урок химии 9 кл.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок построен на определенных знаниях учащихся , это поможет провести закрепление умения писать уравнения химических реакций. Урок содержит много исторического материала связанного со свойствами металлов. Работа расчитана на работу в группах. Лабораторная работа также ведет к закреплению пройденного на уроке материала.Химические свойства металлов. Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов. Задачи урока: Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов; На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием. Оборудование: пробирки с металлами Си, Fe, Zn, соляная кислота. Конструктор из полиэтилена, карточки с заданиями. Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. 2.Настрой на урок: Сегодня замечательный день! Сегодня со мной происходит только самое хорошее! Я себе нравлюсь. Я счастливый человек. Я здорово учусь. 3. Контроль ЗУН Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов”. Работа по группам. Класс делится на 2 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп следующее: Задание для группы № 1 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием). Задание для группы № 2. Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения. На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит взаимопроверка результатов. 4. Формирование новых знаний. Основные задачи урока (принцип целеполагания): Мы должны к заключению урока: знать общие химические свойства металлов; уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов; получить навыки проведения химических реакций. - “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?” Химические свойства металлов Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс. Работа с учебником : 1. Взаимодействуют с неметаллами. Записывается уравнение реакции учащимися на доске. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления. 2. Взаимодействие с водой. С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2 Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа. 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2 3. Взаимодействие с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы); Полученная соль должна быть растворимой; Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому. Далее рассматриваются взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций. 2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2 Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O 4. Взаимодействие с солями с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы); Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы Взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции: Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu Общий вывод по этапу формирование новых знаний: Металлы вступают в реакцию: С неметаллами С водой (с учетом условий) С кислотами (с учетом правил ряда напряжений металлов) С солями (с учетом правил ряда напряжений металлов) 5. Закрепление изученного материала На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.о правилах техники безопасности:Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движения от отверстия сосуда к носу. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю. Физминутка: Учащиеся разворачиваются лицом друг к другу, для работы в группах и здороваются – как в Англии, Германии, Японии, Казахстане и России. Взаимодействие меди соляной кислотой; Взаимодействие цинка с соляной кислотой; Взаимодействие железа с соляной кислотой. Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 6. Подведение итогов (рефлексия) А) Что я узнал о химических свойствах металлов? Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов? В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме? Проблемные вопросы: Об отсутствии какого металла описал академик А. Е. Ферсман? "На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“ Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате …. Что за металл упомянут в рассказе? «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!" Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений, необходимы для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника. (натрий) Назовите металл фальшивомонетчиков Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко». Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет. На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле, является одним из самых дорогих. (платина) Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он был самым дорогим металлом В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса. Предсказание Чернышевского сбылось, и по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века. Серебро из глины Космический металл Дитя электричества Металл XXI века 7. Домашнее задание с комментариями: § 31 упр 1 В Дополнительный материал: Загадки (если позволит время) Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций) Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий) «Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий). Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото) Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий) Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит. Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний) В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл, И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий). Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент. В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо). Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками Алхимик жил мечтой о нем. (Золото). Давно известна человеку: она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь) Приложение: Задание для группы № 1 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? Задание для группы № 2. Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения. Когда Магний пришел в буфет там уже были Кислород, Сера, Хлорид натрия в растворе, разбавленная Серная кислота и гидроксид Меди. Присутствие каких веществ испортило ему настроение? Почему? Однажды 2 приятеля Алюминий и Калий поздно возвращались домой. И вдруг на них , неожиданно, напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошелек с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей расстался со своим кошельком? Объясните почему? Кусочек натрия массой 1,12 г. опустили в чашку Петри, куда налили 50 г. воды. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
Иконка файла материала Химические свойства металлов.docx

                                      Химические свойства металлов.

Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов.                                                                        Задачи урока:

Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;

На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций

Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

Оборудование: пробирки с металлами Си, Fe, Zn, соляная кислота. Конструктор из  полиэтилена, карточки с заданиями.

Ход урока

 

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.

2.Настрой на  урок:

Сегодня  замечательный  день! Сегодня  со  мной  происходит  только  самое  хорошее! Я себе  нравлюсь. Я  счастливый человек. Я  здорово  учусь.

3. Контроль ЗУН

Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов”.

Работа по группам. Класс делится на 2 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп следующее:

Задание для группы № 1

 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

Задание для группы № 2.

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит взаимопроверка результатов.

 

4. Формирование новых знаний.

Основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

знать общие химические свойства металлов;

уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;

получить навыки проведения химических реакций.

 - “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”

Химические свойства металлов

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.

Работа  с учебником :

1. Взаимодействуют с неметаллами.

        Записывается уравнение реакции учащимися на доске.                                                               Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

3. Взаимодействие с кислотами

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

Полученная соль должна быть растворимой;

Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

Далее рассматриваются  взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

Взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

Общий вывод по этапу формирование новых знаний:

Металлы вступают в реакцию:

С неметаллами

С водой

(с учетом условий)

С кислотами

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

С солями

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

5. Закрепление изученного материала

На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.о правилах техники безопасности:Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.

Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движения от отверстия сосуда к носу.

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

Физминутка:

Учащиеся разворачиваются лицом друг  к другу,  для работы в группах и здороваются – как в Англии, Германии, Японии, Казахстане и России.

Взаимодействие меди соляной кислотой;

Взаимодействие цинка с соляной кислотой;

Взаимодействие железа с соляной кислотой.                                                                                                     Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.

Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

 

6. Подведение итогов (рефлексия)

А) Что я узнал о химических свойствах металлов?

Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?

В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?

Проблемные вопросы:

Об отсутствии какого металла описал академик  А. Е. Ферсман?

"На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем,  человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“

Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате ….

 

Что за металл упомянут в рассказе?

«Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!"

Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений,  необходимы  для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной,  избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника. (натрий)

 

Назовите металл фальшивомонетчиков

Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко».

Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет.

На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле,  является одним из самых дорогих. (платина)

 

Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он

был самым дорогим металлом

В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ  Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса.

Предсказание Чернышевского сбылось,  и  по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века.

Серебро из глины

Космический металл

Дитя электричества

Металл XXI века

 

7. Домашнее задание с комментариями: § 31 упр 1 В

 

Дополнительный материал:

Загадки (если позволит время)
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)

Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий)

«Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий).

Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)

Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.


Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)

Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит.

Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)

В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл,

И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).
 Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).

Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,

Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).
Давно известна человеку: она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь)

 

Приложение:

Задание для группы № 1

 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда?

 

 

 

 

Задание для группы № 2.

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

 

Когда  Магний пришел  в  буфет  там уже были Кислород,  Сера,  Хлорид  натрия  в  растворе,  разбавленная  Серная  кислота  и  гидроксид  Меди.  Присутствие  каких  веществ  испортило  ему  настроение?  Почему?

 

 

Однажды  2 приятеля  Алюминий  и  Калий  поздно  возвращались  домой.  И  вдруг  на  них , неожиданно,  напал  грабитель  Хлор, который потребовал  выложить  кошелек  с  электронами.  Как  вы  считаете, какой  из  приятелей  расстался   со  своим  кошельком? Объясните  почему?

 

 

Кусочек  натрия  массой  1,12  г. опустили  в  чашку  Петри, куда  налили  50 г.  воды.  Вычислите  массовую  долю  гидроксида  натрия  в  полученном  растворе.