Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Оценка 4.7

Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
24.02.2017
Урок химии на тему:  Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Урок посвящён изучению свойств соляной кислоты, способам её получения,а также областям применения. В ходе урока закрепляются умения учащихся записывать уравнения химических реакций. На данном уроке демонстрируется качественная реакция на соляную кислоту и её соли. Кроме всего прочего ведётся беседа о биологическом значении соляной кислоты(пищеварение).
соляная к-та хим 8.docx
Конспект урока по химии 8 класс. Тема урока: Соляная кислота и её соли. Урок № 64.  Тема урока: Соляная кислота и её соли.  Планируемые результаты обучения: Личностные. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения  здоровья;  формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки  других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.    Предметные. Знать пути получения, применения  соляной кислоты, её химические и физические свойства.  Знать качественную реакцию на соляную кислоту и её соли. Уметь  составлять уравнения  реакций,  характеризующие химические свойства соляной кислоты. Уметь описывать области применения  соляной кислоты и её солей.  Метапредметные. Р. Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование  информации для решения задач, формулирование проблемы и способов её решения. П. Определение  объектов анализа, оперирование понятиями. Проведение расчётов. К. Выслушивать мнения других,  владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения. Основные понятия: Соляная кислота и её соли. Получение, применение  и свойства. Качественная реакция  на соляную кислоту и её соли.  Участие соляной кислоты в процессах пищеварения.   Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. Письменный фронтальный опрос (в тетради и на доске).  Продолжите уравнения реакций: → H2+Cl2  …. 2HCl ;      NaCl+H Назовите все вещества, определите  тип реакции.   Что объединяет эти реакции?  I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний. 1. Вводное слово учителя. Попробуйте определить вещество (оно и есть тема нашего урока) по его  описанию: 2SO4  …NaHSO ;      2NaCl+H  … Na 2SO4 + 2HCl 4 + HCl ↑ 2SO4  ­t → ↑ →    ↑ 1. Это вещество всегда с нами. 2. По правилам техники безопасности, при приготовлении раствора этого вещества,  его следует  наливать в воду, а не наоборот.  3. Это вещество не меняет цвет раствора фенолфталеина, а цвет метилового оранжевого  становится красным.  4. Соль этого вещества мы каждый день принимаем с пищей.  5. Это вещество, при небрежном с ним обращении, может вызвать сильные ожоги.  6. Молекула этого вещества состоит из одного атома самого лёгкого газа и одного атома  элемента № 17.   2. Обсуждение, беседа, определение вещества по описанию. Слово учителя. Молодцы, конечно, это соляная кислота. Итак, тема нашего урока «Соляная кислота и её соли» (запись темы на доске).  3. Слово учителя. Вопрос: как вы думаете, что мы должны знать (узнать) о соляной кислоте? Предположительные ответы: как получают соляную кислоту, с какими веществами взаимодействует,  где применяется.   II этап.  Решение проблемной ситуации.  1. Слово учителя. Когда вы определяли искомое вещество по описанию, я говорила, что это вещество  (соляная кислота) всегда с нами. Как такое может быть?  На самом деле, соляная (она же хлороводородная) кислота действительно всегда с нами.  Дело в том,  что соляная кислота входит в состав желудочного сока. Она помогает переваривать пищу, обладает  бактерицидным действием.  Но если человек питается неправильно, могут появиться проблемы со здоровьем, связанные именно с  соляной кислотой.  Недостаток кислоты может вызвать несварение, а, наоборот, избыток, привести к изжоге. Как вы  думаете, какими способами (или веществами), можно решить эти проблемы? 2. Беседа, выдвижение предположений, их запись на доске.  3. Слово учителя. Я предлагаю начать знакомство с соляной кислотой с выяснения путей её  получения и сразу даю подсказку – соляная кислота это водный раствор хлороводорода.  Подумайте, какими способами можно получить соляную кислоту в лаборатории и в промышленности? 4. Совместная работа. Беседа,  предположения (без подсказок учебника).   Выводы ­ если соляная кислота это раствор хлороводорода, значит, способы получения одинаковы.   Полученный хлороводород нужно растворить в воде.  5. Итак, мы предполагаем, что способы получения соляной кислоты и хлороводорода одинаковы. Откройте учебник на стр. 166, проверьте свои выводы.  6. Самостоятельная работа с текстом учебника, знакомство со способами получения соляной кислоты (проверка предположений), выводы. 7. Слово учителя.  Мы познакомились со способами получения соляной кислоты. Переходим к  изучению её свойств.  