Вене и
Париже, однако нигде не забывал о любимой
Варшаве. Драматические, а нередко и трагические
образы, которыми проникнуты его произведения,
были неизменно связаны и с его личной непростой
судьбой, и с теми событиями, которые переживала
Польша.
Связь с Родиной
Судьба распорядилась так, что отец Шопена –
француз по национальности – когдато
перебрался в Польшу и обосновался там, а сам
композитор почти всю свою жизнь провёл в
Париже.Когда в 1735 году бывший король Польши
Станислав I стал герцогом Лотарингии, часть
поляков последовала за ним на эту землю. Николя
Шопен родился в 1771 году в деревне Маранвилль,
принадлежавшей польскому дворянину,
последовавшему за своим королём. Николя
прекрасно владел польским языком и, когда ему
исполнилось шестнадцать лет, приехал в Варшаву.
Обретя новую родину, во Францию он больше не
возвращался.Николя Шопен, отец
Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти
А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я.
Замойским (1959 г.)Новый дом
Николя понравилась особая атмосфера и дух
польской столицы. Используя свой природный
талант, он сумел устроиться на табачную фабрику.
Французская революция была в самом разгаре,
однако молодой человек предпочитал воинскойслужбе стабильную работу. Тем не менее, в 1794
году он принял участие в национально
освободительном движении Тадеуша Костюшко за
независимость Польши. После поражения армии
Костюшко Николя даже думал о том, чтобы
вернуться во Францию, но ему помешала болезнь.
Между тем, знание языков помогало зарабатывать
на жизнь, и, несмотря на вторичную попытку
уехать на Родину, возвращения так и произошло.
Николя смирился с ситуацией и постепенно
разорвал связи с Францией.
СемьяЮстына Шопен, мать
Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти
А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я.
Замойским (1959 г.)В 1802 году Николя Шопен
был приглашён в качестве воспитателя к детям
графа Скарбека и в его имении познакомился с
Юстыной Кжижановской. Они поженились в 1806
году.В браке у них родилось четверо детей. Фредерик
Шопен – был вторым по старшинству ребёнком.
Интеллигентность и чуткость родителей
благотворно сказывались на развитии одарённого
малыша. Своей матери Фредерик обязан первыми
музыкальными впечатлениями, привитой с детских
лет любовью к народным мелодиям.
Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл
на скрипке и флейте, а мама немного играла на
фортепиано и пела. Сначала родители подумали,
что мальчик не любит музыку, потому что, когда
мама начинала играть, ребёнок начинал
волноваться и плакать. Но оказалось, что причина
этого влечение к музыке. К пяти годам он уже
умел неплохо играть на фортепиано.
Серьёзно учить его стал известнейший польский
музыкант той поры Войцех Живный. В семь летсостоялся первый концерт мальчика, имевший
большой успех. Тогда же было издано первое
композиторское произведение Шопена
фортепианный Полонез. По этому поводу
варшавская газета писала, что сын профессора
французского языка – «подлинный гений».
Успехи мальчика были так велики, что когда ему
исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним
заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет
дать своему выдающемуся ученику. Больше
учителей фортепианной игры у Шопена не было.
Всё чего он достиг – результат самостоятельного
труда внутреннего развития и роста.
Рассказывают, что... ...когда Ф. Шопен, будучи
ещё ребёнком, должен был впервые участвовать в
публичном концерте, его долго и тщательноодевали, давали советы, как себя вести, чтобы не
нарушить торжественной обстановки. После
концерта, когда мальчика стали расспрашивать,
что больше всего поправилось публике, он с
гордостью ответил: «Мой белый воротничок!»
Отец Шопена, ставший преподавателем
французского языка в лицее, стремился дать
ребёнку классическое образование – латынь,
греческий, математика и только потом музыка. В
13 лет Шопен поступил в Варшавский лицей.
Польша к тому времени была поделена между
Россией, Пруссией и Австрией.Фредерик Шопен в юном
возрастеЛетнее увлечение
Шопен был общительным мальчиком и легко
находил новых друзей, даже среди молодых
аристократов, которые учились у его отца. Жарким
летом 1824 года Шопен с сестрой Эмилией
проводили каникулы у друзей в Шафарне. Там они
и составили рукописный журнал под названием
«Курьер шафарнский», где и отразилось увлечениеШопена народной музыкой и крестьянскими
танцами (вдохновлённый лёгкими мелодиями, он
сам научился танцевать мазурку). Некоторые
заметки впоследствии стали фортепианными
миниатюрами.
