Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
3 кл
05.11.2018
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Тема: Портрет
Цели: Развивать творческие способности ребёнка, умение рисовать портрет по представленному образу, уточнить представления детей о пейзажах, дать понятие «маринист», познакомить учащихся с жанром портрета, его разновидностями, рассказать об особенностях жанра «портрет» ,автопортрет,; дать представление об автопортрете; познакомить с работами известных русских художников-портретистов; научить выбору выразительных средств для рисунка; учить отражать пропорции и мимику лица в портрете, развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с термином «маринист».
Тип урока : постановка и решение учебной проблемы
Вид деятельности: рисование по представлению.
Планируемые результаты:
Предметные: школьники приобретут знания , о жанре «портрета», творчеством отдельных художников портретистов, его разновидностях; научатся использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портреты, совершенствуют специальные изобразительные умения через практическую деятельность, формирование универсальных умений: дифференцировать и обобщать знания об эмоциях, чертах характера, человека, анализировать выражение его лица и передавать в рисунке настроение и гарактер героев.
0004bc83-0e51f31d.docx
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Тема: Портрет
Цели: Развивать творческие способности ребёнка, умение рисовать портрет по представленному образу, уточнить представления детей о пейзажах,
дать понятие «маринист», познакомить учащихся с жанром портрета, его разновидностями, рассказать об особенностях жанра «портрет» ,автопортрет,;
дать представление об автопортрете; познакомить с работами известных русских художниковпортретистов; научить выбору выразительных средств для
рисунка; учить отражать пропорции и мимику лица в портрете, развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус
продемонстрировать подбор колорита для раскрашивания лица; познакомить с термином «маринист».
Тип урока : постановка и решение учебной проблемы
Вид деятельности: рисование по представлению.
Планируемые результаты:
Предметные: школьники приобретут знания , о
научатся использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портреты, совершенствуют специальные изобразительные умения через
практическую деятельность, формирование универсальных умений: дифференцировать и обобщать знания об эмоциях, чертах характера, человека,
анализировать выражение его лица и передавать в рисунке настроение и гарактер героев.
жанре «портрета», творчеством отдельных художников портретистов, его разновидностях;
Метапредметные: продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусств: живописью, художественным
словом и музыкальным произведением , формировать научатся извлекать информацию из разных источников, анализировать её.
Регулятивные: научатся планировать свою деятельность.
Коммуникативные: научатся рисовать в коллективном обсуждениях, строить понятные речевые высказывания., отстаивать своё мнение, формулировать
ответы на вопросы.
Личностные: ответственное отношение к учёбе, повышение мотивации к уч. деятельности, интереса к рисованию и творчеству художников. Методы и формы обучения: объяснительноиллюстративный, диалоговый, практический, индивидуальный, фронтальный. репродуктивный, частично
поисковый, исследовательский.
Оборудование: компьютер, мм проектор, презентация в формате PowerPoint 972003 намультимедийном приложении «Презентации к урокам.
Изобразительное искусство 3 класс по программе Б.М. Неменского УМК «Школа России» Издательство «Учитель» (урок 28)репродукции картин
«Рожь» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова. «Девятый вал « Айвазовского, парадный портрет в полный рост и камерный погрудный автопортреты
Айвазовского, образцы портретов разных видов и исторических эпох, учебники по ИЗО 3 класс, бумага, карандаши, краски, фломастеры, резинка,
акварельные краски, вода, рисунки учащихся,
Ключевые слова и понятия: пейзаж, маринист, группой портрет, индивидуальный портрет, камерный портрет и парадный.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительноиллюстрационный, частичнопоисковый
Тип опроса: индивидуальнофронтальный.
Ход урока:
Этапы
урока
1 орг.
момент1
минута
Обучающие и
развивающие
Компоненты,
задания и
упражнения
Настаивание на
продуктивную
работу
психологический
настрой
Деятельность учителя.
Деятельность
учащихся
Форма
взаимодей
ствия
УУД
1. Проверить готовность обучающихся к уроку. Организовать
актуализацию требований к учащимся со стороны учебной
деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности,
включения в учебную деятельность.
Вот звонок нам дал сигнал:
Слушают
учителя
фронтальн
ая
Личностные: ответственное
отношение к учёбе,
повышение мотивации к уч.
деятельности
1) Регулятивные: волевая
саморегуляция;
2) Личностные:
Промежут
очный
контроль
Устные
ответы Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем –
и урок наш начинаем.
Бери , художник полотно,
Картиной станет пусть оно,
Бери художник карандаш
И нарисуй мир добрый наш.
