Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"
Оценка 4.8

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
6 кл
09.06.2017
Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных организаций. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением является патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи.Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"
Крещение Руси.doc
УРОК ИСТОРИИ «Князь Владимир.  Крещение Руси».                                                                             «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским,  сделала его красным солнцем для народа».   С. М. Соловьёв.  Цель: рассмотреть основные  черты   развития Древнерусского государства при князе   Владимире;   организовать   продуктивную   деятельность   учащихся   по созданию представления о личности великого князя; формировать у учащихся целостное представление о причинах крещения Руси и его значении; продолжить работу   по   формированию   у   учащихся   чувства   патриотизма,   нравственности, духовности и уважения к прошлому своей Родины. Задачи: Образовательные:  дать   учащимся   общее   представление   о   Древнерусском государстве   при   князе   Владимире;   познакомить   учащихся   с   личностью Владимира   Святославича;   объяснить   причины   принятия   монотеистической религии;  подвести   учащихся   к   самостоятельному   выводу  о   том,   что  способствовало   укреплению   Древнерусского принятие   христианства государства;   на   основе   воссоздания   учащимися   образов   древнерусского государства   помочь   им   осознать,   что   выбор   византийского   православия,   в качестве  дарственной   религии,   имело   судьбоносное   значение   для отечественной культуры и цивилизации в целом;  разъяснить основные понятия: язычество, монотеизм,  двоеверие. Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать   у   учащихся   умение   выделять   главное   и   проводить   причинно­ следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи;  при   помощи интерактивного   метода   обучения   привлечь   интерес   учащихся   к изучаемой теме. Воспитательные:  на   основе   рассказа   о   крещении   Руси   способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства формировать у учащихся такие   личностные   качества,   как   доброта,   отзывчивость,   сопереживание, милосердие. Оборудование:  карта   «Древнерусское   государство   в  IX­XI»,   компьютер, мультимедийный проектор,   презентация, раздаточный материал в виде заданий­ свитков, для закрепления изученного материала; дополнительная информация по данной теме в электронном варианте. Ход  мероприятия.  Организационный момент.   (Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона.   На фоне звучания старшеклассники в русских народных костюмах читают стихи). Иван (ученик) Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Марья (ученица) Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И князь Владимир в ней. Учитель.  Дорогие ребята, сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы отправимся на 1000 лет назад к нашим предкам и познакомимся с важными событиями,   которые   произошли   в   нашей   стране,   когда   она   еще   называлась Древней Русью. Но перед началом путешествия необходимо проверить нашу к нему готовность.   Предлагаю выполнить тест. А помогать нам будут Иван да Марья (учащиеся старших классов). Вы получаете свитки с заданиями, читая которые постарайтесь найти и отметить правильный ответ. Приступайте. Желаю вам успеха! Выполнение задания.  (старшеклассники раздают свитки с тестами) Задания в свитках. 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) семьями; б) в одиночку; в) племенами. 3. Поселение древних славян раскинулось: а) в западной части Европы; б) в восточной части Европы; в) в центральной Европе. 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а) земледелием; б) бортничеством; в) рыболовством. 5. Посуду делали Древние славяне из: а) глины; б) металла; в) дерева. 6. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев. 7. Богом грома и молнии у Древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 8. Праздник Ивана Купалы: а) в честь воды; б) в честь Солнца; в) в честь Земли. Учитель. Проверьте себя, оцените.  У кого нет ошибок? Поднимите руки. Кто   допустил   ошибки?   У   кого   возникли   затруднения?   Если   у   вас   возникли проблемы,  прочтите еще раз материал о жизни древних славян. (Открывает большой свиток на доске с правильными ответами). Актуализация . Учитель. Тысячу лет назад время было беспокойное, жители соседних поселков часто   воевали   между   собой,   поэтому   селились   славяне   обычно   в   местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг   поселений   земляные   валы,   копали   рвы,   ставили   частокол.   Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.  – Каким было верование у восточнославянских племён? (Язычество). – Что значит язычество? (Обожествление сил природы, вера в различных духов). Учитель. Итак, к путешествию мы готовы. Мы   совершим   с  вами   сегодня   путешествие   по   лабиринтам   русской   истории. После его завершения   вы   узнаете,   как наша Русь стала христианской,   кто такой князь Владимир и что значимого он сделал для истории нашей страны, вы узнаете     о   причинах   и   значении   принятия   христианства   на   Руси.   В   ходе путешествия   мы   будем   останавливаться   на   следующих   постоялых   дворах (станциях): I. Русь языческая. II. Андрей Первозванный. III. Князь Владимир и Корсунская легенда. IV. Причины принятия христианства. V. Крещение киевлян. VI. Последствия крещения Руси. Итак, тема путешествия ­  «Князь Владимир. Крещение Руси». Иван (ученик).   Ой ты гой еси, люди добрые!   Старина новизне низко кланяется.   Собирайтесь вы, люди добрые,   Не в дорожку­путину ближнюю,   А в даль­далекое путешествие. Марья (ученица)   Необычное, непривычное.   Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,   А за 1000 лет против времени». I станция: Русь языческая. Иван (ученик). Язычество – это многобожие, вера во многих богов. В древности восточные   славяне   были   язычники   и   почитали   многих   языческих   богов. Перун   (ученик   в   костюме)  –   Я   Перун   ­   бог   грома   и   молнии,   властелин плодородного дождя. Изображали меня с серебряной головой и золотыми усами. Даждьбог (ученик в костюме)  – Я Даждьбог ­ бог Солнца (Ярило). Восход солнца   встречали   молитвой.   Чтили   живой   огонь,   считая,   что   он   зажжен   от солнца. При вселении в новое  жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили   из   старого   дома.   Родители   передавали   его   детям,   начинающим самостоятельную   жизнь.   Отсюда   возник   обычай   зажигать   “вечный   огонь”   на священных могилах, как символ памяти. Мокошь   (ученица)   (мокрая) –   Я     Мокошь   ­   богиня   земли.   Меня   ласково называли   ­   “земля­матушка”,   “мать   ­   сыра   земля”.   Чтилась   именно   сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать   ей   дать   хорошие   урожаи.   До   современных     дней   дошли   обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли. Славяне населяли духами все живое. Дуб ­ священное дерево Перуна.  Береза (ученица).  Я Береза – дух добра.  Меня украшали лентами, вышитыми полотенцами, водили хороводы. Существовали заповедные рощи, где приносили богам жертвы ­ требы. В воде жили водяные духи и русалки. В лесу хозяйничал зеленый   леший.   Покой   дома   охраняли   добрые   духи   –   домовые,   берегини.   К духам обращались, как к живым людям, просили помощи.  (На доске: Перун – бог громовержец, бог воинов; Стрибог – бог неба, ветров; Даждьбог – бог света и тепла; Хорс – бог солнца; Велес – бог весны; Купала – бог земледелия; Коляда – бог торжества и мира; Мокошь – богиня женского   т.д.). рукоделия;   Ладо   –   бог   веселия,   любви   и   согласия, Учитель.  Русский   историк   Николай   Михайлович   Карамзин   так   описывал обычаи, верования и праздники славян: «…Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав… о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.». И так, теперь вы, уважаемые путешественники имеете представление о  язычестве. А у нас следующая остановка. II станция: Андрей Первозванный. Священник. Но были на Руси люди, которые уже знали о христианстве: воины – их походов в Болгарию и Византию; купцы, которые активно торговали с  Византией. Существует предание о путешествии на Русь в I веке от Рождества Христова  апостола Андрея Первозванного. Первые ученики Иисуса Христа – апостолы,  которых было 12, стали рассказывать людям о Его учении. Вначале новое учение распространялось из уст в уста, но уже во 2­й половине I века появляются  первые записи его учеников о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа –  Евангелия. «Евангелие» в переводе значит «Благая весть». Из Евангелия  известно, что святой Иоанн Предтеча, крестивший в водах реки Иордан Иисуса  Христа, окрестил и троих рыбаков – Филиппа, Андрея и брата его Симона. И  именно Андрей в будущем первым оповестит славян, наших предков, об Иисусе  Христе. Андрей Первозванный (ученик ). Меня зовут Андрей,  я сын рыбака Ионы из города   Вифсаиды,   был   первым,   кого   призвал   Господь   за   собой.   Поэтому   в качестве   апостола   впоследствии   получит   имя   Первозванный   и   стал   первым проповедником Евангелия. Не день и не два следовал я за Иисусом Христом, все три года я был рядом с ним, вбирал все увиденное и услышанное. Я  был среди тех, кто воочию увидел воскрешение Христа. Около 40 лет, от начала своей первой проповеди и до самой мученической смерти, я провел в путешествиях по Европе и Ближнему Востоку. Упоминается о моем пребывании в Крыму, на Кавказе,   в   славянских   землях. Священник.  