Урок: Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и бессмертие гения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены... (И. С. Бах) Иоганн Себастьян Бах предстает перед нами умудренным старцем в музыкеи, наверно, одним из самых великих композиторовв мире. Но сам Бах удивился бы этому. Он сочинялмузыку во славу Господа и чтобы удовлетворить своюнеиссякаемую любознательность, а не для будущейславы. И действительно, в годы своей жизни он былизвестен как великолепный органист, а не каккомпозитор. Он никогда не выезжал из Германии идовольствовался просто тем, что выполнял своюработу музыканта. Особое значение для Баха имелитрадиции: музыкальные традиции его семьи,религиозные традиции его Родины, традиционныеметоды композиции в музыке. Они для него былигораздо важнее перемен в музыкальной моде.
Иконка файла материала 18.docx
Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и бессмертие  гения   Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои  способности Ему предназначены... (И. С. Бах)   Иоганн Себастьян Бах предстает перед нами  умудренным старцем в музыкеи, наверно, одним из  самых великих композиторовв мире. Но сам Бах  удивился бы этому. Он сочинялмузыку во славу  Господа и чтобы удовлетворить своюнеиссякаемую любознательность, а не для будущейславы. И  действительно, в годы своей жизни он былизвестен  как великолепный органист, а не каккомпозитор.  Он никогда не выезжал из Германииидовольствовался просто тем, что выполнял  своюработу музыканта. Особое значение для Баха  имелитрадиции: музыкальные традиции его  семьи,религиозные традиции его Родины,  традиционныеметоды композиции в музыке. Они  для него былигораздо важнее перемен в  музыкальной моде. Бах несобирался ничего менять в этом мире, но он поднялпрежнюю музыку на  небывалую, величественнуювысоту. Его творчество очень обширно имногогранно. Ни один композитор не может с нимсравниться.   Музыка в семье Перед рождением Баха Европа была раздираема на части многочисленными войнами, в результате  которых немецкий Рейх был в упадке. В течение 30 лет император Фердинанд II вел жесточайшуювойну против своих врагов: Дании и Швеции ­ на  севере, Франции и Голландии ­ на западе. Да и в  самой Германии было поднято восстание под  руководством протестантской церковной  верхушки, которая баялась сильных католических  убеждений императора. В 1648 г. наконец закончилась Тридцатилетняя  война, но император Священной Римской империи  Фердинанд II потерял в ней большую часть своей  силы – более 300 областей и провинций, которые,  собственно, и составляли мощь его империи. И  теперь эта огромная раздробленная сеть городов и  областей управлялась, фактически, местными  правителями – либо представителем церкви, либо  городским Советом, либо просто дворянином.  Музыканты тогда были в услужении у этих  правителей. Их работой было исполнять музыку вовремя религиозных праздников,  городских  торжеств, или развлекать придворных. В Тюрингии, центральной провинции Германии,  жила одна необычная семья, которая вот уже  несколько поколений являла на свет прекрасных  музыкантов. Это была семья Бахов. А так как  после окончания Тридцатилетней войны вновь  заиграла музыка, то снова стала расти и  известность семьи Бахов. И уже скоро в Тюрингии  имя Бах означало «музыкант». Раз в год большая  семья собиралась вместе. Тут были деды и  прадеды, дяди, братья и двоюродные братья. Они  все исполняли музыку и обсуждали семейные дела. Это было что­то вроде семейной музыкальной  гильдии, и считалось , что дети, появляющиеся в  семье, тоже должны были в неё вступить.Великий религиозный реформатор Мартин Лютер  (1483 ­ 1546) тоже проживал в Тюрингии. Много  церковных гимнов, написанных им, помогли  сформироваться традиции сочинения церковной  музыки в этой части Германии. Он верил, что  музыка помогает донести до людей учение  Господа. Семья Бахов тоже видела в музыке  средство выражения своей духовной веры.   Жажда знаний 21 марта 1685 г. у Иоганна Амброзиуса Баха и его  жены Элизабет родился восьмой ребенок. Они,  конечно, думали, что Иоганн Себастьян будет  хорошим музыкантом, как и все остальные в семье. Но они не предполагали, что и через сотни лет он  будет считаться одним из величайших  композиторов.Бах родился в городе Айзенах, недалеко от замка  Вартбург, куда в 1521 г. был заточен Лютер. Отец  его был преуспевающим музыкантом, который  исполнял церемониальную музыку в городской  ратуше, а позднее устроился и на вторую работу ­  придворным музыкантом у местного графа. Он  обеспечил своим детям солидное музыкальное  образование, научив их игре на скрипке,  музыкальном инструменте, на котором играл сам.  Их родственник Иоганн Кристоф Бах был  музыкальным руководителем городского Собора.  Себастьян любил сидеть рядом с ним на органных  хорах, восхищаясь его игрой и написанной им  музыкой. Вскоре Себастьян становится опытным  хористом. В возрасте восьми лет юный Бах поступил в  католический лицей, где когда­то учился Лютер,но вскоре внезапно в его жизни произошла  трагедия. В 1694­65 гг. в течение девяти месяцев  умирают его отец и мать. Оставшись бездомным  сиротой, он пошел жить к своему старшему брату  Кристофу, который был органистом в городе  Ордруфе. Кристоф стал давать ему уроки музыки  на органе и научил его основным правилам  музыкальной композиции. Себастьян был томим жаждой знаний. Он  прекрасно учился и в школе, и дома. Существует  рассказ о том, что у брата дома был сборник  музыкальных пьес известных композиторов, и что  Себастьяну не разрешалось разучивать их, потому  что они считались слишком сложными для 1 2­ летнего мальчика. Но он все­таки раздобыл этот  сборник и тайком при свете луны весь егопереписал. Брат обнаружил это и отнял у него и  сам сборник, и его копию.   