Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Оценка 4.9

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
29.11.2018
Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс
Открытый урок в игровой форме, урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем, проектную, поисковую, творческую деятельность, дифференцированный подход к учащимся, межпредметные связи. Предметный результат: Знать: имя числительное как часть речи, его грамматические признаки, синтаксическую роль, разряды числительных; Уметь: находить числительное среди других слов со значением числа, обобщать, делать выводы, правильно употреблять числительные в речи, работать в группах; Воспитывать: интерес к урокам русского языка, творческие способности учащихся.
Числительное как часть речи 6 класс.docx
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи»   6 класс                                 Тип   урока:  урок­усвоение   новых   ЗУН   через   решение   учебных   проблем, проектную,   поисковую,   творческую   деятельность,   дифференцированный подход к учащимся, межпредметные связи. Личностные УУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения. Метапредметный   результат:  учиться   ставить   цель   и   задачи   урока, проводить самоконтроль и самооценку. Предметный результат: Знать:  имя   числительное   как   часть   речи,   его   грамматические   признаки, синтаксическую роль, разряды числительных; Уметь: находить числительное среди других слов со значением числа, обобщать,   делать   выводы,   правильно   употреблять   числительные   в   речи, работать в группах; Воспитывать:  интерес   к   урокам   русского   языка,   творческие   способности учащихся.  Применяемые методы: • Познавательные   УУД:   Поиск   необходимой   информации,   смысловое чтение. • Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным. Коммуникативные   УУД:   Использование   средств   языка   и   речи   для • получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.                     Личностные   УУД:   умение   анализировать   и   осмысливать   свои достижения. Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, ватман, маркеры, карточки с заданиями. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Просвещение, 2010; карточки­задания (тесты), словари. Ход урока 1. Оргминутка. Вводное слово учителя. Слайд 1. У: Ребята, на прошлом уроке мы подвели итоги изучения такой части речи, как имя прилагательное, и сегодня нас ожидает знакомство с новой частью речи.   Наш   урок   будет   строиться   на   сочетании   вымысла,   творчества   и реальности, познания. 2. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.   Представьте себе, что из нашей речи, письменной или устной, пропали все цифры. Давайте попробуем пообщаться с вами, не называя их. ­  Какое сегодня число? ­ Лиза, сколько тебе лет? ­ Дима, назови свой домашний адрес. ­ Карина, в каком классе ты учишься? Почему у нас с вами не получается интересного диалога? Что нам мешает? (Отсутствие чисел, без них нельзя получить точную информацию). Давайте вернем все недостающие нам цифры (10 февраля, 11 лет, Советская 64, в 6 классе). Давайте сформулируем тему нашего урока, без какой части речи нам прожить невозможно? (Имя числительное как часть речи) Слайд 2. 3. Целеполагание. Слайд 3. У: Сегодня на уроке мы не просто познакомимся с особенностями данной части   речи,   но   и   в   ходе   творческой   работы   в   группах   самостоятельно сформулируем правило, научимся применять его в письменной и устной речи. Обратите внимание на ватман, висящий на стене и маркеры рядом. Сюда мы будем   вносить   полученную   информацию   по   имени   числительному.  (1­ая запись: Числительное) 4. Проверка творческого домашнего задания.  У: Все учащиеся класса заранее были поделены на группы, каждая из которых получила творческое домашнее задание: сочинить и инсценировать сказку на определенную тему. Мы посмотрим, что у них получилось, проанализируем каждую сказку и сделаем выводы, необходимые для формулировки правила. Естественно, вас ожидают практические задания на закрепление полученной информации.  Выступление первой группы с инсценировкой сказки   Как появилось имя числительное? Слайд 4. Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями   речи?   Однажды   части   речи   решали   важные   лингвистические вопросы, но не смогли прийти к единому мнению. Начали спорить, чуть до драки не дошло.  ­ А давайте проголосуем? – предложил мудрый Глагол. ­ Кто за это предложение, прошу поднять руку, ­ сказал Председатель. ­ Наречие, подсчитайте количество голосов. ­ Много! – ответило Наречие. ­   Вы   же   не   считали!   Или   вы   не   хотите   считать?   Хорошо,   тогда   вы, Существительное, займитесь счетом, ведь у вас есть единственное число, обозначающее   один   предмет,   и   множественное   со   значением неопределённого множества. ­   Товарищ   председатель,   ­   ответило   Существительное,   –   я   не   смогу посчитать точное количество голосов… ­ Но кто же тогда подсчитает нам голоса, кто будет отвечать за точное количество и порядок при счете? – расстроился председатель. ­ Числительное!!! – хором ответили все. Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное. Делаем   вывод   и   запись   на   ватмане  (дети   записывают   в   своей   тетради   по теории): Слайд 5.  Числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает   количество   предметов,   число,   а   также   порядок   предметов   при счете. Отвечают на вопросы сколько? какой?  ­ Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число   –   математическая   величина,   имя   числительное   –   часть   речи, которая обозначает число.)   Устная работа по группам: что можно посчитать в нашем классе? (12 плафонов, 30 стульев, 27 учеников, 3 окна)  Выступление второй группы с инсценировкой сказки: Сказка о необычной порядочности Порядковых Числительных. Слайд 6. Наверное,   вам   всем   известна   порядочность   порядковых   числительных. Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй... Там, где они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ очевидца: – Однажды перед Новым годом я, количественное числительное Семь, стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало, пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать: – Оставьте мне два килограмма конфет! Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало: – Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты. Но продавец­порядковое числительное сказал: – Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот магазин не приходить. Вот   как   необыкновенно   порядочны   порядковые   числительные.   В   этом людям можно брать с них пример.  Делаем вывод и запись на ватмане     Слайд 7: Числительные делятся на количественные и порядковые.       Упражнение   на   закрепление   полученных   знаний  (работа   по   группам, проверка по слайду) Слайд 8: выписать в 2 столбика количественные и порядковые числительные: В окне на девятом этаже погас свет. Двумя ложками кашу не едят. Сто одёжек и все без застёжек. Книгопечатание на Руси возникло в шестнадцатом веке. Кедр начинает приносить плоды в тридцать лет и каждые шесть лет до самой старости даёт свои орешки. Мой брат учится в третьем классе. Проверка. Слайд 9: Количественные числительные: двумя, сто, тридцать, шесть. Порядковые числительные: девятом, шестнадцатом, третьем. 5. Физкультминутка Засиделись мы чего­то, надо бы нам размяться. А физкультминутка  у нас тоже будет необычная: мы проверим вашу внимательность и узнаем, как вы поняли   материал   о   количественных   и   порядковых   числительных.   Готовы? Начнем.  Если   я   называю   количественное   числительное   –   прыгаем   как   можно выше, если порядковое – приседаем: 5, 33, 645, второй, седьмая, тысяча, 99,   десятое,   двадцать   восьмое,   первая.   Восстановили   дыхание, потянулись как можно выше, сели на свои места. Все молодцы. И если даже   кто­то   из   вас   не   понял   сейчас,   как   отличить   количественные числительные от порядковых, напоминаю: у нас сегодня вводный урок в новую часть речи, и к этой теме мы обязательно еще вернемся.  Выступление третьей группы с инсценированной сказкой: Сказка о числах и числительном. Слайд 10 В некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь по имени Числительное  и управлял он цифрами.  Строгим был тот царь и очень порядок любил. Боялись его цифры и очень уважали. Бывало подойдет Числительное к каким­нибудь числам и скажет:  ­ Равняйтесь! И   числа   равняются.   Дважды   два   равняется   четырем,   дважды   три   – шести… Вот такая во всем строгость… А однажды Числительное подошло к 11 и спросило: ­ Сколько вас, братьев? А 11 встало по стойке смирно и прокричало громко:  ­Два брата: 11 и 12!  