Урок посвящён углублению знаний учащихся о свойствах солей на примере гидролиза. Цель урока -научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза. Кроме всего прочего учащиеся должны понять практическое значение гидролиза. В ходе урока учащиеся выдвигают гипотезу и подтверждают её с помощью химического эксперимента.
гидролиз.docx
ТЕМА УРОКА : « ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ « - 9 КЛАСС
Эпиграф : « Просто знать -еще не все,
Знания нужно уметь использовать»
И.В.Гете
ЦЕЛИ УРОКА:
Деятельностные: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ- Сформировать у учащихся понятие о гидролизе солей,
добиться усвоения механизма гидролиза солей, сформировать умение различать соли по типу гидролиза и умение
экспериментально определять среду раствора солей.
2.РАЗВИВАЮЩИЕ - способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические
сведения о составе солей, применять их на практике, делать выводы, выделять главное при демонстрации опытов
по гидролизу солей, развивать логическое мышление.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - возбудить интерес к явлению гидролиза, убедить в его значимости в повседневной жизни.
ПРЕДМЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
-углубить знания о свойствах солей на примере гидролиза солей
-научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения
реакций гидролиза солей по первой стадии. -развивать понимание практического гидролиза в природе и жизни человека
-развивать умение делать логические выводы из наблюдений за опытами
-закрепить умение и навыки проведения химического эксперимента
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- знают определение гидролиз солей
- знают и различают среды растворов кислот и оснований
- знают кислоты и основания по степени диссоциации- сильные и слабые
- различают соли по качественному составу- по катиону и аниону
- умеют выделить соли подвергающиеся гидролизу
- составляют уравнения ионного обмена гидролиза солей
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- выдвигают разные гипотезы по определению среды солей
- сравнивают и анализируют данные эксперимента по выявлению рН среды растворов солей,кислот,оснований
- отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы
- понимают позицию другого и умеют смотреть на ситуацию с другой точки зрения
ЛИЧНОСТНЫЕ: - используют свои взгляды на мир для объяснения конкретной ситуации
- вырабатывают свои собственные ответы на жизненные вопросы
ТИП УРОКА ПО ВЕДУЩЕЙ ЦЕЛИ :
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
ПО СПОСОБУ ИЗУЧЕНИЯ :
-проблемно-поисковый
ПО ВЕДУЩЕМУ МЕТОДУ :
- проблемно-поисковый
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ:
- демонстрационный эксперимент , фронтальная беседа, решение упражнений
ХОД УРОКА
1.
Организационный этап -приветствие , проверка подготовленности к уроку, организация внимания 2.
Подготовка к работе на основном этапе урока повторение ранее изученного, мотивация к изучению нового
материала ( фронтальная беседа по вопросам).
- Какие вещества называют электролитами?
- Какие вещества называют неэлектролитами?
- На какие группы можно разделить электролиты исходя из степени диссоциации?
- Какие электролиты называют сильными?
- Приведите примеры сильных электролитов из числа кислот и оснований?
- Какие электролиты называют слабыми. Приведите примеры слабых кислот и слабых оснований?
- По таблице растворимости составьте формулы солей, где а) катион сильного основания и анион сильной
кислоты б) катион сильного основания и анион слабой кислоты в) катион слабого основания и анион
сильной кислоты г) катион слабого основания и анион слабой кислоты
- назовите качественную реакцию по которой можно различить кислоту и основание
-проведем эксперимент на определение растворов кислоты, основания и воды
- как изменил свою окраску лакмус в кислой среде, в щелочной среде, в нейтральной среде?
-как вы думаете изменят ли свою окраску индикаторы в растворах солей, если изменят, то как вы думаете
от чего это будет зависеть?
