Урок химии 9 кл.
Оценка 4.7

Урок химии 9 кл.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
06.01.2017
Урок химии 9 кл.
Данный урок построен на определенных знаниях учащихся , это поможет провести закрепление умения писать уравнения химических реакций. Урок содержит много исторического материала связанного со свойствами металлов. Работа расчитана на работу в группах. Лабораторная работа также ведет к закреплению пройденного на уроке материала.Химические свойства металлов. Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов. Задачи урока: Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов; На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием. Оборудование: пробирки с металлами Си, Fe, Zn, соляная кислота. Конструктор из полиэтилена, карточки с заданиями. Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. 2.Настрой на урок: Сегодня замечательный день! Сегодня со мной происходит только самое хорошее! Я себе нравлюсь. Я счастливый человек. Я здорово учусь. 3. Контроль ЗУН Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов”. Работа по группам. Класс делится на 2 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп следующее: Задание для группы № 1 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием). Задание для группы № 2. Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения. На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит взаимопроверка результатов. 4. Формирование новых знаний. Основные задачи урока (принцип целеполагания): Мы должны к заключению урока: знать общие химические свойства металлов; уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов; получить навыки проведения химических реакций. - “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?” Химические свойства металлов Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс. Работа с учебником : 1. Взаимодействуют с неметаллами. Записывается уравнение реакции учащимися на доске. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления. 2. Взаимодействие с водой. С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2 Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа. 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2 3. Взаимодействие с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы); Полученная соль должна быть растворимой; Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому. Далее рассматриваются взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций. 2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2 Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O 4. Взаимодействие с солями с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы); Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы Взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции: Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu Общий вывод по этапу формирование новых знаний: Металлы вступают в реакцию: С неметаллами С водой (с учетом условий) С кислотами (с учетом правил ряда напряжений металлов) С солями (с учетом правил ряда напряжений металлов) 5. Закрепление изученного материала На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.о правилах техники безопасности:Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движения от отверстия сосуда к носу. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю. Физминутка: Учащиеся разворачиваются лицом друг к другу, для работы в группах и здороваются – как в Англии, Германии, Японии, Казахстане и России. Взаимодействие меди соляной кислотой; Взаимодействие цинка с соляной кислотой; Взаимодействие железа с соляной кислотой. Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 6. Подведение итогов (рефлексия) А) Что я узнал о химических свойствах металлов? Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов? В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме? Проблемные вопросы: Об отсутствии какого металла описал академик А. Е. Ферсман? "На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“ Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате …. Что за металл упомянут в рассказе? «Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!" Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений, необходимы для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника. (натрий) Назовите металл фальшивомонетчиков Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко». Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет. На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле, является одним из самых дорогих. (платина) Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он был самым дорогим металлом В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса. Предсказание Чернышевского сбылось, и по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века. Серебро из глины Космический металл Дитя электричества Металл XXI века 7. Домашнее задание с комментариями: § 31 упр 1 В Дополнительный материал: Загадки (если позволит время) Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций) Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий) «Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий). Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото) Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий) Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит. Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний) В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл, И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий). Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент. В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо). Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками Алхимик жил мечтой о нем. (Золото). Давно известна человеку: она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь) Приложение: Задание для группы № 1 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? Задание для группы № 2. Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения. Когда Магний пришел в буфет там уже были Кислород, Сера, Хлорид натрия в растворе, разбавленная Серная кислота и гидроксид Меди. Присутствие каких веществ испортило ему настроение? Почему? Однажды 2 приятеля Алюминий и Калий поздно возвращались домой. И вдруг на них , неожиданно, напал грабитель Хлор, который потребовал выложить кошелек с электронами. Как вы считаете, какой из приятелей расстался со своим кошельком? Объясните почему? Кусочек натрия массой 1,12 г. опустили в чашку Петри, куда налили 50 г. воды. Вычислите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
Химические свойства металлов.docx

                                      Химические свойства металлов.

Цель урока: Рассмотреть общие химические свойства металлов.                                                                        Задачи урока:

Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;

На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций

Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

Оборудование: пробирки с металлами Си, Fe, Zn, соляная кислота. Конструктор из  полиэтилена, карточки с заданиями.

Ход урока

 

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.

