Урок химии "Удивительный мир азота"
Оценка 4.6

Урок химии "Удивительный мир азота"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
31.03.2017
Урок химии "Удивительный мир азота"
Данный материал является разработкой урока по неорганической химии для 9-ого класса. Материал содержит задания , отражающие сведения об азоте и его основных соединениях. Урок предусматривает групповую работу учащихся. В ход урока проводится демонстрация химических опытов, иллюстрирующих химические свойства некоторых соединений азота.
азот урок.doc
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ «Удивительный мир азота» Учитель: Закревская Ирина Владимировна Леонидовская средняя школа 2011 год ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знаний учащихся об азоте и его соединениях;  биохимической роли азота; практическом применении азота и его соединений в  народном хозяйстве. ЗАДАЧИ: обучающие  ­ закрепить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе на  примере характеристики строения атома и свойств азота и его соединений; ­ углубить знания о биохимической роли азота; ­ ознакомить с областями практического применения азота и его соединений; развивающие ­ обеспечить приобретение учащимися научных знаний при их участии в химическом  эксперименте; ­ развивать умения работать с дополнительной литературой, ИКТ; ­ продолжить развитие  практических умений обращения с химическими реактивами и  лабораторным оборудованием; ­ закрепить умения записывать реакции ионного обмена, окислительно­ восстановительные реакции; воспитательные: ­ способствовать формированию умения содержательно выступать перед аудиторией; развитию речи; знанию и владению химического языка; ­ продолжить экологическое воспитание. Оборудование:  ­ Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; ­ интерактивная доска ( флипчарт, презентации, видеоролики),  ­ реактивы: хлорид аммония, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин,азотная кислота  (2%­ый раствор и концентрированная),медь, оксид меди (II),гидроксид натрия,  карбонат натрия; ­  лабораторная посуда, штатив, спиртовка. Тип урока: интегрированный (химия – биология). Форма проведения: урок – соревнование. Методы обучения: репродуктивный, частично­поисковый, практический. ХОД УРОКА: I. Организационный момент.( На интерактивной доске молекула азота, тема  урока оформлена бегущей строкой на казахском и русском языках) Приветствие: Наука не стоит на месте. Вперед шагает каждый час. И я сегодня приглашаю Вас на урок в девятый класс. А чтоб вам было интересно Эксперименты покажу, Об элементе пятой группы Я кое­что вам расскажу. Звенит звонок. Урок мой начат. Садитесь по удобнее, друзья.      В мир химии, таинственный чудесный,      Вас, здесь сидящих, приглашаю я.       II.Ориентировочно­мотивационный этап.      Учитель:      Я – газ!      И, впрочем, не активен.      И мной дышать      Совсем нельзя.      Но очень нужен       Всем я в этом мире.      Поговорите обо мне,      Друзья!  ( Учитель озвучивает тему урока, цель, задачи)     Учитель задает вопросы: ­ Какое значение имеет азот в народном хозяйстве? ( производство аммиака, азотной  кислоты, медицинских препаратов, взрывчатых веществ и т.п) ­ Какое значение имеет азот в природе? (входит в состав всех белков, нуклеиновых  кислот, необходим растениям для роста в виде удобрений). III. Актуализация знаний. (Обобщение знаний по теме «Азот и его соединения») В начале урока класс делится на три команды. Каждой команде выдается лист ответов. Каждая команда заранее получила домашнее задание подготовить презентацию по  темам: « Практическое значение аммиака», «Применение азотной кислоты в народном  хозяйстве», «Биохимическое значение азота»). На интерактивной доске алгоритм характеристики положения азота в Периодической  системе химических элементов. Ответы закрыты «шторкой». ЗАДАНИЕ №1.  