В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую
консерваторию. В 1828 году он посетил Берлин
вместе с другом отца – профессором,
отправлявшимся туда на конгресс. В этом городе
Шопен получил незабываемые впечатления,
посещая музеи, театры и встречаясь с известными
людьми своего времени.
Время перемен
В 1829 году в Варшаве состоялась коронация
русского императора Николая I, который былобъявлен польским королём. Это событие не могло
не привести к гражданским волнениям.
К слову, Шопена в данный момент занимало
совсем иное: Варшаву посетил легендарный
скрипачвиртуоз – Паганини. Отец считал, что для
полного расцвета таланта Шопену необходимо
поехать за границу, и в 1830 году молодой человек
прибыл в Вену. Он дал здесь два концерта, в
которых выступил и как автор. Оба концерта
прошли с огромным успехом. Венские
музыкальные критики писали о нем как о гении.
Вырученных денег могло хватить на некоторое
время проживания за границей.
Можно было отправляться в путешествие, но
Шопен откладывал поездку со дня на день.
Политическая обстановка в Польше обостряласьвсе больше: польские патриоты готовили восстание
против русского царизма.
Наконец, день отъезда был назначен.
Вдали от родины
2 ноября 1830 года Шопен выехал в Париж.
Накануне друзья устроили прощальный вечер и
вручили ему серебряный кубок с польской землёй.
Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся
пророческими: «Я убеждён, что покидаю Варшаву
и никогда в неё больше не вернусь, и что я говорю
вечное «прощай» моей родине». Словам этим
суждено было сбыться.
Спустя две недели после его отъезда в Варшаве
началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел
уехать домой. Но друзья убедили его, что он
должен служить родине своим искусством,которое при сложившейся в Польше обстановке
было бы обречено на гибель. Ему оставалось
только тревожиться за участь своих родных, за
исход восстания издали.
Фредерик Шопен. Портрет
неизвестного художника (1831 г.)Попытка поляков
добиться победы не увенчалась успехом. Польша
стала частью Российской империи, на неё дажераспространялись действовавшие по всей России
монетная система, системы мер и весов. Только в
1918 году Польша восстановила свою
независимость.
Успех в Париже
Поражение восстания навсегда отрезало Шопену
путь на родину. Осенью 1831 года, будучи 21
летним, он приехал в Париж, где оставался до
конца своей жизни.
Именно здесь он завоевал репутацию
замечательного пианиста и композитора. В салонах
французской и польской аристократии слава
Шопена росла чрезвычайно быстро, знатные
вельможи с удовольствием слушали его игру и
становились преданными поклонниками
композитора. Великолепные миниатюры Шопена –вальсы, мазурки, ноктюрны и этюды как нельзя
лучше подходили для исполнения в таких тесных
кружках, поскольку сам Шопен не любил играть
для большой аудитории.
Прослушав одно из произведений Шопена
Вариации на тему из оперы Моцарта «ДонЖуан»,
немецкий композитор Р. Шуман писал: «Шапки
долой, господа, перед вами гений!»
Поворот судьбы. 1838 годЖорж Санд (Амандина Аврора
Люсиль Дюпен), французская писательницаВ
Париже Шопен встретил главную любовь своей
жизни – писательницу Аврору Дюдеван, известную
под псевдонимом Жорж Санд.
Его первоначальная настороженность и
предубеждение постепенно переросли в страсть.
Мужское имя в качестве псевдонима, мужские
наряды, сигары, свободные взгляды писательницышокировали многих. К тому же она была на шесть
лет старше композитора и в разводе с мужем.
Однако её смелость увлекала Шопена.
Это была талантливая писательница,
художественно одарённая натура, обладавшая и
музыкальными способностями. Она сыграла
большую роль в жизни Шопена. Их роман длился
девять лет.
Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал
одним из интереснейших салонов. Здесь можно
было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне,
представителей польской аристократии.
В ноябре 1838 года Шопен и Жорж Санд уехали на
Майорку в надежде, что тёплый климат окажет
благотворное влияние на здоровье композитора.
Конец романаЗима, проведённая на Майорке в заброшенном
монастыре в Вальдемоссе, стала испытанием для
их чувств. Болезнь в сочетании с тревогой о судьбе
Польши чуть не убила Шопена, поэтому в 1839
году было принято решение вернуться во Францию.