Начнём с изучения физических свойств. Пользуясь материалами учебника (стр. 166­167),  самостоятельно познакомьтесь с  физическими свойствами соляной кислоты   Физические свойства соляной кислоты: Цвет ….  Запах …  Плотность ….  Вес (по сравнению с водой – легче или тяжелее) …   Вкус … 8. Совместная работа, беседа, обсуждение физических свойств  соляной кислоты (по пунктам плана). 9. Слово учителя. Продолжим изучение свойств соляной кислоты (уже химических). Но сначала я предлагаю вам выполнить задание на доске,  поскольку тема «Кислоты» нам уже  знакома. Так вы сможете предварительно оценить свои знания (не пользуясь материалами учебника). С какими из веществ, формулы которых приведены, будет реагировать соляная кислота?  Подчеркните формулы этих веществ, назовите соединения.  Вспомните, к какому классу  неорганических соединений относится каждое сложное вещество?   CuО,  СО2,  Fe, Cu,  Mg,  H2SO4,  Au,  KClO3, NaOH,  AgNO3,  CaCO3.   10. Самостоятельная работа, выполнение задания  в тетради.  11. Слово учителя.  Итак, вы выполнили свои задания.  Давайте проверим их вместе.  А. Сначала  посмотрим, верно ли определены классы соединений:  CuО – оксид меди (основный оксид);  СО2 – оксид углерода (кислотный оксид);  H2SO4 – серная кислота (кислота);   Cu(OH)2 – гидроксид меди (нерастворимое основание ­ гидроксид);  AgNO3 – нитрат серебра (соль азотной кислоты);   CaCO3 – карбонат кальция (соль угольной кислоты); KClO3 – хлорат калия (соль хлорноватой кислоты).  Беседа (ученики, по желанию, называют соединения). Б. Слово  учителя. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть,  как  взаимодействует  с некоторыми веществами  соляная кислота. Ваша задача рассмотреть опыты и определить,  проходят ли химические  реакции?  Демонстрация.  Действие на соляную кислоту индикатора (метилового оранжевого).  Взаимодействие соляной кислоты с магнием, железом,  гидроксидом натрия  (в пробирке с кислотой и  индикатором), оксидом меди, нитратом серебра, карбонатом кальция.   Одновременно – беседа, описание учениками признаков химических реакций.  В. Совместная работа, составление уравнений реакций на доске (на примере проведённых опытов – за  исключением реакции с хлоратом калия).  → MgCl2 + H2↑   → FeCl2 + H2↑   → NaCl + H2O  → CuCl2 + H2O  2HCl + Mg   2HCl + Fe   HCl + NaOH  2HCl + CuO  2HCl + CaCO3       HCl + AgNO3    → CaCl2 + CO2  + ↑ H2O  → AgCl  + ↓ HNO3 6HCl + KClO3  → KCl + 3H2O + 3Cl2↑ Г. Слово учителя.  Итак, попробуем сделать выводы, с какими веществами взаимодействует соляная  кислота.  Беседа.  А сейчас проверьте свои выводы (и задание), пользуясь таблицей учебника (стр. 167). Д. Самостоятельная работа с таблицей учебника, проверка выводов.  Обсуждение. Особое внимание обратить на качественную реакцию на соляную кислоту и её соли.   12. Слово учителя. В начале урока у нас зашёл  разговор  о том,  как  можно помочь желудку при несварении  и при изжоге.  Сможете ли вы сейчас самостоятельно «выписать рецепт»?  Как можно бороться с её избытком и, наоборот,  недостатком?  Совместная работа, обсуждение, выводы (можно в качестве подсказки показать аннотации к лекарственным  средствам от изжоги).  13. Слово учителя. Итак, мы выяснили, каковы  химические свойства  соляной кислоты. Основываясь на  этом, можете ли вы предположить, для чего (где) можно использовать соляную кислоту и её соли? Беседа. Совместная работа с рисунком учебника (стр. 168, рис. 77­78), знакомство  с областями применения соляной кислоты и хлорида натрия.  III этап. Самостоятельное применение знаний. Слово учителя. Сейчас я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить  следующие задания: 1. С какими из веществ, формулы которых приведены ниже, будет реагировать соляная кислота? SiO2,  AgNO3,  Zn(OH)2,  SO2,  Ag,  Al,  BaO,  LiOH,  Na2CO3.  Ответ подтвердите записью уравнений химических реакций.  2. В двух пробирках без подписей находятся разные кислоты – соляная и серная (одинаковы внешне).   Как можно определить, в какой пробирке соляная  кислота?  IV этап. Самоконтроль и самооценка. Рефлексия. 1. SiO2,  SO2,  Ag  ­  не взаимодействуют. AgNO3 +  HCl   Zn(OH)2 + 2HCl   2Al + 6HCl   BaO +2HCl  LiOH+ HCl   Na2CO3 + 2HCl  →  2NaCl + CO 2 + H2O   → AgCl  + ↓ HNO3  → ZnCl2 + H2O  2→ AlCl3 + 3H2  → BaCl2 + H2O → 2O  LiCl + H 2. При помощи нитрата серебра. В пробирке с соляной кислотой выпадет белый осадок.  Проверка выполненных заданий по ключу на доске.  V этап. Рефлексия. Ответы по карточкам.  Домашнее задание. Читать параграф 49, выучить  свойства, подготовиться к практической работе 6  (стр. 173).

Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)

Урок химии на тему:  Соляная кислота и её соли.(8 класс)

Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)

Урок химии на тему:  Соляная кислота и её соли.(8 класс)

Урок химии на тему: Соляная кислота и её соли.(8 класс)

Урок химии на тему:  Соляная кислота и её соли.(8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017