Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»
Оценка 4.8

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
МХК
10 кл
13.05.2018
Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»
КИТАЙ – это страна с богатым прошлым и не менее интересным настоящим, которая дала миру великих ученых и философов, подарила множество изобретений. Память о славных эпохах великих императоров, бравых воинах и седых мудрецах хранится в уникальном искусстве и великом множестве памятников истории, архитектуры и литературы, дошедших через столетия до наших дней
Культура Древнего Китая.doc
Тема урока : «Художественная культура Древнего и средневекового  Китая» Урок – презентация. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с Древним и средневековым Китаем   Задачи урока:1.Рассказать о художественных ремеслах, изобретениях.                      2.Познакомить с литературой и искусством.                      3.Представить произведения архитектуры, живописи,  скульптуры, музыки.                      4. Формировать у учащихся умение адекватно воспринимать и  оценивать произведения искусства Оснащение урока: проектор, экран, компьютер, учебник МХК, презентации. План урока: 1. два исторических пласта: художественная культура древнего Китая (с 4  тыс.до н.э. до 3 века н.э.) и художественную культуру средневекового  Китая (4 – 19 вв.) Образование первых государств.(Шан, Цинь и Хань – 3  век до н.э. 3 век н.э., первые архитектурные сооружения (погребальные  сооружения, Великая Китайская стена),  2.   Империя Тан 618 – 907 и Сун 960 – 1279г.                                       художественные ремёсла и изобретения                                                          литература и искусство 8 – 9 века  «Золотой век»                                            архитектура в период Танского государства                                                     Китайская пейзажная живопись                                                                          скульптура Китая                                                                                             музыкальные произведения Востока      Ход урока Учитель начинает свой рассказ со стихотворения Федора Ивановича Тютчева                             Где вы, о древние народы!                             Ваш мир был храмом всех богов,                             Вы книгу Матери – природы                              Читали ясно  без очков. 2. КИТАЙ – это страна с богатым прошлым и не менее интересным  настоящим, которая дала миру великих ученых и философов, подарила  множество изобретений. Память о славных эпохах великих императоров, бравых воинах и седых мудрецах хранится в уникальном искусстве и  великом множестве памятников истории, архитектуры и литературы,  дошедших через столетия до наших дней Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая, как  и многих других восточных цивилизаций, уходят в глубокую древность, в IV  тыс. до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял  самобытности, а китайское искусство сохранило неповторимый колорит  древних традиций, которые со временем превратились в канонизированные  представления о жанрах, формах, символах художественного творчества. Как говорил один мудрец:  То, что глубоко посадил, нельзя в                                                                      То, что крепко обхватил, трудно отнять.                                                           Поэтому нельзя положить конец ритуальным                                                      подношениям сыновей и внуков своим предкам. 3. Рассматривая художественную культуру Китая как единое целое, в ней выделяют два основных исторических пласта:  Лао Цзы 1. художественную   культуру  древности,   охватывающую   огромный промежуток времени — с IV тыс. до н. э. до III в. н. э.,  2. художественную культуру средневекового Китая — IV—XIX вв. 4.Религии:   Буддизм   ­  буддизм,   пришедший   из   Индии   и   бывший   на территории Китая первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу, а также обещал спасение в раю для всех верующих и помощь милосердных богов ­ бодисатв. Являясь опорой феодального государства, это учение уже  в V ­VI веках  получило  чрезвычайно широкое распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая, от которых буддизм позаимствовал   много   местных   особенностей   и   старых   народных культов.  • Даосизм   ­  Одно   из   основных   направлений   древне   ­   китайской философии; возникло в 4­3вв. до н. э, главные трактаты “Лао ­ цзы” и “Чжуан   ­   цзы”.   Основное   понятие   ­дао.   В   центре   учения   Даосизма, противостоящему   конфуцианству   и   моизму,   ­   призыв   к   человеку стряхнуть   с  себя   оковы   обязанностей   и   долга   и   вернуться   к   жизни, близкой к природе.  • Конфуцианство   ­  Этико­политическое   учение   в   Китае.   Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э  Конфуцием. Выражало интересы   наследственной   аристократии.   Конфуцианство   объявляло власть   правителя   (государя)   священной,   дарованной   небом,   а разделение людей на высших и низших(“благородных мужей” и “мелких людишек”)­ всеобщим законом справедливости. Со 2 в. до н. э  и до Синьхайской   революции   1911   ­   13   конфуцианство   являлось официальной государственной идеологией. Китайцы называли Конфуция Великим учителем. В одной из легенд об этом мыслителе  приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна   и   густо   населена.   Что   же   ей   недостает,   учитель?»   — обращается к нему ученик. «Обогати ее», отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель. 5.   Художественная   культура   Китая   впитала   в   себя   основные   духовные ценности,   которые   развивались   в   учениях   даосизма   и   конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы ­ будь то цветок, дерево, животное ­ позволили сформировать   совершенно   уникальное   эстетическое   сознание   и художественную практику 6. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла   в   себе   этическое   и   эстетическое:   по   своеобразию   написания угадывалось   душевное   состояние   автора,   а   стилизованным   формам письменности ­ каллиграфическим надписям ­ придавалось даже магическое значение.   И   они   хранились   в   каждом   доме.   Иероглиф   выступает   как идеальная   модель   художественного   произведения,   в   нем   сочетаются строгость   и   простота   формы   с   глубиной   и   символичностью   содержания. Каллиграфия возведена в Китае в ранг национального искусства. 7.   Одним   из   высших   достижений   древнекитайского   искусства   является живопись, в особенности живопись на свитке по шелку или бумаге. Китайская картина­свиток ­ это совершенно новый вид искусства, созданный специально для   созерцания,   освобожденный   от   подчиненно   декоративных   функций. Основными   жанрами   живописи   на   свитке   были   исторический   и   бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».  Направления в живописи: «Гохуа»­ Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке.  «Гун  –   би»  ­   прилежная   кисть,  тщательное   изображение   всех   мельчайших деталей в картине, подробности изображенных сцен. «Се – и» ­ живопись идей, простор фантазии зрителей, мастер с помощью всего   лишь   нескольких   мазков   черной   туши   различной   толщины   создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей 8. В пейзажах природа имела символичный смысл: 2 утки – семейное счастье, Фазан   –   удачная   карьера,   лотос   –   чистота,   гибкий   бамбук   –   мудрость, противостояние   невзгодам,   сосна   –   аллегория   долголетия,   слива   – благородство   и   стойкость,   аист   –   одиночество   и   святость   и   т.д.   Форма китайских пейзажей ­ вытянутый свиток ­ помогала ощутить необъятность пространства,   показать   не   какую­то   часть   природы,   а   целостность   всего мироздания. 9­15 Картины  В Китае культ природы существует с незапамятных времен и до наших дней. Картина китайского художника ­ это не просто пейзаж, а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе.  Художественные ремесла  Китай славился производством шелка. Из  шелка шили одежду и паруса,   делали   зонты   и   струны  музыкальных   инструментов.   На шелке вышивали сцены из сказок, картины родной природы. 16­18 Китайский фарфор Китайцы   научились   изготовлять  фарфор  из  смеси   особых   сортов   глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день».  Замечательные   произведения   мастера   изготовляли   из   бронзы,   слоновой кости,   ценных  пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали   резьбой, лаком, рисунками, перламутром.        