Химические свойства металлов.
Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов. Задачи урока:
Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.
Оборудование: пробирки с металлами Си, Fe, Zn, соляная кислота. Конструктор из полиэтилена, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2.Настрой на урок:
Сегодня замечательный день! Сегодня со мной происходит только самое хорошее! Я себе нравлюсь. Я счастливый человек. Я здорово учусь.
3. Контроль ЗУН
Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов”.
Работа по группам. Класс делится на 2 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп следующее:
Задание для группы № 1
Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).
Задание для группы № 2.
Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.
На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит взаимопроверка результатов.
4. Формирование новых знаний.
Основные задачи урока (принцип целеполагания):
Мы должны к заключению урока:
знать общие химические свойства металлов;
уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
получить навыки проведения химических реакций.
- “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”
Химические свойства металлов
Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.
Работа с учебником :
1. Взаимодействуют с неметаллами.
Записывается уравнение реакции учащимися на доске. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.
2. Взаимодействие с водой.
С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2
Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
3. Взаимодействие с кислотами
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Полученная соль должна быть растворимой;
Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.
Далее рассматриваются взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.
2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2
Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
4. Взаимодействие с солями
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы
Взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:
Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu
Общий вывод по этапу формирование новых знаний:
Металлы вступают в реакцию:
С неметаллами
С водой
(с учетом условий)
С кислотами
(с учетом правил ряда напряжений металлов)
С солями
(с учетом правил ряда напряжений металлов)
5. Закрепление изученного материала
На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.о правилах техники безопасности:Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движения от отверстия сосуда к носу.
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.
Физминутка:
Учащиеся разворачиваются лицом друг к другу, для работы в группах и здороваются – как в Англии, Германии, Японии, Казахстане и России.
Взаимодействие меди соляной кислотой;
Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
Взаимодействие железа с соляной кислотой. Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.
Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
6. Подведение итогов (рефлексия)
А) Что я узнал о химических свойствах металлов?
Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?
В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?
Проблемные вопросы:
Об отсутствии какого металла описал академик А. Е. Ферсман?
"На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“
Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате ….
Что за металл упомянут в рассказе?
«Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!"
Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений, необходимы для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника. (натрий)
Назовите металл фальшивомонетчиков
Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко».
Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет.
На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле, является одним из самых дорогих. (платина)
Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он
был самым дорогим металлом
В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса.
Предсказание Чернышевского сбылось, и по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века.
Серебро из глины
Космический металл
Дитя электричества
Металл XXI века
7. Домашнее задание с комментариями: § 31 упр 1 В
Дополнительный материал:
Загадки
(если позволит время)
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)
Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий)
«Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий).
Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)
Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.
Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)
Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит.
Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)
В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл,
И в
самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).
Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).
Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,
Манил
к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).
Давно известна человеку: она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь)
Приложение:
Задание для группы № 1
Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда?
Задание для группы № 2.
Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.
Когда Магний пришел в буфет там уже были Кислород, Сера, Хлорид натрия в растворе, разбавленная Серная кислота и гидроксид Меди. Присутствие каких веществ испортило ему настроение? Почему?
Однажды 2 приятеля Алюминий и Калий поздно возвращались домой. И вдруг на них , неожиданно, напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошелек с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей расстался со своим кошельком? Объясните почему?
Кусочек натрия массой 1,12 г. опустили в чашку Петри, куда налили 50 г. воды. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.