Летом Шопен и Санд жили в ее поместье в Ноане,
а остальное время проводили в Париже. Девять лет
Жорж Санд самоотверженно ухаживала за
Шопеном, но обязанности сиделки не
способствовали поддержанию пылких чувств. Их
отношения были бурными и завершились отнюдь не
счастливой развязкой, которую ускорила ссора
композитора с сыном писательницы Морисом. Их
последняя встреча состоялась в начале марта 1848
года. Шопен всегда носил с собой локон ее волос,
который хранился в записной книжке композитора,и он каждый раз перекладывал его из старой
книжки в новую.Эпитафия. Замурованное
сердце Фредерика Шопена. Костёл Святого
Креста, Варшава, ПольшаПоследние годы жизниОднако жизнь композитора все больше омрачала
тоска по родине. Разрыв с Жорж Санд подорвал
его здоровье. Болезнь лёгких, которой он страдал с
юности, обострилась. Последние годы стали
самыми мрачными в его жизни. Средства его
иссякли. Не только потребность в деньгах, но и
безразличие к своей судьбе побудили его
совершить поездку в Лондон, Шотландию.
В конце ноября 1848 года по совету врачей
смертельно больным он вернулся в Париж. Была
вызвана сестра Шопена Людовика. Ей он завещал
свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не
разрешат перевезти моё тело в Варшаву, отвезите
туда, по крайней мере, моё сердце».
В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало.
Весь музыкальный мир был ошеломлён его
смертью. В Париже прошли его торжественныепохороны, где известнейшие артисты того времени
исполнили Реквием Моцарта. В могилу Шопена
высыпали горсть польской земли из кубка, который
подарили ему друзья при прощании с родиной.
Любовью к Польше пропитан каждый такт музыки
Шопена. Разлучённый на всю жизнь с родиной, он
оставался всегда польским композитором. Вот,
почему как самую дорогую реликвию хранит
сейчас Польша сердце Шопена, которое до
последнего своего удара билось для родной
страны.
Сердце Шопена привезли из Парижа в Варшаву, в
костёл Святого Креста, и оно бережно хранилось
там долгое время. Когда фашисты оккупировали
Польшу, польские патриоты тайно вынесли из
костёла драгоценный сосуд, хранивший эту
реликвию, и спрятали его.Наступил 1945 год. Польша стала свободной. И
снова, в торжественном благоговейном молчании
стояли вокруг старинного костёла граждане
Польши. Сердце их любимого композитора было
возвращено обратно в костёл и замуровано в одной
из его колонн, где бережно хранится и сегодня.
Музыка, которую Шопен писал, замечательные
торжественные полонезы, быстрые, оживлённые
мазурки и мечтательные баллады, была
проникнута польским духом. Она вдохновляла
поляков в борьбе за независимость против России,
Пруссии и Австрии. В своих вальсах и
романтических ноктюрнах Шопен мог заставить
рояль заговорить и даже запеть.
Не случайно сегодня каждые пять лет в Варшаве
проводится международный конкурс памяти
великого композитора. На нём соревнуютсямолодые исполнители музыки Шопена. Победа
считается признанием виртуозной техники
исполнителя.
Международный пианистический конкурс им.
Фридерика Шопена самый старый и один из
самых авторитетных пианистических конкурсов.
Существует с 1927 года и проводится каждые 5
лет. Причиной единственного перерыва была
Вторая мировая война. Ближайший конкурс
состоится в октябре 2015 года.
Звуки музыки
Вальсы
Вальс является прямым наследником лендлера
(слово «лендлер» переводится как «деревенскийтанец»), австрийского народного танца.
Вдохновенные вальсы Шопена, разумеется, мало
напоминают слушателю о деревенском грубоватом
веселье. Они нежны, гармоничны, легки.
Вена всегда была «танцующей столицей», и вальс –
лёгкий и романтичный – в то время пользовался
огромной популярностью. Шопен написал
множество вальсов – сверкающих и искрящихся
жизнью. Руки пианиста порхают по клавиатуре,
исполняя виртуозные дивные секвенции, к которым
музыка возвращается вновь и вновь. Перед
современным слушателем тотчас же возникают
романтические образы элегантных вальсирующих
пар.
В вальсах соч. 64, изданных в 1846 году, Шопен
отказывается от звукового блеска и до мельчайших
подробностей продуманной структуры салонныхвальсов. Здесь он возвращается к простой форме,
выдержанной в размере 3/4.