Изобретения Китайцы научились печатать книги раньше европейцев: мастера изготовляли их,   вырезая   текст   на   деревянных   досках, причем каждый новый текст при­ ходилось   вырезать   на   новой   доске.   В  XI  веке  был   изобретен   разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение  не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов. В китае был изобретен порох. Его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В 18 веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в 19 веке – металлические пушки.   Первое китайское государство    э.   Большую познавательную и художественную ценность представляют       (или Инь) возникло во         Шан         II        тыс.       до н. бронзовые сосуды, богато украшенные орнаментами с фантастическими  фигурами драконов (символами водной стихии), птиц, животных. Среди  узоров можно видеть и страшные звериные маски «таотэ», в которых слиты  черты тигра, барана и дракона. Входы в гробницы охраняли грубые  тяжеловесные статуи человека­тигра, пугающего своим устрашающим оскалом.  Все эти образы напоминают о тотемизме первобытных верований, элементы  которых сохранялись на протяжении тысячелетий и были необычайно  устойчивы. Все они были связаны с природой. Наиболее высокого уровня развития художественная культура Древ    ­  Цинъ    него Китая достигла в периоды     и    Ханъ     (  III    в. до н. э. —     III    в. н. э.).   Жестко и властно провел преобразования  и реформы в своей державе легендарный император династии  Цинъ Шихуанди  (правил  с 221 по 206 г. до н. э.). Он уничтожил разрозненные мелкие царства и создал провинции, направив туда своих наместников, затем повелел строить дороги, установил единые   для   страны   меры   длины,   объема,  веса,  общую денежную  систему. Существенно   была   изменена   запись   иероглифов,   ее   упрощение   сделало письменность доступной для жителей самых отдаленных уголков страны. Укрепление   государственности   способствовало   расцвету   науки          и искусства,   развитию   ремесел.    В   числе   крупных   поэтов   выделяются   Ян Сюн и Цао Чжи, чьи поэмы стали классикой древнекитайской литературы. Похорошела   и   расстроилась   столица   империи   —   Сянъян.  Археологи полагают, что в городе было возведено не менее 300 дворцов и храмов. За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных   сооружений,   многие   из   которых   по   праву   считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в   себе   традиции   старины   и   лучшие   достижения   китайского   зодчества. Подавляющее большинство строений в древнем Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский дворец, в первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы   между   столбами   заполнялись   кирпичами,   глиной,   бамбуком   или другим материалом.  Китайская   архитектура   восприняла   немало   иноземных   влияний,   однако устойчивость   культуры   Китая   в   том   и   выражается,   что   все   новшества переосмысляются   в   рамках   традиции   и   заимствованные   элементы   никогда таковыми   не   выглядят,   а   воспринимаются   как   исконно   китайские. Если   в   официозных   "императорских   городах",   последним   из   которых   был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность   и   строгость,   в   "летних   дворцах"   господствовали   изящество   и обаяние.   Если   холмов   и   озер   не   было,   то   их   создавали,   не   считаясь   с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. 19.   И   все   же   главным   памятником   эпохи   стало   иное   сооружение   —  зна   ­ менитая  Великая  китайская  стена.    Крупнейший   памятник   архитектуры. Проходит   по   северному   Китаю   на   протяжении   8851,8 км   (с   учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина. По верху была дорога шириной  5 – 8 м для прохождения войск.   Строилась   она   по   приказу   императора   для   защиты   северных   границ страны.   