Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Оценка 4.6
Игры +2
docx
русская литература
3 кл—4 кл
27.05.2018
Цель: Привлечение детей к чтению, воспитание моральных качеств детей через книгу, формирование читательского интереса, расширение кругозора младших школьников; предоставить каждому ребёнку возможность применить свои знания, смекалку, проявить эрудицию для достижения успеха и личностного самоутверждения в коллективе.
Задачи.
Развивающая: развивать умение делать выводы, анализировать литературное произведение; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.
Воспитывающая: воспитывать интерес к произведениям русской литературы; культуру поведения при групповой работе.
Обучающая: активизировать знания учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения.Задачи.
Развивающая: развивать умение делать выводы, анализировать литературное произведение; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.
Воспитывающая: воспитывать интерес к произведениям русской литературы; культуру поведения при групповой работе.
Обучающая: активизировать знания учащихся; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Урок литературная тропа.docx
Урокигра по литературному чтению
“Литературная тропа”
Цель: Привлечение детей к чтению, воспитание моральных качеств детей через
книгу, формирование читательского интереса, расширение кругозора младших
школьников; предоставить каждому ребёнку возможность применить свои знания,
смекалку, проявить эрудицию для достижения успеха и личностного самоутверждения в
коллективе.
Задачи.
Развивающая: развивать умение делать выводы, анализировать литературное
произведение; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.
Воспитывающая: воспитывать интерес к произведениям русской литературы; культуру
поведения при групповой работе.
Обучающая: активизировать знания учащихся; совершенствовать навыки выразительного
чтения.
Планируемые результаты.
Личностные: создать условия для поиска решения проблемы при работе в группе; активно
участвовать в совместном принятии решений.
Предметные: расширить знания учащихся; закреплять умение определять литературный
жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению
словарного запаса учащихся.
Метапредметные: уметь осуществлять информационный поиск; уметь сотрудничать с
учителем и сверстниками при решении учебных проблем; уметь сравнивать, анализировать,
обобщать.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемнопоисковые; наглядные, практические; методы
опосредованного управления учебнопознавательной деятельности учащихся с помощью
источников информации.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети. Мы с вами на игре
«Литературная тропа». Счастливый случай свёл нас сегодня вместе, чтобы ещё раз
подумать, поразмышлять. А вот о чем, вы сейчас сами должны мне сказать. На столах у вас
лежат карточки. Вычеркните на них повторяющиеся буквы, и вы прочтете зашифрованное
слово.
СРКЕМНЖИАДСГТЕДМЖРТ
О чем же мы сегодня будем говорить?
Ведущий: Книга! Мы настолько привыкли к этому творению человечества, что
редко задумываемся над тем, как оно ценно! Это чудо всегда лежит под рукой, придёт на
помощь, научит, подскажет.
Книга входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как
привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг. С книгой
каждый из нас путешествует на много лет вперёд, в будущее, и на много лет назад, в
историю.
1 ученик: «Книга – учитель, Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук».
2 ученик: Тем, кто любит приключенья
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Ведущий: Игра «Литературная тропа» приглашает вас совершить увлекательное
путешествие по страницам любимых книг.
Главными действующими лицами будут две команды «Интеллектуалы» и «Знатоки
литературы». За каждый правильный ответ команда получает один балл – жетон.
Погружаясь в море книг,
Мой друг, ты многое постиг.
Готов к приключениям новым и бурным?
Отправляйся по тропе литературной.
С собою книгу не забудь.
Готов? В дорогу! В добрый путь!
А сейчас, дорогие друзья, мы предлагаем вам первый тур нашей литературной игры.
1 тур «Разминка»
Вопросы
Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок)
Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
Попович)
Что было нарисовано в каморке у папы Карло? ( Очаг )
Хитрющий слуга Маркиза Карабаса. ( Кот)
3.
4.
5. Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила)
6.
Кому приходилось изображать «привидение с мотором, ужасное, но симпатичное?