Вальс ребемоль мажор соч. 64 № 1 построен на
повторяющемся спиралеобразном движении
дробных звуков. Возможно, таким образом, Шопен
пытался имитировать любимую игру собачки
Жорж Санд погоню за собственным хвостом.
Потому его и называют «Собачьим вальсом». Есть
у него и другое название «Вальс – минутка».
Пианистывиртуозы всего мира стремятся
исполнить его именно за одну минуту (а то и
быстрее).
В Вальсе додиез минор соч. 64 № 2 спокойное
грациозное начало сменяет лиричная средняя
часть, очень близкая по настроению к ноктюрну.
Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся
и весёлые вальсы Шопена.Вальсы Шопена не были на самом деле
предназначены для танцев – они описывались,
скорее, как «танцы для души, а не для тела». Эти
произведения являются наиболее характерными
произведениями Шопена и остаются самыми
исполняемыми его творениями. Это «яркие
драгоценные камни в высочайших салонах того
времени».
Ноктюрн лябемоль мажор, соч. 9 № 2
Впервые слово «ноктюрн» как название для
небольшого фортепианного произведения
использовал итальянец Феличе Бланджини. Для
Шопена же источником вдохновения послужили
сочинения ирландского композитора ДжонаФильда, которого он называл «Отцом всех
современных ноктюрнов».
О ноктюрне соч. 9 № 2 известно, что его начало
Шопен написал на листе письма к Марии
Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн
всегда очень нравился публике. Его сонное
течение, спокойные аккорды в партии левой руки,
полная лиризма, неги и романтической
чувственности мелодия завораживают,
околдовывают сердце. Композитор и сам любил
это произведение и часто исполнял его на
концертах или просто играл ученикам, каждый раз
находя удовольствие в том, чтобы менять
орнаментику.
Берсез (Berceus) «Колыбельная» ре
бемоль мажор, соч. 57.Шопен написал колыбельную ребемоль мажор соч.
57 в 1844 году. Опубликованная в мае 1845 года,
она сразу же приобрела необыкновенную
популярность.
На слух колыбельная, кажется, чрезвычайно
простой (и в этой кажущейся простоте
заключается главная ее прелесть), но к
исполнителю это произведение предъявляет
высочайшие требования. Убаюкивая дитя, мать
поёт колыбельную песню, состоящую из повторов
очень короткой и спокойной мелодии.
Berceuse – прекрасный пример более позднего
стиля Шопена. Это определённо мечтательная
музыка, с неизменно повторяющимся
аккомпанементом левой руки, создающим
ощущение покачивания, в то время как правая рука
выводит простую мелодию с рядом вариаций пока,наконец, колыбельная не завершается полным
умиротворением и спокойствием.
Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12.
В этюдах Шопен предстаёт перед нами великим
новатором. Новым прочтением этого жанра
композитор открыл в фортепианной музыке
целый мир, до того неизвестный...
«Если Вам посчастливится услышать, как
исполняет этюды сам автор, только тогда Вы
сможете их понять. Ищите в них настоящий смысл,
открывайте идею, неповторимую, но глубоко
скрытую. Этот юноша, едва успев взойти на
музыкальном горизонте, уже достиг уровня
великих мастеров, а всем известно, как их
немного». Столь восторженный отзыв, написанный
в ноябре 1833 года критиком парижской газеты«Le Pianiste», объясняет то восхищение, с которым
были приняты сочинённые Шопеном в 18291832
годах двенадцать этюдов соч. 10. Наследник
«божественного Паганини», очаровывавшего
европейских слушателей своей сверхъестественной
игрой, Шопен создал цикл настоящих шедевров.
Негласным прототипом шопеновских этюдов стали
знаменитые каприсы Паганини, до сих пор
считающиеся «лакмусовой бумагой» мастерства
скрипачей. Каприсы Паганини и этюды Шопена и
сегодня часто звучат в концертах, продолжая
пленять слушателя виртуозной стихией,
страстностью, беспредельной фантазией в
раскрытии инструментальных возможностей
скрипки и рояля.
В 1831 году Шопен узнаёт о провале польского
восстания и падении Варшавы. Есть мнение, чтопод впечатлением от этих известий он создал Этюд
до минор, часто называемый «Революционным».
Мощные низвергающиеся волны пассажей
открывают произведение. Восходящий мотив,
сопровождающий непрерывными раскатами бури,
пронизывает весь этюд. В финале чувствуется
умиротворение, словно шторм стихает, но вдруг,
как резкий порыв ветра, стремительный пассаж
несёт нас к мощным финальным аккордам.