В трудах христианского философа Оригена есть описание того, как Андрей благословляет будущий русский народ. В «Повести временных лет» летописец Нестор, ссылаясь на древнее предание, писал: «И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и скала бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город   Великий   и   воздвигнет   Бог   много   церквей».   Взошел   на   холмы   эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу и сошел с горы этой, где впоследствии Киев, и отправился во Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче   стоит   Новгород».   Апостол   Андрей   побывал   и   на   острове   Валаам,   в Псковских   землях,   где   предсказал   появление   христианских   церквей. Известно, что в 62 году, в греческом городе Патры он был распят на косом кресте   язычниками.   С   тех   пор   крест   такого   вида   именуется   Андреевским. С   той   поры,   и   больше   всего   с   момента   Крещения   Руси,   апостол   Андрей становится   нашим,   русским   апостолом.   В   честь   этого   Святого   покровителя русского   народа   сложено   хвалебное   песнопение  –  Акафист:   «Первозванного апостола   Христова,   Евангелия   Святого   проповедника,   Российские   страны богодуховеннаго   просветителя,   Андрея   преславного,   песньми   восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю   верховному,   в   след   себе   указавшему   ей   путь   ко   Христу,  по умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный». III станция: Князь Владимир и Корсунская легенда. Иван  (ученик).  В  963  году   у   Святослава   Игоревича   и   древлянской   княжны Малуши   родился   сын,   которого   нарекли   Владимиром.   Воспитывал   его   дядя, брат   матери   Добрыня,   язычник   по   вере.   Восьмилетним   мальчиком   князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980 году, в разгар междоусобицы, взял Киев,   в   котором   княжил   старший   сын   Святослава   Ярополк. В   пору   своей   юности   Владимир   был   ярым   язычником,   и   образ   жизни   вел соответствующий. На киевских холмах князь установил идолов шести языческих божеств:   Перуна,   Дажбога,   Стрибога,   Хорса   (солнечного   коня),   Мокоши   и Симаргла.     Этим   идолам   приносились   даже   человеческие   жертвы. Марья (ученица).  Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болтар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично   и   подолгу   беседовал   с   ними.   Наибольшее   впечатление   произвел   на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается  в «Повести  временных лет».  Люди после  рассказывали  князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: «Если бы вера в Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей». Князь Владимир (ученик). В 983 г. я, князь Владимир ходил войной на ятвягов и покорил  их.  Возвратившись  в Киев,    совершил  жертвоприношение  идолам. Старшины и бояре советовали мне: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга­христианина   по   имени   Федор.   Посланные   сказали   отцу:   «Отдай   сына богам,   они   выбрали   его   себе   в   жертву».   Федор   же   отвечал:   «Ваши   боги   – истуканы,   сотворенные   руками   человеческими.   Един   Бог,   которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов. Иван (ученик).  Обострение внешнеполитической   ситуации ускорило  процесс принятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны. Братья согласились, но когда военная кампания   окончилась,   не   спешили   отдать   Анну   за   Владимира,   хотя   он   и согласился   выполнить   их   решающее   условие   –  принять   христианство.   Решив поторопить   «забывчивых»   братьев,   Владимир   берет   Херсонес   (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя. Марья (ученица).  К  этому  времени   христианство   уже  широко   проникло   на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже  неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира —  Ольга. Но еще сильна была на Руси языческая вера.  Но язычество уже не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера – в единого Бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие или монотеизм соответствовало единому государству с одним князем во главе. Священник.  Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира   произойдет   не   в   Константинополе,   а   в   самом   Херсонесе,   куда прибыла принцесса Анна. По преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна,   узнав   о   недуге,   посоветовала   жениху   поспешить   с   принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении Владимир получил православное имя  Василий.  При  выходе  из  купели  он  прозрел.  