Урок химии в 8 классе. Урок составлен в рамках ФГОС. УМК: Химия. 8 класс. Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2010. Цель: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток».
урок химии Типы кристаллической решетки.doc
Современный урок химии в 8 классе по теме
«Типы кристаллических решеток»
Бархатова Татьяна Ивановна, учитель математики, физики
МКОУ Киргинская СОШ с. Кирга Ирбитского района
Пояснительная записка
В свете внедрения ФГОС основного образования в школах России
произошло смещение акцентов в обучении со «знаниевой» направленности
образования на деятельностную. В основе ФГОС лежит системно
деятельностный подход. В связи с этим современному учителю необходимо
освоить и применять в своей работе приемы, методы и средства, позволяющие
развивать у обучающихся универсальные учебные действия.
Объект – изучение химии согласно ФГОС основной школы
Предмет – развитие универсальных учебных действий на уроках химии в 8
классе
Цель: на основе изучения нормативных документов, учебнометодической
литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока химии
для 8го класса по теме «Типы кристаллических решеток».
Задачи:
1. Изучить нормативные документы и учебнометодическую литературу,
раскрывающую содержание ФГОС.
2. Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные
действия на уроке химии для 8го класса по теме «Типы кристаллических
решеток»
3. Составить конструкт урока по химии для 8го класса по теме «Типы
кристаллических решеток»
Методы, используемые для реализации данного проекта:
сравнение, обобщение, анализ.
Планируемый результат: Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в развитии
УУД на уроках химии в 8 классе.
Конструкт урока
Тема урока: Типы кристаллических решеток
Класс: 8.
УМК: Химия. 8 класс. Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2010.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических
решеток, слайдфильм о кристаллах, проектор, ноутбуки.
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
1. Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
2. Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их
молекулярных,
атомных,
кристаллических решёток:
металлических.
ионных,
3. Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки,
применяя логику.
4. Осознают значение теоретических знаний для практической
деятельности человека.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к
обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно
следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической
решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами
вещества.
Личностные результаты:
формирование познавательных интересов
учащихся при самостоятельном приобретении новых знаний на основе
практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу,
учителю и результатам обучения. Метапредметные результаты: развитие умения самостоятельно ставить
цели, самостоятельной работы с информацией любой сложности, развитие
моно и диалоговой речи, умения выражать свои мысли, выслушивать
собеседника, фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Предметные результаты:
Базовый уровень: развитие умений заполнять таблицу, обнаруживать
зависимости
Повышенный уровень: объяснять полученные результаты и делать выводы
Высокий уровень: формирование убеждения в объективности научного
знания
Методы:
Практический
Словесный
Наглядный
Этапы
урока
Организаци
онный
Мотивацио
нный
Повторение
материала
Деятельность
учителя
Приветствие. Создает
благоприятную
эмоциональную
атмосферу, проверяет
готовность к уроку.
Ведет эвристический
диалог и организует
деятельность
учеников по
определению цели
урока и её
достижения.
Предлагает варианты
задач урока для
выбора и определения
их
последовательности.
Организует
деятельность
учащихся по
определению связи
изученного ранее на
уроках физики и
химии с новой темой.
Деятельность
ученика
Приветствует
учителя,
демонстрирует
готовность к уроку.
Включается в
эвристический
диалог.
Совместно
определяет цель
урока.
Выбирает задачи для
достижения цели и
последовательность
их выполнения.
Отвечает на вопросы
учителя, работая в
группе.
Записывают
определения
основных понятий по
теме урока.
Развиваемые УУД
знание моральных
способность к
усилию,
Р.
волевому
готовность к уроку.
Л.
норм.
Р. целеполагание,
планирование.
К. выражение своих
мыслей, аргументация
своего мнения.
П. формулирование
познавательной цели,
анализ с целью
выделения признаков.
П. построение
логической цепи
рассуждений.
К.
с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли, слушать и
умение
Результат
работы ученика
Готовое рабочее
место.
Сформулирован
ы цель и задачи
урока.
Коллективное
составление
кластера на
доске.
