Цель: создать условия для формирования представлений об истории развития музыкальных инструментов на примере творчества русского народа через синтез и анализ фольклора
Формируемые УУД :
Личностные:
-развивать музыкальный слух и воображение учащихся с помощью музыкальных и вокальных импровизаций;
- создавать среду для раскрытия личностного потенциала каждого ученика через исполнения им определенной роли на уроке;
-формирования основ музыкального вкуса;
-формирование и укрепления патриотических чувств у школьников через знакомство с культурой страны
Регулятивные УУД:
-воспитывать музыкальную культуру поведения через освоения общественных норм;
- обучать рефлексии на каждом этапе урока через выражение своего эмоционального и интеллектуального состояния;
-развивать умения работать по заданным алгоритмам , а так же искать новые пути решения задачи совместно с группой и лично
Тема: История развития музыкальных инструментов Руси
Цель: создать условия для формирования представлений об истории развития
музыкальных инструментов на примере творчества русского народа через синтез и анализ
фольклора
Формируемые УУД :
Личностные:
развивать музыкальный слух и воображение учащихся с помощью музыкальных и
вокальных импровизаций;
создавать среду для раскрытия личностного потенциала каждого ученика через
исполнения им определенной роли на уроке;
формирования основ музыкального вкуса;
формирование и укрепления патриотических чувств у школьников через знакомство с
культурой страны
Регулятивные УУД:
воспитывать музыкальную культуру поведения через освоения общественных норм;
обучать рефлексии на каждом этапе урока через выражение своего эмоционального и
интеллектуального состояния;
развивать умения работать по заданным алгоритмам , а так же искать новые пути решения
задачи совместно с группой и лично
Познавательные УУД:
расширять и углублять знания школьников о фольклоре Руси через поисковую
деятельность на уроке;
обучать игре на детских русских народных инструментах, а так аккомпанированию себе
при пении ;
обучать элементам русского народного танца, используя динамические паузы;
Коммуникативные УУД:
воспитывать культуру общения через работу в группах при выполнении общей задачи;
обучать культуре речи при помощи вокальной импровизации;
совершенствовать умения пользоваться музыкальными терминами во время ответов на
вопросы
Возраст учащихся: 11 лет, 5 класс
Оборудование:
Раздаточный материал: карты рефлексии, кейс с набором изображений музыкальных
инструментов; заготовки ленты времени для ученика;
Сценарий урока:
I.Организация класса 2 мин
А) Создание положительного эмоционального фона
(Работа в учебной зоне)
А1)Приветствие
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте
поприветствуем их улыбкой.
А2)Мимический этюдКаждый из вас умеет узнавать эмоции друзей, родителей или прохожих. Уметь узнавать
эмоции, скрытые в музыке, мы учимся на каждом уроке. Я буду называть ситуации, а ваша
задача показать мне с помощью мимики , какие эмоции будет испытывать в этой ситуации
вы.
Ситуация 1 – На улице вы попали под дождь и промочили ноги. Какие эмоции вы будет
испытывать?
Ситуация 2 – Вернувшись с улицы домой, вы выпили горячий чай с мамой. Какие эмоции
вы будет испытывать?
Я надеюсь, что наш урок пройдет в мажорном ладу.
Присаживайтесь. Отметьте своё настроение в индивидуальной карте с помощью условных
знаков.
II.Актуализация изученных знаний – 3 мин
Сейчас вы увидите видеофрагмент в сопровождении известной песни. Внимательно
прослушав её, определите, какому народу она принадлежит.
Видеофрагмент «Порушкапоранья» 1 мин
Песня какого народа сейчас прозвучала? (русского народа)
Можно ли сказать, что эта песня современная?
Какие группы инструментов, сопровождающих русскую народную песню, вы знаете?
( ударные, струнные, духовые, клавишные)
Всегда ли песни сопровождали игрой на инструментах? ( нет)
Группы инструментов появлялись постепенно или все сразу?
III.Постановка проблемного вопроса. Формирования цели и задач урока – 5 мин
(Работа в учебной зоне)
О чём сегодня пойдет речь на уроке? Запишем тему урока. Слайд № 2
( Выходит 1 ученик и записывает тему на доске)
Что будет являться целью нашего урока? (Проследить развитие инструментов от истоков
до наших дней на примере Руси)
Что необходимо сделать, чтобы достигнуть этой цели?
( 1 Изучить историю возникновения инструментов;
Прослушать звучание музыкальных инструментов в последовательности их развития;
Исполнить песни в сопровождении разных групп инструментов)
IV. Введение новых знаний в систему уже имеющихся
(Работа в учебной зоне)
Слайд № 4
А) Работа с «музыкальной» летной времени – 5 мин
Посмотрите на музыкальную ленту времени – наша задача – отметить на ней периоды
развития русской народной песни.