А Числительное отвечает:  ­ К Вам, двум братьям, есть у меня вопросы. О вас, двух братьях, всякое говорят, а я точно знать хочу. Почему одиннадцать пишется с двумя Н, а двенадцать  с   одним   Н?   Почему   второй   брат   не   похож   на   тебя? Непорядок! ­   Это   очень   интересная   история,   которая   произошла   давным­давно. Когда­то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: ОДИН НА ДЕСЯТЬ и ДВА НА ДЕСЯТЬ. Позже они решили, что удобнее жить   одним   словом,   и   соединились.   Так   и   появилось   в   числительном Одиннадцать два Н – одно от корня, а другое от бывшего предлога. Успокоилось Числительное, что порядок в стране восстановлен, и решило запомнить   правописание   числительного   11,   чего   и   вам   желает!  Делаем вывод и запись на ватмане   Слайд 12:     Слайд 11   Числительные изменяются по падежам, а порядковые числительные еще по родам и числам. У: Словарная работа     Слайд 13 с числительными одиннадцать и двенадцать.  Наше правило уже почти совсем сформулировано, не хватает лишь одного пункта – синтаксической функции имени числительного!    Конкурс капитанов   Слайд 14    : даны карточки с заданиями: Списать  предложение и определить (подчеркнуть) синтаксическую функцию  имени числительного:  Трижды три – девять. Разделите шесть на два. Ира живет на пятом этаже. Уроки начинаются в восемь часов.  Делаем вывод и запись на ватмане     Слайд 15    : Числительные могут быть разными членами предложения.  У: Если вы обратили внимание, формулировку правила мы завершили, но   у   4­й   группы   осталась   еще   одна   сказка   для   вас.   Давайте   ее посмотрим и узнаем, какая важная информация в ней скрывается.  Выступление четвертой группы с инсценированной сказкой: Спор. Слайд 16. Пронёсся   слух,   что   числительные   дают   конфеты,   притом   каждое числительное может взять столько конфет, сколько оно значит. Например, числительное Семь может взять себе сам столько конфет. Тут врывается Миллион и требует себе миллион конфет! ­Нет,­   твёрдо   сказало   числительное   Сто   ­   Вы   не   числительное.   И конфеты получайте где­нибудь в другом месте. ­Тогда   и   ты   не   получишь,­   кричит   Миллион.­   Сотня­   тоже   не числительное! ­Я ­ не Сотня. Я ­ Сто, ­ рассудительно сказало числительное.  Правильно ли, что Миллион, Сотня ­ не числительные? Делаем   вывод:  Необходимо   отличать   числительное   от   других самостоятельных   частей   речи,   потому   что   количество   и   порядок   могут обозначать и другие части речи.   Рассмотрите таблицу. Слайд 17. Имя числительное сколько? три товарища семь тетрадей сто дней второй год пятый дом шестой класс третий месяц ­  Имя существительное кто? что?  тройка лошадей,  дружная семёрка Имя прилагательное какой? какая? какое? семидневный поход,  двойная подкладка Глагол что сделать? что делать? удвоить усилия,  утроить энергию  Выполнение задания    слова и определить их принадлежность той или иной части речи:   Слайд 18: среди числительных найти похожие  ­ Двадцать два, двухлетний, двенадцать, двести. ­ Четвертый, одна четвертая, четыре, четвертовать. ­ Тройка, тридцать три, триста, третий.  ­ Один, одинокий, одиннадцать, первый.  Как отличить числительные от других частей речи со значением числа? (Числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв:132  книги –сто тридцать две книги, 2017 год – две тысячи семнадцатый год.  Этот признак помогает отличать имена числительные от других частей  речи, значение которых тоже связано с числом). 6. Говори правильно! Слайд 19. Командам предлагается найти и исправить ошибки употребления имени  числительного в речи: ­ Мыть пол будут все оба: И Саша, и Костя, и Денис! ­ Крепче держись – обоими руками! ­ Я владею тремями языками. ­ На столе стояло четверо стаканов. 7. Итоги урока, выводы. Отметки. Слайд 20. Сегодня на уроке Я узнал…. Я научился…. Мне было интересно… У меня вызвало затруднения…. 8. Домашнее задание. Слайд 21. Параграф 67. Найти и выписать пословицы и поговорки, в которых  встречаются имена числительные (не меньше 4­х). Укажите разряд  числительных. Или по учебнику Упр. 397

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Урок «Имя числительное как часть речи»   6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018