Характеристика азота по его положению в периодической системе. Алгоритм: 1.Заряд ядра, химический символ 2.Период,группа,подгруппа 3.Относительная атомная масса 4.Строение атома и ядра (количество e,p,n) 5.Электронная формула 6. Степень окисления в высшем оксиде 7.Химическая формула высшего оксида 8.формула летучего водородного соединения 9.Формула кислоты или основания  Право на ответ имеет команда, выполнившая задание первой. После ответа учащихся «шторка» открывается, учащиеся исправляют ошибки. Учитель задает дополнительные вопросы (отвечают желающие). ­ Какие еще степени окисления может проявлять азот в соединениях? (­3,+1,+2,+3,+4) ­Сколько оксидов образует азот? ­ Какие из оксидов являются солеобразующими? Почему? им соответствуют азотистая и азотная кислоты) ­ Какова формула молекулы азота? ­ Нахождение азота в природе? ( в воздухе –молекулярный азот, в живых организмах­ белки, нуклеиновые кислоты,  в недрах Земли в виде нитратов –селитры). (N2O3 , NO2 , N2O5  +7 N II, VA 14 а.е.м. e=7, p=7 n=14­7=7 1s22s22p3 +5 N2O5 NH3 HNO3 (5) (N2) Учитель: Я растворяюсь хорошо в воде. Имею запах, Правда неприятный. Но в медицине  так нуждаются во мне. И в холодильных установках Я припрятан. ­О каком веществе идет речь? ­Почему аммиак является летучим водородным соединением? ­Как можно получить аммиак в лабораторных условиях?  солей аммония со щелочами при нагревании.)  (Аммиак) (Это газ.) (Взаимодействие ЗАДАНИЕ №2. Характеристика аммиака. ( на интерактивной доске) 1. Молекулярная формула аммиака 2. Молярная масса аммиака      3.Структурная формула аммиака NH3      17 г/моль­1  H                                                                             Учитель: А теперь я предлагаю получить аммиак в лабораторных условиях.   ( Прибор на рис 1.) + + Cl­ + Na+ +OH­ = NH3 +H↑ 2O +Na+ +Cl­ + +OH­  = NH3 +H↑ 2O Запишите уравнение данной реакции в молекулярном и ионном виде ( Один ученик работает у доски) NH4Cl+NaOH=NH3+H2O+NaCl NH4 NH4      4.Как называются соли образованные аммиаком?      5. Запишите формулу иона аммония       6. Как можно получить соли аммония?    (взаимодействием аммиака с кислотами)    Учитель демонстрирует опыт « Дым без огня» У доски ученик записывает уравнение реакции. NH3 +↑ НCl↑= NH4Cl Учитель открывает «шторку». Ученики исправляют ошибки. Учитель: С применением аммиака ознакомит первая команда в презентации  «Практическое значение аммиака»   Соли аммония NH4 + Учитель: Я рыжую ношу косу. И с благородными дружу металлами. А соли все, что образую я Вы называете нитратами. О каком соединении азота идет речь? (азотная кислота) ЗАДАНИЕ №3. Характеристика азотной кислоты. ( ответы на вопросы за «шторкой») 1.Записать молекулярную и структурную формул азотной кислоты. 2.С какими сложными веществами взаимодействует азотная кислота: ­ с оксидами металлов CuO+2 HNO3=Cu(NO3)2 +2H2O ­ с основаниями NaOH + HNO3= NaNO3+ H2O( в присутствии фенолфталеина или лакмуса синего) ­с солями K2CO3+2 HNO3= 2KNO3+H2O+CO2 ( демонстрация опытов) Уравнения реакций записаны на интерактивной доске. Учащиеся расставляют коэффициенты. HNO3 Дополнительные вопросы.  Отвечают по желанию. 1. Взаимодействует ли азотная кислота с металлами? 2. От чего зависят продукты реакции? (От активности металла и концентрации (Да) кислоты.) (Флипчарт с уравнениями реакций азотной кислоты с металлами) 3. Какие металлы не взаимодействуют с азотной кислотой? Почему? (железо, алюминий, потому что покрыты оксидной пленкой) 4. Что такое «царская водка»? (смесь концентрированных азотной и соляной кислот в отношении 1:3) 5. Почему так называют эту смесь?   (растворяет благородные металлы: золото и  платину) 6. Как еще называют соли азотной кислоты.? 