Урок - История развития музыкальных инструментов Руси
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
музыка
Взрослым
30.03.2019
Цель: создать условия для формирования представлений об истории развития музыкальных инструментов на примере творчества русского народа через синтез и анализ фольклора
Формируемые УУД :
Личностные:
-развивать музыкальный слух и воображение учащихся с помощью музыкальных и вокальных импровизаций;
- создавать среду для раскрытия личностного потенциала каждого ученика через исполнения им определенной роли на уроке;
-формирования основ музыкального вкуса;
-формирование и укрепления патриотических чувств у школьников через знакомство с культурой страны
Регулятивные УУД:
-воспитывать музыкальную культуру поведения через освоения общественных норм;
- обучать рефлексии на каждом этапе урока через выражение своего эмоционального и интеллектуального состояния;
-развивать умения работать по заданным алгоритмам , а так же искать новые пути решения задачи совместно с группой и лично
конспект урока.docx
Тема: История развития музыкальных инструментов Руси
Цель: создать условия для формирования представлений об истории развития
музыкальных инструментов на примере творчества русского народа через синтез и анализ
фольклора
Формируемые УУД :
Личностные:
развивать музыкальный слух и воображение учащихся с помощью музыкальных и
вокальных импровизаций;
создавать среду для раскрытия личностного потенциала каждого ученика через
исполнения им определенной роли на уроке;
формирования основ музыкального вкуса;
формирование и укрепления патриотических чувств у школьников через знакомство с
культурой страны
Регулятивные УУД:
воспитывать музыкальную культуру поведения через освоения общественных норм;
обучать рефлексии на каждом этапе урока через выражение своего эмоционального и
интеллектуального состояния;
развивать умения работать по заданным алгоритмам , а так же искать новые пути решения
задачи совместно с группой и лично
Познавательные УУД:
расширять и углублять знания школьников о фольклоре Руси через поисковую
деятельность на уроке;
обучать игре на детских русских народных инструментах, а так аккомпанированию себе
при пении ;
обучать элементам русского народного танца, используя динамические паузы;
Коммуникативные УУД:
воспитывать культуру общения через работу в группах при выполнении общей задачи;
обучать культуре речи при помощи вокальной импровизации;
совершенствовать умения пользоваться музыкальными терминами во время ответов на
вопросы
Возраст учащихся: 11 лет, 5 класс
Оборудование:
Раздаточный материал: карты рефлексии, кейс с набором изображений музыкальных
инструментов; заготовки ленты времени для ученика;
Сценарий урока:
I.Организация класса 2 мин
А) Создание положительного эмоционального фона
(Работа в учебной зоне)
А1)Приветствие
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте
поприветствуем их улыбкой.
А2)Мимический этюд Каждый из вас умеет узнавать эмоции друзей, родителей или прохожих. Уметь узнавать
эмоции, скрытые в музыке, мы учимся на каждом уроке. Я буду называть ситуации, а ваша
задача показать мне с помощью мимики , какие эмоции будет испытывать в этой ситуации
вы.
Ситуация 1 – На улице вы попали под дождь и промочили ноги. Какие эмоции вы будет
испытывать?
Ситуация 2 – Вернувшись с улицы домой, вы выпили горячий чай с мамой. Какие эмоции
вы будет испытывать?
Я надеюсь, что наш урок пройдет в мажорном ладу.
Присаживайтесь. Отметьте своё настроение в индивидуальной карте с помощью условных
знаков.
II.Актуализация изученных знаний – 3 мин
Сейчас вы увидите видеофрагмент в сопровождении известной песни. Внимательно
прослушав её, определите, какому народу она принадлежит.
Видеофрагмент «Порушкапоранья» 1 мин
Песня какого народа сейчас прозвучала? (русского народа)
Можно ли сказать, что эта песня современная?
Какие группы инструментов, сопровождающих русскую народную песню, вы знаете?
( ударные, струнные, духовые, клавишные)
Всегда ли песни сопровождали игрой на инструментах? ( нет)
Группы инструментов появлялись постепенно или все сразу?
III.Постановка проблемного вопроса. Формирования цели и задач урока – 5 мин
(Работа в учебной зоне)
О чём сегодня пойдет речь на уроке? Запишем тему урока. Слайд № 2
( Выходит 1 ученик и записывает тему на доске)
Что будет являться целью нашего урока? (Проследить развитие инструментов от истоков
до наших дней на примере Руси)
Что необходимо сделать, чтобы достигнуть этой цели?
( 1 Изучить историю возникновения инструментов;
Прослушать звучание музыкальных инструментов в последовательности их развития;
Исполнить песни в сопровождении разных групп инструментов)
IV. Введение новых знаний в систему уже имеющихся
(Работа в учебной зоне)
Слайд № 4
А) Работа с «музыкальной» летной времени – 5 мин
Посмотрите на музыкальную ленту времени – наша задача – отметить на ней периоды
развития русской народной песни.