Записанные в
тетради
определения. Формулирует
определения основных
понятий по теме
урока.
Организует учащихся
на выполнение
практической работы,
координирует работу
в группах, предлагает
планы работы групп.
Усвоение
новых
знаний
Промежуто
чный
контроль
Организует
деятельность
учащихся по
обсуждению
результатов работы в
группах.
Выполняет
практическую работу
в группе, делает
выводы.
Работает с
учебником по
предложенному
плану, заполняет
таблицу, делает
вывод, составляет
рассказ.
Представляет
результаты
выполненной работы
(рассказ), слушает и
заполняет таблицу в
тетради.
Сравнивает данные
таблицы и
устанавливает
причинно
следственные связи.
Рефлексив
ный
Даёт тестовое задание
по изученной теме.
Предлагает провести
взаимоконтроль и
оценить деятельность
друг друга по данным
критериям.
Побуждает к
высказыванию
учащимися своего
мнения о результатах
урока.
Выполняет тест.
Проводит
взаимоконтроль и
оценивает ответ
одноклассника.
Формулирует
конечный результат
своей работы на
уроке.
Определяет
значимость урока
для себя лично.
инициативное
в
сборе
вступать в диалог.
Р.
выделение
и
осознание учащимися
того, что уже усвоено и
что ещё подлежит
усвоению.
П. поиск и выделение
информации.
К.
сотрудничество
поиске
и
информации.
Л. ориентация в
межличностных
отношениях, умение
правильно распределить
обязанности в группе.
П.
как
составление целого из
частей,
восполняя
недостающие
компоненты,
установление причинно
следственных связей.
Р. умение представить
результаты работы.
К.
с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли и оценивать
действия партнера.
Л. понимание
значимости полученных
результатов.
Р.
и
осознание учащимися
того, что уже усвоено,
контроль.
Л.
значимости
приобретаемых
на
уроке знаний и умений.
понимание
выделение
умение
синтез
Выполненная
практическая
работа.
Заполненная
таблица.
Результаты
представлены в
письменном и
электронном
виде, сделаны
выводы.
Отметка за урок.
Оценка своего
эмоционального
состояния. Тема урока: «Типы кристаллических решеток»
«Познать сущее нельзя извне,
можно только изнутри»
Н.Бердяев
Класс: 8.
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
1. Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
2. Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их
молекулярных,
атомных,
кристаллических решёток:
металлических.
ионных,
3. Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки,
применяя логику.
4. Осознают значение теоретических знаний для практической
деятельности человека.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к
обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения
вещества
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно
следственные связи между типом химической связи и типом
кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и
физическими свойствами вещества.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических
решеток, пластилин, графит, ложки металлические и пластмассовые,
коллекция минералов, проектор, ноутбуки.
Ход урока
Этапы урока
Содержание этапа урока Организационный
На перемене: на экране под музыку демонстрируются
фотографии кристаллов.
Мотивационный
учащихся
Приветствие, проверка готовности к учебному занятию.
Организационный момент позволяет положительно
настроить учеников, организовать их внимание. На этом
этапе формируется умение внутренне организовать
себя, сосредоточиться.
Учитель. Формулирует тему урока и организует
деятельность
по
целеполаганию
(эвристическая беседа с учащимися).
Какие вопросы возникли у вас после просмотра
слайдов?
Какие области применения кристаллов вы можете
назвать?
Как вы думаете, почему кристаллы применяются по
разному?
Почему у кристаллов разные свойства?
По итогам беседы учитель и ученики совместно
формулируют цель урока:
«Изучить типы кристаллических решёток».
Учитель: организует деятельность учащихся в группах
по постановке задач урока.
Учащиеся: работают в группах,
выбирая из
предложенных задач, подходящие к теме урока и
расставляют их по порядку выполнения.
Задание №1: выберите из предложенных задач,
которые позволят достигнуть поставленной цели и
расставьте по порядку их выполнения.
Задачи урока:
1. Повторить правила написания орфограммы «ЖИ,
ШИ»
2. Повторить виды химической связи, агрегатные
состояния вещества.
3. Изучить понятия: «Кристаллическая решетка»,
«Типы кристаллических решеток».