С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на
прошлом уроке? Что изображается на картине в жанре пейзажа?
Что такое «стиль» художника? (Манера его работы, приемы и
зиз изображения, личный почерк, по которому картины этого автора мож
можно узнать.)
смыслообразование (Я
должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
со сверстниками.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Что изображают при рисовании пейзажа?
/леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны./
Как можно рисовать пейзаж? / с натуры, а можно придумать самому. /
О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? / передний, ближний,
дальний, задний планы/
Каких пейзажистов вы знаете?/Левитан, Шишкин, Саврасов/ Еще одним
знаменитым во всем мире русским художником пейзажистом был Иван
Константинович Айвазовский.
фронтальн
ый
Отвечают на
вопросы.
Разгадывают
загадки.
Устные
ответы
Личностные: имеют
положительное отношение
к занятиям предметно
практической деятельности
Метапредметные: умеют
строить осознанное и
произвольное речевое
высказывание в устной форме о
жинрах ИЗО.
Коммуникативные: умеют
слушать учителя
иодноклассников, отвечать на
вопросы, делать выводы
Регулятивные
Принимают и сохраняют
учебную задачу, удерживают
цель деятельности до
получения результата..
Повторени
е
пройденно
го
3 минут
.Словесно
иллюстративный
метод с
элементами . игры
Организовать
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных для
построения новых
знаний
Тест
Дополнит.
вопросы
Продолжи ответ
Узнай картину и художника
Широта и просторы полей
Над Россией любимой моей.
Стоит лишь картину посмотреть
Соотносят
картину с её
стихотворным
описание
м, учся
Вызов к доске
нескольких учся
Опрос по
отдельному
пункту плана
Сообщение темы
в виде Сообщение
темы и цели в виде
проблемного
задания
эвристического
вопроса
составление
карты мыслей
деятельности
Организовать
построение
проекта
изучения
нового знания:
ставят цель
проекта (что
является целью
– «Портрет»).
2. учся
определяют
средства
(алгоритмы,
модели,
справочники,
Актуализа
ция знаний
1мин
В небо хочется птицей взлететь. (Рожь. Шишкин)
Снова в Россию вернулась весна.
Птиц перелётных она привела.
Радостен щебет пернатых гостей,
Радостно люди встречают грачей. (Грачи прилетели. Саврасов)
Море. Обломки плывут корабля,
На горизонте осталась земля.
Верим. Что люди в борьбе со стихией
Одержат победу несломленной силой
Айвазовский «Девятый вал»
Какой пейзаж не рассматривали на прошлом уроке?
Какой пейзаж вы не смогли соотнести с художником?
«Девятый вал написал Айвазовский»
Верно, потому что он особый.
А чем пейзаж Айвазовского отличается от других? (морем)
Художники, которые рисуют море называют «маринистами»
один из самых выдающихся художниковмаринистов [ и мире, он создал
около 1000 полотен с изображением морской.
Прочитаем о творчестве этого художника в учебнике.
Показываю автопортрет. А на нём изображён Айвазовский.
Как называется картина, на которой изображён художник? (портрет)
А если на портрете изобразил сам себя автор? (автопортрет)
Как называется жанр искусства.
Если видишь, что с картины
Смотрит ктонибудь на нас.
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
ответы на
вопросы,
строят
речевые
высказывания
Фронталь
ный
слово
учителя;
ответы на
вопросы
Зафиксировать
актуализированные способы
действия в речи (повторение
правил).
3. Зафиксировать актуальные
способы действия в знаках
(эталоны, схемы, опора по
правилам).
4. Организовать обобщение
актуализир. способов
действий. Мотивировать у
учебному действию.
5. Организовать выполнение
учся учебного действия.
6. Зафиксировать учебные
затруднения (групповое или
индивид.)
1) Познавательные:
общеучебные умения
структурировать знания,
контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.
2) Логические:
анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
контроль и оценка
прогнозирования (при анализе
учебного
действия).Предметные:
извлекают информацию из
текста и иллюстраций.
Анализирую1) Регулятивные:
Устные
ответы Обязательно картина
Называется…?(портрет).
Интернет...)
3. учся
формулируют
шага, которые
необходимо
сделать для
реализации
поставленной цели
демонстрационное
объяснение
учителя.
. Усвоение новых
знаний и способов
действия
Что это за жанр искусства?
Кто догадался. Что мы будем рисовать на уроке?
Портрет. Да. Портретэскиз в карандаше.
Постановк
а темаы и
целей
урока
1мин
целеполагание как постановка
учебной задачи,
планирование,
прогнозирование.
