урок химии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок-практикум, урок-презентация. Методы: беседа, самостоятельная работа, работа в группах, работа с химическими реактивами и оборудованием. Методические пособия: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости. Преимущества урока-презентации. • Позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока. • Освобождает рабочее место. • Позволяет экономить время урока. • Наглядная пошаговая инструкция помогает избежать или снизить процент ошибок в оформлении результатов работыТип урока: урок-практикум, урок-презентация. Методы: беседа, самостоятельная работа, работа в группах, работа с химическими реактивами и оборудованием. Методические пособия: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости. Преимущества урока-презентации. • Позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока. • Освобождает рабочее место. • Позволяет экономить время урока. • Наглядная пошаговая инструкция помогает избежать или снизить процент ошибок в оформлении результатов работы. ТСО: Мультимедийный проектор. Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, ложечка для взятия веществ, пинцет, пробиркодержатель. Реактивы: медь (проволока), цинк (гранулы), оксид меди (II), карбонат кальция, растворы соляной,серной кислот, сульфата натрия, хлорида бария.
Иконка файла материала Урок - практическая работа 8 кл.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 х. МАЛООРЛОВСКИЙ ­  Открытый урок  химии в  8 классе Практическая работа № 4 ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ учитель Дацюк Н.В.27 февраля 2017. Практическая работа «Признаки химических реакций» Цели:  Образовательные: ­ совершенствовать знания о признаках химических реакций (изменение цвета,  выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла); ­совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы,  пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции; ­ наблюдать и фиксировать наблюдения; ­ записывать уравнения реакций согласно эксперименту; ­ делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели; ­ соблюдать правила безопасного поведения.  Развивающие: ­умения формулировать свои мысли, делать выводы; ­писать химические формулы и уравнения химических реакций, определять  типы реакций, расставлять коэффициенты; ­работать с химическим оборудованием, спиртовкой и химическими  реактивами.  Воспитательные:  ­ умение работать в микро группе, самостоятельность в принятии решений,  умение применять теоретические знания на практике. Задачи:  познавательные: закрепить умение наблюдать за химическими  реакциями, описывать их и делать выводы;  личностные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по  использованию лабораторного оборудования для проведения  химического эксперимента;  регулятивные: формировать умения адекватно анализировать свою  деятельность в соответствии с достижениями цели урока, составлять  алгоритм своих действий;  коммуникативные: формировать умение общаться, работать в  парах, высказывать свою точку зрения, учиться слушать товарищей. Тип урока: урок­практикум, урок­презентация.Методы: беседа, самостоятельная работа, работа в группах, работа с  химическими реактивами и оборудованием. Методические пособия: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости. Преимущества урока­презентации.     Позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока. Освобождает рабочее место. Позволяет экономить время урока. Наглядная пошаговая инструкция помогает избежать или снизить  процент ошибок в оформлении результатов работы. ТСО: Мультимедийный проектор. Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, ложечка для взятия  веществ, пинцет, пробиркодержатель. Реактивы: медь (проволока), цинк (гранулы), оксид меди (II), карбонат  кальция, растворы соляной,серной кислот, сульфата натрия, хлорида бария. Ход урока Организационный момент. Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по  бескрайним просторам химии, и начать наш с вами урок я хочу с высказывания  великолепного датского ученого Нильса Бора, который сказал:  «противоположности это не противоречия, это дополнения». Поэтому я  надеюсь, что на нашем уроке мы с вами будем прекрасным дополнением  друг­  друга, и как единое целое будем двигаться к намеченным целям.  А сейчас я вашему вниманию хочу предложить небольшой фрагмент из  коножурнала «Ералаш», серия достаточно известная, но ваша задача не столько узнать название, сколько сформулировать и выразить свои ассоциации от  просмотра данного фрагмента одним словом или словосочетанием.  Готовы?  Смотрим… (просмотр фрагмента «Химики») И так, кто узнал? Интересно? Какие ассоциации возникли?  А теперь сформулируйте тему урока….  Тема урока: «Признаки химических реакций» Исходя из увиденного определите тип и цели урока (урок ­ практикум)   Цели урока:  Повторение признаков и типов химических реакций .Повторение правил техники безопасности при работе со спиртовкой, при  нагревании и при работе с растворами кислот . Вопрос в класс: ­ Что мы называем химич. реакцией? ( превращение одних веществ в другие) ­ Что образуется в результате химической  реакции? (всегда образуются новые  вещества, которые отличаются от исходных составом и свойствами). ­ Назовите признаки химических реакций ( изменение цвета, образование  осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты, излучение света,  появление запаха). А сейчас я вас попрошу подойти ко мне ( у каждого из вас на груди таблички  синего и зеленого цвета, вам наверно не терпится узнать для чего это нужно?  