Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
22.01.2019
Дана разработка уроки химии 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна. По ФГОС, дан подробный план урока, цели, задачи, УУД. Расписан подробный план урока. Выдержаны этапы урока. Дана подробная технологическая карта урока. Расписана деятельность учителя и учащихся на данном уроке. Указаны источниеи.
Урок химии по теме строение атома.docx
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8й класс
Класс: 8
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
УМК: О.С.Габриелян
Цели урока:
Образовательные:
Формировать знания о строении атома, умения определять величину заряда ядра,
число электронов, протонов и нейтронов; дать понятие “изотопы”, на основании
чего уточнить понятие “химический элемент”.
Развивающие:
Продолжить развивать умения сравнивать, анализировать.
Способствовать развитию речи: обогащению и усложнению словарного запаса.
Формировать умение работать индивидуально и в группе
Воспитательные:
Способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду: ответственное
выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места,
дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
Способствовать формированию естественноматериалистического мировоззрения,
развитию познавательного интереса, расширения кругозора учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
название и характеристику (заряд, масса) элементарных частиц атома;
состояние элементарных частиц в атоме;
какие характеристики атома зависят от числа протонов, числа протонов и
нейтронов;
что произойдет с атомом, если изменить число протонов, число нейтронов;
что такое изотопы и нуклиды;
почему относительная атомная масса не имеет целочисленного значения;
почему свойства изотопов водорода различны в отличие от изотопов других
элементов;
современное определение понятия “химический элемент”.
Уметь:
указывать положение элемента в периодической системе: порядковый номер, номер
периода и его вид, номер группы, название подгруппы;
по положению элемента в периодической системе определять: заряд ядра, число
электронов в атоме, протонов и нейтронов в ядре.
Основные термины:
Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Изотопы – разновидности атомов химического элемента с одинаковым зарядом ядра, но
разным массовым числом
Девиз урока: “Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал” (Тит
Лукреций Кар)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;
Вид учебной деятельности учащихся (по Коротяеву Б.И.): восприятие и осознание,
запоминание, воспроизведение и применение
Методы обучения: Репродуктивный (объяснительноиллюстративный); словесные (беседа,
объяснение), наглядные (таблицы, слайды), практические (упражнения), стимулирования
(мотивация, поощрение, похвала)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства ведения урока:
Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2017.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Компьютер, экран,
мультимедиапроектор.
Презентация в Microsoft PowerPoint
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление и контроль новых знаний. 5. Обсуждение домашнего задания.
6. Подведение итогов урока.
Этапы урока
Организационный
Задача: подготовить
учащихся к работе на уроке
Критерий выполнения:
полная готовность класса к
работе; быстрое включение
учащихся в деловой ритм;
организация внимания всех
учащихся
Методы и методические
приемы: фронтальная беседа
Подготовка учащихся к
активному и сознательному
усвоению нового
материала.
Задача: Организация и
направление к цели
познавательной активности
учащихся.
Критерий выполнения:
активность познавательной
деятельности учащихся на
последующих этапах;
эффективность восприятия и
осмысления нового
материала.
Методы и методические
приемы: эвристическая
беседа с элементами рассказа
Ход урока:
Деятельность учителя,
содержание учебного
материала
Приветствие учащихся,
фиксация отсутствующих,
проверка внешнего состояния
помещения, проверка
подготовленности учащихся к
уроку; организация внимания;
внутренняя готовность;
психологическая организация
внимания.
Запись на доске даты и темы
урока Состав ядра атома.
Изотопы. Химический
элемент. (Слайд №1).
Формулировка цели урока
(эвристическая беседа)
На свете много великих тайн.
Вот, например, яблоко.
Какая же это тайна? Съесть
его и – все дела!
А если разрезать яблоко
пополам, что тогда?
Получатся две половинки
яблока.
А если каждую из этих
половинок – ещё раз пополам?
Яблоко разделится на 4
части.
А если ещё?
Получится 8 частей.
Правильно! Но сколько раз
можно делить это яблоко?
Есть ли предел делению его на
части?
Деятельность учащихся
Приветствие; проверка
готовности к уроку.
Запись в тетради даты и
темы урока. Просмотр
слайда.
Слушание объяснений
учителя. Участие в
беседе
Проговаривание ответов
Обращение к учебнику в
случае затруднения
Формулировка цели
урока
Атом это наименьшая Вот вам и великая тайна –
делимость вещества.
Ещё 2500 лет назад
древнегреческий философ
Демокрит полагал, что любой
предмет состоит из
мельчайших частиц – атомов.
В России М.В.Ломоносов
говорил о мельчайших
частицах вещества. Он считал,
что существует два вида
материи “элементы” (атом),
“корпускулы” (молекулы).
Само слово “атом”, кстати,
что означает? Но в начале
прошлого века ученые
обнаружили, что атом, как и
яблоко, можно делить на
части.
Так какова цель нашего урока?
Запись на доске: Как устроен
атом? (Слайд №2)
История открытие сложного
строения атома.
Вступительное слово учителя.
