Открытый урок в игровой форме, урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем, проектную, поисковую, творческую деятельность, дифференцированный подход к учащимся, межпредметные связи. Предметный результат:
Знать: имя числительное как часть речи, его грамматические признаки, синтаксическую роль, разряды числительных;
Уметь: находить числительное среди других слов со значением числа,
обобщать, делать выводы, правильно употреблять числительные в речи, работать в группах;
Воспитывать: интерес к урокам русского языка, творческие способности учащихся.
Числительное как часть речи 6 класс.docx
Конспект урока русского языка
Тема: «Имя числительное как часть речи»
6 класс
Тип урока: урокусвоение новых ЗУН через решение учебных проблем,
проектную, поисковую, творческую деятельность, дифференцированный
подход к учащимся, межпредметные связи.
Личностные УУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.
Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока,
проводить самоконтроль и самооценку.
Предметный результат:
Знать: имя числительное как часть речи, его грамматические признаки,
синтаксическую роль, разряды числительных;
Уметь: находить числительное среди других слов со значением числа,
обобщать, делать выводы, правильно употреблять числительные в речи,
работать в группах;
Воспитывать: интерес к урокам русского языка, творческие способности
учащихся.
Применяемые методы:
•
Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое
чтение.
•
Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще
будет новым и интересным.
Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для
•
получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.
Личностные УУД: умение анализировать и осмысливать свои
достижения.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, ватман, маркеры,
карточки с заданиями.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /М. Т.
Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Просвещение, 2010;
карточкизадания (тесты), словари.
Ход урока
1. Оргминутка. Вводное слово учителя. Слайд 1.
У: Ребята, на прошлом уроке мы подвели итоги изучения такой части речи,
как имя прилагательное, и сегодня нас ожидает знакомство с новой частью
речи. Наш урок будет строиться на сочетании вымысла, творчества и
реальности, познания.
2. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.
Представьте себе, что из нашей речи, письменной или устной, пропали все
цифры. Давайте попробуем пообщаться с вами, не называя их.
Какое сегодня число?
Лиза, сколько тебе лет?
Дима, назови свой домашний адрес.
Карина, в каком классе ты учишься?
Почему у нас с вами не получается интересного диалога? Что нам мешает?
(Отсутствие чисел, без них нельзя получить точную информацию). Давайте
вернем все недостающие нам цифры (10 февраля, 11 лет, Советская 64, в 6
классе).
Давайте сформулируем тему нашего урока, без какой части речи нам прожить
невозможно? (Имя числительное как часть речи) Слайд 2.
3. Целеполагание. Слайд 3.
У: Сегодня на уроке мы не просто познакомимся с особенностями данной
части речи, но и в ходе творческой работы в группах самостоятельно
сформулируем правило, научимся применять его в письменной и устной речи.
Обратите внимание на ватман, висящий на стене и маркеры рядом. Сюда мы будем вносить полученную информацию по имени числительному. (1ая
запись: Числительное)
4. Проверка творческого домашнего задания.
У: Все учащиеся класса заранее были поделены на группы, каждая из которых
получила творческое домашнее задание: сочинить и инсценировать сказку на
определенную тему. Мы посмотрим, что у них получилось, проанализируем
каждую сказку и сделаем выводы, необходимые для формулировки правила.
Естественно, вас ожидают практические задания на закрепление полученной
информации.
Выступление первой группы с инсценировкой сказки
Как появилось имя числительное? Слайд 4.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал
имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими
частями речи? Однажды части речи решали важные лингвистические
вопросы, но не смогли прийти к единому мнению. Начали спорить, чуть до
драки не дошло.
А давайте проголосуем? – предложил мудрый Глагол.
Кто за это предложение, прошу поднять руку, сказал Председатель.
Наречие, подсчитайте количество голосов.
Много! – ответило Наречие.