Юноша с новыми идеями Теперь у Кристофа уже была своя семья и свои  дети, и он был не в состоянии давать кров своему  брату. Поэтому в 1700 г. Себастьян покинул  Ордруф, чтобы продолжить свое образование в 240 километрах отсюда, в г. Люнебурге. Он выиграл  музыкальную степень хориста в школьном хоре  собора Св. Михаила, дававшую ему возможность  получать стипендию и оплачивать жильё. Он пел в  хоре, пока не начал ломаться его голос, а затем  стал играть на скрипке в оркестре. Уровень  исполнения был здесь очень высоким, и поэтому на лучшую тренировку он не мог бы и рассчитывать.  Кроме этого он многие часы проводил в школьнойбиблиотеке, изучая композиторов прошлого и  традиционные методы композиции, включая  многоголосье. А в то же время его игра на органе  становилась все более совершенной в результате  уроков, которые он брал у знаменитого органиста  Георга Бёма. В 1703 г. в возрасте 18 лет Себастьян вернулся в  Тюрингию в поисках работы. Семья Бахов на  протяжении многих лет работала в Арнштадте, и  Себастьян стал здесь органистом в Новом соборе.  Он получал хорошее жалованье, а в этом соборе  был новый орган. В те годы органист должен был сам писать музыку  для церковных служб, но некоторые произведения  Баха просто пугали прихожан. Он часто  импровизировал новые блестящие вариации в  мелодиях традиционных церковных гимнов,сочиняя их заново на ходу. Публика жаловалась,  что его исполнение было слишком вольным, и  поэтому остальным исполнителям было трудно за  ним следовать. Это удручало Баха, так же как и  плохое отношение к нему остальных хористов,  многие из которых были гораздо старше его и не  позволяли собой командовать. Однажды с Бахом даже подрался один из  музыкантов оркестра, которого он обвинил в  плохой игре на фаготе. Ситуация еще больше  обострилась, когда он на четыре месяца уехал в  гости к выдающемуся органисту Букстехуду в  далекий город Любек. Когда Себастьян вернулся  обратно в Арнштадт, проехав 320 километров, то  предстал перед разъяренным городским Советом.  Его обвинили в том, что он слишком долго  отсутствовал, что его музыка сложнее, чемположено, и самое страшное­ то, что будто  слышали, как он исполнял музыку в органных  хорах вместе с женщиной. Это было нарушением  правил, и Бах вынужден был оправдываться.   Виртуоз органа Девушка в органных хорах была его троюродной  сестрой, которая, как и все в их семействе, была  хорошим музыкантом. Через год она вышла замуж  за Себастьяна. Но к тому времени он оставил  работу в Арнштадте. Он устал работать с  посредственным хором и чувствовал, что  городской Совет не одобряет его музыки. Поэтому он стал искать по всей Тюрингии новую работу и в  1707 г. становится органистом собора Св. Блаза в  Мюльхаузене. Здесь он мечтал получить большуюсвободу для развития своих новых замыслов и для  создания более новаторской музыки. Вскоре Бах уже хорошо известен здесь как  органный виртуоз. Он знал все про работу органа и  к нему часто обращались за советом, как улучшить  звучание того или иного инструмента. В то время  он сочинял музыкальные произведения двух  жанров. Одни были основаны на традиционных  хоралах или гимнах, к которым Бах добавлял  вариации и прелюдии.  Хорошо известная мелодия  оставалась прежней, но поверх неё он накладывал  новую мелодию. Это известно как контрапункт. Более поздний пример такого произведения ­ его  знаменитая версия Рождественского Хорала  «Wachet Auf», или «Бодрствование спящего». Органные произведения другого вида были более  вольными по стилю, с великолепными эффектамии драматическими контрастами. Создавать такие  сочинения Бах научился из музыки, исполняемой  Букстехудом. Одно из самых смелых таких  произведений ­ это токката и фуга d­минор,  которая в полной мере использует все  возможности органа. Но через год Бах покидает Мюльхаузен.  Жалованье было ничтожным, а пастор собора Св.  Блаза был пиетистом, который предпочитал очень  примитивную духовную музыку. Бах считал, что  будет писать музыку «во славу Господа». А город  Мюльхаузен больше не мог дать ему такую  возможность.   Бах и бароккоПриблизительно в 1630 г. в Риме возникло новое  течение в искусстве, известное как барокко,  которое скоро распространилось по всей Европе.  Барокко объединило вместе живопись,  архитектуру и скульптуру. Чтобы произвести  новые сильные впечатления, художники создавали  такой внутренний и внешний облик храмов,  который возвышал дух людей и захватывал  дыхание. Здесь каждая деталь была тщательно  продумана, чтобы соответствовать замыслу. Для  простого народа эти сооружения были так же  величественны, как и сами небеса. Такого эффекта и добивались художники. Такие произведения, как Св. Тереза скульптора  Бернини, являются типичными для итальянского  барокко. Огромная скульптурная группа, кажется,  плывёт в вышине на облаке, а лучи светаспускаются сверху золотыми стрелами. Всё это,  как и выражение лица самой святой Терезы,  преподносит нам её жизнь как ослепительную  театральную сцену. Хотя барокко возникло в Италии, оно  распространилось и в других странах Римской  империи. Людовик XIV применил его при  строительстве своих роскошных дворцов, таких  как Версаль во Франции. Но цель Людовика была – возвеличить себя, а не Бога. Вслед за Францией барокко приняли и другие  страны северной Европы, и его влияние проникло и в музыку. Бах и Гендель ­ два самых ярких  композитора барокко. Присутствие драмы в их  музыке, контраста между нежностью и мощью,  хором и солистом, голосами и инструментами ­ все это характерные черты барокко.