У меня в руках конверты аналогичных цветов,  которые я передаю Носуленко  Александру и Долгополовой Полине – они будут руководителями групп). Руководители сформируйте свои группы по цвету нагрудных табличек и  займите свои места  , вскройте конверт  и  раздайте карты исследования. Но  прежде чем приступить к экспериментальной части урока, что необходимо  вспомнить? 1. Повторение ТБ. ­ что не допускается при работе со спиртовкой? ­ как правильно проводят нагревание пробирки? ­ При выполнении данной работы надо быть особенно осторожными при работе  с растворами кислот. Что нужно делать, если всё же кислота попала на кожу? Ответ: необходимо смыть холодной водой под краном. ­ Если вопросов по правилам работы и технике безопасности нет, подтвердите  это своей подписью. Под таблицей  в карте исследования для подписи отведено место. Учитель напоминает, как заполнять таблицу. ­ В колонку “исходные вещества” вы записываете формулы веществ с  указанием агрегатного состояния и цвета в краткой и понятной форме  (например:CuO – тв., порошок ,чёрн.). Если формулы веществ указаны,  необходимо только дописать физические свойства данного вещества. ­ В колонку “условия реакции” вы записываете свои действия, т.е. что  необходимо сделать, чтобы пошла химическая реакция. (например: CuO + 1мл.  H2SO4, нагреть или просто ставите значок “t”). ­ В колонке “признаки реакции” вы отмечаете свои наблюдения, в колонку  “уравнения химических реакций” вы записываете уравнения, с указанием над  стрелочкой условий протекания.­ В колонке “вывод” вы записываете, тип реакции и какой признак химической  реакции вы пронаблюдали. Сейчас  вы самостоятельно выполняете практическую работу ( учебник  с.207­208) после выполнения вам необходимо выступить с результатами  экспериментов ( 2 человека от группы с защитой каждого опыта) 1 Группа Опыт №1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.  ­ Зажигаем спиртовку, удерживая пинцетом кусочек медной проволоки, вносим её в пламя спиртовки. ­ Что вы наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при накаливании меди? ­ Не забудьте погасить спиртовку колпачком! ­ Запишите уравнение реакции, определите её тип. У учащихся пока недостаточно хорошо отработан навык написания уравнений  реакций, но они уже хорошо составляют формулы веществ. Поэтому на экране  появляется подсказка: По гиперссылке переходим на слайд №11. Чтобы проверить, насколько  правильно учащиеся определили тип реакции, по гиперссылке переходим к  слайду №16. ­ Отложите таблицы в сторону и продолжаем работать. По гиперссылке возвращаемся к слайду №8, по щелчку появляется  информация. ­ Ложечкой для взятия веществ поместите немного оксида меди (II) в  пробирку, прилейте 1 мл серной кислоты. Учитель напоминает, что 1мл – это столбик жидкости высотой примерно 1см. ­ Закрепите пробирку в пробиркодержателе, зажгите спиртовку. Не забудьте  прогреть пробирку! Не допускайте выплёскивания жидкости из пробирки,  после закипания спиртовку следует погасить колпачком. ­ Образовалось ли новое вещество? По каким признакам вы это определили?  Запишите уравнение реакции, определите тип реакции. По гиперссылке переходим на слайд №12 и №17 слайд №9 Опыт №2. Взаимодействие известняка и цинка с кислотой. ­ К одному кусочку известняка приливаем 1 мл соляной кислоты. ­ Каковы признаки этой реакции? Запишите уравнение реакции, укажите тип  реакции.По гиперссылке переходим к слайду №13, а затем к слайду №17. ­ В пробирку поместите 1­2 гранулы цинка и прилейте 1­1,5 мл соляной  кислоты. ­ Что наблюдаете? Отметьте на сколько интенсивно протекает данная реакция.  Аккуратно дотроньтесь до дна пробирки. Что вы почувствовали. Сделайте  вывод. Определите типы данной реакции, запишите уравнение. По гиперссылкам последовательно переходим к слайдам №14и №18. слайд №10 2 Группа Опыт №3. Взаимодействие  хлорида железа (III) с роданидом калия ­ Приступаем к выполнению эксперимента. ­ В пустую пробирку прилейте по хлорид железа (III) и роданид калия  ­ Что вы наблюдаете? Определите типы данной реакции, запишите уравнение. ­ Заполните таблицу до конца. Опыт №4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция. По гиперссылкам последовательно переходим на слайды №15 и №17. ­ Наведите порядок на столах, проследите, чтоб спиртовка была плотно  закрыта, все склянки с веществами закручены, чтоб всё аккуратно стояло в  латке. Рабочее место должно быть чистым. слайд №19 Итог урока. Рефлексия: 1. Какие чувства возникали во время работы? 2. Каков главный результат нашей работы? 3. Благодаря чему были достигнуты результаты экспериментов? 4. Какие трудности встречались? Домашнее задание. * Приведите пример реакции разложения, придумайте к ней задачу и  решите ее. * На «3»  по уравнению  и  алгоритму * На «4» и «5» с процентным содержанием Литература. 1. О.С. Габриелян, химия, 8 класс, изд. “Дрофа”, Москва, 2016 год.2. А.А. Журин, Лабораторные опыты и практические работы по химии,  учебное пособие, изд. “Аквариум”, Москва, 1997 год. 3. WWW.lib.ru всемирная сеть интернет.