Вы же не считали! Или вы не хотите считать? Хорошо, тогда вы,
Существительное, займитесь счетом, ведь у вас есть единственное число,
обозначающее один предмет,
и множественное со значением
неопределённого множества.
Товарищ председатель, ответило Существительное, – я не смогу
посчитать точное количество голосов…
Но кто же тогда подсчитает нам голоса, кто будет отвечать за точное
количество и порядок при счете? – расстроился председатель.
Числительное!!! – хором ответили все. Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Делаем вывод и запись на ватмане (дети записывают в своей тетради по
теории): Слайд 5. Числительное – это самостоятельная часть речи, которая
обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при
счете. Отвечают на вопросы сколько? какой?
Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное».
(Число – математическая величина, имя числительное – часть речи,
которая обозначает число.)
Устная работа по группам: что можно посчитать в нашем классе?
(12 плафонов, 30 стульев, 27 учеников, 3 окна)
Выступление второй группы с инсценировкой сказки:
Сказка о необычной порядочности
Порядковых Числительных. Слайд 6.
Наверное, вам всем известна порядочность порядковых числительных.
Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок
в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда
назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй... Там, где
они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои
слова вам подтвердит рассказ очевидца:
– Однажды перед Новым годом я, количественное числительное Семь,
стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было
порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало,
пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать:
– Оставьте мне два килограмма конфет!
Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало:
– Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты.
Но продавецпорядковое числительное сказал: – Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не
первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот
магазин не приходить.
Вот как необыкновенно порядочны порядковые числительные. В этом
людям можно брать с них пример.
Делаем вывод и запись на ватмане
Слайд 7: Числительные делятся на
количественные и порядковые.
Упражнение на закрепление полученных знаний (работа по группам,
проверка по слайду) Слайд 8: выписать в 2 столбика количественные и
порядковые числительные:
В окне на девятом этаже погас свет.
Двумя ложками кашу не едят.
Сто одёжек и все без застёжек.
Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке.
Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до
самой старости даёт свои орешки.
Мой брат учится в третьем классе.
Проверка. Слайд 9:
Количественные числительные: двумя, сто, тридцать, шесть.
Порядковые числительные: девятом, шестнадцатом, третьем.
5. Физкультминутка
Засиделись мы чегото, надо бы нам размяться. А физкультминутка у нас
тоже будет необычная: мы проверим вашу внимательность и узнаем, как вы
поняли материал о количественных и порядковых числительных. Готовы?
Начнем.
Если я называю количественное числительное – прыгаем как можно
выше, если порядковое – приседаем: 5, 33, 645, второй, седьмая, тысяча,
99, десятое, двадцать восьмое, первая. Восстановили дыхание,
потянулись как можно выше, сели на свои места. Все молодцы. И если
даже ктото из вас не понял сейчас, как отличить количественные числительные от порядковых, напоминаю: у нас сегодня вводный урок в
новую часть речи, и к этой теме мы обязательно еще вернемся.
Выступление третьей группы с инсценированной сказкой:
Сказка о числах и числительном. Слайд 10
В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь по имени
Числительное и управлял он цифрами. Строгим был тот царь и очень
порядок любил. Боялись его цифры и очень уважали. Бывало подойдет
Числительное к какимнибудь числам и скажет:
Равняйтесь!
И числа равняются. Дважды два равняется четырем, дважды три –
шести… Вот такая во всем строгость…
А однажды Числительное подошло к 11 и спросило:
Сколько вас, братьев?
А 11 встало по стойке смирно и прокричало громко:
Два брата: 11 и 12!
А Числительное отвечает:
К Вам, двум братьям, есть у меня вопросы. О вас, двух братьях, всякое
говорят, а я точно знать хочу. Почему одиннадцать пишется с двумя Н, а
двенадцать с одним Н? Почему второй брат не похож на тебя?
Непорядок!
Это очень интересная история, которая произошла давнымдавно.
