Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
24.02.2017
Урок посвящён изучению свойств соляной кислоты, способам её получения,а также областям применения. В ходе урока закрепляются умения учащихся записывать уравнения химических реакций. На данном уроке демонстрируется качественная реакция на соляную кислоту и её соли. Кроме всего прочего ведётся беседа о биологическом значении соляной кислоты(пищеварение).
соляная к-та хим 8.docx
Конспект урока по химии 8 класс.
Тема урока: Соляная кислота и её соли.
Урок № 64. Тема урока: Соляная кислота и её соли.
Планируемые результаты обучения:
Личностные. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Предметные. Знать пути получения, применения соляной кислоты, её химические и физические свойства.
Знать качественную реакцию на соляную кислоту и её соли. Уметь составлять уравнения реакций,
характеризующие химические свойства соляной кислоты. Уметь описывать области применения
соляной кислоты и её солей.
Метапредметные. Р. Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование
информации для решения задач, формулирование проблемы и способов её решения. П. Определение
объектов анализа, оперирование понятиями. Проведение расчётов. К. Выслушивать мнения других,
владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения.
Основные понятия: Соляная кислота и её соли. Получение, применение и свойства. Качественная реакция
на соляную кислоту и её соли. Участие соляной кислоты в процессах пищеварения.
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания. Письменный фронтальный опрос (в тетради и на доске).
Продолжите уравнения реакций:
→
H2+Cl2 …. 2HCl
; NaCl+H
Назовите все вещества, определите тип реакции. Что объединяет эти реакции?
I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. Вводное слово учителя. Попробуйте определить вещество (оно и есть тема нашего урока) по его
описанию:
2SO4 …NaHSO
; 2NaCl+H
… Na
2SO4 + 2HCl
4 + HCl
↑
2SO4 t
→
↑
→
↑
1. Это вещество всегда с нами.
2. По правилам техники безопасности, при приготовлении раствора этого вещества, его следует
наливать в воду, а не наоборот.
3. Это вещество не меняет цвет раствора фенолфталеина, а цвет метилового оранжевого
становится красным.
4. Соль этого вещества мы каждый день принимаем с пищей.
5. Это вещество, при небрежном с ним обращении, может вызвать сильные ожоги.
6. Молекула этого вещества состоит из одного атома самого лёгкого газа и одного атома
элемента № 17.
2. Обсуждение, беседа, определение вещества по описанию.
Слово учителя. Молодцы, конечно, это соляная кислота. Итак, тема нашего урока «Соляная кислота и
её соли» (запись темы на доске).
3. Слово учителя. Вопрос: как вы думаете, что мы должны знать (узнать) о соляной кислоте?
Предположительные ответы: как получают соляную кислоту, с какими веществами взаимодействует,
где применяется.
II этап. Решение проблемной ситуации.
1. Слово учителя. Когда вы определяли искомое вещество по описанию, я говорила, что это вещество
(соляная кислота) всегда с нами. Как такое может быть?
На самом деле, соляная (она же хлороводородная) кислота действительно всегда с нами. Дело в том,
что соляная кислота входит в состав желудочного сока. Она помогает переваривать пищу, обладает
бактерицидным действием.
Но если человек питается неправильно, могут появиться проблемы со здоровьем, связанные именно с
соляной кислотой.
Недостаток кислоты может вызвать несварение, а, наоборот, избыток, привести к изжоге. Как вы
думаете, какими способами (или веществами), можно решить эти проблемы? 2. Беседа, выдвижение предположений, их запись на доске.
3. Слово учителя. Я предлагаю начать знакомство с соляной кислотой с выяснения путей её
получения и сразу даю подсказку – соляная кислота это водный раствор хлороводорода.
Подумайте, какими способами можно получить соляную кислоту в лаборатории и в промышленности?
4. Совместная работа. Беседа, предположения (без подсказок учебника).
Выводы если соляная кислота это раствор хлороводорода, значит, способы получения одинаковы.
Полученный хлороводород нужно растворить в воде.
5. Итак, мы предполагаем, что способы получения соляной кислоты и хлороводорода одинаковы.
Откройте учебник на стр. 166, проверьте свои выводы.
6. Самостоятельная работа с текстом учебника, знакомство со способами получения соляной кислоты
(проверка предположений), выводы.
7. Слово учителя. Мы познакомились со способами получения соляной кислоты. Переходим к
изучению её свойств.
Начнём с изучения физических свойств. Пользуясь материалами учебника (стр. 166167),
самостоятельно познакомьтесь с физическими свойствами соляной кислоты
Физические свойства соляной кислоты:
Цвет …. Запах … Плотность …. Вес (по сравнению с водой – легче или тяжелее) … Вкус …
8. Совместная работа, беседа, обсуждение физических свойств соляной кислоты (по пунктам плана).
9. Слово учителя. Продолжим изучение свойств соляной кислоты (уже химических).
