Урок-игра Молодежь против коррупции
Оценка 4.6

Урок-игра Молодежь против коррупции

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл—11 кл
25.03.2017
Урок-игра Молодежь против коррупции
Урок-игра "молодежь против коррупции" предназначен для учеников старших классов. Он содержит задания, предусматривающие практическое использование законов по антикоррупционной деятельности. Многие задания носят творческий характер, требуют моделирования ситуации. Тема очень актуальна в наши дни. Урок имеет непосредственное практическое значение для молодых людей, вступающих в жизнь.
урок-игра Противодействие коррупции.doc

Деловая игра «Молодежь против коррупции»

 

Оборудование:

 

1.       Флипчарт (с комплектом листов, маркеров);

2.      Листы ватмана и формата А4, комплекты маркеров  в каждой команде.

Класс делится на группы-команды.

 

Вступительное слово

 

Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций.

Таким образом, сколько существует человечество, столько и существует коррупция. Так, может, следует смириться с ее наличием?  Однако вред, который причиняет коррупция взаимоотношениям людей, развитию  общества, так велик, что последнее пытается с ней бороться с момента ее возникновения. Известен древнеиндийский трактат о коррупции. Римское право посвящает коррупции отдельные страницы. Однозначно негативное отношение к взяточничеству прослеживается в мировых религиях.  О коррупции писали Макиавелли  и  Т. Гоббс.  В Соборном Уложении 1649 года содержится система наказаний за взятки в суде. Перечислять можно бесконечно.  

В наши дни проблемы, связанные с коррупцией, вновь актуальны.  25 декабря 2008 года выходит Федеральный закон N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", 13 апреля 2010 года Президент РФ указом N 460 утверждает Национальную стратегию противодействия коррупции, а 11 апреля 2014 года - Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 г.г.

Выходит, что человечество, победив в свое время такие смертельно опасные заболевания как чума, холера, оспа, так и смогло изобрести прививку от коррупции…

 

Сегодня мы, конечно, не решим эту вечную проблему, но раскроем ее сущность, причины и познакомимся со способами противодействия коррупции.

 

Ход игры

 

1.      Мотивация («Ассоциации»)

На флипчарте написано слово «коррупция».

Задание:  Назовите, что первое приходит вам на ум, когда вы слышите данное слово (все ответы записываются учителем).

(Подсказка: взятка, подкуп, вымогательство, правонарушение, корысть)

 

  1. Работа над понятием «коррупция»

 

- На основе данных ассоциаций  составьте определение коррупции (1 минута).

Заслушиваются определения команд.

 В различных источниках вы найдете различные определения коррупции и различные подходы, но их суть одна и та же. Сегодня мы воспользуемся определением, которое дано в Федеральном законе  "О противодействии коррупции" 2008 года (с изменениями):

 

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки,  получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а так же совершение подобных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 

Очень часто пороки нашего общества выражают изобразительными средствами. Так алчность изображают в виде разбитого корыта из «Сказки рыбаке и рыбке», алкоголизм в виде зеленого змия, наркоманию – в виде болота, которое засасывает все глубже и глубже. В виде чего или кого, с вашей точки зрения, можно изобразить коррупцию?

 

- Задание командам: изобразить коррупцию и объяснить нарисованное (5 минут).

Защита рисунков представителями команд.

 

(Подсказки: Коррупция может напоминать: клубок ниток (где нет ни начала, ни конца, в нем сложно разобраться, также как и в коррупции); сточные трубы (которые загрязняют чистую реку - нашу страну, а сточные трубы – коррупция, которая портит нашу жизнь); паука (затягивает свою жертву, как коррупция затягивает людей); осьминога (который хватает своими щупальцами добычу);  плющ (который опутывает своими побегами все, что ему попадется на пути, и его трудно удалить); зыбучие пески (которые засасывают в себя любой предмет); темный лабиринт (из которого трудно найти выход); коррозию (как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества)).

 

Испокон веков народ свою мудрость выражал в виде пословиц и поговорок. А вы их знаете?

- Задание командам: Назовите как можно больше пословиц и поговорок о коррупции (3 минуты).

 

Подсказка:

-         Бог сотворил два зла: приказного да козла.

-         Богатому идти в суд — трын-трава, бедному — долой голова.

-         Вор виноват, а подьячий мошне его рад.

-         Вору потакать - что самому воровать.

-         Всяк подьячий любит калач горячий.

-         В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.

-         В суд ногой – в карман рукой.

-         В суд пойдешь — правды не найдешь.

-         Возьми калачи, только дело не волочи.

-         Дай на прокорм казенную корову — прокормлю и свое стадо.

-         Дай грош — будешь хорош.

-         Деньга попа купит и Бога обманет.

-         Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.

-         Ему и жалованья не надо, допусти только казенного воробья кормить.

-         За правду денежки подавай, да и за ложь тож.

-         За посул денег не берут.  

-         Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.

-         Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

-         Законы святы, да законники супостаты.

-         Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос.

-         Когда золото всплывает, то правда тонет.

-         Когда карман сух, тогда и суд глух.

-         Козел да приказный — бесова родня.

-         И умный берет, когда глупый дает.

-         Казна на поживу дана.

-         Лошадь любит овес, земля — навоз, воевода — принос.

-         Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд (японская пословица).

-         На кривой суд образца нет.

-         На мир беда, а воеводе — нажиток.

-         Не надо мне твоих посулов.

-         Один закон для богатых, другой для бедных.

-         Подпись судейская, а совесть лакейская.

-         Подьяческий карман, что утиный зоб: не набьешь.

