Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
17.02.2018
Урок изучения нового материала (первичное знакомство со стихотворением Ф. Тютчева " Чародейкою зимою..." В конспекте прописаны цель урока, задачи, УУД формируемые на уроке.Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции. Проводится гимнастика для щёк, губ, языка. На уроке делаем полный анализ стихотворения. Работаем над лексическим уровнем текста, над фонетическим уровнем текста , над выразительностью чтения стихотворения.
Урок чтения Ф.Тютчев Чародейкою зимою...doc
Класс: 3А Урок литературного чтения
Автор: Малышева Ольга Анатольевна
Тема: Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…».
Тип: урок изучения нового материала (первичное знакомство со
стихотворением).
Цель: ввести учащихся в мир поэзии Фёдора Ивановича Тютчева на
примере стихотворения «Чародейкою Зимою...».
Задачи:
Образовательные:
познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И.
Тютчева;
формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно
относиться к каждому слову в лирическом произведении;
закрепить полученные умения определять тропы в художественном
тексте.
Развивающие:
развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
развивать навык выразительного чтения, как средства выражения
своего понимания;
развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять
чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность
поэта;
развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные:
привлекать учеников к прочтению и изучению лирических
откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе;
наблюдательность к окружающему миру;
утвердить значимость и ценность каждого слова;
передать красоту и музыкальность поэтической речи;
пробудить желание к созданию своих лирических откровений о
природе.
Формируемые УУД
Личностные:
проявлять положительное отношение к учебному предмету;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять
внимание, удивление, желание больше узнать;
проявлять интерес к учебному материалу.
Регулятивные:
уметь высказывать свое предположение на основе работы с
материалом учебника;
выполнять под руководством учителя учебные действия в
практической и мыслительной форме;
фиксировать в диалоге с учителем в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы, используя различные средства
обучения.
ориентироваться в информационном материале учебника;
осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости
совместно с учителем).
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других, включаться в диалог с учителем;
уважать другую точку зрения.
Предметные:
осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать представленную информацию для получения новых
знаний;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте,
находить слова, которые нам еще не известны.
Метапредметные:
формировать интерес к учению;
получать информацию из текста, выделять существенное;
проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Планируемый результат: познакомить учеников с творчеством Ф. И.
Тютчева и его произведением «Чародейкою зимою…».
Ход урока
I. Оргмомнет. Разминка.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.
Гимнастика для щёк, губ, языка.
«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю
губу и под нижнюю.
«Месим тесто» – размять язык зубами.
«Лошадка» – пофыркали.
Скороговорка.( На парте одна на пару).
Работа в паре.
Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Сорока со скоросоковыжималкой.
Подал грабли крабу краб.
Ткёт ткач ткани на платки Тане. II. Проверка домашнего задания
Какое стихотворение мы анализировали на прошлом уроке?
Что было задано? ( Задание дети получили по рядам)
Стихотворение выучить наизусть.
Нарисовать рисунок и подтвердить словами из текста.
Найти другие стихи А.С.Пушкина о зиме.
1.
2.
3.
III. Подготовка к первичному восприятию.
Сегодня мы продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ
природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней,
прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.
Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?
( Писал стихи о природе).
Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих
биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не
хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между
современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня
своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности
происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени,
сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных
причин которые мы разъясним сегодня.
У меня на уроке есть помощники. Прошу Вас.
Биография (презентация) ( отвечает группа помощников)
1 слайд
Фёдор Иванович Тютчев русский поэт, дипломат, публицист.
2слайд
Фёдор Иванович Тютчев
родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской
губернии, среди березовых рощ. Происходил из древнего дворянского
рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской
губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что
однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком.
3 слайд
Его отец, Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил
в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил
чин надворного советника.
Мать будущего поэта,
Екатерина Львовна (урождённая Толстая),
женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до
болезненности», занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.
Слайд 4
С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён
Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток
древних языков и античной литературы.
Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству,
приобщил к литературному творчеству.
Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет
был принят в «Общество любителей русской словесности».
Слайд 5
В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.
В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение
Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата
словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата)
русской миссии в Баварии.
Слайд 6
В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в
Государственную коллегию иностранных дел. С 1822 по 1837 год он
являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году
Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине
(Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет
жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.
Слайд 7
В 1844 году Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в
Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя
Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических
публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в
петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно
отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами
современниками Слайд 8
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и
не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора
Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева,
переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича
Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом,
опубликовал их в своем журнале "Современник".
Слайд 9
Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее,
после его возвращения на родину, в 50х года когда о поэте восхищенно
отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его
стихотворений (1854).
Слайд 10
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до
конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен
председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до
самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти
стихотворений
В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним
случился
15 июля 1873 года поэт скончался.
удар.
Слайд 11
Федор Иванович Тютчев
Петербурга.
В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.
похоронен на Новодевичьем кладбище
Слайд 12
Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя в своих произведениях.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.
Какие стихи читали, учили? ( Чтение стихотворений наизусть).
Чтение стихотворений учащимися.
Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления
оставили? IV. Физминутка. ( Под музыку. Закрыли глазки и представим
природу)
V. Постановка учебной задачи.
В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе,
видя в ней то, что невозможно увидеть в чёмнибудь другом.
Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам
человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому
что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства.
Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые
сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный
внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением
«Чародейкою зимою…». Человек городской, Тютчев с обострённым
вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и
пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.
Мы попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего
леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к
выразительному чтению.
Презентация
Работа по учебнику с.127
1.Прочитайте стихотворение про себя.
VI. Анализ стихотворения. Работа над лексическим уровнем текста.
У. Прочитайте ещё раз первую строфу. О ком или о чём мы узнаем
из первой строфы?
Д. О Чародейке Зиме, которая околдовала лес.
У. Итак, Тютчев называет зиму Чародейкой. Подберите синонимы к
слову «чародейка».
На доске продолжается запись Чародейка Зима
волшебница, колдунья.
У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе?
Д. Да.
У. Докажите текстом . Д. «... Чудной жизнью он блестит...»
Лес «...под снежной бахромою...»
У. Как вы понимаете слово «бахрома»? Объясните его значение.
Д. Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение.
У. Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей
и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как
украшение.
Итак, Чародейка Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес
стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не
всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» .
Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И
королева сама была прекрасна.
А был ли счастлив Кай в том замке?
Д. Нет.
У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока
не знаем.
У. Прочитайте вторую строфу. О чём в ней рассказывается?
Д. О лесе. Автор описывает лес.
У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован». Мы всё
больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом. Найдите в
тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала
лес?
Д. Читают почти всю вторую строфу .
На доске появляется запись :
Лес околдован.
У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки
Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?
Детские мнения разделились :
Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,
«Весь опутан, весь окован...»
Чародейка Зима добрая волшебница, потому что лес
«Сном волшебным очарован...» и «цепи» лёгкие,
пуховые .
У. Подводит итог У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять, нравится
ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в
превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец
и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна . Лес вроде и
«окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые.
Наше читательское любопытство всё увеличивается, мы всё ещё не
можем разгадать тайну этого стихотворения. Автор запутывает нас
всё больше и больше. Обратите внимание на пунктуацию в конце
строфы .Какой знак препинания вы видите?
Д. Три точки.
У. Кто знает, что обозначает этот знак?
Д. Незаконченность мысли; пауза.
У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас
задуматься над тем, что произошло с лесом.
Прочитайте третью строфу. У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки
Зимы?
Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы.
У. Прочитайте описание леса.
Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...».
У. Посмотрите, сколько света в этих последних строчках. Даже хочется
зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .
А как вы думаете, от чего так светится лес?
Д. Солнце освещает его.
Чародейка Зима так его околдовала.
У. возвращает детей к началу строфы, и обращает их внимание на то, что
Солнце действительно «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует
на Солнце «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён
Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по
своим волшебным законам.
ИТОГ
: Солнце это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси
говорили так: Солнце батюшка, Земля матушка. Для жизни человека
очень важны эти символы. Если бы не было Солнца, то и жизни бы не было.
Для нас с вами это очень важно.
А так ли это важно для данного леса ?
Ф.И.Тютчев очень любил природу, много стихотворений ей посвятил. И в
этом он попытался нам объяснить, что природа всё же живёт по своим
законам. Её жизнь и похожа на нашу и нет. Эта жизнь никогда не
прекращается и она похожа на сказку.
Работа над Фонетическим уровнем текста .
У. Прочитайте ещё раз третью, заключительную строфу. Какие слова имеют
значение света, блеска?
Д. Солнце, луч косой, вспыхнет, заблещет, ослепительной красой.
У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния?
Д. С Ч Щ
У. Давайте прочитаем эту строфу так, чтобы не только значение слова, но и его
звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса.
Солнце зимнее ли меЩет
На него Свой луч коСой В нём ниЧто не затрепещет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет
Ослепительной краСой.
У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения. Возможно, ли
прочитать это стихотворение быстро?
Д Нет.
У. Вы правы. Его следует прочесть неторопливо. А каким должен быть тон
чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения?
Д. Тон спокойный, неторопливый, таинственный ...
Настроение волшебное, торжественное, тревожное ...
У. А как вы думаете, в какой строфе более проявляется тревожное чувство?
Д. Во второй строфе.
Выразительное чтение учащимися второй строфы и его анализ .
У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное?
Д. Во второй строфе.
Выразительное чтение и анализ третьей строфы.
У. Прочитайте, пожалуйста, весь текст про себя. Обратите внимание на
пунктуацию, на перенос интонации. Подготовьтесь к выразительному
чтению всего стихотворения.
Выразительное чтение стихитворения. ( несколько учеников)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
Что вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?
Вы стали лучше – хуже?
За что ты можешь оценить свою работу.
А какую тайну мы пытались разгадать на уроке?
( Ответы учеников)
У. Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения
Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте
зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь вечны ... И именно в этом состоянии проявляется
вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может
остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету
. Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка Зима властвует над ним и
Солнце не в силах что либо изменить .
( Если останется время)
VIII. Оценивание учителем.
IX. Домашнее задание.
Выучите, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к
данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован,лес
стоит...»наизусть).
( если останется время)
X. ( если останется время) Творческая работа. Работа в группе. ( на парте у
каждого листок).
Придумать четверостишье о природе
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Урок литературного чтения 3 класс Ф. Тютчев " Чародейкою зимою..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.