После крещения  Владимир   Анной. возвратился венчанной   женой   Киев в с       IV станция: Причины принятия христианства. Учитель. Мы побывали с вами уже на трех станциях нашего маршрута. Давайте теперь вместе из всего увиденного сделаем вывод – почему же Русь приняла христианство,   и   именно   во   время   правления   Владимира,   именно   в   IX   веке? ПРИЧИНЫ: 1.   Начало   междоусобных   войн   Святославичей,   следовательно,   стремление   сплотить государство; 2.   Тесные   торгово­экономические   связи   с   Византией,   установление сохранить чтобы   русский народ,       дипломатических отношений с ней и династических браков. (862 год – Кирилл и Мефодий составили азбуку славянскую, кириллицу, и перевили на славянский язык богослужебные книги); 3. Наличие христианства в соседних государствах; 4. Личностный фактор, сила влияния князя Владимира. V станция: Крещение киевлян. Священник. Как же проходило крещение Руси?  Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Вот такая маленькая была тогда Киевская Русь и даже не имела закрепленных границ. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами. Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов. И князь Владимир решил принять православие. В 988 году он принял Крещение в городе Корсунь, ныне это город Херсонес. Владимир на реке Почайне крестил киевлян. Деревянные идолы безжалостно уничтожались. Вот как описывается эта процедура: «Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с недовольным видом. Они не понимали, что происходит с ними, но не осмеливались нарушить волю князя. Женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодкой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам диких коней, и они умчали его далеко в поле». Иван (ученик).  В «Повести временных лет» приводится еще один пример о крещении: «Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву   взвозу   к   Ручью   и   приставил   12   мужей   колотить   его   железами. Делалось это не потому, что дерево что­нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого   прослыло   место   то   Перунья   отмель,   как   она   зовется   до   сих   пор. Марья (ученица).  Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет   мне   врагом».   Услышав   это,   с  радостью   пошли   люди,   ликуя   и   говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ». Учитель. Конечно, объяснялся выбор несколькими причинами. Во­первых, новая вера способствовала  укреплению княжеской власти, объединению различных племен в державе Рюриковичей.  Во­вторых,  этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и  Русь более   не   могла   оставаться   языческой   окраиной.  В­третьих,  христианство приобщало Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры. Оно вводило   новые   правила   жизни   людей,   запрещало   многоженство   и   кровавые жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы.  Христианство же византийской, православной традиции Владимир выбрал потому, что именно с Византийской империей Русь издавна связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена  была одной  из самых развитых и культурных стран мира. ­ Где и как крестили киевлян? (отвечают) ­ Как поступил князь с идолами? (отвечают) ­     Охотно   ли   расставались   киевляне   со   старой   верой?   (отвечают).   станция.     VI Руси. Учитель. Вы верно ответили на вопросы, связанные с крещением. И сейчас нам Последствия крещения предстоит   определить   результаты   и   значение   этого   важного   события.   Перед вами   свитки с указанием предпосылок крещения Руси и вариантами выбора веры, расположите так, как вы считаете правильным. Расположение ответов. Предпосылки крещения Руси Создание Международные Решение Духовное Неоднородность единого условия нравственных государства          проблем развитие страны общества   Выбор веры Католичество Православие Мусульманство (страны Западной (Византия) (страны Азии) Европы)     Иудаизм (Хазария)   Учитель. Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. В 990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. А на следующее утро Владимир приказал собрать всех  киевлян  у Днепра  – для крещения. Оно длилось несколько  дней. Кто входил в воду по пояс, кто по шею, а на берегу священники вершили обряд крещения.  Процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества:   люди   молились   перед   иконами   и   продолжали     праздновать Масленицу,   Колядки,   день   Ивана   Купалы;   наряду   с   почитанием   икон   люди продолжали   верить   в   домовых,   леших,   водяных,   в   заговоры   и   обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св. Власий и т.п.). Таким   образом,   на   Руси   установилось  двоеверие,     которое   сохранилось   до нашего времени.   Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Какие языческие традиции  сохранились и до наших дней? (отвечают). Такое положение, когда уживаются  и новая религия, и старые языческие поверья   и   обычаи,  называется   двоеверием.  