-         Пчелка и та взятку берет

-         Руки для того, чтобы брать.

-         Рыба гниет с головы.

-         С кого судья взял, тот и прав стал.

-         Скорее дело вершить, коли судью одарить.

-         Суд крив, коли судья лжив.

-         Суд прямой, да судья кривой.

-         Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

-         Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет.

-         Судья что плотник: что захочет, то и вырубит.

-         Судьям то и полезно, что в карман полезло. 

-         Сухая ложка рот дерет.

-         Ты – мне, я – тебе.

-         Что мне законы, коли судьи знакомы.

 

- Задание от представителя прокуратуры: Проанализи­руйте юридические ситуации и определите, можно ли усмотреть в них проявление кор­рупции:

 

Ситуация 1. Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действу­ет не один (военнослужащие, техника, мате­риал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.

Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

 

Ситуация 2. Чиновник создает искусственные неза­конные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопря­жена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.

 

Ситуация 3. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незакон­ное решение.

Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нару­шает закон, используя свое служебное положе­ние.

 

Ситуация 4. Вышестоящие по званию сотрудники заставляют следователя изъять из дела улики, которые доказывают наличие преступления, совершенного крупным чиновником.

Ответ: да, следователя заставляют пойти на подлог, используя служебное положение.

 

Ситуация 5. Глава органа местного самоуправления Петров распределял земельные участки между жителями своего села. Семья Ивановых только что приехала из города N и очень нуждалась в земельном участке для строительства своего дома. Однако она оказалась последней в очереди за землей. Так как у нее не было другого выхода, семья Ивановых решила подкупить Петрова, чтобы

получить земельный участок вне очереди. При получении соответствующего вознаграждения семье был выделен участок.

Ответ: да, так как семью вынудили к даче взятки. Эта ситуация сопря­жена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.

Ситуация 6. Директор школы, узнав о финансовом благополучии родителей,  отказался принять нового ученика, мотивируя отказ отсутствием свободных мест. Только после оказания существенной материальной помощи школе ребенок был зачислен.

Ответ: да, родителей вынудили к даче взятки.

 

Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные  действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо искоренять причины, порождающие ее.

 

  1. Раскрытие причин коррупции

Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, или найти возможность легкой наживы, вступив на путь преступления. Каждый знает, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И, тем не менее, число преступников не уменьшается. Это же касается и коррупции.

- Задание: Составьте кластер  на тему «Причины коррупции»

Подсказка:

  • Низкая заработная плата государственных служащих
  • Незнание законов
  • Желание легкой наживы
  • Частая сменяемость лиц на различных должностях
  • Нестабильность в стране
  • Коррупция как привычка
  • Низкий уровень жизни населения
  • Слабая развитость государственных институтов
  • Безработица
  • Неразвитость институтов гражданского общества

 

На протяжении длительного времени коррупция считалась проблемой, которую невозможно решить. Опыт ряда стран показывает, что, объединив всеобщие усилия, можно, если не искоренить коррупцию, то, по крайней мере, существенно снизить ее уровень.

В соответствии с рейтингом Transparency International, международной организации, занимающейся исследованиями в сфере коррупции, первые строчки занимают страны с самым низким уровнем коррупции. Это Дания (1 место), Новая Зеландия (2 место) и Финляндия (3 место). Наша страна занимает 136 место среди 174 стран по  состоянию на 2014 год.

 

Предупреждение коррупции

 

Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Например, что вы делаете, чтобы не заболеть гриппом? (закаливание, прививки, витамины, спорт).

А какие меры профилактики для коррупции вы можете предложить?

 

Задание группам: разработать стратегию борьбы с коррупцией с позиции того органа или социальной группы, который(ую) она представляет и изобразить это на плакате (10 минут).

 

1 группа: Парламент (законодательный орган страны, он принимает законы).

2 группа: Гражданское общество (средства массовой информации, неправительственные организации).

3 группа: Гражданское общество (учебные заведения)

4 группа: Правоохранительные органы (суды, полиция, прокуратура)

5 группа: Семья (родители и дети).

6 группа: Семья (родители и дети).

По истечении отведенного времени представители групп представляют разработанные стратегии. Время на выступление каждой группы – 2 мин.

 

Проделав эту трудную работу, мы убедились, что борьбу с коррупцией должны вести все – и государственные органы, и гражданское общество, и каждый человек в отдельности. Только объединившись против коррупции, можно ее побороть и искоренить. А средства борьбы с ней должны быть всесторонними и системными.

 

 

Заключительное слово учителя

 

Коррупция – это очень сложное и неоднозначное явление. Ее последствия крайне велики. Она опутывает административную, законодательную и судебную сферы и растранжиривает политический капитал государства, за что государство расплачивается разложением судебной системы, отсутствием подотчетности государственных органов перед обществом и потерей международного престижа.

 

Есть одно очень хорошее высказывание: «Хорошее действие приводит к хорошим последствиям, а плохое – к негативным». Никто не хочет жить в обществе, погрязшем в коррупции, поскольку она препятствует процветанию государства, а значит и хорошей жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Деловая игра «Молодежь против коррупции»

Деловая игра «Молодежь против коррупции»

Очень часто пороки нашего общества выражают изобразительными средствами

Очень часто пороки нашего общества выражают изобразительными средствами

И умный берет, когда глупый дает

И умный берет, когда глупый дает

Так как у нее не было другого выхода, семья

Так как у нее не было другого выхода, семья

Например, что вы делаете, чтобы не заболеть гриппом? (закаливание, прививки, витамины, спорт)

Например, что вы делаете, чтобы не заболеть гриппом? (закаливание, прививки, витамины, спорт)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017