Вопросы:
1. Назовите годы жизни Шопена.
2. Кто был учителем Шопена в Варшаве?
3. Перечислите произведения Шопена,
написанные в Варшаве.
4. Когда Шопен покинул родину?5.
В каком городе прошли последние годы жизни
композитора?
6. Перечислите имена людей, окружавших
Шопена в Париже.
7. Какая область музыкального искусства была
особенно близка Шопену?Чайковский. Слава и гордость земли русской
«Я желал бы всеми силами души, чтобы
музыка моя распространялась, чтобы
увеличивалось число людей, любящих ее,
находящих в ней утешение и опору», писал
Пётр Ильич Чайковский...
Музыку Чайковского знают все. Во всем мире
восхищаются его операми и симфоническими
произведениями. Его справедливо относят к числу
величайших композиторов мира, а в Москвекаждые два года проводится Международный
конкурс, который носит его имя.
Чайковский родился в небольшом городке
Воткинске, где его отец служил инженером на
заводе. По вечерам в доме собирались его
сослуживцы, страстные любители музыки. Отец
играл на флейте, мать пела. Маленький Пётр уже с
пяти лет любил «фантазировать» на рояле.
Впоследствии он говорил, что сочинять стал с тех
пор, как узнал музыку. Звуки музыки преследовали
его повсюду, он их слышал, даже когда было тихо.
Из его детских историй известно, как однажды
вечером гувернантка Фанни Дюрбах застала
мальчика в слезах. «О, эта музыка!.. Избавьте меня
от неё! Она у меня здесь, здесь, рыдал он,
указывая на голову, она не даёт мне покоя».Однако после окончания гимназии Чайковский
поступил в училище правоведения и, получив
диплом, стал работать в Министерстве юстиции.
Но правоведа из него не получилось.
Незадолго до окончания училища Чайковский
перенёс тяжёлый удар, оставивший неизгладимый
след в его душе, — от холеры умерла горячо
любимая мать. Эта потеря наложила отпечаток на
все его последующие отношения с женщинами —
он все время искал ту, которая могла бы хоть
отчасти заменить ее.Антон Рубинштейн. Портрет
кисти Ильи Репина (1887 г.) В 1861 году
Чайковский путешествует по Европе. Именно там
у него созрело желание серьёзно заниматься
музыкой. Сразу же по возвращении в Петербург он
становится студентом Консерватории по классу
композиции. Его наставник — знаменитый Антон
Рубинштейн.За три года он окончил весь курс с большой
серебряной медалью, а в 1866 году по
приглашению Николая Рубинштейна, переехал в
Москву, где получил место профессора классов
свободного сочинения, гармонии, теории и
инструментовки в только что основанной
консерватории.
Уже к этому времени появилось несколько его
произведений, которые принесли ему известность.
Музыкальные критики отмечали необыкновенный
талант их автора. После первого исполнения
кантаты на оду Ф. Шиллера «К радости» в 1866
году известный петербургский музыкант и критик
Г. А. Ларош писал Чайковскому: «Вы самый
большой музыкальный талант современной
России».В том же году Чайковский начинает писать свою
Первую симфонию «Зимние грёзы». Премьера ее
состоялась в 1868 году. Успех превзошёл все
ожидания. Кстати, Первую симфонию больше
всего любил и сам Чайковский, считая это своё
произведение ещё незрелым, но гораздо
содержательнее и лучше других, более зрелых. Он
показал себя гениальным последователем Глинки,
развивая заложенные им традиции национального
музыкального стиля и русского симфонизма.
1868 год принёс Чайковскому радость творчества
и горечь разочарования. В этот год Пётр Ильич
впервые услышал известную итальянскую певицу
Дезире Арто, которая приехала в Москву на
итальянский сезон и пела в опере Россини
«Отелло». Она полностью завладела его мыслями.
Он посвящает ей свои новые произведения, вчастности Романс для фортепиано. Чайковский
делает Арто предложение руки и сердца, и она его
принимает. Однако друзья композитора были
категорически против этого брака, опасаясь, что
Пётр Ильич перестанет заниматься музыкой,
сопровождая жену во время гастролей. О том, что
эта избалованная вниманием знаменитая певица
останется в России, не могло быть и речи.