Многие ученые на основе
экспериментальных данных
пытались создать модель
атома. Первая попытка
принадлежит английскому
физику Джозефу Томсону
(Слайд № 3)
Слушаем ученика
1 Приложение 1
Что мы возьмем из сообщения
о сэре Джозефе Томсоне,
чтобы ответить на вопрос
урока? (Слайд № 4)
Чтобы проверить гипотезу
Джозефа Томсона его ученик
английский ученый Эрнест
Резерфорд, (30 августа 1871 г.
– 19 октября 1937 г.) лауреат
Нобелевской премии по химии
частица того или иного
химического элемента,
которая сохраняет его
химические свойства.
Атом – от греческого
atomos – неделимый
Цель нашего урока:
узнать, как устроен атом.
Просмотр слайда.
Слушание и анализ
выступлений
одноклассников.
Просмотр слайдов
презентации.
Aтом имеет сложное
строение
Атом в целом нейтрален
В атоме есть
отрицательно
заряженные электроны
Усвоение новых знаний
Задача: Дать учащимся
конкретное представление об
открытии сложного строения
атома, о названиях и
характеристиках (заряд,
масса) элементарных частиц
атома; о состоянии
элементарных частиц в атоме;
добиться эффективности
восприятия, первичного
осознания, обеспечить
должную научность,
доступность изложения,
оптимальный темп и систему
методов.
Критерии выполнения:
правильность ответов
учащихся, активное участие в
работе, качество знаний на
последующих этапах
Методы и методические
приемы: рассказ учителя, В ходе беседы и
использования таблицы
приходят к выводу, что
сегодня известно, что в
центре атома находится
положительно
заряженное ядро, вокруг
которого вращаются
отрицательно
заряженные электроны.
Экспериментально
доказано, что ядро
состоит из протонов
(положительных частиц)
и нейтронов
(нейтральных частиц).
Слушание объяснений
учителя
сообщения учащихся,
постановка проблемной
ситуации, эвристических
вопросов, работа с
терминами, использование
таблиц первичного
обобщения материала,
использование приемов
мышления: анализа,
сравнения, обобщения,
конкретизации,
использование мультимедиа,
работа с учебником.
Проверка понимания
учащимися нового
материала.
Задача: проверка глубины
понимания учебного
материала, создание
нестандартных ситуаций при
использовании знаний
Методы и методические
приемы: беседа с
использованием таблицы
учебника (таблицу №2 с.25)
решение упражнений у доски
и в тетрадях,
самостоятельная работа,
самопроверка.
1908 года, провел эксперимент
(Слайд №5 ). Слушаем
ученика 2. (Слайды №6, №7)
Приложение 2
Первичное
обобщение (Беседа с целью
ответа на вопрос урока “Как
устроен атом?”, таблица
“Строение атома” (Слайд №8)
Модель Резерфорда не
оказалась последней Рассказ
учителя с целью
заинтересовать учащихся для
дальнейшего изучения истории
открытия строения атома.
Поэт В.Брюсов в 1922 году
под впечатлением от
удивительных открытий
физиков так дополнил модели
электрона и атома:
Быть может эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны,
троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом
–
Вселенная, где сто планет;
Там – все, что здесь, в объеме
сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Того, “чего здесь нет”,
оказалось более чем
достаточно, но об этом вы Слушание объяснений
учителя. Просмотр
слайдов презентации.
Анализ таблицы. Ответы
на вопросы. Работа с
периодической системой.
Просмотр слайдов
презентации. Запись
обозначений в тетрадь
Участие в беседе.
Работа с периодической
системой. Решение
упражнений.
Просмотр слайдов
презентации.
Участие в беседе,
просмотр слайдов,
записи в тетрадях
узнаете в курсе физики.
Названия и характеристики
(заряд, масса) элементарных
частиц атома; состояние
элементарных частиц в атоме.
Беседа с использованием
таблицы №2 с.45 учебника
(Слайд №9)
Приложение 3
Работа с терминами в ходе
беседы.
Приложение 4
Вопросы беседы. (Слайд №10)
Протоны (Нейтроны.
Электроны.) Как обозначаются
? Где находятся? Какую имеют
массу? Какой имеют заряд?
Чему равно число протонов?
Использование Периодической
системой химических
элементов Д.И. Менделеева
для определения состава
атома Рассказ учителя с
элементами беседы.Строение
любого атома мы можем
узнать по периодической
системе химических
элементов Д. И. Менделеева.
Каждому химическому
элементу присвоен
порядковый номер и для
каждого элемента подсчитана
атомная масса. Но это не
просто числа, они имеют
физический смысл. В чем он
заключается, мы сейчас
узнаем.
Введем следующие
обозначения (Слайд
№11) Приложение 5
Первичное обобщение по
использование Периодической
системой химических
элементов Д.И. Менделеева Усвоение новых знаний
Задача: Дать учащимся
конкретное представление об
изучаемых фактах, добиться
эффективности восприятия,
первичного осознания,
обеспечить должную
научность, доступность
изложения, оптимальный
темп и систему методов.
