Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему «Посуда в твоем доме» по программе Б.М. Неменского

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Посуда в твоем доме» Дидактическая цель урока: Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить с разнообразием посуды, техникой выполнения гжельской росписи. Задачи урока. Личностные: -Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся. - Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Метапредметные: -Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. -Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. - Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. - Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.
Иконка файла материала posuda_2.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №5» Урок изобразительного искусства в  3   классе на тему «Посуда в твоем доме» по программе Б.М. Неменского Урок разработан учителем  высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия №5», г. Саратова (тел/факс 8452 92­47­89 1 Тульский проезд, д.6А)  Волковой Надеждой Михайловной. .Саратов   2012 год План­конспект урока изобразительного искусства. 1. Ф.И.О.                               Волкова Надежда Михайловна 2. Место работы                   МОУ «ГИМНАЗИЯ №5» 3. Должность                         учитель изобразительного искусства 4. Класс                                 3 Тема урока: «Посуда в твоем доме» Дидактическая цель урока:   Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни  один предмет и познакомить  с разнообразием посуды, техникой выполнения   гжельской росписи. Задачи урока.   Личностные: ­Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных  возможностей обучающихся. ­ Формирование эстетических чувств, художественно­творческого  мышления, наблюдательности и фантазии. Метапредметные: ­Развивать навыки самостоятельной художественно­творческой  деятельности. ­Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать,  обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей  деятельности. ­ Находить варианты решения различных художественно­творческих задач.­ Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой  формы общения. ­Формирование регулятивных компетенций  –  умение планировать и  грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной  задачей. Предметные: Сравнивать форму и  украшение посуды с её назначением: праздничная или  повседневная. Осознавать  нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды. ­Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Характеристика видов деятельности учащихся: В ходе урока обучающиеся получат возможность: ­Рассуждать, что  без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один  предмет, в том числе и посуда. ­Приобретать представления, что конструкция, форма и украшение посуды  зависят от её назначения и от материала. ­Овладевать навыками и техникой гжельской росписи. ­Импровизировать по мотивам гжельской росписи посуды. Тип  урока. Урок открытия новых знаний. Образовательные ресурсы:  ­компьютер, мультимедийная  приставка, экран, презентация к уроку «Посуда у тебя в доме», музыкальный центр; ­ гжельская посуда, таблицы с изображением предметов посуды, таблицы с  элементами росписи «под Гжель»; ­ детские работы на тему;­ кисти, синяя и белая гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода, трафареты посуды; ­ стихи «Чудо – наша Гжель». Практическая работа: Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая. Ход урока. Эпиграф к уроку. «Создание каждой вещи – это большая работа. Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,  как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить». Б.М.Неменский. 1.Организационный этап   (1мин.) Проверка готовности учащихся к уроку:  ­ наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик,   вода, синяя краска, 2 кисти). 2. Этап мотивации и актуализации знаний.     Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в  твоём доме». Русский художник Б.М. Неменский говорил:  «Создание каждой вещи – это большая работа. Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,  как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить». Посмотрите на предметы зрительного ряда. ­ Кто догадался, о чем пойдет речь? 3. Постановка учебной задачи. (3мин.)­ Как вы думаете, что вам предстоит узнать о  посуде? Сообщение темы и цели урока.    У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились  художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего  урока так и называется «Посуда у тебя в доме». (Слайд №1). 4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.) ­ Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в  вашем доме.    ­Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения  на выставочном столике. Посуда  бывает разной.    ­ А из каких материалов делают посуду?  (Ученики  называют  ­ дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)                          ­ Какой материал на Руси был самым  подходящим для изготовления посуды?  (Слайд №2).  В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная  деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем  ею дома. ­ Что напоминает вам этот ковш? (Утку).   Действительно – это красивый ковш­утица из дерева. Такие ковши  на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и  достатка в семье.    ­(Слайд №3). Это керамическая посуда.  ­Из какого природного материала она сделана? Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором  или росписью. ­(Слайд №4). А бывает металлическая посуда: алюминиевая,   чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота.  Очень причудливы вазы из стекла.Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник­ стеклодув.   Рассмотрим 2 чашки для чая.    Обратите внимание на форму, силуэт, украшения.  ­Какая чашка подойдёт для праздничного стола?  Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная  посуда. ­ (Слайд №5)  ­Чем отличается праздничная посуда от  повседневной посуды?   (Праздничная более нарядная,  хрупкая, изящная). ­ А кто из вас знает, как называется набор  посуды? Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз.  Буду ли я права? ­ (Слайд№6). Сервиз – слово французское, обозначает полный  набор посуды, в котором предметы объединены единством  образно­декоративного и конструктивного  решения.  ­ Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы  бывают столовые, чайные и кофейные). ­ Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе  всегда участвуют Братья – Мастера. ­ Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки). ­ (Слайд №7). ­Кто придумает рассказ, как был создан чайник?  ­Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив. ­ Мастер Постройки помогает создать форму.­ Мастер украшения придумывает узор (демонстрируется чайник в  форме арбуза).    ­ Ребята, как вы думаете, где производят посуду? Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают  посуду. А  мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель.  (Слайд №8).   Стих. Ах, ребята, верь ­ не верь, Есть в России город Гжель. Привезла я вам оттуда… Посмотрите, вот так чудо! В белом небе, словно птицы, Всем на загляденье Голубых цветов поляна –  Дивных рук творенье. Здесь и кружки, и кувшины, Как весной капель,  С красотою несравненной Чудо – наша Гжель. Рассмотрим  гжельскую посуду. Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с  облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает  неожиданной формы и с украшениями. ­(Слайд№9). Гжелью исстари называлась местность богатая  залежами глин, из  которых народные умельцы лепили то, что  нужно было в быту и мило душе.  Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым  цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий  только кобальтом – это синий цвет и его оттенки.          ­ (Слайд№10). Рассмотрим технику гжельской  росписи. Вначале  художник придумывает форму предмета посуды, делает  эскиз набумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу  делает роспись на глиняном изделии.                    ­Что является  излюбленными мотивами  росписи у мастеров Гжели?  (цветы, травы, птицы). ­ (Слайд №11). Цветы можно изобразить, используя оттенки синего  цвета, можно  использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)  ­ (Слайд№12).  Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии»  (демонстрируются приемы). ­(Слайд№13). Элементы гжельской росписи – «бордюры».  ­ Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?  (демонстрируются приемы) 4.Первичное закрепление материала. ­ Гжельская посуда будничная или праздничная? ­Назовите предметы чайного сервиза  Динамическая пауза. 5. Творческая практическая деятельность. (16 мин). ­(Слайд №14). Изобразить и украсить  по мотивам гжельской росписи праздничную  посуду для чая.   а) Перед учениками право выбора: Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды  придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей  краской без предварительной прорисовки карандашом.   в) Индивидуальная работа с учениками. ­Контроль правильности выполнения рисунка. ­Контроль организации рабочего места. ­ Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У  самовара»    (Слайд №15) 6. Рефлексия деятельности.(3мин)    А)  Выставка работ учащихся.      Б) Рефлексия. ­Какие 3 мастера участвуют в создании посуды? ­Как называют полный набор посуды? ­ Назовите город, где изготавливают бело­синюю глиняную   посуду.     ­ Как называются элементы гжельской росписи? Закончите фразу:  ­Я знаю… ­Я понимаю…. ­Для меня было открытием…  ­Мне понравилось… В) Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в  каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд  художника. А без участия наших  Братьев Мастеров  не создается  никакая посуда, будь то праздничная или повседневная. Г) Выставление оценок. Д)  Домашнее задание.  Рассмотреть дома посуду.                                            Придумать форму вазы для цветов.