Урок "Лекарство" для 10-11 кл

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 02.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Открытый урок Лекарство.pptx
C12H22CaO14→12С + CO2↑ +CaO + 11H2O «Глюконатная  змея» Древним  фармацевтическим  символом  является  змея.  Яд  змеи  применяли  как  лекарственное  средство  от  многих  болезней.  Она  опоясывает  чашу  с  чистой  водой,  где  растворяется  змеиный  яд.  Философы  видят  змею  как  символ  мудрости.  Биологов  и  медиков  регенерирующие  свойства  змеи.  Это  удивительное  свойство!  Что такое регенерация? интересует
Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств Парацельс
Цель урока:  Изучить химический состав и практическое применение лекарств органического и неорганического происхождения;  На основе анализа строения молекул лекарственных препаратов предсказать химические свойства и экспериментальным путём доказать их качественный состав.
Лекарственные средства Неорганиче ские вещества Органическ ие вещества Лекарственные средства
препараты относящиеся к неорганическим Лекарственные веществам
KMnO4 Перманганат калия; «Марганцов ка» H2O2 Пероксид водорода; «Перекись» NaHCO3 Гидрокарбо нат натрия; «Питьевая сода» H3BO3 Борная кислота J2 Спиртовой раствор йода; (йод, йодид калия, этиловый спирт, вода) NH3▪H2O Водный раствор аммиака; «Нашатырный спирт»
Лекарственные препараты относящиеся к органическим веществам
Аспирин (ацетил- салициловая кислота) «зелёнка» (бриллиантовый зелёный) валидол парацетамол анальгин новокаин глюконат кальция нитроглицерин стрептоцид
Аспирин Кислота ацетил- салициловая, салициловый эфир уксусной кислоты O OН C O C O CH3 Противовоспалительное, жаропонижающее, болеутоляющее средство при лихорадочных состояниях, болях различного происхождения (головной, зубной, ревматоидной)
Анальгин CH3 CH3 C N N O CH3 N C C CH2 SO3Na 1-фенил- 2,3- диметил- 4-метил- аминопир а-золон- 5-N-мета- сульфона т натрия Анальгезирующий, жаропонижающий и . H2O противовоспалительный
Парацетамол Пара - Ацетаминофенол OH NH C O CH3 Жаропонижающее, анальгетическое и противовоспалительное средство
Валидол Раствор ментола в ментиловом эфире изовалериановой кислоты CH3 CH3 + ОH O О C CH2 CH CH3 CH3 CH CH CH3 CH3 CH3 Препарат оказывающий CH3 успокаивающее действие на ЦНС и сосудорасширяющее действие при стенокардии,
Нитроглицерин CH2 CH CH2 O O O NO2 NO2 NO2 Тринитрат глицерина, тринитроглицер ин, нитроглицерин Сосудорасширяющее средство для купирования приступов стенокардии
Новокаин Диэтиламиноэтиловый эфир пара – аминобензойной кислоты гидрохлорид H2N O C О СH2 СH2 N С2H5 . HCl С2H5 Местноанестезирующий препарат
Глюконат кальция Кальциевая соль глюконовой кислоты   Н O C   Н O C  Н  Н   Н O C  Н  Н C   Н O   Н O CH2 C  O  O    Са  2  Применяется при аллергических заболева- ниях, недостатке кальция в организме, для регуляции тканевого обмена и как крово- останавливающее средство при
Стрептоцид Пара - Аминобензолсульфамид H2N SO3 NH2 Противомикробное действие при ангине, цистите, раневых инфекциях
Практическая часть: «Обнаружение химических веществ в лекарствах» Опыт 1. «Экспериментальное обнаружение функциональных групп в молекуле ацетилсалициловой кислоты» Опыт 2. «Определение качественного состава лекарственного средства «Фенюлс»»
Теоретическая часть «Приготовление  растворов из лекарственного сырья»   При  растворении  различных  лекарственных  препаратов  необходимо  растворитель.  В  качестве  растворителя  в  основном  применяют  спирт  и  дистиллированную  воду.  Приготовление растворов состоит в том, что в определенном  количестве  дистиллированной  (мл)  растворяют  требуемое количество взвешенного медикамента. В аптечной  практике  чаще  всего  раствор  приготовляют  в  стеклянной  посуде.  Вы  на  практикуме  приготовите  лекарственный  раствор весообъемным методом. Давайте вспомним формулу  массовой доли растворенного вещества. воды
