Разработка урока химии по теме: «Лекарства» для учащихся 11 класса биолого
химического профиля
Учитель: Гуринова Нюргустана Владимировна, учитель химии МБОУ
Сунтарская СОШ №1 им.А.П.Павлова
Цель урока: Изучить химический состав и практическое применение лекарств
органического и неорганического происхождения; на основе анализа строения
химические свойства и
молекул лекарственных препаратов предсказать
экспериментальным путём доказать их качественный состав, познакомить учащихся с
приёмами грамотного применения лекарственных средств,
биологией и медициной, показать влияние на организм человека.
используя связь с
Задачи:
Образовательные: рассмотреть применение знаний о строении и химических
свойствах лекарственных препаратов на практике; продолжить развитие навыков
выполнения расчетных задач на приготовление растворов по рецепту врача. Решение
ситуационных задач по данной теме.
Развивающая: развивать умения анализировать полученную информацию, логически
строить свой ответ, научную химическую речь, умение работать с понятиями, давать
характеристику веществам по представленному учителем плану, проводить
соответсвующие расчеты по формуле.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к себе, к своему здоровью,
умение уважать мнение других, воспитывать стремление к успеху.
Тип урока : урок изучения новой темы с применением знаний в лабораторных
условиях.
Оборудование:
лекарственными препаратами, химические реактивы – гидроксид натрия, хлорид
бария, нитрат серебра, красная и желтая кровяные соли, дистиллированная вода,
компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с
пероксид водорода, бромид натрия, перманганат калия, спирт, ацетилсалициловая кислота, аспирин, держатель для пробирок, спиртовки, спички, весы, мерные
цилиндры, глюконат кальция, фенюльс, феррум Лек,
Раздаточные материалы для учащихся:
неорганические вещества», рабочий лист: «Лекарственные средства – органические
вещества», инструктивные карты для выполнения лабораторной и практической
«Лекарственные средства –
работы, ТБ, алгоритм выполнения работы, учебники 9 класса Габриелян О.С.
Личностные результаты изучения темы:
Развитие любознательности и формирование интереса к теме методами химии;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Воспитание ответственного отношения к здоровью, осознание необходимости
ЗОЖ;
Развитие мотивации к изучению медицинских, биологохимических наук;
Метапредметные результаты изучения темы:
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить
цели, планировать учебную деятельность, оценивать собственный клад
деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
Освоение техники практических работ, правильное составление результатов
исследования;
Работа с информацией, разрешения решения жизненных ситуаций;
Формирование логикосмысловой деятельности (умение делать выводы,
анализировать, сравнивать, обобщать).
Предметные результаты изучение темы:
Указаны в рабочей программе к учебному предмету «Химия» для учащихся 10
класса профильного обучения в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников».
Организационный этап. Здравствуйте! Я рада встрече с Вами. Вы выбрали углубленное обучение биологии и
химии, желая выбрать медицинские специальности. Мы сегодня вместе поработаем
по актуальной теме, касающейся всех медицинских работников.
Этап актуализации и чувственного восприятия (демонстрационный опыт
«Глюконатная змея»).
На фарфоровой чашке, на сухом горючем сжигаем таблетку глюконата кальция. Из
таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного
вещества. Что вы увидели на данном опыте? Что опыт ассоциирует? (змея).
Правильно. На данном опыте провела разложение глюконата кальция, имеющего
состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, который приводит к образованию оксида
кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы и уравнения разложения
веществ записаны на доске).
C12H22CaO14 12С + CO2 +CaO + 11H2O
→
↑
Древним фармацевтическим символом является змея. Яд змеи применяли как
лекарственное средство от многих болезней. Она опоясывает чашу с чистой водой,
где растворяется змеиный яд. Философы видят змею как символ мудрости. Биологов
и медиков интересует регенерирующие свойства змеи. Это удивительное свойство!
Что такое регенерация? (восстановление утративших частей тела органов).
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, целей, задач урока (ученики
самостоятельно выходят на цель урока и задачи их решения)
Эпиграф к уроку: «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в
приготовлении лекарств» Парацельс.