Оно,  по   существу,  дошло   и   до наших дней  (открывается на доске свиток­схема). Учитель.  Подведем   итог   путешествия.   Нам   необходимо   сказать   о   значении принятия   христианства   на   Руси. Христианство   способствовало   развитию грамотности,  книжного  дела, культуры,  расширению  связей с  Византией.  При церквах   и   монастырях   появились   школы   и   библиотеки,   первые   из   которых были открыты по инициативе самого  князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и   художники­иконописцы.  Принятие   христианства светских   сочинений, способствовало   улучшению   международного   положения   Руси.   Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии. Обращение   в   христианство   в   сильной   степени   повлияло   на   самого Владимира.   С   этого   времени   уходит   в   прошлое   его   безнравственная   жизнь, жестокость.   Он  становится   более   терпимым   к   людям,   щедрым,   милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по  болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах  и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу  народа. В дальнейшем церковь почитала  его как русского апостола  — первокрестителя и объявила его  святым. Таким образом, при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой. И конечно, вы можете догадаться,  почему деятельность князя Владимира   так высоко ценил народ, назвав Владимиром Красное Солнышко? Священник.    В   памяти   народа   князь   Владимир   остался   славным   и   мудрым правителем.   В   преданиях   его   называли   Владимиром   Красное   Солнышко. Крещение Руси имело огромное значение.   Князь Владимир (ученик).   Я открыл школы для детей,   рассылал по всему городу повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве я начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. Кстати, в последующие века отличие села от деревни определялось именно наличием в нем храма. Священник.  В   народной   памяти,   в   былинах   князь   Владимир   остался   как «Владимир Красно Солнышко». А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру.  Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена и   давала   им   ощутить   себя   единым   народом.   В   течение   последующей   после крещения Руси тысячи лет в нашей стране главным при знакомстве с человеком считалось не определение его национальности, а его отношение к той или иной вере.  Закрепление. Учитель. Давайте проверим, не прошло ли наше путешествие в пустую. Иван (ученик). Возьмите очередные свитки с заданиями. Необходимо закрасить кружок с правильным ответом. Задания: 1. Кто первым крестился на Руси?  Игорь  Ольга  Владимир 2.В каком городе крестился Владимир?  Корсунь  Киев  Москва 3.Какой год считается годом крещения Руси?  980  988  1015 4.Что построено при князе Владимире?  Софийский собор  Золотые ворота  Десятинная церковь Марья (ученица). Я  хочу еще раз проверить насколько хорошо вами изучен  прошлый материал. И я приготовила вам загадки.  Загадки. Был грозным князь сей для врагов От Киева до Цареграда, Но плохо слушал он волхвов, И смерть была ему наградой. (Олег) Не смог он греков победить, «По людям» стал потом ходить. Но много дани захотел –  Печален был его удел. (Игорь) За Мала замуж не пошла, Его послов живьем сожгла, Во всем порядок навела, Потом крещенье приняла. (Ольга)     Хазар разбил, болгар разбил. Да, жить он дома не любил. Как воин, голову свою В неравном он сложил бою. (Святослав)  Рефлексия. Учитель.  Ребята, сегодня   мы познакомились с одним из самых значительных событий   нашей   страны.   Если   вы     узнали   много   нового   и   интересного,   то   в шкатулочку   положите  синий  кружок. А  если   вам  было  не  интересно  или  не узнали ничего нового, то в другую шкатулочку положите белые кружочки. (Иван и Марья подают шкатулки и кружки). Священник.   А теперь ребята я хотел бы вам рассказать одну притчу. А вы подумайте, в чем ее смысл. (Навозов Василий Иванович. Духовное окормление). Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву.   Юноша   говорит:   «Отче,   ты   не   прав!».  Старый   священник   не соглашается: «Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы  ангелов, которые часто молятся вместе со мной». Юноша попросил священника   спросить  ангелов    ­  кто  же  из  них  прав…    На   следующий  день священник сказал ему: «Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей». ­ Найдите главную мысль в этой притче?   (Бог так устроил, что люди должны научаться от людей. Т.е. все люди зависят друг от друга). Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире   людей.   Слова   Христа   люди   записали   обычным   человеческим   языком   и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди (а не ангелы) веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует   для   связи   людей   и   поколений:   книгу,   школу,   музыку,   живопись, беседы.   