Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"
Оценка 5

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл—4 кл
16.02.2017
Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"
Презентация на тему "Болдинская осень Пушкина"
А._С._Пушкин.docx
Урок литературного чтения в 3 классе Учитель: Костина Т.В. Тема: «Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина» Цели: 1. Развивать интерес к творчеству поэта;             2. Совершенствовать навык выразительного чтения (тон, темп, ритм);             3. Развивать умение учащихся грамотно выражать свои мысли;             4. Способствовать формированию русского национального        самосознания и  духовного здоровья учащихся;             5. Содействовать воспитанию культурного, образованного и                высоко нравственного русского человека. Оборудование: 1. Организационный момент. Ход урока. 2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний учащихся. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане»  Учитель: ­ Отрывок из какой сказки инсценировали ваши одноклассники? Кто  написал эту сказку? ­ Какие ещё сказки А.С. Пушкина вы знаете? Как вы думаете, а может быть кто­то  точно знает, одни ли только сказки писал этот великий поэт? (А.С. Пушкин писал сказки, стихотворения, поэмы)      Учитель читает стихотворение. Мы любим Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски, Добро цветет в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет. ­ А что такое поэма? (Поэма ­ это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему).   ­ Поэмы – это большие произведения, их читают и изучают дети старше вас, но об  одной из поэм мы с вами уже говорили, о какой? («Руслан и Людмила», когда изучали  во 2 классе вступление к этой поэме «У Лукоморья дуб зелёный…») ­ С каким жанром произведений Пушкина мы встретились в этом учебном году?  (стихотворения) ­ Мы  на протяжении нескольких уроков  читали и учили стихотворения А.С. Пушкина. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания об этом великом поэте, узнаем много  нового из его жизни и творчества, вспомним его произведения. 3. Слово о писателе. ­ Скажите, ребята, что вы запомнили о жизни А.С. Пушкина с наших уроков?  (различные варианты ответов) ­ А хотелось бы вам заглянуть в личный семейный альбом Пушкиных? Давайте сделаем это, разобраться в альбоме нам помогут Бурундукова К. и  Соколова А. (учитель листает слайды с портретами самых близких людей  Пушкина, девочки по очереди рассказывают,  кто изображён, или что изображено) 1) Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской  помещичьей семье  в доме  на Немецкой улице в Москве.   2) Его родители: мама – Надежда Осиповна Пушкина, папа – Сергей Львович  Пушкин. У А.С. Пушкина была старшая сестра – Ольга Сергеевна Павлищева, и  младший брат – Лев Сергеевич Пушкин. 3) В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного),  Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября  1811 г. учебное заведение ­ Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где  располагалась летняя резиденция русских императоров. 4) Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой  болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской  губернии.  5) Жена, Наталья Николаевна Пушкина Урожденная Гончарова, вышла замуж за  А.С. Пушкина в 1831г. Между супругами с самого начала сложились сердечные и дружеские отношения.  6) У Александра Сергеевича и Натальи Николаевны было четверо детей: младший  сын ­ Григорий Александрович Пушкин, старшая дочь ­ Мария Александровна  Пушкина, старший сын ­ Александр Александрович Пушкин,   младшая дочь ­  Наталья Александровна Пушкина. 7) 27 января 1837 года, в 5­м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.  4. Времена года в лирике А.С. Пушкина. Работа в группах. Учитель: ­ Давайте ещё раз вспомним стихотворения, которые мы учили на  протяжении нескольких уроков, и определим, что их объединяет.      Двое детей читают наизусть стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…»,  «Зимнее утро».  Учитель: ­ Что объединяет эти стихотворения? (зима) ­ Какое отношение у поэта к этому времени года? Почему вы так решили? (Поэт  любит зиму) ­ Вы правы ребята, зиме А.С. Пушкин посвятил больше всего стихотворений.  