по поводу
высказывания. Что будем на этом уроке делать? Цель урока сегодня будет какой?
Предлагайте свои мнения
(изучение и приготовление лекарств).
Этап усвоения новых знаний
Теоретическая часть «Лекарства: классификация и химическое строение».
Организм человека можно сравнить с химической промышленностью. Каждый орган
в нем – это крупное предприятие. А каждая клетка органа – химическая лаборатория, в которой протекает множество химических реакций. Когда человек
болеет, например, гриппом, то природа его болезни тоже химическая. Попавшие в
организм микроорганизмы отравляют его продуктами своей жизнедеятельности –
ядовитыми веществами. Лекарства, которые мы принимаем, вступают в химические
реакции с ядами, нейтрализуя их. Что же такое лекарства? (лекарства это группа
веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей
форме, действию и динамике). Как называется наука, занимающаяся изучением
лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных
средств, называется фармакологией).
Но применять лекарственные препараты можно только по рекомендации
лечащего врача. А приобретать их только в аптеке. Никогда не занимайтесь
самолечением! В каких формах выпускают лекарственные препараты?
Лекарственные формы
Жидкие
Твердые
Мягкие
1. Растворы (водные,
спиртовые,
масляные,
глицериновые).
2. Настои.
3. Отвары.
4. Настойки.
5. Микстуры.
6. Слизи.
7. Эмульсии.
8. Суспензии.
Лекарства делят на две группы: неорганические (перманганат калия, борная кислота,
йод, перекись водорода, гидрокарбонат натрия, нашатырный спирт) и органические
1. Порошки.
2. Гранулы.
3. Таблетки.
4. Драже.
5. Пилюли.
6. Капсулы.
7. Смеси нарезанного или
крупно
измельченного
растительного сырья.
1. Мази.
2. Пасты.
3. Свечи.
4. Стерильные порошки и
таблетки для инъекций,
растворяемые
непосредственно
введением.
перед
(аспирин, зеленка, валидол, нитроглицерин, парацетамол, анальгин, новокаин,
стрептоцид). Применяются лекарства для различных заболеваний: Аспирин кислота
ацетилсалициловая, салициловый эфир уксусной кислоты. Противовоспалительное,
жаропонижающее, болеутоляющее средство при лихорадочных состояниях, болях
различного происхождения (головной, зубной, ревматоидной). 1фенил2,3диметил4метиламинопиразолон5Nметасульфонат
Анальгин
натрия.
Парацетамол пара – ацетаминофенол. Жаропонижающее, анальгетическое и
противовоспалительное средство.
Валидол раствор ментола в ментиловом эфире изовалериановой кислоты.
Препарат оказывающий успокаивающее действие на ЦНС и сосудорасширяющее
действие при стенокардии, неврозах.
Нитроглицерин Тринитрат глицерина,тринитроглицерин,
Сосудорасширяющее средство для купирования приступов стенокардии.
Новокаин
гидрохлорид. Местноанестезирующий препарат.
Глюканат кальция кальциевая соль глюконовой кислоты. Применяется при
аллергических заболеваниях, недостатке кальция в организме, для регуляции
Диэтиламиноэтиловый эфир пара – аминобензойной кислоты
нитроглицерин.
тканевого обмена и как кровоостанавливающее средство при кровотечениях.
Стрептоцид пара – аминобензолсульфамид. Противомикробное действие при
ангине, цистите, раневых инфекциях.
Практическая часть: «Обнаружение химических веществ в лекарствах»
(учащиеся выполняют опыты в парах).
Лабораторный опыт 1: «Экспериментальное обнаружение функциональных групп в
молекуле ацетилсалициловой кислоты».
Разотрите таблетку аспирина, поместите порошок в пробирку и прокипятите
его с раствором карбоната натрия. Добавьте разбавленный раствор соляной кислоты
и смесь нагрейте. Что наблюдаете? (Ощущается запах уксусной кислоты).
