Урок Кислоты. Урок-путешествие.
Оценка 4.8

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
12.12.2018
Урок  Кислоты. Урок-путешествие.
Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений. Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».
кислоты.docx
Урок  Кислоты. Урок­путешествие. Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе,  классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения  составления формул химических соединений. Оборудование: НСl, Н2SO4 (в растворе и концентрированная), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная  палочка,  лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды». На доске: карта путешествия по «Стране кислот», модель светофора. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Вступительное слово учителя: «Состав, классификация кислот» ­ Так называется этот урок. Он будет совсем необычным у нас. Представим себе, что это ­ не класс. Отправимся все мы на 40 минут В страну, где сегодня кислоты нас ждут. И знанья свои мы в дорогу возьмем, По станциям этим мы их провезем На каждой станции их умножим И в память, конечно, свою заложим. А чтобы домой нас привез паровоз, На каждой станции ждет нас вопрос. Итогом урока будет ответ: «Не узнавших о свойствах кислот в классе нет». ­ Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам  предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем  отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и  проверить багаж знаний. Фронтальный опрос. Что называют оксидами? Какие вещества называют основаниями? С какими летучими водородными соединениями вы знакомы? ­ Итак, все готовы к путешествию, вперед! III. Изучение нового материала. 1. Первая остановка ­ «Историческая». Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает  историю открытия важнейших кислот. Учащиеся слушают, обсуждают,  записывают общий вывод. 2. Вторая остановка ­ «Дегустационная». Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус. !  В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня перед вами лежит таблетка  аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того,  вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса. (Учащиеся записывают вывод). (Поезд отправляется дальше, но красный цвет светофора предупреждает о том,  что следующая остановка будет «Правила техники безопасности».) 3. Третья остановка ­ «Правила техники безопасности». Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при  работе с кислотами». Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в  воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание пробирки.  Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого  количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде  нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую  плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки. 4. Четвертая станция ­ «Информационная». Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) знакомит учащихся с  определением кислот, с важнейшими представителями кислот, формулами,  названиями. 5. Пятая станция ­ «Индикаторная». Заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об истории  открытия индикаторов. Затем класс проводит соответствующие опыты и  самостоятельно делает вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в  растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено  особенностями в их строении. Вывод в тетради учеников: «Минеральные и органические кислоты  проявляют общие свойство, обусловленные общностью их строения». ­ Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам  нужно возвращаться. III. Закрепление. Учитель снимает карточки с названием станции и читает вопрос, учащиеся отвечают на него. а) Индикаторная станция. ­ Какие вещества называются индикаторами? ­ Кто открыл индикаторы? ­ Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р.Бойлю? · Не страшны кислоты мне, Даже очень сильные. Но в растворах щелочей Становлюсь малиновый.  Ярче сока всех малин,  Кто я? (Фенолфталеин.) · В щелочах я очень желтый,  А в кислотах очень красный. А в среде нейтральной ­  Цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, Как зовусь я? (Метиловый оранжевый.) · Эта желтая бумажка Все покажет без труда: Посинеет ­ в колбе щелочь, Покраснеет ­ кислота. Коль нейтральная среда ­  Не изменит цвет тогда. Мы за эти указания Как зовем ее? (Универсальная.) б) Информационная. ­ Что называется кислотами? ­ С какими кислотами вы познакомились на этой станции? ­ На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода? в) ПТБ. ­ Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами? г) Дегустационная станция. ­ Что о кислотах вы узнали на этой станции? ­ Правильно ли утверждение: «Вещество можно определить по вкусу: если  оно кислое ­ это кислота? д) Историческая станция. ­ Как называется первая кислота, с которой познакомился человек? ­ Какую кислоту называют «матерью всех кислот»? IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание: §20, стр.74, упр.1, 2, 3. Приложение к уроку  Записи в тетрадях учеников Кислоты 1. Самая первая кислота, которую научился получать и использовать  человек, ­ уксусная кислота. 2. Серная кислота называется «матерью всех кислот». 3. Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая ­ сладкая, никотиновая ­  горькая.) 4. Сначала вода, потом кислота ­ иначе случится беда. 5. Кислоты ­ сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов  водорода и кислотных остатков. HNO3  ­ азотная кислота HNO2 ­ азотистая кислота H2SO4 ­ серная кислота H2SO3 ­ сернистая кислота H2CO3 ­ угольная кислота H2SiO3 ­ кремниевая кислота H3PO4 ­ фосфорная кислота 6. Индикаторы («указатели») ­ вещества, которые под действием кислот  и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р.Бойлем. Индикаторы Формула Название Фенол фталеин Лакмус Универсаль ная бумага Метило вый оранже вый Оранже вый Нейтраль ная среда H2SO4 НСl Серная кислота Соляная кислота Б/ц Б/ц Б/ц Фиолето вый Желтый Красный  Красный Розовый Красный  Синий Розовый Вывод. Неорганические и органические кислоты проявляют общие свойства,     обусловленные общностью их строения. Правила техники безопасности  (инструкция) При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила  техники безопасности: 1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в  инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не  закрывать ее отверстие пальцем. 4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое  количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с  водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в  воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за  счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет  разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую  на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим  количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. Сообщение дежурного по станции «Индикаторная». Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной  кислоты, закупленной в Германии у И.Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине­фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое  время лепестки стали ярко­красными. Это явление удивило Р.Бойля, и он  тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных  растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других  растений изменяли свою окраску при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового  лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах  щелочей ­ синим. После некоторых раздумий такие вещества Р.Бойль назвал  индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». Эти  вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для  распознавания кислот и оснований. Индикаторы помогли Р.Бойлю открыть новую кислоту. Сжигая  фосфор и растворяя образовавшийся белый продукт в воде, он получил  неизвестную химика кислоту. По исходному веществу он назвал ее  фосфорной.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.

Урок Кислоты. Урок-путешествие.

Урок  Кислоты. Урок-путешествие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018