Такие работы, как «Магнификат» Баха, покоряют  нас своим блеском, так же как и некоторые здания  того времени. Например, величественный  Австрийский монастырь в Мелке построен на  высокой скале на берегу Дуная и смотрится как  сказочный замок. Внутри него ­ церкви, статуи,  своды, купола, росписи, алтари и церковная утварь ­ все представляет собой сочетание золота и света. И поэтому неудивительно, что немецкие государи  тоже хотели иметь такие же произведения  архитектуры. Они приглашали на работу  архитекторов, чтобы те строили для них  роскошные дворцы, которые были бы  произведениями барокко, даже лучшими, чем в  самой Италии.   Двор ВеймараВ июле 1708 г. Бах был назначен придворным  органистом и камерным музыкантом герцога  Вильгельма Эрнста Сакс­Веймарского. Это  назначение резко отличалось от его работы при  городском Совете, и Баху выдали форму, какую  носили все домашние слуги. Герцог был очень  строгим и набожным человеком, но любил  поощрять хорошую музыку в своем маленьком  герцогстве. Бах обязан был играть в дворовой  часовне и на концертах в придворном оркестре. Здесь у него было больше свободного времени для  сочинительства, поэтому большинство его лучших  произведений для органа написаны именно в эти  годы жизни в Веймаре. Предполагалось также, что  Бах будет сочинять кантаты для часовни, и его  великолепная аранжировка для хора, известная под названием «Иисус, радость Мольбы», являетсяодной из них. Другая известная мелодия «Пусть  овцы свободно пасутся», также была написана в  это время, но не для церкви. Это была часть  светского произведения, известного как  «Охотничья кантата», которая была написана ко  дню рождения герцога. К этому времени выдающееся мастерство Баха­ органиста сделало его знаменитостью. Должно  было состояться большое состязание на публике,  чтобы сравнить его искусство с игрой приехавшего самого знаменитого французского органиста Луи  Маршана. Но в назначенное время Маршан не  явился. Он тайно покинул город самой ранней  каретой, вероятно потому, что побаивался своего  соперника. Известность принесла Баху то, что у него теперь  было много учеников, и он начал сочинять для нихсборник несложных произведений, который назвал  «Клавирная книжечка». Это было началом его  преподавательской деятельности, которая потом  длилась всю его жизнь. Когда скончался капельмейстер герцога  Вильгельма Эрнста, Бах думал, что эта должность  достанется ему. Но на этот главный музыкальный  пост был назначен сын покойного. Тогда Бах  решил уволиться со службы у герцога. Но тот был  очень рассержен и не отпустил его, а даже на один  месяц посадил в тюрьму. Своенравный композитор вскоре был с позором освобожден и ему разрешили вместе с семьей покинуть двор Веймара.   Годы в КётенеНесколько последующих лет были очень  счастливыми для Баха. В августе 1717 г. он  получил должность капельмейстера при дворе  принца Леопольда Анхальта Кётенского. Леопольд любил музыку, и сам хорошо играл на виоле да  гамба. Ему очень нравилось общество Баха, и он  предоставил семье Баха прекрасные комнаты в  своём дворце. Баха в Кётене почти не просили писать духовную  музыку, и поэтому он начал экспериментировать с  инструментальными произведениями. Он сочинил  несколько сонат и концертов для скрипки и  флейты с жизнерадостными, похожими на песни,  мелодиями. Они показывают, как сильно было  влияние на Баха итальянских композиторов. Он  изучал итальянскую музыку ещё в Веймаре, и  особенно ему нравились концерты Вивальди.В этот период Бах написал шесть концертов,  посвященных маркграфу Бранденбурга. Мелодии  так искусно сочинены, что каждый инструмент  выгодно проявляет свои лучшие возможности.  Принц Леопольд, вероятно, играл на виоле басовую линию, в то время как Бах любил играть на  скрипке, так чтобы сидеть посреди музыкантов.  «Бранденбургские» концерты ­ одни из самых  значительных произведений Баха. Когда все, казалось, было прекрасно, разразилась  трагедия. В июле 1770г., когда Бах вернулся из  путешествия, умерла его жена Мария Барбара.  Неожиданно, после 13 лет семейной жизни, он  остался вдовцом, а его четверо детей ­ без матери.  Но через 17 месяцев Бах женится на Анне  Магдалене Вилке, двадцатилетней певице,  обладательнице сопрано. Их брак был счастливым,и Бах посвятил ей два сборника своих  произведений. Между тем два его старших сына проявляли  незаурядные способности к музыке. Бах написал  для них замечательный сборник клавишных пьес,  который учил их исполнять и понимать музыку. Он назывался «Хорошо темперированный клавир» и  состоял из 24 произведений. В музыке существует  24 музыкальных ключа­ 12 мажорных и 12  минорных. В этом сборнике Бах поместил  прелюдию и фугу для каждого из них. Через  двадцать лет он напишет второй том этого  сборника с новой прелюдией и фугой для каждого  музыкального ключа.   Кантор ЛейпцигаВ декабре 1721 г. принц Леопольд, у которого  работал Бах, женился. Новая принцесса не любила  музыки, и она стала настаивать, чтобы её муж не  проводил так много времени с музыкантами. Бах  чувствовал, что пора покинуть Кётен. И еще он  хотел, чтобы его повзрослевшие дети были  поближе к хорошему университету. Поэтому он  написал специальную кантату для конкурса на  должность кантора собора Св. Фомы в Лейпциге.  