Вопрос: Наличие какой функциональной группы в составе аспирина доказывает этот
опыт?
Вывод: В состав аспирина входит карбоксильная группа. Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава лекарственного
средства «Фенюлс».
Измельчите таблетку фенюлс (этот препарат содержит соли железа и
применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (510 мл).
1. Профильтруйте раствор.
2. Проведите качественные реакции.
3. Оформите работу, заполнив таблицу:
Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра. Желтая и красная
кровяные соли (повторите параграф 14 стр.66. О.С.Габриелян. Химия 9 класс).
Предполагаемые
катионы и анионы
(гипотеза)
Fe +2 или Fe+3
Реактив
Наблюдения
Сокращенное
ионное
уравнение
реакций
Выводы
4. Сделайте вывод о качественном составе препарата.
Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия
препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о
наличии в составе соли катионов Fe2+, Fe3+ и анионов SO4
2, Cl. Экспериментальная
проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO4.
Мы рассмотрели строение и свойства хорошо известных лекарственных препаратов.
Сейчас фармакологии известно огромное количество новых препаратов, и их число
пополняется новыми открытиями.
Теоретическая часть «Приготовление растворов из лекарственного сырья»
При растворении различных лекарственных препаратов необходимо
растворитель. В качестве растворителя в основном применяют спирт и
дистиллированную воду. Приготовление растворов состоит в том, что в
определенном количестве дистиллированной воды (мл) растворяют требуемое
количество взвешенного медикамента. В аптечной практике чаще всего раствор
приготовляют в стеклянной посуде. Вы на практикуме приготовите лекарственный раствор весообъемным методом. Давайте вспомним формулу массовой доли
растворенного вещества.
Практическая часть: «Приготовление раствора веществ по заданной массовой
доле растворенного вещества» (учащиеся выполняют опыты в парах).
Алгоритм выполнения работы:
1. Вычислите массу соли и объем воды, необходимой для приготовления
указанного раствора с массовой долей;
2. Отвесьте на весах требуемую массу вещества;
3. Высыпьте аккуратно соль в чистую колбу;
4. Отмерьте требуемый объем воды;
5. Вылейте воду в колбу с веществом;
6. Перемешайте содержимое колбы до полного растворения вещества;
7. Перелейте приготовленный раствор в склянку, закройте пробкой;
8. Изготовьте этикетку с указанием химической формулы вещества и массовой
доли его в растворе;
9. Приклейте этикетку к склянке, сдайте учителю.
Первый раствор.
Rp.: Sol. Kalii permanganatis 5% 50 мл
DS. Для обработки ожогов
(В мерную колбу вместимостью 50 мл отмеривают цилиндром 10—15 мл горячей
процеженной воды, а в ступку — 2,5 г калия перманганата. Последний осторожно
растирают с 5—10 мл горячей воды и сливают в колбу. Объем раствора в колбе
доводят до 50 мл, после чего сливают для отпуска. В случае, если концентрация
калия перманганата в растворе менее 1%, препарат растворяют без растирания в
ступке с водой).
Второй раствор.
Rp.: Solutionis Furacilini 3%, 6г D. S. Для промывания ротовой полости.
Третий раствор.
Rp.: Hydrogenii peroxydi 5г, 100 мл
DS. Для обработки раны
Четвертый раствор.
Rp.: Solutionis Natrii bromidi 2 % , 200 ml
D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день. Успокаивающее.
Этап закрепление знаний.
Учащимся предлагаются ситуационные задания, затрагивающие проблемы по
медицинской области:
1. Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Его ионы
необходимы для осуществления процессов передачи нервных импульсов,
сокращения скелетних мышц мышцы сердца, формирования костной тканип,
свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при
лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет
место у долго лежащих больных. В арсенале медиков есть несколько
препаратов кальция. Чаще всего применияют глюконат, лактат и
глицерофосфат кальция, которые выпускаются таблетках. По своему действию
на организм эти средства похожи, потому врачи нередко рекомендуют
приобрести любое из них, оставляя право выбора за пациентом. Глюконат
кальция (НОСН2(СНОН)4С(О)О)2Са * Н2О
Лактат кальция (СН3СН(ОН)С(О)О)2Са * 5Н2О
Глицерофосфат кальция СаРО3ОС3Н5(ОН)2 * 2Н2О.