Ему   предсказали,   что   это   строительство   будет   успешным   в   том случае, если в стену замуруют  10 000  человек, в том числе мужчину по имени Ван. По преданию, крестьянина с этим именем немедленно отыскали и совершили жертвоприношение. Кроме того, известно, что тысячи людей, погибших   при   строительстве,   нашли   свой   последний   приют   в   толще монументальных стен. Поэтому есть у Великой китайской стены и другие о многом говорящие названия — «Стена слез» и «Самое длинное кладбище в мире».  Глинобитная стена протянулась на 750 км с востока на запад. Она стала олицетворением мощи китайской империи, символом национального величия.  Интересные факты: • При укладке каменных блоков стены употреблялась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести. • Ежегодно   проводится   популярный   легкоатлетический   марафон «Великая   Стена»,  в   котором   часть   дистанции   спортсмены   бегут   по гребню Стены. • Вопреки   существующему   мнению,  Великую   китайскую  стену  нельзя увидеть   невооружённым   глазом   с   орбитальной   станции,   хотя   на спутниковых снимках её видно. 20­21.   Строительство   первой   стены   началось   в   III   веке   до н. э.   во   время правления императора Цинь Ши­хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств   (475—221 гг. до н. э.)   для   защиты   государства   от   набегов   кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны,   то   есть   около   миллиона   человек.   Стена   должна   была   чётко зафиксировать   границы   китайской   цивилизации,   способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.  22. Пагода – мемориальная башня, высотой до 50 м, имеющая нечетное  количество этажей, буддийские храмы в виде высоких многоэтажных  башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой.  Пагода Даяньта ( Большая Пагода Диких Гусей) над окрестностями г Сиянь. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и  устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев. В пагодах помещали статуи и рельефы – изображения  божества. 23  –  24.  Дворцовая  архитектура.  Дворцы   знати   возводились   из   дерева, правда,   на   высоких   глинобитных   платформах,   облицованных   камнем. Дома   и   дворцовые   сооружения   в   городе   буквально   утопали   в   зелени, удивляя   роскошью   разнообразных   цветов   и   деревьев.  Многогранное развитие разных видов художественного творчества было вызвано общим подъемом культуры, строительством больших городов, созданием школ и библиотек.  25. В центре Пекина возведен Храм Неба с синими остроконечными  крышами в форме конусов. Храм   Неба—   храмово­монастырский   комплекс   в   центральном  Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе.  Храм Урожая (это   главный   храм   комплекса,   часто   называемый   Храмом   Неба).   Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города. Состоит из 3­х основных частей: Храм Моления – молитвы за урожай; беломраморный алтарь – для жертвоприношения; храм Неба – поклонение всем небесным божествам.   Здания   имеют   геометрические   формы:   квадрат,   круг,   угол. Здания деревянные с двух и 4­х скатной крышей, украшения  ­ керамические фигурки с изображением фантастических животных. 26. Пайлоу или Пайфан— резные орнаментированные триумфальные ворота из камня или дерева, возводившиеся   в Китае в честь  правителей, героев, выдающихся   событий.   Перекрыты   одной   или   несколькими   крышами   в зависимости от числа пролётов 27­28. тринадцати императоров китайской династии Мин (XV—XVII вв.)  29­30. Мосты в Китае 31.  Наиболее яркое представление о художественном творчестве эпохи дает  погребальных   сооружений.  Представителей   царского   дома   и убранство     людей   знатных   родов   принято   было   хоронить   в   обширных   подземных помещениях.  К   ним   вела   дорога,  которую   по   древней  традиции   называли «аллеей   духов».   Вдоль   дороги   располагали  скульптуры крылатых львов и каменные   колонны.   Нередко   в   комплексе  возводили   небольшие   наземные святилища — цитаны. Внутрь погребения вели двери, украшенные символами, олицетворяющими стороны света: тигр — запад, дракон — восток, феникс — юг,   черепаха  север.   На   стенах   были   росписи   и   рельефы   с   изображением мифологических существ, животных и растений. Считалось, в частности, что все, что имел человек при жизни должен иметь и после смерти.  