Какой была песня простого крестьянина? О чем он пел? ( о труде, о праздниках, о
чувствах)
Сопровождал ли он свою песню какимито инструментами? (нет)
Такое исполнение называют – а ккапелла т.е. исполнение без инструментального
сопровождения. Отметим на ленте времени этот период.
(Ученики фиксируют в специальных заготовках в тетради)
Слайд № 5Какая группа инструментов появилась самой первой? (ударные)
Найдите изображение любого ударного народного инструмента, используя
индивидуальный кейс, и прикрепите к ленте времени.
(Дети прикрепляют изображения инструментов рядом с периодом звучания на ленте
времени; 1 ученик прикрепляет к ленте времени на доске )
Какой самый любимый ударный инструмент на Руси и самый доступный? (деревянные
ложки)
Услышим звучание деревянных ложек в исполнении Катихина Евгения. Примите позу
Игра на деревянных ложках
До изготовления ударных инструментов люди использовали хлопки в ладоши, притопы.
Давайте попробуем исполнить народную песню именно так, как это делали раньше. Любая
песня служила сопровождением для обряда, к примеру ,посев и сбор урожая сопровождали
особыми песнями на Руси.
Б) Звуковая импровизация с пластическими движениями над песней « А мы сеяли,
сеяли лён»
5 мин
(Работа в игровой зоне)
Предлагаю вам переместиться в зону для игры и представить себя артистами народного
ансамбля. Исполним произведение «А мы сеяли лён» с элементами народного танца.
(Учитель демонстрирует алгоритм действий для каждой группы)
В) Работа с «музыкальной «лентой времени 7 мин
Какие инструменты появились после ударных?
Найдите изображение духового инструмента и прикрепите к ленте времени.
Слайд № 7
Прослушаем звучание духового инструмента в исполнении Прокопьева Антона. Примите
позу слушателя.
Звучание флейты (дудка)
Для этого замечательного инструмента написано не мало мелодий. Предлагаю вам разучить
одну из них. Обратитесь к тексту на столах. Примите позу исполнителя.
Исполнении попевки «Дудочка» 2 мин ( на 2 исполнения)
Назовите известные вам струнные русские народные инструменты. Эта группа
инструментов появилась после духовых. Прикрепите изображение к ленте времени.
(Демонстрация струнных инструментов на интерактивной доске)
У испанцев народным инструментов является гитара –это родственница наших струнным
русских анродных инструментов .Прослушаем её звучание в исполнении Маржановой
Дарины.
Звучание гитары
Предлагаю переместиться в зону для выступления и исполнить песню «Со вьюном я хожу»
, исполнив русский народный танец –хоровод.
Исполнение песни «Со вьюном я хожу» 2 мин
Все ли инструменты, сопровождающие песню «Со вьюном я хожу» являлись струнными?
Какая группа инструментов появилась самой последней?
Перечислите клавишные русские народные инструменты.(Демонстрация клавишных инструментов на интерактивной доске)
В наше время появились клавишные инструменты, подражающие звучанию любого другого
инструмента, включая гармонь или скрипку. Таким инструментов является синтезатор.
Прослушайте мелодию и угадайте её.
« Во поле береза стояла»/на горе то калина
Е) Танцевальная импровизация под композицию – игру «Бояре, а мы к вам пришли»
Русская народная песня всегда танцевальная, даже если это медленная композиция
льется волшебный танец. На Руси песня сопровождалась игрой, я предлагаю вам
представить себя жителями древней Руси.
Ж) Творческая работа.
Символом Руси всегда была и будет матрешка. Об истории этой замечательной куклы
можно говорить долго, а я предлагаю вам стать мастерами и создать роспись для своей
необычной матрешки. На столах у каждого есть заготовка и материалы для раскрашивания.
Как только начнет звучать музыка – приступаем к работе, музыка замолкает – работа
останавливаемся.
З)Демонстрация работ
Покажите результаты своей работы.
IV.Подведение итогов урока
Слайд № 15
(Работа в учебной зоне)
А) Первичное закрепление знаний – 3 мин
Какие задачи, поставленные нами в начале урока, удалось реализовать?
Перечислите в какой последовательности появлялись музыкальные инструменты.
Б) Рефлексия
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, проанализировать, что нового вы узнали и
показать результат вашей самооценки в индивидуальной карте.
В) Оценивание и комментирование
34 мин Слайд № 6