Он опять, через пятнадцать лет сочинительства  для светских господ, жаждал писать духовную  музыку, и город Лейпциг представлял для него  такую возможность. Лейпциг был большим торговым центром  Саксонии. У него не было своего  аристократического правителя, а он управлялся  городским магистратом. И в мае 1723 годамагистрат предложил Баху новую работу.  Удивительно то, что он был уже третьим  кандидатом на эту должность. Сначала она была  предложена знаменитому композитору Телеману,  но магистрат был раздосадован, когда тот от неё  отказался. На посту кантора у Баха было очень много работы. Он должен был сочинять и исполнять музыку  каждую неделю для двух главны соборов города,  присматривать за мальчиками, учащимися школы  Св. Фомы, учить их музыке и латыни, и еще  сочинять музыку для городских торжеств. У него оставалось мало времени для репетиций, а  исполнителями были в основном ученики школы.  Некоторые из них попадали в хор по решению  магистрата, хотя не знали нот, что еще больше  усложняло работу Баха. И кроме всего этого, уБаха всё больше прибавлялось работы дома, по  мере того, как росла его семья. Всего у него было  20 детей, десять из которых умерли в  младенчестве. Однажды он похвастался своему  другу, что в его семье достаточно талантов, чтобы  составить хор или небольшой оркестр.   Драма в соборе Несмотря на утомительную работу в  Лейпциге, Бах всё равно продолжал оставаться  прекраснейшим исполнителем. Он энергично вел  исполнение своих произведений, играя или на  скрипке, или на клавишном инструменте, и  продолжал восхищать слушателей своей  непревзойденной игрой на органе. Поэтому его  часто приглашали играть в соседние города. Эти  поездки приносили ему хорошие доходы, но затоими были недовольны Лейпцигские власти,  которые предпочли бы, чтобы он был просто  хорошим школьным учителем. Он прожил при соборе Св. Фомы 27 лет до самой  своей смерти. Его отношения на службе были  сложными, и он частенько подумывал об уходе, но  в работе кантора была и своя положительная  сторона. Она давала ему возможность исполнять на публике свои полномасштабные произведения. В  исполнении этих произведений участвовали хоры,  оркестр, солисты, клавишные исполнители и даже  виртуозы­музыканты, которые, случалось,  приезжали в город. Первое из таких грандиозных произведений было  написано Бахом к Пасхе в 1724 г. Оно называлось  «Страсти по Иоанну» и повествовало об истории  Христа, Тайной Вечере, суде и распятии на кресте.Другое произведение он написал в l727 г. ­ это  «Страсти по Матфею», и оба эти произведения  очень театральны по стилю исполнения. В их  музыке толпы народа взрываются гневом, а такие  образы как апостол Петр, Пилат и Ирод имеют  свои собственные сольные партии. Рассказчик  ведет повествование, а традиционные лютеранские  гимны как бы плавно перевиваются между ариями.  Тот же самый подход он использовал и при  написании в 1734 г. «Рождественской оратории»,  рассказывающей о появлении на свет Христа. И опять у Баха были неприятности оттого, что он  делает духовную музыку слишком похожей на  оперу. Но для Баха положение улучшилось, когда  в 1730г. во главе школы Св. Фомы встал новый  ректор Иоанн Маттиас Гешнер. Он высоко ценилмузыку Баха и смог улучшить стесненное  положение семьи Баха в школе.   Концерты в кофейнях К великому сожалению Баха в 1734 году Гешнер  был заменен на посту ректора школы Св. Фомы  высокомерным молодым человеком по имени  Август Эрнести, который считал, что в школе  должно быть меньше музыки. Он постоянно  старался подорвать авторитет Баха и сделал так,  что ученики его перестали слушаться. Случались  даже драки в органных хорах во время служб. Так  началась вражда между упрямым кантором и  двадцатисемилетним ректором, которая длилась не один год. Бах искал выход. Он решил обратиться прямо к  королю Августу III с прошением о должностипридворного композитора по совместительству. Он надеялся, что придворный титул оградит его от  Лейпцигских властей. План удался. Он написал  величественную католическую мессу и её первую  часть посвятил королю. Месса В­минор оказалась  самым грандиозным музыкальным духовным  произведением из всех когда­либо написанных, и в  1 736г. он, наконец, получил придворную  должность. Проблемы в школе Св. Фомы все продолжались,  поэтому Бах решил уделять больше времени  сочинению светской музыки. В 1729г. он стал  руководителем кружка под названием Коллегия  музыкантов, который состоял в основном из  музыкантов ­ студентов университета. Они  собирались на свои выступления каждую пятницу в кофейне Циммермана. Кофе тогда был новыммодным напитком, и посетители Циммермана  попивали кофе из своих чашек и слушали Баха и  его музыкантов. Это было новшеством, так как  тогда еще не устраивались концерты для простой  публики. Бах переработал для этого коллектива некоторые  из своих сочинений, написанных в Кётене. Кроме  этого, он написал и новые вещи, включая и  жизнерадостную «Кофейную кантату», которая  была больше всех его остальных произведений  приближена к опере.   Маэстро Бах был одним из самых великих учителей. Он  написал много учебных пьес, особенно для  клавишных инструментов. В одном из своих  последних произведений Искусство фуг и, онразбирает самые сложные способы применения фуг и правил. Это работа опытного маэстро,  передающего свои знания будущим поколениям. Пятеро его сыновей стали выдающимися  музыкантами. Один из них, Карл Филипп Эмануэль (1714­1788) был придворным музыкантом у  Фридриха Великого, молодого короля Пруссии.  