2) Познавательные:
умение структурировать
знания, постановка и
формулировка проблемы,
умение осознанно и произвольно
строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее
эффективных способов
Фронталь
ный
Регулятивные
Принимают и сохраняют
учебную задачу, удерживают
цель деятельности до получения
результата
Устные
ответы
Объяснени
е нового
материалл
а
Показ
мультимедийной
презентации
5 минут
Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют
картину с изображением человека или группы людей. В портретах
художники стремятся не только передать на бумаге. холсте, камне
внешнее сходство, но и характер человека, его духовный мир. Каждый
художник передаёт колорит. технику.
Портреты бывают разными: поясной и в полный рост, (бюст, скульптура)
по содержанию: детскими, семейными, портрет в интерьере, портрет на
фоне пейзажа, архитектуры.
По характеру изображений :парадными (когда человек нарядно одет),
Смотрят
презентацию.
, слушают
комментарии,
рассматри
вают
иллюстрации.
Анализируют
задание,
делают
выводы
Составл
ение
карты
деятель
ности
Вопрос
но
ответно
е
общени
П.:осуществляют поиск
информации из разных
источников
Р:Участие в коллективном
обсуждениях.
К. отстаивают своё мнение
. камерными.
По числу изображений: индивидуальный, двойной, триптих. групповой.
По размеру большими – монументальными (человек изображен выше
своего роста). Они предназначены для больших помещений. А бывают
миниатюрными, т.е. маленькие портреты.
В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.
е
Классифицир
уют портреты
Групповая
работа
решения
задач
А теперь под портретами подпишите их характеристики.
Физминут
ка1 мин
Ритмические
движения под
музыку
«Я морячка, ты моряк» О. Газманова (1 Куплет и припев)
танцуют
(Сначала произвольно. Затем под руководством учителя)
Беседа
4 минуты
Слушание музыки
Дунаевского
«Капитан»
Как вам было удобнее двигаться? (Самим по себе или в команде) А когда
танец лучше смотрится? А кто руководит командой в море? Сегодня мы
будем рисовать капитана. Какими чертами характера он должен
обладать? (Выслушиваю ответы детей)
Послушайте отрывок из песни «Дунаевского «Капитан»
Какую новую характеристику вы услышали в песне? (Отважный)
Наблюдательный глаз художника видите только внешние данные. Но и
проявление черт характера, привычек, переживаний, настроения, чувства.
Это отражается в позе. жестах, выражении лица и глаз. Давайте
поупражняемся в рисовании мелких деталей.
Работа на
доске с
карточкам
и
Фронталь
ный
Анализируют
рисунок,
информацию.
Слушают
учителя,
отвечают на
вопросы, ,
Инициативно сотрудничают. В
поиске информации. Отвечают
на вопросы. делают выводы
Исследова
тельская
Демонстрационно
е объяснение
1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с
планом.
2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
проговариваю
т
групповая П Выполняют задания.
Р. Умеют слушать и выполнять
задания, принимают и работа в
парах
1мин
учителя.
Словесный
инструктаж
3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.
4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для
решения всех заданий данного типа.
5. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней
речи
( в парах или группах, фронтально)
Тренинг. Найдите карточку и определите. какая деталь пропущена
дорисуй её.
Первая часть(определить все этапы рисования портрета)
Практичес
кая работа
в групп ах
2 мин
Реализация
построенного
проекта и
закрепление
изученных способ
действий
1 Лист бумаги расположим вертикально. Разобьем его пополам
вертикальной линией.
2 Нарисуем форму лица. Глаза равноудалены друг от друга,
брови, крылья носа. Нос рисуем от бровей. Затем уши. И губы
тоже разделены пополам. Вертикальная линия это ось нашего
лица, которая делит его пополам.
3 И нарисуем волосы – прическу.
последовател
ьность рабо
Работа с
определением
вводных
понятий
Использовани
е бытовых
аналогий
.
Работа в
парах
Наблюдают за
действиями
учителя,
демонстриру
ющего
некоторые
приёмы
работы.
сохраняют учебную задачу.,
интереса к рисованию и
творчеству художников.
научатся рисовать в
коллективном обсуждениях
К. научатся рисовать в
коллективном обсуждениях
Устные
ответы,
Повышают интерес к рисованию
и творчеству художников. 1)
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества
2) Познавательные:
поиск и выделение
необходимой информации
смысловое чтение
построение логической цепи
рассуждения
1) Регулятивные:
контроль и коррекция в форме
сравнения способа действия и
его результата с заданным
эталоном.