4. Научиться адекватно реагировать на замечания
одноклассников.
5. Научиться
определять свойства веществ в
зависимости от типа кристаллических решёток.
6. Развивать познавательный интерес,
используя проблемный диалог.
7. Научиться организовывать свой учебный труд,
соблюдать правила работы в группе.
8. Посмотреть видеофильм «Война и мир» от начала
до конца за урок.
Повторение
материала
Усвоение новых
знаний
обсуждения в группах на экране
В результате
демонстрируются цель и задачи урока.
Учитель. Предлагает повторить ранее изученный
материал по заданию №2.
Задание №2.
Группа 1, 2.
Обсудите в группах, от чего зависит агрегатное
состояние воды, и составьте кластер.
Группа 3,4
Обсудите в группах, от чего зависит одинаковое
агрегатное состояние железа, поваренной соли,
кварцевого песка, и составьте кластер.
Ученики. Группы представляют результаты своей
работы и составляют коллективный кластер на доске.
В результате обсуждения учащимися формулируется
вывод.
Учитель: даёт определение основных понятий урока:
«Кристаллические вещества имеют чёткую температуру
плавления и, главное, характеризуются правильным
расположением частиц в строго определенных точках
пространства. При соединении этих точек прямыми
линиями образуется пространственный каркас,
называемый кристаллической решёткой. Точки, в
которых размещены частицы кристалла, называют
узлами решётки. Типы кристаллических решеток
зависят от частиц, которые расположены в узлах
кристаллической решетки».
Ученики: записывают определения (кристаллическая
решетка, узел кристаллической решетки)
Учитель. Организует деятельность учащихся в группах
по изучению каждого типа кристаллической решётки.
Задание №3.
1 группа
Цель: познакомиться с типами
Практическая кристаллических решеток.
1. Какие
кристаллические
решетки называются ионными?
макет
решетки
2. Исследуйте
кристаллической
хлорида натрия.
3. Заполните таблицу №1
4. Сделайте вывод,
какими
свойствами обладают вещества
с ионной кристаллической
решеткой.
5. Какие вещества имеют ионную
кристаллическую решетку?
2 группа
Цель: познакомиться с типами
кристаллических решеток.
1. Какие
решетки
атомными?
2. Исследуйте
кристаллической
алмаза.
кристаллические
называются
макет
решетки
3. Заполните таблицу №1
4. Сделайте вывод,
какими
свойствами обладают вещества
с атомной кристаллической
решеткой.
5. Какие вещества имеют такую
же кристаллическую решетку?
3 группа
Цель: познакомиться с типами
кристаллических решеток.
1. Какие
решетки
металлическими?
кристаллические
называются
2. Исследуйте
макет
работа
Используйте
учебник
Подготовьте
рассказ
кристаллической
решетке
выданного
вещества.
о
Практическая
работа
Используйте
учебник
Подготовьте
рассказ
кристаллической
решетке
выданного
вещества.
о
Практическая
работа
Используйте
учебник
Подготовьте
рассказ
о кристаллической
натрия.
решетки
3. Заполните таблицу №1
кристаллической
решетке
выданного
вещества.
4. Сделайте вывод,
какими
свойствами обладают вещества
с
металлической
кристаллической решеткой.
5. Какие
вещества
имеют
металлическую
кристаллическую решетку?
4 группа
Цель: познакомиться с типами
кристаллических решеток.
Практическая
работа
1. Какие
кристаллические
называются
решетки
молекулярными?
2. Исследуйте
кристаллической
воды.
макет
решетки
3. Заполните таблицу №1
4. Сделайте вывод,
какими
свойствами обладают вещества
с такой кристаллической
решеткой.
5. Какие вещества имеют такую
же кристаллическую решетку?
Используйте
учебник
о
Подготовьте
рассказ
кристаллической
решетке
выданного
вещества.
Промежуточный
контроль
Учащиеся. В конце самостоятельной работы
внимательно слушают выступления представителей от
каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических
решёток, остальные дополняют, корректируют ответы.