Сын организовал для своего отца посещение  королевского двора в Потсдаме. Когда приехал  Бах, Фридрих, который играл на флейте,  остановился и воскликнул: «Господа, вот Бах­ старший!» Композитор сыграл для него, а позднее написал  специальное «Музыкальное подношение», в основе  которого была мелодия, написанная самим  королем. В эту работу он включил сонату дляфлейты и скрипки, чтобы её мог исполнить сам  Фридрих. С 1750 г. Бах уже меньше работает, отчасти  потому, что его уже меньше интересует работа  кантора и отчасти потому, что он хуже видит. В  конце концов, он соглашается перенести две  операции, чтобы не ослепнуть окончательно.  Анестезирующих средств в те времена не было, и  должно быть боль была невыносимой. Операции  были неудачными, и его здоровье быстро  ухудшалось. Он проболел три месяца и скончался 28 июля 1750  г.   Сто лет спустяБах был похоронен на кладбище Св. Иоганна в  Лейпциге. Его останки были выкопаны учеными в  1894 г., которые подтвердили, что это именно он  здесь захоронен, и еще раз ­ уже в 1950 г.,  когда  они были перенесены в собор Св. Фомы. Приемные дети Анны Магдалены плохо обошлись  со своей мачехой, и ей почти не на что было жить.  Она умерла в нищете через десять лет после  смерти мужа. Кроме Карла Филиппа Эмануэля три других сына  Баха тоже стали знаменитыми музыкантами.  Старший, Вильгельм Фридеман (171 0­1784), был  хорошим композитором и прекрасным органистом, но у него никогда не было постоянной работы, и он умер в бедности. Иоганн Кристоф Фридрих (1732­ 1792) стал придворным музыкантом в Бёкебурге, а  Иоганн Христиан (1735­1782) был оченьпреуспевающим композитором, который жил в  Англии. Они все понимали, что их отец был  великим человеком, но их собственная музыка  была другого направления. Музыка Баха теперь  звучала старомодно. Некоторые композиторы, такие как Моцарт, Гайдн  и Бетховен высоко ценили Баха, но всё равно в  течение многих лет он пребывал в забвении. В 1829 г. композитор Феликс Мендельсон в возрасте 20  лет дирижировал исполнением «Страсти по  Матфею» ­ впервые через сто лет. После этого были опубликованы сохранившиеся  сочинения Баха, и с тех пор они исполняются во  всем мире. Влияние его музыки чувствуется и в  современной поп­музыке, например, мелодия,  исполняемая на трубе в песне ансамбля «Битлз»«Пенни Лейн» или в фортепьянном соло в песне  Нины Симоне «Му Ваbу, Just Cares For Ме». И особый вклад в признание величия Баха  находится в космосе, в тысячах миль от Земли. В  1977г. был запущен космический корабль Вояджер, на борту которого находится ЗОЛОТОЙ ДИСК с  музыкой Баха, готовой зазвучать, если этот  корабль встретит жизнь на других планетах. И  первыми звуками, представляющими наше  человечество другим внеземным цивилизациям,  будет «Бранденбургский концерт № 2». Фредерик Шопен. Повороты судьбы… Шопен – величайший пианист и композитор,  родившийся в Варшаве и покоривший Париж  своими великолепными сочинениями –  мазурками, полонезами, фортепианнымиконцертами и этюдами, искрящимися  виртуозным блеском... Колоссальное влияние на  Фредерика  Шопенаоказала его любимая Польша. Именно в  родной стране он черпал силы и вдохновение,  выражая в музыке голос своих соотечественников. Несмотря на то, что большую часть сознательной  жизни Шопен провёл в Париже, любовь к музыке  зародилась в юноше на его родной земле. В его  произведениях неизменно слышится танцевальные  ритмы мазурки, разнообразные интонации  фольклорной музыки. В балладах и полонезах  композитор рассказывает о своей стране, о  красотах ее пейзажей и ее трагическом прошлом.  Шопен был известен как блестящий пианист­ виртуоз, он имел грандиозный успех в Вене и  Париже, однако нигде не забывал о любимойВаршаве. Драматические, а нередко и трагические  образы, которыми проникнуты его произведения,  были неизменно связаны и с его личной непростой  судьбой, и с теми событиями, которые переживала  Польша. Связь с Родиной Судьба распорядилась так, что отец Шопена –  француз по национальности – когда­то  перебрался в Польшу и обосновался там, а сам  композитор почти всю свою жизнь провёл в  Париже. Когда в 1735 году  бывший король Польши  Станислав I стал герцогом Лотарингии, часть  поляков последовала за ним на эту землю. Николя  Шопен родился в 1771 году в деревне Маранвилль, принадлежавшей польскому дворянину,  последовавшему за своим королём. Николяпрекрасно владел польским языком и, когда ему  исполнилось шестнадцать лет, приехал в Варшаву.  Обретя новую родину, во Францию он больше не  возвращался. Николя Шопен, отец  Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я.  Замойским (1959 г.)Новый домНиколя понравилась особая атмосфера и дух  польской столицы. Используя свой природный  талант, он сумел устроиться на табачную фабрику.  Французская революция была в самом разгаре,  однако молодой человек предпочитал воинской  службе стабильную работу. Тем не менее, в 1794  году он принял участие в национально­ освободительном движении Тадеуша Костюшко за  независимость Польши. После поражения армии  Костюшко Николя даже думал о том, чтобы  вернуться во Францию, но ему помешала болезнь.  Между тем, знание языков помогало зарабатывать  на жизнь, и, несмотря на вторичную попытку  уехать на Родину, возвращения так и произошло.  