2.Настрой на  урок:

Сегодня  замечательный  день! Сегодня  со  мной  происходит  только  самое  хорошее! Я себе  нравлюсь. Я  счастливый человек. Я  здорово  учусь.

3. Контроль ЗУН

Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов”.

Работа по группам. Класс делится на 2 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп следующее:

Задание для группы № 1

 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

Задание для группы № 2.

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит взаимопроверка результатов.

 

4. Формирование новых знаний.

Основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

знать общие химические свойства металлов;

уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;

получить навыки проведения химических реакций.

 - “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”

Химические свойства металлов

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.

Работа  с учебником :

1. Взаимодействуют с неметаллами.

        Записывается уравнение реакции учащимися на доске.                                                               Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

3. Взаимодействие с кислотами

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

Полученная соль должна быть растворимой;

Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

Далее рассматриваются  взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

Взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

Общий вывод по этапу формирование новых знаний:

Металлы вступают в реакцию:

С неметаллами

С водой

(с учетом условий)

С кислотами

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

С солями

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

5. Закрепление изученного материала

На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.о правилах техники безопасности:Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.

Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движения от отверстия сосуда к носу.

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

Физминутка:

Учащиеся разворачиваются лицом друг  к другу,  для работы в группах и здороваются – как в Англии, Германии, Японии, Казахстане и России.

Взаимодействие меди соляной кислотой;

Взаимодействие цинка с соляной кислотой;

Взаимодействие железа с соляной кислотой.                                                                                                     Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.

Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

 

6. Подведение итогов (рефлексия)

А) Что я узнал о химических свойствах металлов?

Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?

В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?

Проблемные вопросы:

Об отсутствии какого металла описал академик  А. Е. Ферсман?

"На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем,  человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.“

Соединения этого металла являются основным источником загрязнения окружающей среды в результате ….

 

Что за металл упомянут в рассказе?

«Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок металла X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем!"

Ионы этого металла регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений,  необходимы  для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной,  избавляют организм от лишней воды и устраняют отеки, регулируют работу кишечника. (натрий)

 

Назовите металл фальшивомонетчиков

Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко».

Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет.

На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле,  является одним из самых дорогих. (платина)

 

Какими ценными физическими свойствами обладает металл, и почему он

был самым дорогим металлом

В середине XIX столетия, когда этот металл, был дороже драгоценных металлов и мировое производство его исчислялось килограммами в год, великий русский демократ  Н.Г. Чернышевский проявил гениальную прозорливость, сказав, что этому металлу суждено огромное будущее, что это – металл прогресса.

Предсказание Чернышевского сбылось,  и  по своему практическому значению этот металл стал в самом широком смысле слова металлом XXI века.

Серебро из глины

Космический металл

Дитя электричества

Металл XXI века

 

7. Домашнее задание с комментариями: § 31 упр 1 В

 

Дополнительный материал:

Загадки (если позволит время)
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)

Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий)

«Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий).

Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)

Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.


Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)

Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит.

Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)

В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл,

И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).
 Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).

Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,

Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).
Давно известна человеку: она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь)

 

Приложение:

Задание для группы № 1

 Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда?

 

 

 

 

Задание для группы № 2.

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

 

Когда  Магний пришел  в  буфет  там уже были Кислород,  Сера,  Хлорид  натрия  в  растворе,  разбавленная  Серная  кислота  и  гидроксид  Меди.  Присутствие  каких  веществ  испортило  ему  настроение?  Почему?

 

 

Однажды  2 приятеля  Алюминий  и  Калий  поздно  возвращались  домой.  И  вдруг  на  них , неожиданно,  напал  грабитель  Хлор, который потребовал  выложить  кошелек  с  электронами.  Как  вы  считаете, какой  из  приятелей  расстался   со  своим  кошельком? Объясните  почему?

 

 

Кусочек  натрия  массой  1,12  г. опустили  в  чашку  Петри, куда  налили  50 г.  воды.  Вычислите  массовую  долю  гидроксида  натрия  в  полученном  растворе.

 

 

 

 


 

Химические свойства металлов.

Химические свойства металлов.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы

Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

Космический металл Дитя электричества

Космический металл Дитя электричества

Как вы считаете, какой из приятелей расстался со своим кошельком?

Как вы считаете, какой из приятелей расстался со своим кошельком?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017