Неизвестно, что стало причиной неожиданного
решения Дезире Арто, но она расторгла помолвку
и вышла замуж за испанского певца М. Падильюи
Рамоса. Это известие потрясло Чайковского, и он
ещё больше погрузился в работу.
В 1869 году он создаёт увертюруфантазию «Ромео
и Джульетта». Несмотря на то, что сам композитор
был доволен своим произведением, считая его
лучшим из созданного им до сих пор, послепервого же успешного исполнения он всетаки
решил переработать его. Это, кстати, являлось
характерным для его творчества. Он по несколько
раз перерабатывал многие свои произведения,
доводя их до совершенства. Это относится и к
«Зимним грёзам», и к опере «Кузнец Вакула», в
позднейшей редакции названной «Черевички», и ко
всем остальным ранним и поздним произведениям.
Исследователи творчества композитора отмечают,
что произведения Чайковского 70х годов, в
частности «Ромео и Джульетта», а также
симфоническая фантазия «Буря» (по Шекспиру) и
«Франческа да Римини» (по «Божественной
комедии» Данте) наметили ту трагическую линию,
которая выявилась особенно ярко в последние
годы его жизни.Весной 1875 года Чайковский начинает работу над
балетом «Лебединое озеро», премьера которого
состоялась в Большом театре 20 февраля 1877
года. Начиная с «Лебединого озера», Чайковский и
в других своих балетах – «Спящая красавица»,
«Щелкунчик» будет развивать фантастическую
тему. «Лебединое озеро» критики назвали
«симфонией в балете», так как музыка в нем не
просто дополняла танцы, а развивалась в
соответствии со своей особой драматургией.Обложка первого издания
альбома «Времена года» Как обычно, не успев
закончить одно произведение, Чайковский
принялся за другое. Одновременно с работой над
балетом он начинает писать цикл пьес для
фортепиано «Времена года». Это сочинение
повествует о жизни и смерти о скорби,
страданиях, неизбежности утрат и непреходящемтечении времени. Но в нем всетаки звучит и
жизнеутверждающее начало. Эти мотивы в
творчестве Чайковского возникают не случайно.
Они характерны и для его более поздних
произведений.
Работа в консерватории начинает тяготить его,
прежде всего тем, что отбирает «самое
драгоценное в жизни» время для собственного
творчества. Хотя композитор всегда был готов
оказать любую помощь и поддержку молодым
талантам, для себя он хотел свободы, чтобы безо
всяких помех отдаваться творчеству. За эти годы
создано немало талантливых произведений, но
работать урывками ему надоело. Надо было
уходить из консерватории, но в таком случае он
оставался без средств к существованию.
Чайковский не может найти выход из создавшейсяситуации и все больше испытывает чувство
неудовлетворённости. Он пишет друзьям: «Мне
кажется, что я ... начинаю повторять себя ...
Неужели моя песенка спета и дальше я не
пойду?..» Если раньше критические рецензии мало
его задевали, то теперь он болезненно
воспринимает любые критические замечания.
Пытаясь преодолеть душевный кризис, Чайковский
решает изменить свою жизнь и неожиданно для
всех женится на Антонине Ивановне Милюковой,
совершенно чужой ему женщине и по характеру, и
по духу. Этот необдуманный поступок едва не
закончился трагедией. Вскоре после женитьбы в
сентябре 1877 года Чайковский в состоянии
«близком к безумию» уезжает с братом за границу.
А уже в начале 1878 года он пишет: «Я покоен,
здоров, счастлив...»И всетаки, несмотря на душевный кризис, 1877
год стал для Чайковского очень плодотворным. В
этот год он создал два больших сочинения:
Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин»,
которые ознаменовали расцвет его творчества и
сыграли решающую роль в последующем развитии
русской оперы и симфонии.
В 1878 году, наконец, разрешилась и другая
проблема. После 12 лет преподавательской работы
Чайковский уходит из консерватории. Это решение
композитор принял по настоянию фон Мекк,
своего «лучшего друга», как он всегда называл ее.
Их необычную дружбу называют «романом в
письмах». Они ни разу не встретились и общались
только в письмах. Надежда Филаретовна фон
Мекк, вдова инженера путей сообщения, который
оставил жене миллионное состояние, быластрастной любительницей музыки и большой
поклонницей творчества Чайковского. Она также
оказывала поддержку Московской консерватории
и Русскому музыкальному обществу.
