C12H22CaO14→12С + CO2↑ +CaO +
11H2O
«Глюконатная
змея»
Древним фармацевтическим
символом
является змея. Яд змеи применяли как
лекарственное средство от многих болезней.
Она опоясывает чашу с чистой водой, где
растворяется змеиный яд. Философы видят
змею как символ мудрости. Биологов и
медиков
регенерирующие
свойства змеи. Это удивительное свойство!
Что такое регенерация?
интересует
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Настоящая цель химии заключается
не в изготовлении золота, а в
приготовлении лекарств
Парацельс
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Цель урока:
Изучить химический состав и практическое
применение лекарств органического и
неорганического происхождения;
На основе анализа
строения молекул лекарственных
препаратов
предсказать
химические
свойства и
экспериментальным
путём доказать их
качественный
состав.
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Лекарственные
средства
Неорганиче
ские
вещества
Органическ
ие
вещества
Лекарственные средства
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
препараты относящиеся
к неорганическим
Лекарственные
веществам
Аспирин
Кислота
ацетил-
салициловая,
салициловый
эфир
уксусной
кислоты
O
OН
C
O
C
O
CH3
Противовоспалительное,
жаропонижающее,
болеутоляющее средство при
лихорадочных состояниях, болях
различного происхождения
(головной, зубной, ревматоидной)
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Анальгин
CH3
CH3
C
N
N
O
CH3
N
C
C
CH2 SO3Na
1-фенил-
2,3-
диметил-
4-метил-
аминопир
а-золон-
5-N-мета-
сульфона
т
натрия
Анальгезирующий,
жаропонижающий и
. H2O
противовоспалительный
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Парацетамол
Пара - Ацетаминофенол
OH
NH
C
O
CH3
Жаропонижающее,
анальгетическое и
противовоспалительное
средство
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Валидол
Раствор ментола в
ментиловом эфире
изовалериановой кислоты
CH3
CH3
+
ОH
O
О
C CH2 CH
CH3
CH3
CH
CH
CH3
CH3
CH3
Препарат оказывающий
CH3
успокаивающее действие на
ЦНС и сосудорасширяющее
действие при стенокардии,
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Нитроглицерин
CH2
CH
CH2
O
O
O
NO2
NO2
NO2
Тринитрат
глицерина,
тринитроглицер
ин,
нитроглицерин
Сосудорасширяющее средство
для купирования приступов
стенокардии
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Новокаин
Диэтиламиноэтиловый эфир
пара – аминобензойной кислоты гидрохлорид
H2N
O
C
О
СH2
СH2
N
С2H5
. HCl
С2H5
Местноанестезирующий
препарат
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Глюконат кальция
Кальциевая соль глюконовой
кислоты
Н
O
C
Н
O
C
Н Н
Н
O
C
Н
Н
C
Н
O
Н
O
CH2
C
O
O
Са
2
Применяется при аллергических
заболева- ниях, недостатке кальция
в организме, для регуляции
тканевого обмена и как крово-
останавливающее средство при
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Стрептоцид
Пара -
Аминобензолсульфамид
H2N
SO3
NH2
Противомикробное действие при
ангине,
цистите, раневых инфекциях
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Практическая часть:
«Обнаружение химических веществ в
лекарствах»
Опыт 1. «Экспериментальное
обнаружение функциональных групп в
молекуле ацетилсалициловой
кислоты»
Опыт 2. «Определение качественного
состава лекарственного средства
«Фенюлс»»
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Теоретическая часть «Приготовление
растворов из лекарственного сырья»
При растворении различных лекарственных препаратов
необходимо растворитель. В качестве растворителя в
основном применяют спирт и дистиллированную воду.
Приготовление растворов состоит в том, что в определенном
количестве дистиллированной
(мл) растворяют
требуемое количество взвешенного медикамента. В аптечной
практике чаще всего раствор приготовляют в стеклянной
посуде. Вы на практикуме приготовите лекарственный
раствор весообъемным методом. Давайте вспомним формулу
массовой доли растворенного вещества.