Какой была песня простого крестьянина? О чем он пел? ( о труде, о праздниках, о
чувствах)
Сопровождал ли он свою песню какимито инструментами? (нет)
Такое исполнение называют – а ккапелла т.е. исполнение без инструментального
сопровождения. Отметим на ленте времени этот период.
(Ученики фиксируют в специальных заготовках в тетради)
Слайд № 5 Какая группа инструментов появилась самой первой? (ударные)
Найдите изображение любого ударного народного инструмента, используя
индивидуальный кейс, и прикрепите к ленте времени.
(Дети прикрепляют изображения инструментов рядом с периодом звучания на ленте
времени; 1 ученик прикрепляет к ленте времени на доске )
Какой самый любимый ударный инструмент на Руси и самый доступный? (деревянные
ложки)
Услышим звучание деревянных ложек в исполнении Катихина Евгения. Примите позу
Игра на деревянных ложках
До изготовления ударных инструментов люди использовали хлопки в ладоши, притопы.
Давайте попробуем исполнить народную песню именно так, как это делали раньше. Любая
песня служила сопровождением для обряда, к примеру ,посев и сбор урожая сопровождали
особыми песнями на Руси.
Б) Звуковая импровизация с пластическими движениями над песней « А мы сеяли,
сеяли лён»
5 мин
(Работа в игровой зоне)
Предлагаю вам переместиться в зону для игры и представить себя артистами народного
ансамбля. Исполним произведение «А мы сеяли лён» с элементами народного танца.
(Учитель демонстрирует алгоритм действий для каждой группы)
В) Работа с «музыкальной «лентой времени 7 мин
Какие инструменты появились после ударных?
Найдите изображение духового инструмента и прикрепите к ленте времени.
Слайд № 7
Прослушаем звучание духового инструмента в исполнении Прокопьева Антона. Примите
позу слушателя.
Звучание флейты (дудка)
Для этого замечательного инструмента написано не мало мелодий. Предлагаю вам разучить
одну из них. Обратитесь к тексту на столах. Примите позу исполнителя.
Исполнении попевки «Дудочка» 2 мин ( на 2 исполнения)
Назовите известные вам струнные русские народные инструменты. Эта группа
инструментов появилась после духовых. Прикрепите изображение к ленте времени.
(Демонстрация струнных инструментов на интерактивной доске)
У испанцев народным инструментов является гитара –это родственница наших струнным
русских анродных инструментов .Прослушаем её звучание в исполнении Маржановой
Дарины.
Звучание гитары
Предлагаю переместиться в зону для выступления и исполнить песню «Со вьюном я хожу»
, исполнив русский народный танец –хоровод.
Исполнение песни «Со вьюном я хожу» 2 мин
Все ли инструменты, сопровождающие песню «Со вьюном я хожу» являлись струнными?
Какая группа инструментов появилась самой последней?
Перечислите клавишные русские народные инструменты. (Демонстрация клавишных инструментов на интерактивной доске)
В наше время появились клавишные инструменты, подражающие звучанию любого другого
инструмента, включая гармонь или скрипку. Таким инструментов является синтезатор.
Прослушайте мелодию и угадайте её.
« Во поле береза стояла»/на горе то калина
Е) Танцевальная импровизация под композицию – игру «Бояре, а мы к вам пришли»
Русская народная песня всегда танцевальная, даже если это медленная композиция
льется волшебный танец. На Руси песня сопровождалась игрой, я предлагаю вам
представить себя жителями древней Руси.
Ж) Творческая работа.
Символом Руси всегда была и будет матрешка. Об истории этой замечательной куклы
можно говорить долго, а я предлагаю вам стать мастерами и создать роспись для своей
необычной матрешки. На столах у каждого есть заготовка и материалы для раскрашивания.
Как только начнет звучать музыка – приступаем к работе, музыка замолкает – работа
останавливаемся.
З)Демонстрация работ
Покажите результаты своей работы.
IV.Подведение итогов урока
Слайд № 15
(Работа в учебной зоне)
А) Первичное закрепление знаний – 3 мин
Какие задачи, поставленные нами в начале урока, удалось реализовать?
Перечислите в какой последовательности появлялись музыкальные инструменты.
Б) Рефлексия
Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, проанализировать, что нового вы узнали и
показать результат вашей самооценки в индивидуальной карте.
В) Оценивание и комментирование
34 мин Слайд № 6
Урок - История развития музыкальных инструментов Руси
Урок - История развития музыкальных инструментов Руси
Урок - История развития музыкальных инструментов Руси
Урок - История развития музыкальных инструментов Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.