В своих письмах к фон Мекк Чайковский делился
всем самым сокровенным, рассказывал ей о себе,
размышлял о творчестве, обо всем, что его
волновало. Дружеское участие Н. Ф. фон Мекк в
судьбе композитора изменило его материальное
положение и обеспечило желанную независимость
и свободу.
Теперь Чайковский только сочиняет музыку, много
путешествует, подолгу живёт за рубежом в
Швейцарии, Италии, в Париже, других городах
Западной Европы. Его творческие интересы
становятся шире и разнообразнее, о чем говорят
большинство крупных сочинений: оперы«Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883),
«Чародейка» (1887), программная симфония
«Манфред» (по Байрону, 1885), Пятая симфония
(1888). Эти «годы странствий» стали для него
периодом «накопления новых и новых творческих
сил, художественного мастерства и мудрости».
Имя Чайковского становится известно во всем
мире, его произведения исполняются в Европе и
Америке, иногда даже раньше, чем в России.
С середины 80х годов он все чаще приезжает в
Москву и подолгу живёт в ее окрестностях.
Композитор покупает небольшой дом в Клину. Там
и написаны его лучшие произведения последних
лет Пятая и Шестая симфонии, оперы «Пиковая
дама», «Чародейка», балеты «Спящая красавица»
и «Щелкунчик».На склоне лет Чайковский, преодолев свою
мучительную застенчивость, встал за дирижёрский
пульт. В 1891 году он с огромным успехом
выступал в США. В 1893 г. в Англии, в
Кембриджском университете, ему было присвоена
степень почётного доктора Кембриджского
Университета.
В последний период жизни (1887 1893)
композитор создал наиболее трагические
произведения оперу «Пиковая дама» (1890) и
Шестую симфонию (1893), а наряду с ними
полные тепла и солнечного света балет «Спящая
красавица» (1889) и оперу «Иоланта» (1891).Пётр Ильич Чайковский.
Портрет кисти Николая Дмитриевича Кузнецова
(1893 г.) В октябре 1893 года в Петербурге
состоялась премьера Шестой симфонии. А через
девять дней, 25 октября 1893 года, Чайковский
скончался. Ему было 53 года. Скоропостижная
смерть композитора вызвала в обществе толки, что
будто бы он покончил жизнь самоубийством. Ноясных доказательств тому нет никаких. В
Петербурге в это время была эпидемия холеры, и,
по всей вероятности, Чайковский умер именно от
неё (об этом свидетельствовали и его лечащие
врачи). Во всяком случае, хоронили его по
православному обряду, что было бы невозможно,
если бы версия о самоубийстве подтвердилась.
Более того, Чайковского отпевали в Казанском
соборе — первый случай, когда в этом соборе
служили панихиду по человеку не дворянского
сословия.
На похоронах великого композитора
присутствовало более шестидесяти тысяч человек.
Чайковский оставил после себя огромное
музыкальное наследие, которое стало частью
мировой культуры. Композитор создал
произведения почти во всех музыкальных жанрах;кроме того, писал музыкальнокритические статьи,
учебники, в частности, написал первый русский
учебник «Руководство к практическому изучению
гармонии», дневники, почти 5 тысяч писем.
В 1940 1974 гг. в издательстве «Музыка» вышло
Полное собрание сочинений композитора из 62
томов музыкальных произведений, а в 1953 1981
гг. 17 томов его литературных произведений и
переписки.
Очень многое из того, что сделал П. И.
Чайковский, можно определить словом «впервые».
Он создал новый симфонический жанр
трагическую симфонию, новый для русской оперы
жанр лирикопсихологическую драму, новый в
русской музыке классический балет, который
впоследствии оказал сильное влияние на развитие
мирового балета.Звуки музыки
Первый фортепианный концерт сибемоль
минор, соч. 23
Это произведение Чайковского не сразу было
понято современниками, но впоследствии
прославило своего автора.
Первый фортепианный концерт Чайковского стал
действительно первым первым образцом
национальной классики в концертном жанре. Уже
были созданы концерты Рубинштейна
талантливые, блестящие. Но это ещё не было в
полной мере русской классикой.
Появление концерта воодушевило многих
любителей музыки в России. «Поздравляю спервым русским фортепианным концертом,
написал его Пётр Ильич», писал весною 1875 года
С. И. Танеев.
В этом произведении Чайковский использовал
малороссийские народные мотивы. В первой части
это напев украинских слепцовлирников, в
финале песня «Выйди, выйди, Иваньку».