(Карлсон)
Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски. Ребята,
вспомните, как его зовут? (Чиполлино)
1.
2.
7.
8. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука)
9. Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное
изделие? («Колобок»)
10. Где отсиживал свое наказание Буратино до тех пор, пока не совершил побег
в страну Дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши ? ( В чулане)
11. В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? ( В коробе)
12. Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту
никакой холод заморозить не сможет? («Морозко») 13. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
14. Какое удобрение в 10 раз увеличивает урожайность на Поле чудес в стране
Дураков? (Соль)
Отличный старт!
Ребята, мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что
редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережём её.
Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к
поколению.
2 тур «Яблонька с молодильными яблочками»
На доске плакат с изображением яблоньки. На ней прикреплены яблочки, на
обратной стороне которых записаны номера вопросов. Каждый участник «срывает» себе
яблочко с номером и отвечает на вопрос (один из 1 команды; один из 2 команды и т. д.).
Вопросы на листочках перед участниками или записаны на доске.
За каждый правильный ответ – 1 очко за название и 1 очко за автора этого
произведения.
Из каких произведений взяты строки:
«И к нам вошёл какойто дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в
кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша».
(В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».)
«Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: «Ай!» и прыг на
диван».
(Н. Носов «Живая шляпа».)
Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не «сыски». Никакие не
«хыхки», а коротко и ясно «фыфки!». (В. Драгунский «Заколдованная буква».)
«В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что
они были маленькие». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)
«В одном густом тропическом лесу жил да был один забавный зверёк. Звали его
Чебурашка». (Э. Успенский «Чебурашка».)
«У одних родителей мальчик был. Звали его Фёдор». (Э. Успенский «Дядя Фёдор,
пёс и кот».)
Подведение итогов.
“Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться”, писал А.А.Блок.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3 тур «Работа с книгой»
Участник бросает кубик, на котором видит номер вопроса, берет карточку с этим номером
и команда работает с этим вопросом. Пользуется выставкой книг, теми книгами, которые
есть в классе.
1) Назовите количество калачей в рассказе Л.Толстого (сборник “Рассказы и сказки
для детей”)
2) Сколько блюд из творога любит Мишка в рассказе В.Драгунского “Что любит
Мишка”?
3) За сколько Лёля продавала галошу старьёвщику в рассказе “Галоша”
М.Зощенко? (сборник “Весёлые истории”)
4) За сколько старьёвщик купил галошу у Лёли в рассказе “Галоша” М.Зощенко?
(сборник “Весёлые истории”)
5) Количество тарелок с ухой, съеденных в басне И.А.Крылова “Демьянова уха”
умножьте на количество животных в басне “Квартет”? 6) Количество селёдок в названии гостиницы из книги А.Кумма “Вторая тайна
Золотого ключика” умножьте на количество братьев Буратино?
4 тур «Литературные анаграммы»
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились
литературные термины, имена писателей или имена книжных персонажей.
1 команда ОСТОТЛЙ ЮОМДКВЙОЧА АЕНОЛЖЕБСК
ЙЕНААКНЗ УЛЕРВИГЛ
2 команда РШИПВНИ ИЛОПНИЧЛО АЛАБЙЕМР
ЛАИГМУ ЧЕУЩККИЛН
5 тур «Найди пару»
На столах карточки. Соединить героев книг с их авторами.
Дениска Кораблёв Л.Лагин
Хоттабыч П.Бажов
Незнайка Н.Носов
Серебряное копытце В.Драгунский
МухаЦокотуха С.Маршак
Крокодил Гена К.Чуковский
Чиполлино С.Михалков
Дядя Стёпа Д.Родари
Балда Г.Х.Андерсен
Человек рассеянный Э.Успенский
Дюймовочка А.Пушкин
6 тур «Живые буквы»
Команде выдается набор букв. Ребята одевают их на себя. По команде ответить на 5
вопросов, составив из букв правильный ответ.