Но сначала я предлагаю вам выполнить задание на доске, поскольку тема «Кислоты» нам уже
знакома. Так вы сможете предварительно оценить свои знания (не пользуясь материалами учебника).
С какими из веществ, формулы которых приведены, будет реагировать соляная кислота?
Подчеркните формулы этих веществ, назовите соединения. Вспомните, к какому классу
неорганических соединений относится каждое сложное вещество?
CuО, СО2, Fe, Cu, Mg, H2SO4, Au, KClO3, NaOH, AgNO3, CaCO3.
10. Самостоятельная работа, выполнение задания в тетради.
11. Слово учителя. Итак, вы выполнили свои задания. Давайте проверим их вместе.
А. Сначала посмотрим, верно ли определены классы соединений:
CuО – оксид меди (основный оксид);
СО2 – оксид углерода (кислотный оксид);
H2SO4 – серная кислота (кислота);
Cu(OH)2 – гидроксид меди (нерастворимое основание гидроксид);
AgNO3 – нитрат серебра (соль азотной кислоты);
CaCO3 – карбонат кальция (соль угольной кислоты);
KClO3 – хлорат калия (соль хлорноватой кислоты).
Беседа (ученики, по желанию, называют соединения).
Б. Слово учителя. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть, как взаимодействует с некоторыми веществами
соляная кислота. Ваша задача рассмотреть опыты и определить, проходят ли химические реакции?
Демонстрация.
Действие на соляную кислоту индикатора (метилового оранжевого).
Взаимодействие соляной кислоты с магнием, железом, гидроксидом натрия (в пробирке с кислотой и
индикатором), оксидом меди, нитратом серебра, карбонатом кальция.
Одновременно – беседа, описание учениками признаков химических реакций.
В. Совместная работа, составление уравнений реакций на доске (на примере проведённых опытов – за
исключением реакции с хлоратом калия).
→ MgCl2 + H2↑
→ FeCl2 + H2↑
→ NaCl + H2O
→ CuCl2 + H2O
2HCl + Mg
2HCl + Fe
HCl + NaOH
2HCl + CuO
2HCl + CaCO3
HCl + AgNO3
→ CaCl2 + CO2 + ↑ H2O
→ AgCl
+ ↓ HNO3 6HCl + KClO3
→ KCl + 3H2O + 3Cl2↑
Г. Слово учителя. Итак, попробуем сделать выводы, с какими веществами взаимодействует соляная
кислота.
Беседа. А сейчас проверьте свои выводы (и задание), пользуясь таблицей учебника (стр. 167).
Д. Самостоятельная работа с таблицей учебника, проверка выводов.
Обсуждение. Особое внимание обратить на качественную реакцию на соляную кислоту и её соли.
12. Слово учителя. В начале урока у нас зашёл разговор о том, как можно помочь желудку при несварении
и при изжоге.
Сможете ли вы сейчас самостоятельно «выписать рецепт»? Как можно бороться с её избытком и, наоборот,
недостатком?
Совместная работа, обсуждение, выводы (можно в качестве подсказки показать аннотации к лекарственным
средствам от изжоги).
13. Слово учителя. Итак, мы выяснили, каковы химические свойства соляной кислоты. Основываясь на
этом, можете ли вы предположить, для чего (где) можно использовать соляную кислоту и её соли?
Беседа.
Совместная работа с рисунком учебника (стр. 168, рис. 7778), знакомство с областями применения соляной
кислоты и хлорида натрия.
III этап. Самостоятельное применение знаний.
Слово учителя. Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить
следующие задания:
1. С какими из веществ, формулы которых приведены ниже, будет реагировать соляная кислота?
SiO2, AgNO3, Zn(OH)2, SO2, Ag, Al, BaO, LiOH, Na2CO3.
Ответ подтвердите записью уравнений химических реакций.
2. В двух пробирках без подписей находятся разные кислоты – соляная и серная (одинаковы внешне).
Как можно определить, в какой пробирке соляная кислота?
IV этап. Самоконтроль и самооценка. Рефлексия.
1. SiO2, SO2, Ag не взаимодействуют.
AgNO3 + HCl
Zn(OH)2 + 2HCl
2Al + 6HCl
BaO +2HCl
LiOH+ HCl
Na2CO3 + 2HCl
→
2NaCl + CO
2 + H2O
→ AgCl
+ ↓ HNO3
→ ZnCl2 + H2O
2→ AlCl3 + 3H2
→ BaCl2 + H2O
→
2O
LiCl + H
2. При помощи нитрата серебра. В пробирке с соляной кислотой выпадет белый осадок.
Проверка выполненных заданий по ключу на доске.
V этап. Рефлексия. Ответы по карточкам.
Домашнее задание. Читать параграф 49, выучить свойства, подготовиться к практической работе 6
(стр. 173).
Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.