Практическая часть: «Приготовление раствора веществ по заданной массовой доле растворенного Алгоритм выполнения работы: 1. Вычислите массу соли и объем воды, необходимой для приготовления указанного раствора с массовой долей; 2. Отвесьте на весах требуемую массу вещества вещества; 3. Высыпьте аккуратно соль в чистую колбу; 4. Отмерьте требуемый объем воды; 5. Вылейте воду в колбу с веществом; 6. Перемешайте содержимое колбы до полного растворения вещества; 7. Перелейте приготовленный раствор в склянку, закройте пробкой; 8. Изготовьте этикетку с указанием химической формулы вещества и массовой доли его в растворе; 9. Приклейте этикетку к склянке, сдайте учителю.
Первый раствор  Rp.: Sol. Kalii permanganatis 5% 50 мл  DS. Для обработки ожогов Второй раствор.   D. S. Для промывания ротовой полости.  Rp.: Solutionis Furacilini 3%, 6г Третий раствор.  Rp.: Hydrogenii peroxydi 5г, 100 мл  DS. Для обработки раны Четвертый раствор.  Rp.: Solutionis Natrii bromidi 2 % , 200 ml  D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день. Успокаивающее.
Этап закрепление знаний. Ситуационные задания: Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Его ионы необходимы для осуществления процессов передачи нервных импульсов, сокращения скелетних мышц мышцы сердца, формирования костной тканип, свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет место у долго лежащих больных. В арсенале медиков есть несколько препаратов всего применияют глюконат, лактат и глицерофосфат кальция, которые выпускаются таблетках. По своему действию на организм эти средства похожи, потому врачи нередко рекомендуют приобрести любое из них, оставляя право выбора за пациентом. кальция. Чаще Глюконат кальция (НОСН2(СНОН)4С(О)О)2Са * Н2О Лактат кальция (СН3СН(ОН)С(О)О)2Са * 5Н2О Глицерофосфат кальция СаРО3ОС3Н5(ОН)2 * 2Н2О.
 Для лечения малокровии (пониженного содержания в крови гемоглобина) издавна применяют препараты железа, в том числе сульфат железа (II), а иногда и восстановительное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия – «железное» яблуко: в яблуко (лучше сорта «антоновка») втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвоздик вынимают, а яблоко съедает больной. Как вы можете объяснить эффективность «желейного» яблока с точки зрения химии?
 Хлорид кальция CaCl2 – один из самых известных и распространенных препаратов для лечения различных заболеваний, в том числе аллергических. Его вводят внутривенно или принимают внутрь в виде 5-10%-го водного раствора. Например, при внезапном проявлении аллергической реакции можно до обращения к врачу принять внутрь одну столовую ложку водного раствора CaCl2. Это доступное и безвредное средство, которым в экстренном случае можно воспользоваться и без рецепта врача (но не систематически!). используют аптечный раствор хлорида кальция и для приготовления лечебного кальцинированного творога. Этот доступный и недорогой препарат желательно иметь каждому в своей домашней аптечке. Зная химические свойства хлорида кальция, опишите условия и срок его хранения. Какой у него может быть срок годности? Можно хранить его на свету? Необходимо ли герметично закрывать бутылку или доступ воздуха не влияет на свойства препарата?
Этап рефлексии.  Что нового вы сегодня узнали?  Что на уроке вам больше понравилось?
Желаем удачи!