Критерии выполнения:
правильность ответов
учащихся, активное участие в
работе, качество знаний на
последующих этапах
Методы и методические
приемы: рассказ учителя,
сообщения учащихся,
постановка проблемной
ситуации, эвристических
вопросов, составление таблиц
первичного обобщения
материала, использование
приемов мышления: анализа,
сравнения, обобщения,
конкретизации,
использование мультимедио.
для определения состава
атома.
Решение упражнений (Слайды
№12,13,14) Приложение 6
Самостоятельная работа по
заполнению таблицы (Слайд
№15) Приложение 7
Организация самопроверка.
Критерии оценки (Слайд №16)
Постановка проблемы. Что
произойдет с атомом
элемента, если в его ядре
изменить число протонов? К
примеру, в ядро атома
водорода добавить один
протон?
(Получится новое ядро с
зарядом +2. Это ядро другого
химического элемента – гелия.
А если из ядра атома
кислорода удалить два
протона? Получится ядро с
зарядом +6. А это химический
элемент углерод.
Процессы превращения атомов
одних элементов в другие
относят к ядерным реакциям
Рассказ учителя. (Слайд №17)
Приложение 8
Понятие “изотопы”.
Постановка проблемы
Что произойдет с атомом
химического элемента, если в
ядре изменится число
нейтронов? Например,
добавить в ядро атома
водорода 1 нейтрон?
Получится ли новый
химический элемент?
(Слайды №18, 19, 20,21,22,23)
Углубление понятия
“химический
элемент” Приложение 9
Работа с раздаточным
материалом. Выполнение
самостоятельной работы.
Просмотр слайдов
презентации.
Самопроверка по слайду.
Слушание объяснений
учителя. Участие в
обсуждении проблемы.
Просмотр слайдов
презентации.
Анализ проблемной
ситуации. Участие в
обсуждении проблемы.
Слушание объяснений
учителя. Просмотр
слайдов презентации.
Запись изотопов
кислорода и определения
“изотопы” в тетрадь.
Анализ таблицы. Запись
определения
химического элемента в
тетрадь закрепить знания и
Закрепление нового
материала
Задача:
умения по новому материалу,
выработка знаний и умений
оперировать ранее
полученными знаниями,
оказание
дифференцированной
помощи, анализ ошибок
Критерии
выполнения: умение
воспроизводить основные
идеи нового материала,
умение соотносить между
собой факты, понятия;
активность учащихся
Методы и методические
приемы: беседа с
использование таблиц,
слайдов, самостоятельная
работа
сообщить учащимся о
Информация учащихся о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Задача:
домашнем задании,
разъяснить методику его
выполнения.
Критерии выполнения:
правильное выполнения
домашнего задания всеми
учениками
Методы и методические
приемы:
Подведение итогов урока
Задача: проанализировать ,
дать оценку успешности
достижения цели.
Критерии
выполнения:
осознание
учащимися значимости
Беседа с целью ответа на
вопрос урока “Как устроен
атом?” Как вы думаете, мы
ответили на вопрос урока “Как
устроен атом?” Кто
затрудняется, воспользуйтесь
учебником, с.24. Приложение
10
(Слайд №25) Самостоятельная
работа. Приложение 11
Участие в беседе,
изучение учебных
текстов, выделение
основных идей.
Работа с раздаточным
материалом. Заполнение
таблицы. Контроль
учителя.
Слушание объяснений
учителя.
Запись в дневники.
На дом (Слайд №26):
параграфы 6, 7 читать,
упр.3,5 с.2425 выполнить
всем, образцы выполнения в
тетрадях, упр. 3 оформите в
виде таблицы; упр.5
обязательно пользуйтесь
обозначениями элементарных
частиц
упр.1 с. 24 выполните, кто
желает.
Участие в беседе.
Рефлексия.
Беседа.
1. Прочитаем тему урока.
2. Прочитаем цель урока.
Ответили мы на главный
вопрос урока “ Как устроен
атом”?
Какую оценку Вы поставили полученных результатов и
готовность использовать их
для достижения учебных
целей
Методы и методические
приемы: беседа, самооценка
деятельности на уроке
бы себе на уроке?
Учитель предлагает взять
стикеры красного, розового и
желтого цвета и
соответственно прикрепить на
лист тетради:
красный, если ставим
себе “5”,
розовый, если “4”,
желтый, если “3”. L
Слайд № 27 Спасибо за
работу!
Использованная литература:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных уччреждений . М.: Дрофа, 2009.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003
Интернетресурсы:
1. Урок Смирновой Т.А. “Строение атома. Изотопы”. festival.1september.ru›articles/571120/
2. Урок Васильевой Н. Г. “Строение атома” konkyrs.org›…uroki…pokhimiistroenieatomav…
3. Гара Н.Н. Уроки химии prosv.ru›ebooks/Gara_Urokihimii_8kl/6.html
4. Урок Зыряновой В. А. "Строение атома" festival.1september.ru›articles/583561/
5. Разработка урока физики “Строение атома. Схема опыта Резерфорда” bogdanovka
school.narod.ru›teach2.htm
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.