Интересно, а как же он относится к другим временам года? Я предлагаю побыть  нам с вами юными исследователями и определить это. Для этого нам надо  разделиться на три группы, каждая группа получит стихотворение об одном из  времён года, написанных Пушкиным. Вы должны будете 1) прочитать его; 2)определить о каком оно времени года; 3)определить, как поэт относится к этому времени года; 4)приготовиться читать его выразительно. (план работы на экран)       ­За каждый этап вы определяете ответственного, который будет отвечать на  поставленный вопрос. Весна. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.  Лето. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась! И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить да освежить себя –  Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и Льдом Осень.               Дни поздней осени бранят обыкновенно,                Но мне она мила, читатель дорогой,               Красою тихою, блистающей смиренно,               Как нелюбимое дитя в семье родной…                                   Унылая пора! Очей очарованье!                                   Приятна мне твоя прощальная краса –                                   Люблю я пышное природы увяданье.                                   В багрец и в золото одетые леса…                И с каждой осенью я расцветаю вновь;                Здоровью моему полезен русский холод. Вывод:     ­ Какое время года было самым любимым у А.С. Пушкина?(зима)                   ­ Какое время года, он не любил? (лето)                   ­ Как он относится к осени?                    ­ Какой  ему казалась  весна? (она ему казалась задорной и весёлой) 5. Слово о писателе. Учитель: ­ А как же рождались в голове поэта строчки, которые по сей день  трогают наши сердца? Вот что об этом писал сам А. С. Пушкин Звучит запись стихотворения «Осень» под музыку «Времена года», на экране  фильм «Болдино осенью». И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне Излиться, наконец, свободным проявленьем. И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута - и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин. "Осень") - Это стихотворение было написано в семейном поместье под название Болдино. Это поместье вы видели сейчас на экране. Находится оно в Нижегородской губернии, поэт посетил его всего три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени". Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 г. и прожил почти всю осень. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Осень 1833 г.поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:". А в другом письме к Наталье Николаевне Пушкин описал свой трудовой день: "Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3-х часов. (Поэт имел привычку работать в постели - Г.Т.) В 3 часа сажусь верьхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов - читаю". За осень 1833 г. Александр Cергеевич написал "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева". Последний раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц. Но в этот раз он был настолько утомлен и истерзан душевно, что в середине октября вернулся в Петербург, написав лишь "Сказку о золотом петушке". 6. Произведения А.С. Пушкина в творчестве композиторов и художников. Работа в парах. -Творчество А.С. Пушкина нашло своё отражение в работах художников. Так, к пушкинской тематике обращались такие великие художники как И. Репин, И. Айвазовский. Произведения Пушкина иллюстрировали и менее известные художники. Сейчас нам предстоит в парах определить по иллюстрациям названия сказок Пушкина. После работы в парах фронтальная проверка: 1) Куркин А.М. «Сказка о мёртвой царевне»; 2)Билбин И.Я. «Сказка о золотой рыбке»; 3)Панин В.А. «Сказка о попе и работнике его Балде»; 4)Зворыкин Б.В. «Сказка о царе Салтане»; 5)Дехтерёв Б.А. «Сказка о золотом петушке». Учитель: - Не только художники черпали вдохновение в произведениях А.С. Пушкина, но и композиторы. Послушайте отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского- Корсокова и определите какой момент здесь изображён. (Полёт шмеля) 7. Итог урока. Учитель: - Вот и подошёл к концу наш урок, что нового о творчестве и жизни А.С. Пушкина вы узнали? На партах у вас цветные полоски, давайте с помощью их покажем, какое чувство вызвал наш урок. Урок понравился – красная полоска; ничего особенного не было – жёлтая полоска; урок не понравился – синяя полоска. (Несколько детей спросить что именно понравилось, или не понравилось) 8. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к любой сказке А.С. Пушкина.

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"

Урок и презентация по литературному чтению на тему "А.С. Пушкин - великий поэт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017