(учащиеся высказывают предположения-
Среда в растворах всех солей будет нейтральная
Среда в растворах всех солей будет кислая
Среда в растворах всех солей будет щелочная
Среда в растворах солей будет зависеть от качественного состава соли
ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТ- эксперимент проводит один из учащихся класса демонстрационно
Выданы растворы трех солей: AL CL3 – хлорид алюминия
Na2SO4 – сульфат натрия
K2CO3 - карбонат калия
Учащиеся дают характеристику солей по качественному составу, проводится эксперимент - результаты
оформляем
Формула
соли
Катион-образующий
соль
Al Cl3
Al3+ слабого
Анион
образующий
соль
Cl-1 сильной
Окраска
индикатора-
лакмуса
Розовая- среда Na2S04
К2СО3
основания
Na+ Сильного
основания
К+ - сильное
основание
кислоты
SO4 -сильной
кислоты
СО3 -слабая
кислота
кислая
Фиолетовый-
среда
нейтральная
Синий -среда
щелочная
Вывод- прав тот из учащихся, кто сделал предположение, что среда раствора солей зависит от
качественного состава. Возникает вопрос- как это можно объяснить- в составе солей нет катион водорода и
анионов гидроксо-групп- на этот вопрос нам позволит ответить материал этого урока- открываем параграф
11- назовите тему урока. И так тема урока : Гидролиз солей.
Даем определение - ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ -это процесс взаимодействия ионов солей с водой.приводящий к
появлению кислой или щелочной среды, но не приводящий к выпадению осадка или выделению газа.
Направление реакции смещается в сторону образования продукта реакции.
Условия для гидролиза:
- наличие воды
- реакция идет только по первой ступени
- реакция обратимая
Рассмотрим механизм гидролиза:
АlCl3 = Al3+ + 3Cl
HOH = H+ + OH AlCl3 + HOH = AlOHCl2 +H+ + Cl среда кислая
К2СО3 = 2К+ + СО3
НОН = Н+ + ОН К2СО3 + НОН = К+ + ОН +КНСО3 среда щелочная
К2SО4 =2К+ + SО4 НОН = Н+ + ОН К2SО4 +НОН = 2К+ + 2ОН +Н+ SО4 - Среда нейтральная гидролиз не идет
Смещение направления реакции идет в сторону образования слабого электролита.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
3.
- из предложенного списка выпишите формулы солей, которые подвергаются гидролизу, объясните сделанный
выбор
МqCl2 , KCl, NH4NO3, CH3COOK, LI2SO4, ZnBr2, CaCO3
4/ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ - ЗАДАЧА
В быту при изжоге используют раствор соды , объясните данное явление, подтвердите записью уравнения
реакции.
4.
Домашнее задание - параграф 11. Задание № 2-105 , 2-108 стр.28 задачник Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
5.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА - оценка работы класса и индивидуальная оценка
РЕФЛЕКСИЯ :
6. -Урок подошел к концу, что на ваш взгляд удалось?
-Что на ваш взгляд не удалось?
-Почему? Что нужно изменить?
- Мои достижения на уроке……
-Сегодня на уроке я научился( научилась)…..
-Мне было трудно….
-Я понял (а), что…….
-Больше всего мне понравилось….
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы
урока
методы
Деятельность
учителя
1.Органи
заци-
Онный
этап
Фронтальна
я
беседа
Проверка
подготовленности
к уроку,
организация
внимания
Деятельно
сть
ученика
Слушают,г
отовят
необходим
ый
учебный
материал
Методы
Оценки
(самооце
нки)
Определ
ение
готовнос
ти к
уроку
Универсаль
ные
Учебные
действия
К.-
самоопреде
ление к
действию
на уроке
К. –
планирован
ие учебного
сотрудниче
ства с 2.Мотива
ция
учебной
деятель
ности
Фронтальна
я беседа
Фронтальна
я частично-
поисковая
беседа
Демонстрац
ионный
эксперимен
т
-оценка
со
стороны
класса
Самооце
нка
-оценка
на
основе
фронтал
ьной
беседы
-оценка
по
экспери
менту
учителем
П.-
Анализирую
т свои
знания,срав
нивают
свойства
разных
классов в-в
-делаю
выводы
-отвечают
на вопросы
-извлекают
необходиму
ю
информаци
ю
Р.-
Выполняют
задание по
эксперимен
ту
К. –
выражают
точно свои
мысли
К.-
аргументир
уют свое
мнение
Организует
беседу по
вопросам:
-какие вещества
называют
электролитами?