Николя смирился с ситуацией и постепенно  разорвал связи с Францией. СемьяЮстына Шопен, мать  Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я.  Замойским (1959 г.)В 1802 году Николя Шопен  был приглашён в качестве воспитателя к детям  графа Скарбека и в его имении познакомился с  Юстыной Кжижановской. Они поженились в 1806  году.В браке у них родилось четверо детей. Фредерик  Шопен – был вторым по старшинству ребёнком.  Интеллигентность и чуткость родителей  благотворно сказывались на развитии одарённого  малыша. Своей матери Фредерик обязан первыми  музыкальными впечатлениями, привитой с детских лет любовью к народным мелодиям. Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного играла на  фортепиано и пела. Сначала родители подумали,  что мальчик не любит музыку, потому что, когда  мама начинала играть, ребёнок начинал  волноваться и плакать. Но оказалось, что причина  этого ­ влечение к музыке. К пяти годам он уже  умел неплохо играть на фортепиано. Серьёзно учить его стал известнейший польский  музыкант той поры Войцех Живный. В семь летсостоялся первый концерт мальчика, имевший  большой успех. Тогда же было издано первое  композиторское произведение Шопена ­  фортепианный Полонез. По этому поводу  варшавская газета писала, что сын профессора  французского языка – «подлинный гений». Успехи мальчика были так велики, что когда ему  исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним  заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет  дать своему выдающемуся ученику. Больше  учителей фортепианной игры у Шопена не было.  Всё чего он достиг – результат самостоятельного  труда внутреннего развития и роста. Рассказывают, что... ...когда Ф. Шопен, будучи  ещё ребёнком, должен был впервые участвовать в  публичном концерте, его долго и тщательноодевали, давали советы, как себя вести, чтобы не  нарушить торжественной обстановки. После  концерта, когда мальчика стали расспрашивать,  что больше всего поправилось публике, он с  гордостью ответил: «Мой белый воротничок!» Отец Шопена, ставший преподавателем  французского языка в лицее, стремился дать  ребёнку классическое образование – латынь,  греческий, математика и только потом музыка. В  13 лет Шопен поступил в Варшавский лицей. Польша к тому времени была поделена между  Россией, Пруссией и Австрией.Фредерик Шопен в юном  возрастеЛетнее увлечение Шопен был общительным мальчиком и легко  находил новых друзей, даже среди молодых  аристократов, которые учились у его отца. Жарким летом 1824 года Шопен с сестрой Эмилией  проводили каникулы у друзей в Шафарне. Там они  и составили рукописный журнал под названием  «Курьер шафарнский», где и отразилось увлечениеШопена народной музыкой и крестьянскими  танцами (вдохновлённый лёгкими мелодиями, он  сам научился танцевать мазурку). Некоторые  заметки впоследствии стали фортепианными  миниатюрами. В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую  консерваторию. В 1828 году он посетил Берлин  вместе с другом отца – профессором,  отправлявшимся туда на конгресс. В этом городе  Шопен получил незабываемые впечатления,  посещая музеи, театры и встречаясь с известными  людьми своего времени. Время перемен В 1829 году в Варшаве состоялась коронация  русского императора Николая I, который былобъявлен польским королём. Это событие не могло не привести к гражданским волнениям. К слову, Шопена в данный момент занимало  совсем иное: Варшаву посетил легендарный  скрипач­виртуоз – Паганини. Отец считал, что для  полного расцвета таланта Шопену необходимо  поехать за границу, и в 1830 году молодой человек  прибыл в Вену. Он дал здесь два концерта, в  которых выступил и как автор. Оба концерта  прошли с огромным успехом. Венские  музыкальные критики писали о нем как о гении.  Вырученных денег могло хватить на некоторое  время проживания за границей. Можно было отправляться в путешествие, но  Шопен откладывал поездку со дня на день.  Политическая обстановка в Польше обостряласьвсе больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Наконец, день отъезда был назначен. Вдали от родины 2 ноября 1830 года Шопен выехал в Париж.  Накануне друзья устроили прощальный вечер и  вручили ему серебряный кубок с польской землёй.  Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся  пророческими: «Я убеждён, что покидаю Варшаву  и никогда в неё больше не вернусь, и что я говорю  вечное «прощай» моей родине». Словам этим  суждено было сбыться. Спустя две недели после его отъезда в Варшаве  началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел  уехать домой. Но друзья убедили его, что он  должен служить родине своим искусством,которое при сложившейся в Польше обстановке  было бы обречено на гибель. Ему оставалось  только тревожиться за участь своих родных, за  исход восстания издали. Фредерик Шопен. Портрет  неизвестного художника (1831 г.)Попытка поляков добиться победы не увенчалась успехом. Польша  стала частью Российской империи, на неё дажераспространялись действовавшие по всей России  монетная система, системы мер и весов. Только в  1918 году Польша восстановила свою  независимость. Успех в Париже Поражение восстания навсегда отрезало Шопену  путь на родину. Осенью 1831 года, будучи 21­ летним, он приехал в Париж, где оставался до  конца своей жизни. Именно здесь он завоевал репутацию  замечательного пианиста и композитора. В салонах французской и польской аристократии слава  Шопена росла чрезвычайно быстро, знатные  вельможи с удовольствием слушали его игру и  становились преданными поклонниками  композитора. Великолепные миниатюры Шопена –вальсы, мазурки, ноктюрны и этюды как нельзя  лучше подходили для исполнения в таких тесных  кружках, поскольку сам Шопен не любил играть  для большой аудитории. Прослушав одно из произведений Шопена ­  Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон­Жуан»,  ­ немецкий композитор Р. Шуман писал: «Шапки  долой, господа, перед вами гений!» Поворот судьбы. 