Учитель
на экране демонстрирует полностью
заполненную таблицу (Приложение 1, Таблица №1) и
просит сформулировать общий вывод по таблице.
Ученики устанавливают логическую связь между
частицами, образующими вещество, видом химической
связи, типом кристаллической решетки и физическими
свойствами вещества. Домашнее задание
Рефлексивный
Учитель предлагает записать домашнее задание (по
выбору):
1. смоделировать кристаллическую решетку любого
вещества;
2. составить синквейн на тему «кристалл»,
«решётка»;
Цель: использование полученных на уроке знаний при
решении тестов
Учитель предлагает каждому ученику выполнить тест
(6 вариантов).
Задание №4.
Вариант 1.
А1. Вещества с атомной кристаллической решеткой
1) очень твердые и тугоплавкие
2) хрупкие и легкоплавкие
3) проводят электрический ток в растворах
4) проводят электрический ток в расплавах
А2. Молекулярное строение имеет
1) алмаз
2) азот
3) кремний
4) поваренная соль
А3. У веществ с низкой температурой плавления
кристаллическая решетка
1) атомная
2) ионная
3) молекулярная
4) металлическая
А4. Молекулярный тип кристаллической решетки
реализуется в строении:
1) NaCl
2) SiO2
3) Н2О
4) Ba(NO3)2
В1.
встречается в простых веществах?
Учащиеся
осуществляют взаимопроверку по
предложенным на экране ответам и выставляют оценки
по критериям.
Учитель. Организует деятельность учащихся по
осуществлению контроля выполнения поставленных
задач и достижения поставленной цели урока.
Какой тип кристаллической решётки не Вы молодцы!
После окончания урока оцените значимость урока для
себя лично с помощью цветных смайликов.
Ученики: после урока оценивают по памятке своё
эмоциональное состояние.
В результате на доске появляется разноцветная
кристаллическая решётка, в узлах которой находятся
смайлики.
Инструкция.
Зелёный
Красный
Жёлтый
Я удовлетворён
уроком
Урок полезен для
меня
Я
поработал
Я всё понимал
хорошо
Урок интересный
принимал
Я
участие
Я работал
Мне
комфортно
уроке
было
на
Пользы от урока
мало
Я не принимал
участие
Я не понимал о чём
идёт речь
Мне это не нужно
Приложение 1
Таблица 1. Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ
Тип
решетки
Ионная
Виды
частицв
узлах
решетки
Ионы:
катионы и
анионы
Вид
связи
между
частицам
Ионная
Атомная Атомы
Ковалент
ная
Примеры
веществ
Соли,
оксиды и
гидроксиды
типичных
металлов
Алмаз,
кремний,
бор.
Исключение:
кварц (оксид
кремния)
Молекул Молекулы Между
При
Наиболее
характерные
физические
свойства
Тугоплавкие,
нелетучие,
твердые, многие
хорошо
растворимы в воде
и проводят
электрический
ток в растворе и
расплаве
Твердые,
нерастворимые,
тугоплавкие, как
вещества с ионной
кристаллической
решеткой, но
часто в
превосходной
степени – очень
твердые, очень
прочные и т.д.
Легкоплавкие,
Практическое
значение
физических
свойств
Производство
металлов
методом
электролиза из
растворов или
расплавоа их
солей
Изготовление
режущих и
сверлящих
инструментов из
данных веществ
«Сухой лёд», ярная
молекула
существу
ют слабые
силы
межмолек
улярного
притяжен
ия, а вот
внутри
молекул
прочная
ковалентн
ая связь
Металли
ческая
Атомионы Метал
лическая
обычных
условиях
газы или
жидкости,
или твердые
вещества с
низкой
температуро
й плавления:
органически
е вещества
(нафталин),
вода,
углекислый
газ и др.
Металлы и
сплавы
нафталин
летучие, в
твердом виде
хрупкие,
способны к
возгонке, имеют
малую твердость
Ковкие,
пластичные,
тягучие, электро
и
теплопроводные,
имеют
металлический
блеск и т.д.
Изготовление
изделий
различной
формы,
электропроводн
иков,
нагревательных
элементов и т.д.
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.