Когдато наши предки не были похожи на нас и писались в три слова:
ОДИН НА ДЕСЯТЬ и ДВА НА ДЕСЯТЬ. Позже они решили, что удобнее
жить одним словом, и соединились. Так и появилось в числительном
Одиннадцать два Н – одно от корня, а другое от бывшего предлога. Успокоилось Числительное, что порядок в стране восстановлен, и решило
запомнить правописание числительного 11, чего и вам желает!
Делаем вывод и запись на ватмане
Слайд 12:
Слайд 11
Числительные изменяются
по падежам, а порядковые числительные еще по родам и числам.
У: Словарная работа
Слайд 13 с числительными одиннадцать и двенадцать.
Наше правило уже почти совсем сформулировано, не хватает лишь одного
пункта – синтаксической функции имени числительного!
Конкурс капитанов
Слайд 14
: даны карточки с заданиями: Списать
предложение и определить (подчеркнуть) синтаксическую функцию
имени числительного:
Трижды три – девять.
Разделите шесть на два.
Ира живет на пятом этаже.
Уроки начинаются в восемь часов.
Делаем вывод и запись на ватмане
Слайд 15
: Числительные могут быть
разными членами предложения. У: Если вы обратили внимание, формулировку правила мы завершили,
но у 4й группы осталась еще одна сказка для вас. Давайте ее
посмотрим и узнаем, какая важная информация в ней скрывается.
Выступление четвертой группы с инсценированной сказкой:
Спор. Слайд 16.
Пронёсся слух, что числительные дают конфеты, притом каждое
числительное может взять столько конфет, сколько оно значит.
Например, числительное Семь может взять себе сам столько конфет.
Тут врывается Миллион и требует себе миллион конфет!
Нет, твёрдо сказало числительное Сто Вы не числительное. И
конфеты получайте гденибудь в другом месте.
Тогда и ты не получишь, кричит Миллион. Сотня тоже не
числительное!
Я не Сотня. Я Сто, рассудительно сказало числительное.
Правильно ли, что Миллион, Сотня не числительные?
Делаем вывод:
Необходимо отличать числительное от других
самостоятельных частей речи, потому что количество и порядок могут
обозначать и другие части речи.
Рассмотрите таблицу. Слайд 17. Имя числительное
сколько?
три товарища
семь тетрадей
сто дней
второй год
пятый дом
шестой класс
третий месяц
Имя существительное
кто? что?
тройка лошадей,
дружная семёрка
Имя прилагательное
какой? какая? какое?
семидневный поход,
двойная подкладка
Глагол
что сделать? что делать?
удвоить усилия,
утроить энергию
Выполнение задания
слова и определить их принадлежность той или иной части речи:
Слайд 18: среди числительных найти похожие
Двадцать два, двухлетний, двенадцать, двести.
Четвертый, одна четвертая, четыре, четвертовать.
Тройка, тридцать три, триста, третий.
Один, одинокий, одиннадцать, первый.
Как отличить числительные от других частей речи со значением числа?
(Числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв:132
книги –сто тридцать две книги, 2017 год – две тысячи семнадцатый год.
Этот признак помогает отличать имена числительные от других частей
речи, значение которых тоже связано с числом).
6. Говори правильно! Слайд 19.
Командам предлагается найти и исправить ошибки употребления имени
числительного в речи:
Мыть пол будут все оба: И Саша, и Костя, и Денис!
Крепче держись – обоими руками!
Я владею тремями языками.
На столе стояло четверо стаканов.
7. Итоги урока, выводы. Отметки. Слайд 20.
Сегодня на уроке
Я узнал….
Я научился….
Мне было интересно…
У меня вызвало затруднения….
8. Домашнее задание. Слайд 21.
Параграф 67. Найти и выписать пословицы и поговорки, в которых
встречаются имена числительные (не меньше 4х). Укажите разряд
числительных. Или по учебнику Упр. 397
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.