-какие вещества
называют
неэлектролитами
?
-на какие группы
делят
электролиты по
степени
диссоциации?
-какие
электролиты
называют
сильными?
-приведите
примеры сильных
электролитов из
числа кислот и
оснований?
-какие
электролиты
называют
слабыми?
Приведите
примеры кислот
и оснований
слабых
электролитов.
-по таблице
растворимости
-отвечают
на
вопросы
Осуществл
яют
экспериме
нт с
растворам
и
кислот,осн
ований
-делают
выводы
-
осуществл
яют
экспериме
нт с
растворам
и солей
а)хлорид
алюминия
б)
карбонат
калия, в)
сульфат
натрия
-делают
вывод о
реакции
среды
растворов
солей на
лакмус приведите
примеры формул
солей
образованных
катионом
сильного
основания и
сильной кислоты
-слабого
основания и
сильной кислоты
-сильного
основания и
сильной кислоты
-слабого
основания и
слабой кислоты
-как можно
различить
растворы кислот,
оснований,воды
-ПРОВЕДЕМ
ЭКСПЕРИМЕНТ-
определим
реакцию на
среду по лакмусу
=какую реакцию
среды можно
предположить в
растворах солей?
-ЧЕРЕЗ
ЭКСПЕРИМЕНТ
проверим
реакцию на
индикатор
растворов солей Организует
работу учащихся
3.Изучен
ие
нового
материа
ла
-
фронтальна
я беседа
-постановка
проблемы
-
отрабатыва
ем материал
по
механизму
гидролиза
-работа с
учебником
-работа с
тетрадями
Решают
поставлен
ную
проблему
-работают
с
учебником
Выполняют
упражнени
я на
доске и
втетради
-
формулиру
ют вывол
по
гипотезе
Оценка
по
результа
там
выполне
ния
упражне
ний
П. –поиск и
открытие
необходимо
й
информаци
и
П.-
Устанавлив
ают
причинно-
следственн
ые связи
-ищут и
выделяют
необходиму
ю
информаци
ю
Р.-
Самостояте
льный
поиск
решения
проблемы
К.-
Адекватное
использова
ние
Речевых
средств
для
решения
коммуникат
ивных
задач.
К.=выраже -работа по
задачнику-
решение
упражнений
Организует
работу по
задачнику
Н.Е.Кузнецовой,А.
Н.Левкина
4.Первич
ная
проверк
а
изученно
го
материа
ла
5.Приме
нение
знаний
Работа по
решению
проблемной
задачи
Формулирует
проблемную
задачу- в быту
при изжоге
используют соду,
объясните
данный факт,
подтвердите
уравнением
реакции.
-
выполняют
упражнени
я-2-102; 2-
103 СТР.28
-
Взаимопро
верка
-
фронтальн
ая
проверка
-решают
задачу-
ищут
ответ на
проблемны
й вопрос
-
записываю
т
уравнение
-объясняют
данное
явление
ние своих
мыслей с
дост
аточной
полнотой и
точностью
К.-
аргументац
ия своего
мнения
П.-
Извлечение
из текста
параграфа
необходимо
й
информаци
и
П.-
использова
ние
знаково-
символичес
ких схем
Взаимоо
ценка
самооце
нка
Оценка
по
решению
проблем
ного
вопроса Записываю
т задание-
пар.11
Задачи из
задачника
-
высказыва
ют свои
мнения по
уроку
при
написании
уравнений
К.-
построение
логической
цепи
рассуждени
й
Р.- контроль
и оценка
своих
действий
К.-
Самооценка
на основе
успешности
П.-
Рефлексия
своего
учебного
действия
самооце
нка
6.домаш
нее
задание
Словесный-
беседа
-называет
задание
7.РЕФЛЕ
КСИЯ
Беседа
Ведет беседу
-что на ваш
взгляд удалось
сегодня на
уроке?
-что на ваш
взгляд не
удалось?
-Почему? Что
нужно изменить?
-мои достижения
на уроке….
Сегодня на
уроке я
научился…
-мне было
трудно…
-я понял, что…
-больше всего
мне
понравилось..
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Урок химии на тему: "Гидролиз"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.