урок "Характерные признаки основных отрядов млекопитающих"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Расширить характерные признаки основных отрядов млекопитающих Сравнивать животных, называть общие черты и различия Определять представителей различных отрядов по морфологическим и анатомическим особенностям Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности. Сравнивают животных, называют общие черты и различия.
Иконка файла материала млекопитающие мой урок.docx
Тема Общие цели: Результаты  обучения Ключевые идеи Задания Материалы и  оборудование Характерные признаки основных отрядов млекопитающих    Познакомить с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их  многообразием. Расширить характерные признаки основных отрядов млекопитающих   Сравнивать животных, называть общие черты и различия Определять представителей различных отрядов по морфологическим и  анатомическим особенностям Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного  сообщения. Навыки работы со средствами наглядности.  Сравнивают животных, называют общие черты и различия.  Яйцекладущие, сумчатые, хищные,  ластоногие,  китообразные,  хоботные приматы Составление презентаций, решение биологических задач на логическое мышление Групповая и индивидуальная работа компьютер;   мультимедийная установка;  фотографии млекопитающих;   таблицы – многообразие млекопитающих; цветные карандаши. 1. Организационный этап Ход урока Содержание этапа Приветствует уч­ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих.  Преобладает фронтальная форма работы. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как много млекопитающих обитают на  Земле, на какие отряды они делятся. Изучить особенности каждого отряда и  основных представителей, а так же выявить значение млекопитающих.  Создается благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в  работу. Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения  конкретных задач урока Входной контроль Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы:  «Размножение и развитие млекопитающих».    Повторим предыдущий материал. Задание. Вставьте пропущенные в тексте слова.  За правильную  работу  5 баллов. 2. Этап проверки  домашнего задания.В яичниках самок млекопитающих развиваются ________. В семенниках  самцов млекопитающих развиваются _______. Оплодотворенные яйцеклетки  поступают в ________. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует _________. Зародыш получает питательные вещества и кислород из ______  матери. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы ______. Детеныши  белок, кроликов, мышей рождаются ______. Детеныши оленей, лошадей  рождаются________ и способны вскоре после рождения _____ за матерью.  Происходит взаимопроверка. Консультанты проставляют баллы в листок  контроля знаний. Репродуктивный метод. Учащиеся повторяют, выравнивают знания. Раздать учащимся фотографии с многообразием млекопитающих и попросить   распределить их по группам.  Совместно с учащимися определить цель урока Задание 1. Распределение заданий каждой группе (цветик  семицветик, отрывают два лепестка с заданиями) В процессе показа от каждой группы презентаций  и слушая сообщения  учащихся  по основным отрядам млекопитающих,  должны заполнить в  тетради  таблицу: Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих 3. Этап  актуализации  субъектного опыта  учащихся 4. Этап изучения  нового материала         Название отряда Характерные признаки Представители яйцекладущие сумчатые Хищные Ластоногие китообразные хоботные приматы             За работу с таблицей – 5 баллов. За выполнение презентации – 3 балла. Ответ: (Приложение 2) Слушают сообщения учащихся, заполняют таблицу. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из  устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности.  Сравнивают животных, называют общие черты и различия. Работают в группе.   Задание 2. «Четвертый лишний» Каждая группа получает карточку с заданием. Напишите,  какое животное  лишнее и расскажите по каким признакам вы его выбрали.  За работу – 5 баллов. За ответ – 1 балл.Ответ: (Приложение 3). Задание 3. «Биологические задачи» Каждая группа получает по две биологические задачи. Обсудите в группе и  запишите в тетрадь ответ. За каждую задачу – 2 балла. За ответ – 1 балл. Биологические задачи Группа №1 Задача 1. Каковы различия зубов грызунов и хищников? Задача 2.Загадка гласит: «В одёжке богатой, Да сам слеповатый, Живёт без оконца, Не видывал солнце». Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни? Группа №2 Задача 1 В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К.  Линней назвал «мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц, протоков и  заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20­22 см, а  хвоста ­18­20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в  купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему  приятного запаха. Какой зверёк изображен на фотографии? Какими особенностями обладает хвост этого зверька? Задача 2. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение  этих животных. Группа №3 Задача 1. Летучие мыши не реагируют на свет , однако часто залетают в  освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит  свет. Объясните причину такого поведения животных. Задача 2. Вот хрустнули сухие ветки – Ночные бдения зверей: Охотятся хорьки и белки На зазевавшихся мышей. А.Пружанский – Какую ошибку допустил поэт? Группа №4 Задача 1. Бежали два зайца: один – на гору, второй – под гору. Каком зайцу  было легче бежать? Почему?5. Этап первичной  проверки новых  знаний и способов  деятельности Задача 2. Народная мудрость утверждает: «Там, где водится куница, белка не  родится». Каков её биологический смысл? Группа №5 Задача 1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы  бобра не тупятся? Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам,  где другие крупные животные вязнут? Обсуждают в группе решение задач. Ответ записывают в тетрадь. Формируются умения выявлять причинно­следственные связи. Формируются  умения анализировать. Задание: Цветовой тест. Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами.  Вопрос оговаривается,  какого цвета следует закрасить ответ на него. В случае  правильного заполнения карточки появится определенный цветовой орнамент. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы: 1. Зеленый – Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью  теплокровных животных. (Рукокрылые) 2. Красный – Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные) 3. Синий – У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой  кишкой. (Грызуны) 4. Зеленый – У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные. (Зайцеобразные) 5. Красный – Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих. (Альвеолах) 6. Зеленый – Где располагаются голосовые связки? (В гортани) 7. Красный – Как называются роговые  образования кожи? (Ногти, иглы) 8. Красный – Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих. (Вибриссы) 9. Красный – К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или  непостоянной температурой тела. (Гомойотермные) 10. Синий – Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки умлекопитающих? (Мочевина) 11. Зеленый – Где происходит развитие зародыша млекопитающих? (Матка) 12. Синий – Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание  эмбриона?(Плацента) 13. Красный – Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих? (Артериальная) 14. Синий – Как  называется оплодотворенная яйцеклетка? (Зигота) 15. Красный – Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития? (Кровообращение) I вариант II вариант III вариант плацента теплокровные вибриссы матка грызуны зайцеобразные рукокрылые грызуны мочевина насекомоядные артериальная матка кровообращение зигота альвеолы гортань ногти, иглы зайцеобразные Производится самопроверка. Ответ: Приложение 5 Контроль за усвоением материала.  Этот метод организует сжатое повторение  основных понятий. Способствует быстрому запоминанию. Развитие творческих  способностей, образного мышления, развиваются умения систематизировать и  навыки оформления работы. 1. Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов, полученных на  каждом учебном элементе. Если вы набрали: 25­30 баллов, то получаете оценку «5» 24­19 баллов, то получаете оценку «4» 18­13 баллов, то получаете оценку «3» менее 12 баллов, то получаете оценку «2» Д/З: Творческое задание для желающих: напишите доклад или сделайте  презентацию на тему: «Животные красной книги». 6. Этап подведения  итогов урока Задачи: дать8. Этап рефлексии Задачи:  Мобилизация учащихся на рефлексию