1 команда
В
И
О
А
Р
Л
О
У
Б
М
З
Т
Й
Н
Е
А
1) Храбрый победитель злобного шантажиста из сказки “Тараканище” Корнея
2) Под него попал зайчик в сказке про Айболита? (трамвай)
3) Как звали собаку в сказке “Золотой ключик” или “Приключение Буратино”
Чуковского? (воробей)
(Артемон)
4) Знаменитый докторветеринар (Айболит)
5) К нему за помощью обратилась стрекоза из известной басни И.А.Крылова
(муравей) 2 команда
И
Г
З
А
О
Б
Л
П
У
Т
Ш
Ч
К
М
А
Я
1) Имя девушки, потерявшей хрустальную туфельку? (Золушка)
2) Кто из обитателей болота стал женой царевича? (лягушка)
3) Жилище БабыЯги? (избушка)
4) Составленный в определенном порядке перечень книг? (каталог)
5) Лучший друг ВинниПуха? (Пятачок)
Интеллектуальный наш народ
С другом – книгой – круглый год!
Без устали и без забот
Читаем книги круглый год!
7 тур «Рассыпавшиеся пословицы»
Загляните в конверт. Соберите из слов пословицы.
1) Чтение – лучшее учение.
2) Книга поможет в труде, выручит и в беде.
3) Кто много читает, тот много знает.
4) Одна книга тысячи людей учит.
5) Книга мала, а ума придала.
6) Книга твой друг, без неё как без рук.
Если хочешь плыть – читай,
Если хочешь жить – читай.
Мир из книги узнавай.
Изучай литературу –
Повышай свою культуру.
Воплощай свои мечты,
И в себя поверишь ты!
8 тур «Конкурс капитанов» «Мешочек с вещами»
В мешочке лежат различные предметы. Вы должны определить, с какими
произведениями они связаны, и кто их написал.
Вещи: тарелка, зеркало, солдатик, цветные карандаши, орех, плошка, кеды или
валенки, ружьё, колечко, телефон, шарик, шляпа, ключ.
9 тур «Буриме»
Буриме – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме
возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай.
Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300
сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые
рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры.
Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Пелисмотрели
Кружокпирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли
Без огня – у меня
Днём – в нём
Вечерком – огоньком
С травой – живой
(Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Оченьочень вкусный.
Решили сделать другой
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
Очень быстро спать легли.)
Последний 10 тур «Тантаморески»
На ватмане нарисованы сказочные герои. Вместо лица у них отверстие. Участник из
команды примеряет его на себя и пытается отгадать, каким сказочным героем он является.
Для этого они задают ведущему вопросы, на которые тот может ответить “Да” или “Нет”.
Например: “Я – человек?”, “Я животное?”, “Я – добрый герой?” и т.д.
Побеждает та команда, которая быстрее соперников отгадает, каким сказочным
героем он является.
Вот и закончилась игра,
Расходится нам пора…
На табло взгляните все –
Подведём итог игре.
Рефлексия (настроение и эмоциональное состояние ученика)
На столах в коробочке у вас лежат смайлики. Предлагаю выбрать смайлик, который
соответствует вашему настроению. Разместите смайлик на доске, согласно своему
настроению.
Ребята подходят к доске и прикрепляют смайлики.
Итог игры. Награждаются участники грамотами и книжками.(награждаются) Закончить сегодняшнюю игру хочу стихотворением Бориса Слуцкого “Планета
читателей”.
Сколько книг прочтено – не имеет значения,
Но имеет значение очень давно.
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Еженощное – с лампой, зажжённой – в окно.
И пока круг от лампы на крепком столе
Выключается только на позднем рассвете,
Всё в порядке на круглой и светлой Земле,
Населённой читателями планете.
Ребята помните, что книга – это просто чудо! Поэтому читайте с нами, читайте,
как мы, читайте лучше нас! Читайте везде, читайте всегда, читайте, что хотите и
когда хотите. Успехов вам!!!
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Урок-игра по литературному чтению “Литературная тропа”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.