2) Познавательные: Текущий
Инструкта
ж
1 мин
Контроль и самооценка знаний и способов действия Теперь можно
приступить к рисованию. Вначале прокрасим мелкие детали лица, затем
можно раскрасить волосы, а затем придать лицу характерные черты,
попытаться передать настроение.
Фронталь
ная
Творческа
я работа
детей
Коррекция знаний
и способов
действий
. Организовать самостоятельное выполнение учся типовых заданий на
новый способ действия.
Практическая
деятельность
индивидуа
льная
умение осознанно и
произвольно строить
высказывания.
Личностные: сореентированы на
плодотворную работу на уроке,
соблюдение норм и правил
поведения. 1)
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества
2) Познавательные:
поиск и выделение
необходимой информации
смысловое чтение
построение логической цепи
рассуждения
1) Регулятивные:
контроль и коррекция в форме
сравнения способа действия и
его результата с заданным
эталоном.
2) Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
высказывания.
1) Регулятивные:
прогнозирование
Р.: осуществляют контроль
деятельности (Что сделано, как
выполнена каждая операция,
задания
по
констру
ировани
ю
несколь
кими
способа
ми
решени
я
задания
на
выделение
существен
ных
признаков
Выполнени
е портрета 20 мин
2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
3. По результатам выполнения самостоятельной организовать
рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
Теперь давайте приступим к выполнению задания. Помните, что
нужно соблюдать дисциплину.. Если вам чтото понадобиться
поднимите рукуВыполните портрет капитана
Анализ работ: аккуратность, оригинальность)
Сейчас, я прошу Вас продемонстрировать свои работы перед доской,
это будет наша выставка, подойти и ознакомиться с тем, что
получилось у Ваших соседей.
Что было интересным на этом уроке? Что оказалось для вас трудным?
Чему мы сегодня научились и что нового узнали?
А сейчас давайте вспомним, какова была цель нашего урока?
Мы добились поставленной цели? Молодцы!
Что нового вы узнали на уроке?Какие виды портретов различают в
изобразительном искусстве. Кто такие маринисты?
Рассматриваю
т
выполненные
рисунки,
оценивают их,
обобщают
знания,
полученныена
уроке
входящая в состав учебной
деятельности
Выполнени
е портрета
Личностные:: обладают
первичными умениями оценки
работ и ответов одноклассников
нав основе заданных критериев.
1. Организовать фиксацию
нового содержания изученного
на уроке.
2. Организовать фиксацию
неразрешенных затруднений на
уроке как направлений будущей
учебной деятельности.
3. Организовать обсуждение и
запись домашнего задания
Подведени
е
итогов
1мин
1 Организовать
фиксацию
нового
содержания
изученного на
уроке.
2.Организовать
фиксацию
неразрешенных
затруднений на
уроке как
направлений
будущей уч.
деятельности
Рефлексия
1 мин
1.Организовать
рефлексию
психоэмоциона
льного
состояния уч
ся,
мотивации
Всё ли вам удалось сегодня на уроке? Что не получилось? Почему?
Понравился ли вам урок? С каким настроением уходите на перемену?
Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою
работу по принципу «трёх капитанов». Прикрепите на доску
соответствующий портрет.
Слушают
учителя,
отвечают на
вопросы,
выбирают
портрет
капитана,
Фронталь
ная
Познавательные:
умение структурировать
знания:
оценка процессов и
результатов деятельности
Регулятивные: оценивают свою
работу на уроке. Умеют
адекватно воспринимать
Оценивани
е учащихся
за работу
на уроке,
самооцени
вание деятельности,
взаимодействи
я с учителем и
коллегами.
соответствую
щий
настроению
ребёнка.
Д.з
Запись на доске Нарисуй автопортрет, смотрясь в зеркало
Запись в
дневниках
индивидуа
льная
информацию учителя или
товарища, содержащую
оценочный характер отзыва о
работе.
Коммуникативные: умеют
излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения.
2) Регулятивные:
волевая саморегуляция
осознание того, что уже
усвоено и что ещё подлежит
усвоению
наблюдени
е
Литература:
1.
2.
М. А. Давыдова «Поурочные разработки уроков по изобразительному искусству 3 класс» по программе Б.М. Неменского . Москва.
«Вако», 2016г.
О.В.Павлова «Технологические карты уроков Изобразительное искусство Б.М. Неменского» 3 класс. «Школа России», Волгоград
«Учитель», 2015 г. С 149150.
3. Б.М .Неменский.Л.А., Неменская, Е.И. Коротеева « Уроки изобразительного искусства 14 класс. Школа Неменского». Москва,
«Просвещение», 2014 г. С. 152153
4.
М.А. Абрамова .Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 14 классы .Москва. Владос , 2002 г.
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: Портрет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.