Люди,   ставшие   христианами,   объединяются   в   общество,   которое называется Церковь. Церковь живет и растет, присоединяя к себе новых людей, новые поколения, новые народы.   «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».   Исполняя   эти   слова   Христа,   Церковь   крестит   людей   во   имя Божественной   Троицы.   Воды   крещальной   купели   воспринимаются   как   воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже   без   них.     Принимая   крещение,   человек   просит,   чтобы   Бог   обновил   его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви. Но креститься можно лишь один раз в жизни. Если после этого есть нужда обновить душу, это возможно   уже   только   через   покаяние,   которое   поэтому   называют   «вторым крещением». Учитель. Русский писатель Александр Солженицын так описал эту особенность нашей жизни: «Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.   Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки,  взошедшие   на   холмы,  царевнами   белыми   и   красными   вышедшие   к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они издалека­издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.  И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх   лесной   стены,   стогов   намётанных   и   самой   земной   округлости   всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.  И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон   вечерний,   плыл   над   селом,   над   полем,   над   лесом.   Напоминал   он,   что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.  В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни». Священник. Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие   деяния   сохранились   навеки.   Среди   тех,   кто   навсегда   вошел   в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее   становится   это   событие,   открывшее   для   Руси   пути   дальнейшего продвижения вперед. Учитель.  В каждом поколении и в каждом городе вновь и вновь появлялись люди, которые светились верой и любовью. Около их горящих душ отогревалась народная Русь. Среди тысяч святых  Русской Церкви есть святые священники и святые   крестьяне,   святые   воины   и   князья,   святые   женщины   и   дети.   Если присмотреться ­  святых людей можно найти в нашем народе и поныне. Священник.     Христианство проповедует миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство  людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечает перед Богом. Князь   Владимир.  «…Главное   право   его   (Владимира)   на   вечную   славу   и благодарность   потомства   состоит   в   том,   что   он   поставил   россиян   на   путь истинной   веры;   но   имя   великого   принадлежит   ему   и   за   дела   его государственные…»,   тк   напишет   обо   мне   великий   русский   историк   Н.М. Карамзин.  Песня «Колокола России!» Слова Г. Веденеева, музыка Н. Мухамеджановой. Звонят, звонят колокола России, Благую весть несут во все края. Любовью к ближнему живет Россия И молодость свою хранит в веках. И снова избавляется от скверны, И очищенья слышен перезвон. В веках ее все беды неизменны, В веках ее бурлацкий слышен стон. Припев: О Русь Святая! Мудрые славяне! Славянский дух веками сохраня, В веках вы были воины, крестьяне, Ржаную Русь лелея и любя. Дай с колокольным звоном очищенья, Дай светлый лик славянского лица, Дай счастия второго возрожденья, Дай бьющиеся в унисон сердца. Пусть этот звон идет по всей России, Пусть знает, что живет она в сердцах. Звонят, звонят колокола России. Благая весть звучит во всех краях. Припев: Святая Русь  (читают учащиеся)   Наша Русь святая ­ кротость и смиренье, У икон столетних жаркие молитвы, Жажда покаянья, сладость всепрощенья, Жертвенная доблесть бескорыстной битвы. Наша Русь святая ­ говор колокольный, Средь боров дремучих древних келий срубы, Радость и веселье встречи хлебосольной, О любви заветной шепчущие губы. Наша Русь святая ­ общий труд и служба, Твердая охрана мира и порядка, Всех ее сословий и народов дружба, Вековой избыток щедрого достатка. Наша Русь святая ­ это быт былинный, Это лад семейный, это строй свободный, Наш язык могучий, наш уклад старинный, Удаль и отвага пляски хороводной. Наша Русь святая ­ вера в подвиг ратный, В торжество и славу мудрого правленья, Небом данный свыше жребий благодатный Родине великой честного служенья. Наша Русь святая ­ вера и свобода, Без конца, без края большака дорога. Наша Русь святая ­ как душа народа, Та, что ищет правду, та, что верит в Бога. С.Бехтеев. Задание (по выбору): 1) Составить   рассказ   от   имени   купца,   приехавшего   на   Русь   во   время правления Владимира. 2) В электронном варианте составить кроссворд или тест по теме.

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"

Урок истории по теме "Князь Владимир. Крещение Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017