1838 годЖорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен), французская писательницаВ  Париже Шопен встретил главную любовь своей  жизни – писательницу Аврору Дюдеван, известную  под псевдонимом Жорж Санд.   Его первоначальная настороженность и  предубеждение постепенно переросли в страсть.  Мужское имя в качестве псевдонима, мужские  наряды, сигары, свободные взгляды писательницышокировали многих. К тому же она была на шесть  лет старше композитора и в разводе с мужем.  Однако её смелость увлекала Шопена. Это была талантливая писательница,  художественно одарённая натура, обладавшая и  музыкальными способностями. Она сыграла  большую роль в жизни Шопена. Их роман длился  девять лет. Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал  одним из интереснейших салонов. Здесь можно  было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне,  представителей польской аристократии. В ноябре 1838 года Шопен и Жорж Санд уехали на Майорку в надежде, что тёплый климат окажет  благотворное влияние на здоровье композитора. Конец романаЗима, проведённая на Майорке в заброшенном  монастыре в Вальдемоссе, стала испытанием для  их чувств. Болезнь в сочетании с тревогой о судьбе Польши чуть не убила Шопена, поэтому в 1839  году было принято решение вернуться во Францию. Летом Шопен и Санд жили в ее поместье в Ноане,  а остальное время проводили в Париже. Девять лет Жорж Санд самоотверженно ухаживала за  Шопеном, но обязанности сиделки не  способствовали поддержанию пылких чувств.  Их  отношения были бурными и завершились отнюдь не счастливой развязкой, которую ускорила ссора  композитора с сыном писательницы Морисом. Их  последняя встреча состоялась в начале марта 1848  года. Шопен всегда носил с собой локон ее волос,  который хранился в записной книжке композитора,и он каждый раз перекладывал его из старой  книжки в новую.Эпитафия. Замурованное  сердце Фредерика Шопена. Костёл Святого  Креста, Варшава, ПольшаПоследние годы жизниОднако жизнь композитора все больше омрачала  тоска по родине. Разрыв с Жорж Санд подорвал  его здоровье. Болезнь лёгких, которой он страдал с юности, обострилась. Последние годы стали  самыми мрачными в его жизни. Средства его  иссякли. Не только потребность в деньгах, но и  безразличие к своей судьбе побудили его  совершить поездку в Лондон, Шотландию. В конце ноября 1848 года по совету врачей  смертельно больным он вернулся в Париж. Была  вызвана сестра Шопена Людовика. Ей он завещал  свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не  разрешат перевезти моё тело в Варшаву, отвезите  туда, по крайней мере, моё сердце». В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало.  Весь музыкальный мир был ошеломлён его  смертью. В Париже прошли его торжественныепохороны, где известнейшие артисты того времени  исполнили Реквием Моцарта. В могилу Шопена  высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной. Любовью к Польше пропитан каждый такт музыки  Шопена. Разлучённый на всю жизнь с родиной, он  оставался всегда польским композитором. Вот,  почему как самую дорогую реликвию хранит  сейчас Польша сердце Шопена, которое до  последнего своего удара билось для родной  страны. Сердце Шопена привезли из Парижа в Варшаву, в  костёл Святого Креста, и оно бережно хранилось  там долгое время. Когда фашисты оккупировали  Польшу, польские патриоты тайно вынесли из  костёла драгоценный сосуд, хранивший эту  реликвию, и спрятали его.Наступил 1945 год. Польша стала свободной. И  снова, в торжественном благоговейном молчании  стояли вокруг старинного костёла граждане  Польши. Сердце их любимого композитора было  возвращено обратно в костёл и замуровано в одной из его колонн, где бережно хранится и сегодня. Музыка, которую Шопен писал, ­ замечательные  торжественные полонезы, быстрые, оживлённые  мазурки и мечтательные баллады, ­ была  проникнута польским духом. Она вдохновляла  поляков в борьбе за независимость против России,  Пруссии и Австрии. В своих вальсах и  романтических ноктюрнах Шопен мог заставить  рояль заговорить и даже запеть. Не случайно сегодня каждые пять лет в Варшаве  проводится международный конкурс памяти  великого композитора. На нём соревнуютсямолодые исполнители музыки Шопена. Победа  считается признанием виртуозной техники  исполнителя. Международный пианистический конкурс им.  Фридерика Шопена ­ самый старый и один из  самых авторитетных пианистических конкурсов.  Существует с 1927 года и проводится каждые 5  лет. Причиной единственного перерыва была  Вторая мировая война. Ближайший конкурс  состоится в октябре 2015 года.   Звуки музыки Вальсы Вальс является прямым наследником лендлера  (слово «лендлер» переводится как «деревенскийтанец»), австрийского народного танца.  