7. Как можно определить соли азотной кислоты в растворах? (селитры) (взаимодействие нитратов с концентрированной серной кислотой в присутствии  меди) Демонстрация видеоролика с опытом «Качественная реакция на нитраты» Уравнение реакции учащиеся записывают на доске. Открывается «шторка». Учащиеся исправляют ошибки. Учитель: С применением азотной кислоты ознакомит вторая группа в презентации  «Применение азотной кислоты в народном хозяйстве» Учитель: Мы и ферменты, и гормоны, И материал строительный для клеток. А если бы нас не было на свете, То жизни не было бы на планете. ( о белках) ( четыре) (аминокислота)        (биокатализаторы) ( биологически активные вещества) О чем идет речь? Учитель: Азот входит в состав многих органических соединений. Это аминокислоты, белки,  нуклеиновые кислоты. Большое значение для живых организмов имеют белки. Ф.Энгельс сказал: «Жизнь есть способ существования белковых молекул…» ( На доске флипчарт « Структура белковой молекулы») ЗАДАНИЕ №4. Белки. ( ответы за «шторкой») 1.Сколько структур имеет белковая молекула? 2. Что является мономером белка? 3. Как молекулы аминокислот соединяются в первичной структуре белка? ( с помощью пептидной связи) 4.Что такое ферменты? 5.Что такое гормоны? 6.Как называется процесс разрушения белковой молекулы?         (денатурация) ( Открывается «шторка». Учащиеся исправляют ошибки) Учитель:  На белки так существуют качественные реакции. Некоторые из них называют  цветными. Для того, чтобы в белке определить наличие бензольного кольца, применяют  концентрированную азотную кислоту. При этом происходит окрашивание в желтый  цвет. Поэтому, когда азотная кислота попадает на кожу, появляются желтые пятна. (Учитель демонстрирует реакцию взаимодействия яичного белка с азотной кислотой.) С биологической ролью азота ознакомит третья группа в презентации  « Биохимическая роль азота». (Подведение итогов соревнования) Учитель проговаривает оценки. ИТОГ УРОКА: Учитель: Сегодня вы убедились, что азот не только распространенный химический элемент, но и  жизненно важный элемент. В заключении я продемонстрирую видеоролик «Азот». Учитель: Мы от азота до белка Шагали с вами постепенно. Азотная встречалась кислота И аммиак был с нею непременно. Мир, что сегодня посетили вы, Непредсказуем и прекрасен. Но если что­то в нем изменим, Для нас он может стать опасным. Поэтому нельзя нам забывать, Что изменять природу мы не вправе. Должны мы помогать ей процветать Тогда природа будет в дружбе с нами. ЛИСТ ОТВЕТОВ       ЗАДАНИЕ №1  Характеристика азота по его положению в периодической системе. Алгоритм: 1.Заряд ядра, химический символ 2.Период,группа,подгруппа 3.Относительная атомная масса 4.Строение атома и ядра (количество e,p,n) 5.Электронная формула 6. Степень окисления в высшем оксиде 7.Химическая формула высшего оксида 8.формула летучего водородного соединения 9.Формула кислоты или основания Количество ошибок: Оценка: Дополнительные баллы:            ЗАДАНИЕ №2. Характеристика аммиака. 1.Молекулярная формула аммиака 2.Молярная масса аммиака 3.Структурная формула аммиака 4.Как называются соли образованные аммиаком?  5. Запишите формулу иона аммония  6. Как можно получить соли аммония   Количество ошибок: Оценка: Дополнительные баллы: ЗАДАНИЕ №3. Характеристика азотной кислоты. 1.Записать молекулярную и структурную формул азотной кислоты.   2.С какими сложными веществами взаимодействует азотная кислота  Количество ошибок: Оценка: Дополнительные баллы: ЗАДАНИЕ №4. Белки. 1.Сколько структур имеет белковая молекула? 2. Что является мономером белка? 3. Как молекулы аминокислот соединяются в первичной структуре белка?   4.Что такое ферменты? 5.Что такое гормоны? 6.Как называется процесс разрушения белковой молекулы?           Количество ошибок: Оценка: Дополнительные баллы: ОБЩАЯ ОЦЕНКА:

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"

Урок химии "Удивительный мир азота"
Скачать файл