Впрочем, не все сразу приняли и поняли
замечательное своеобразие этого подарка русской
музыке. Знаменитый пианист Николай
Рубинштейн, которому был посвящён Первый
концерт, встретил его в штыки: «Концерт никуда
не годится...». Кроме того, он считал, что его
почти невозможно исполнить (через несколько лет
почти та же история повторится со Скрипичным
концертом). В ответ Чайковский вспылил: «Я не
изменю ни единой ноты», и снял посвящениеРубинштейну. Впоследствии концерт вы ходил с
посвящением Гансу фон Бюлову, который и
исполнил его впервые.
Вскоре Первый фортепианный концерт стал одним
из самых известных и репертуарных произведений
П. И. Чайковского. А в качестве одного из его
блестящих исполнителей прославился... Николай
Рубинштейн, некогда столь безапелляционно
отвергший его.
Полонез из оперы «Евгений Онегин»
Чайковский часто черпал вдохновение в народной
и танцевальной музыке. Танцу находится место
не только в балетах, но и в «Евгении Онегине», а
также во многих инструментальных
произведениях композитора...Характерной чертой творчества Чайковского в
целом является широкое использование народной
мелодики и танцевальных форм. Это касается не
только знаменитых балетов композитора, где
наличие соответствующих элементов диктуется
законами жанра, но также симфоний и других
произведений. Удивительно органично, например,
звучит полонез в опере «Евгений Онегин».
Полонезом открывается третий акт оперы. Своею
беззаботностью он контрастирует с драматизмом
разворачивающихся на глазах у зрителей событий:
Онегин вернулся из путешествия и, попав в дом
своего старинного приятеля Гремина, встретился
там с Татьяной, его женою. Надо думать, вы
помните, какая буря чувств охватила Евгения при
этой встрече, как был он поражён переменой,
произошедшей в Татьяне.Энергичная, полная жизни танцевальная музыка
подчёркивает одиночество героя, обречённого на
страдание.
Серенада для струнного оркестра, соч. 48. Вальс
Это одно из самых бесконечно очаровательных и
популярных произведений Чайковского. Даже сам
композитор признавал его одним из своих
любимых, отмечая, что чем больше оркестр, тем
лучше звучание произведения. Несмотря на то, что
он был великолепным мастером оркестровки,
всегда знающим, какие инструменты использовать
для достижения максимального эффекта, в
Серенаде слышно, что его природная
изобретательность и воображение были способныпроизвести на свет богатую палитру звучания,
задействовав только одни струнные.
На первом исполнении в 1880 году Вальс вызвал
столько аплодисментов, что был исполнен на бис.
В нём звучит замечательная мелодия, вкрадчивая
главная тема, подхваченная оркестром с его
ритмичным вальсом. Здесь Чайковский передаёт в
музыке счастливое и беззаботное состояние.
Романс, соч. 5 в переложении для струнного
оркестра
Романс был написан после неудачного увлечения
композитора итальянской певицей Дезире Арто
(сопрано). В первоначальном варианте он
создавался для фортепиано. В оркестровом
переложении основную мелодию ведут скрипки,дважды прерываемые оркестром с живой, более
оптимистичной темой. Но даже в ней, вплоть до
самого конца, можно услышать меланхоличные,
грустные нотки, которые придают мелодии едва
уловимые цыганские интонации.
Гимн любви. Свадебный марш Мендельсона
Без этой мелодии невозможно представить себе
самый счастливый день жизни. Она главная
музыка свадьбы, называемая «Марш
Мендельсона». Проходят десятилетия, а
«Свадебный марш» не кажется кризисом жанра, и
ему не спешат найти замену. Но мало кто знает,
каким человеком был композитор, написавший ее,
и был ли любим, и любил ли сам?3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого
банкира А. МендельсонаБартольди родился
мальчик. Его назвали Якоб Людвиг Феликс.
Феликс значит "счастливый". Жизнь, кажется,
оправдывала это имя: все было к услугам
одаренного ребенка, все давалось ему легко,
словно игра: языки и литература, музыка и
рисование, плавание и верховая езда.
Красивая внешность, богатство, блестящее
образование и талант. Он владел этими
«сокровищами», о которых многие лишь мечтали.
Феликс с успехом мог бы стать математиком,
юристом, филологом, художником, музыкантом.
Но только музыка станет его жизнью.
В 17 лет Феликс Мендельсон пишет увертюру «Сон
в летнюю ночь» и «просыпается» известным
композитором. Через шестнадцать лет после