воды
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Практическая часть: «Приготовление раствора
веществ по заданной массовой доле растворенного
Алгоритм выполнения работы:
1. Вычислите массу соли и объем воды, необходимой
для приготовления указанного раствора с массовой
долей; 2. Отвесьте на весах требуемую массу
вещества
вещества;
3. Высыпьте аккуратно соль в чистую колбу;
4. Отмерьте требуемый объем воды;
5. Вылейте воду в колбу с веществом;
6. Перемешайте содержимое колбы до полного
растворения вещества;
7. Перелейте приготовленный раствор в склянку,
закройте пробкой;
8. Изготовьте этикетку с указанием химической
формулы вещества и массовой доли его в растворе;
9. Приклейте этикетку к склянке, сдайте учителю.
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Первый раствор
Rp.: Sol. Kalii permanganatis 5% 50 мл
DS. Для обработки ожогов
Второй раствор.
D. S. Для промывания ротовой полости.
Rp.: Solutionis Furacilini 3%, 6г
Третий раствор.
Rp.: Hydrogenii peroxydi 5г, 100 мл
DS. Для обработки раны
Четвертый раствор.
Rp.: Solutionis Natrii bromidi 2 % , 200 ml
D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день. Успокаивающее.
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Этап закрепление знаний.
Ситуационные задания:
Кальций играет важную роль в жизнедеятельности
организма. Его ионы необходимы для осуществления
процессов передачи нервных импульсов, сокращения
скелетних мышц мышцы сердца, формирования
костной тканип, свертывания крови. Препараты
кальция широко используют, в частности, при лечении
переломов, при усиленном выделении кальция из
организма, что имеет место у долго лежащих
больных. В арсенале медиков есть несколько
препаратов
всего применияют
глюконат, лактат и глицерофосфат кальция, которые
выпускаются таблетках. По своему действию на
организм эти средства похожи, потому врачи нередко
рекомендуют приобрести любое из них, оставляя
право выбора за пациентом.
кальция. Чаще
Глюконат кальция (НОСН2(СНОН)4С(О)О)2Са * Н2О
Лактат кальция (СН3СН(ОН)С(О)О)2Са * 5Н2О
Глицерофосфат кальция СаРО3ОС3Н5(ОН)2 * 2Н2О.
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Для лечения малокровии
(пониженного содержания в крови
гемоглобина) издавна применяют
препараты железа, в том числе
сульфат железа (II), а иногда и
восстановительное железо в порошке.
Известен и старинный народный
рецепт средства от малокровия –
«железное» яблуко: в яблуко (лучше
сорта «антоновка») втыкают
несколько гвоздей и выдерживают
сутки. Затем гвоздик вынимают, а
яблоко съедает больной. Как вы
можете объяснить эффективность
«желейного» яблока с точки зрения
химии?
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Хлорид кальция CaCl2 – один из самых известных и
распространенных препаратов для лечения различных
заболеваний, в том числе аллергических. Его вводят
внутривенно или принимают внутрь в виде 5-10%-го
водного раствора. Например, при внезапном проявлении
аллергической реакции можно до обращения к врачу
принять внутрь одну столовую ложку водного раствора
CaCl2. Это доступное и безвредное средство, которым в
экстренном случае можно воспользоваться и без рецепта
врача (но не систематически!). используют аптечный
раствор хлорида кальция и для приготовления лечебного
кальцинированного творога. Этот доступный и недорогой
препарат желательно иметь каждому в своей домашней
аптечке. Зная химические свойства хлорида кальция,
опишите условия и срок его хранения. Какой у него
может быть срок годности? Можно хранить его на свету?
Необходимо ли герметично закрывать бутылку или
доступ воздуха не влияет на свойства препарата?
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Этап рефлексии.
Что нового вы сегодня узнали?
Что на уроке вам больше понравилось?
Урок "Лекарство" для 10-11 кл
Желаем удачи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.