Гробницы   императоров   династии   Мин —   комплекс   мавзолеев Империя Тан 618 – 907 и Сун 960 – 1279г. Наивысшего   расцвета   средневековое   искусство   Китая   достигает   в VII—XIII  вв., в эпоху существования двух государств— Тан (618—907) и Сум (960—1279). Требования к образованному человеку в то время были чрезвычайно высокими.  32. Большая   статуя   Будды   Вайрочаны   в   пещерных   храмах   Лунмэнь выделяется   не   только   своим   размером.   Ее   ценят   и   как   один   из   высоких образцов   искусства   периода   династии   Тан.   Будда   Вайрочана   восседает   в открытом гроте Фэнсянь. Возможно, размеры призваны подчеркнуть величие Вайрочаны: высота  статуи  17,4  метра, только  голова  Будды – 4 метра,  а удлиненные   уши   –   1,9   метра.   Но   главное   в   статуе   –   не   высота.   Будда считается и самой большой, и самой красивой статуей здешних пещерных храмов, жемчужиной Лунмэня.  33.  Весь   комплекс   состоит   из  4  зон:   двух   огромных   полей   для   глиняных фигур воинов в натуральную величину, командного пункта и одной пустой шахты.   Выставлено   для   обозрения   7000   скульптур   воинов   и   лошадей, построенных   в   боевые   порядки.   Захоронение   называют   "восьмым   чудом света"   и   оно   действительно   производит   грандиозное   впечатление.   В комплексе   также   находятся   две   колесницы,   изготовленные   из   множества металлических   деталей   и   так   же   считающиеся   уникальной   находкой, подтверждающей уровень развития древнего Китая. 34­35.   Терракотовое   войско   было   случайно   обнаружено   1976   году крестьянами,   обрабатывающими   землю.   Место,   где   были   обнаружены подземные склепы с террактовыми фигурами воинов, которые по замыслу тогдашних   китайских   правителей   должны   были   служить   императору Циныиихуану (259 — 210 гг. до н .э.) в загробном мире, находится в 4 км. к востоку   от   г.   Сианя   и   на   расстоянии   1,5   км.   от   могильного   кургана Циньшихуана. Прибывшие археологи обнаружили, что конные в натуральную величину   статуи   "охраняют"   гробницу   императора   Цинь   Шихуанди, умершего в 210 году до нашей эры и знаменитого тем, что он объединил китайские   государства   в   единую   Поднебесную   империю   и   приказал возводить Великую китайскую стену. Вошел он также в историю и как один из самых жестоких владык мира. 36. Парк Бейхай. Небольшой декоративный сад, мир естественной природы, с её деревьями, мхами, водоемами, заброшенными беседками, построенных по законам пейзажной картины. Литература и искусство В 8 – 9 века были «Золотым  веком» китайской поэзии: в это время творили около  2 тысяч поэтов. В 14 веке расцвело искусство исторического романа (Троецарствие; Речные  заводи.) их читают и в наше время. Художественную культуру Древнего Ки    тая невозможно представить      музыки.    Само   слово   «юэ»   (музыка)   долгое   время   являлось без     собирательным понятием и означало поэзию, танец, даже изобразительное искусство. Однако постепенно, с развитием культурных традиций, музыка обретает сложный религиозно­философский смысл и достаточно развитую теоретическую подоплеку. В   традиционном   музыкальном   искусстве  Древнего   Китая   получили развитие  разные  музыкальные жанры народного, придворного  и храмового характера.   Сокровищницу  самобытной   музыкальной   культуры   постоянно пополняли народные песни.            Большое значение в музыкальном искусстве Китая, начиная с далекой древности,  отводилось  музыкальным  инструментам.  Для   их   изготовления применяли   самые   разные   материалы   —   камень,   глину,   медь   и  ее  сплавы, кожу,   древесину,   тыкву,   шелк.   Мастера   особенно   тщательно  заботились   о красочности звучания каждого инструмента, стремились  к расширению его звуковой палитры. Традиционный китайский оркестр насчитывал свыше 100 инструментов. Среди них старейшими являются щипковые инструменты сэ и чжен   (типа   гуслей),   пипа   (китайская   модификация   арабской   лютни), смычковые инструменты эр­ху (двуструнный) и сыху (четырехструнный), при игре на которых волос смычка продевался между струнами. Среди ударных можно   назвать   яньцинь,  аналог   цимбал,  который   с  III  в.   до   н.  э.  получил распространение под названием «чжу». Прослушивание музыки

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Урок «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018