Цели урока:
1.	Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2.	Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения общения и работы в группах.
3.	Воспитание бережного и внимательного отношения к слову, сплоченности коллектива.
В игровой форме учащиеся лучше понимают ключевые моменты пьесы и свободнее владеют изученным материалом.
            
        
        
        
                    
                
                    Урокигра по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»   
 
Дмитриенко Вера Николаевна
учитель русского языка и литературы  
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска
 Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии Д.И. 
Фонвизина «Недоросль».
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения 
общения и работы в группах.
3. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову, сплоченности 
коллектива.
Класс
 
           делится на 3 группы
1.      Домашнее задание
         Каждой группе предлагается выполнить домашнее задание (инсценировка 
фрагмента и изображение герба героя):
1 группа – рассказать о жизни семьи Простаковых .
Почему выбрали именно это явление комедии? 
2 группа – рассказать об учителях Митрофана     
1) Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать 
истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?
2) Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно
любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы 
Митрофанушка не перетрудился)                                                                  
3 группа – рассказать о положительных героях пьесы
 
2  . Конкурс капитановКапитаны по очереди тянут карточки, на которых написаны имена героев комедии и
рассказывают, почему фамилия «говорящая», что она значит. Если участник
затрудняется, право голоса передается сопернику.
1. Какой совет дала Простакова сыну: "Век живи, век учись, друг мой сердечный"?  
2. Как умер отец Простаковой? (умер с голоду, лёжа на сундуке с деньгами)
3. Кто, по мнению Скотинина, хуже свиней? (люди)
4. Как звали Скотинина? (Тарас)
5. Как переводится имя Митрофана? (похожий на мать)
6. Какая птица была любимая у Митрофанушки? (голубь)
7. национальность Вральмана? Немец
8. Какой Вральмону кажется жизнь в доме Простаковой? (жизнь среди лошадок)
9. Почему Простакова и Скотинин подрались? (Простакова передумала отдавать 
Софью за Скотинина)
10.
Почему Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой за обучение
Митрофана? Ему стыдно, потому что за все время ему так и не удалось Митрофана 
ничему обучить.
Кто и кому платил "по 5 рублей в год да по пяти пощечин на день"? 
11.
(Простакова  Еремеевне)
12.
13.
В каком виде приснился отец Митрофанушке? (его бьёт мать)
За что Простакова ругала мужа в первом действии?
2.       Кроссворды
2
1
4
3
65
По горизонтали:
1. Фонвизин происходил из древнего ... рода.
3. Будучи студентом, Фонвизин увлекся театром, побывав на представлении в 
этом городе.
5. Комедия Фонвизина, которую читают и ставят до сих пор; имена ее героев стали
нарицательными, а афоризмы стали поговорками.
6. В 1783 г. Фонвизин выходит в отставку и начинает сотрудничать с журналом  
«Собеседник любителей российского ...».
По вертикали:
2. Первоначальное образование писатель получил под руководством своего ...
3. Литературные опыты Фонвизина начались уже на студенческой скамье: сначала 
это были ..., а затем и оригинальные произведения, в основном сатирической 
направленности.
4. Комедия писателя, основанная на французской комедии Грессе «Сидней», в 
которой отражались и критически осмысливались русские нравы.
4. Цитаты
Команды должны определить, кому принадлежат слова, написанные на выбранной 
карточке. Если команда не справляется, право на ответ переходит к следующей 
команде. 
карточки:
1. «…праздно жить не люблю  на досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с 
парнем третий год над ломаными бьёмся…»2. «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский 
нрав делает несчастье целого их дома» (Правдин)
3. « Я отроду ничего не читывал…Бог меня избавил от этой скуки»
4. « Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича 
хорошохонько»
5. «А ты, скот, подойди поближе» (Простакова)
6. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил» 
(Еремеевна)
7. «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни 
одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой» 
(Скотинин)
8. «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»
(Простакова)
9. «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое 
преступление» (Стародум) 
4. Защита гербов.
Каждая команда представляет герб своего героя и объясняет, что на нем может 
быть изображено. Команды соперников могут задавать вопросы.
(Оцениваются как изобразительные качества гербов, так и защита, 
аргументированность)
5. Д/з – инсценировка одной из сцен комедии.
      6. Слово жюри. Подведение итогов урока.  
7. Домашнее задание. Тезисный план статьи «Из русской литературы 19 века» 
(с.120), сообщения о быте лицеистов, о памятнике А.С. Пушкину в лицейском саду 
(скульптор Р.Р. Бах)