Вдохновенные вальсы Шопена, разумеется, мало  напоминают слушателю о деревенском грубоватом  веселье. Они ­ нежны, гармоничны, легки. Вена всегда была «танцующей столицей», и вальс –  лёгкий и романтичный – в то время пользовался  огромной популярностью. Шопен написал  множество вальсов – сверкающих и искрящихся  жизнью. Руки пианиста порхают по клавиатуре,  исполняя виртуозные дивные секвенции, к которым музыка возвращается вновь и вновь. Перед  современным слушателем тотчас же возникают  романтические образы элегантных вальсирующих  пар. В вальсах соч. 64, изданных в 1846 году, Шопен  отказывается от звукового блеска и до мельчайших подробностей продуманной структуры салонныхвальсов. Здесь он возвращается к простой форме,  выдержанной в размере 3/4. Вальс ре­бемоль мажор соч. 64 № 1 построен на  повторяющемся спиралеобразном движении  дробных звуков. Возможно, таким образом, Шопен  пытался имитировать любимую игру собачки  Жорж Санд ­ погоню за собственным хвостом.  Потому его и называют «Собачьим вальсом». Есть  у него и другое название ­ «Вальс – минутка».  Пианисты­виртуозы всего мира стремятся  исполнить его именно за одну минуту (а то и  быстрее). В Вальсе до­диез минор соч. 64 № 2 спокойное  грациозное начало сменяет лиричная средняя  часть, очень близкая по настроению к ноктюрну.  Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы Шопена.Вальсы Шопена не были на самом деле  предназначены для танцев – они описывались,  скорее, как «танцы для души, а не для тела». Эти  произведения являются наиболее характерными  произведениями Шопена и остаются самыми  исполняемыми его творениями. Это «яркие  драгоценные камни в высочайших салонах того  времени».   Ноктюрн ля­бемоль мажор, соч. 9 № 2 Впервые слово «ноктюрн» как название для  небольшого фортепианного произведения  использовал итальянец Феличе Бланджини. Для  Шопена же источником вдохновения послужили  сочинения ирландского композитора ДжонаФильда, которого он называл «Отцом всех  современных ноктюрнов». О ноктюрне соч. 9 № 2 известно, что его начало  Шопен написал на листе письма к Марии  Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн  всегда очень нравился публике. Его сонное  течение, спокойные аккорды в партии левой руки,  полная лиризма, неги и романтической  чувственности мелодия завораживают,   околдовывают сердце. Композитор и сам любил  это произведение и часто исполнял его на  концертах или просто играл ученикам, каждый раз  находя удовольствие в том, чтобы менять  орнаментику. Берсез (Berceus) «Колыбельная» ре­ бемоль мажор, соч. 57.Шопен написал колыбельную ре­бемоль мажор соч. 57 в 1844 году. Опубликованная в мае 1845 года,  она сразу же приобрела необыкновенную  популярность. На слух колыбельная, кажется, чрезвычайно  простой (и в этой кажущейся простоте  заключается главная ее прелесть), но к  исполнителю это произведение предъявляет  высочайшие требования. Убаюкивая дитя, мать  поёт колыбельную песню, состоящую из повторов  очень короткой и спокойной мелодии. Berceuse – прекрасный пример более позднего  стиля Шопена. Это определённо мечтательная  музыка, с неизменно повторяющимся  аккомпанементом левой руки, создающим  ощущение покачивания, в то время как правая рука выводит простую мелодию с рядом вариаций пока,наконец, колыбельная не завершается полным  умиротворением и спокойствием. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12. В этюдах Шопен предстаёт перед нами великим новатором. Новым прочтением этого жанра  композитор открыл в фортепианной музыке  целый мир, до того неизвестный... «Если Вам посчастливится услышать, как  исполняет этюды сам автор, только тогда Вы  сможете их понять. Ищите в них настоящий смысл, открывайте идею, неповторимую, но глубоко  скрытую. Этот юноша, едва успев взойти на  музыкальном горизонте, уже достиг уровня  великих мастеров, а всем известно, как их  немного». Столь восторженный отзыв, написанный  в ноябре 1833 года критиком парижской газеты«Le Pianiste», объясняет то восхищение, с которым были приняты сочинённые Шопеном в 1829­1832  годах двенадцать этюдов соч. 10. Наследник  «божественного Паганини», очаровывавшего  европейских слушателей своей сверхъестественной игрой, Шопен создал цикл настоящих шедевров.  Негласным прототипом шопеновских этюдов стали знаменитые каприсы Паганини, до сих пор  считающиеся «лакмусовой бумагой» мастерства  скрипачей. Каприсы Паганини и этюды Шопена и  сегодня часто звучат в концертах, продолжая  пленять слушателя виртуозной стихией,  страстностью, беспредельной фантазией в  раскрытии инструментальных возможностей  скрипки и рояля. В 1831 году Шопен узнаёт о провале польского  восстания и падении Варшавы. Есть мнение, чтопод впечатлением от этих известий он создал Этюд до минор, часто называемый «Революционным».  Мощные низвергающиеся волны пассажей  открывают произведение. Восходящий мотив,  сопровождающий непрерывными раскатами бури,  пронизывает весь этюд. В финале чувствуется  умиротворение, словно шторм стихает, но вдруг,  как резкий порыв ветра, стремительный пассаж  несёт нас к мощным финальным аккордам. Вопросы: 1. Назовите годы жизни Шопена. 2. Кто был учителем Шопена в Варшаве? 3. Перечислите произведения Шопена,  написанные в Варшаве. 4. Когда Шопен покинул родину?5. В каком городе прошли последние годы жизни  композитора? 6. Перечислите имена людей, окружавших  Шопена в Париже. 7. Какая область музыкального искусства была  особенно близка Шопену? 8.Чайковский. Слава и гордость земли  русской 9. 10. «Я желал бы всеми силами души,  чтобы музыка моя распространялась, чтобы  увеличивалось число людей, любящих ее,  находящих в ней утешение и опору», ­ писал  Пётр Ильич Чайковский... 11. Музыку Чайковского знают все. Во всем  мире восхищаются его операми и