Какой препарат рациональнее выбрать, если их цена примерно одинакова?
(Ответ: Очевидно, по экономическим соображениям следует выбрать тот
препарат, в котором больше массовая доля кальция. Поэтому, прежде всего, не
обходимо рассчитать массовую долю кальция в трех соединениях.
Глюконат кальция (НОСН2(СНОН)4С(О)О)2Са * Н2О ; М=448
→ω
(Са)=0,089. →ω
Лактат кальция (СН3СН(ОН)С(О)О)2Са * 5Н2О; М=308
Глицерофосфат кальция СаРО3ОС3Н5(ОН)2 * 2Н2О; М=246
(Са)=0,13.
→ω
(Са)=0,16
Таким образом, из трех солей массовая доля кальция больше всего в
глицерофосфате кальция.
Надо также иметь в виду, что по своему физиологическому действию
глицерофосфат кальция несколько отличается от лактата и глюконата, так как
содержит фосфор. Потому он стимулирует обмен веществ и оказывает
общеукрепляющее и тонизирующее действие. В целом можно сказать, что
глицерофосфат кальция не только содержит больше кальция, но и имеет болем
высокую биологическую активность за счет содержания фосфора.
2. Для лечения малокровии (пониженного содержания в крови гемоглобина)
издавна применяют препараты железа, в том числе сульфат железа (II), а иногда и
восстановительное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт
средства от малокровия – «железное» яблуко: в яблуко (лучше сорта «антоновка»)
втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвоздик вынимают, а
яблоко съедает больной. Как вы можете объяснить эффективность «желейного»
яблока с точки зрения химии? (Ответ: железо применяют для лечения малокровия
потому, что оно входит в состав гемоглобина. Рекомендуют таким больным и
яблоки, так как они – настоящие чемпионы среди фруктов по содержанию железа
(в бреднем 2200 мг в 100г продукта). Железо, входящее в состав сплава, из
котрого сделаны гвоздик, растворяется, хотя и медленно, в органических
кислотах, содержащихся в яблоке, и оно обогащается железом. Считается, что из
всех сортов яблок больше всего железа в антоновке, много в них и кислот, что
облегчает растворение железа).
3. Хлорид кальция CaCl2 – один из самых известных и распространенных
препаратов для лечения различных заболеваний, в том числе аллергических.
Его вводят внутривенно или принимают внутрь в виде 510%го водного
раствора. Например, при внезапном проявлении аллергической реакции можно
до обращения к врачу принять внутрь одну столовую ложку водного раствора CaCl2. Это доступное и безвредное средство, которым в экстренном случае
можно воспользоваться и без рецепта врача (но не систематически!).
используют аптечный раствор хлорида кальция и для приготовления лечебного
кальцинированного творога. Этот доступный и недорогой препарат желательно
иметь каждому в своей домашней аптечке. Зная химические свойства хлорида
кальция, опишите условия и срок его хранения. Какой у него может быть срок
годности? Можно хранить его на свету? Необходимо ли герметично закрывать
бутылку или доступ воздуха не влияет на свойства препарата? (Ответ: Это
одно из немногих лекарств, у которых срок годности практически не
ограничен, хранить его можно и на свету, так как воздействие
ультрафиолетового излучения не влияет на свойства хлорида кальция.
Желательно хранить раствор в плотно закрытой посуде, чтобы не испарялась
вода, хотя доступ воздуха, в том числе и содержащего в нем углекислого газа,
практически не влияет на свойства этого препарата).
Что нового вы сегодня узнали? (Ответы учащихся)
Этап рефлексии.
Что на уроке вам больше понравилось? (Ответы учащихся)
Урок окончен. Славно потрудились. Желаю вам успехов в учебе, отлично сдать
экзамены и поступить в учебные заведения.
Досвидания!
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.